Помощь родителей ребенку в преодолении нарушений звукопроизношения.
консультация на тему

Помощь  родителей ребенку

 в  преодолении  нарушений  звукопроизношения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Помощь  родителей ребенку

 в  преодолении  нарушений  звукопроизношения.

Логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения проводится в определенной последовательности, поэтапно. Общий ее ход должны  себе представлять и родители, поскольку их активное и сознательное участие в логопедическом процессе значительно сокращает сроки работы и повышает ее общую эффективность.

Все содержание логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения условно может быть разделено на три основных этапа, каждый из которых преследует определенную цель:

  1. Постановка звука.
  2. Автоматизация звука.
  3. Дифференциация вновь воспитанного звука от сходных с ним.

Под постановкой звука понимается сам процесс обучения ребенка правильному произношению этого звука. Ребенка учат придавать своим артикуляторным органам то положение, которое свойственно нормальной артикуляции звука, что и обеспечит правильность его звучания.

Звук "ставится" заново в случае его полного отсутствия в речи или замены другим звуком, а также при наличии такого дефекта в произношении, который нельзя частично "подправить" и довести до нормы. Иногда же ограничиваются так называемой коррекцией звука, заключающейся в уточнении лишь отдельных элементов его артикуляции, которая в целом близка к нормальной.

В некоторых случаях необходимо проведение подготовительной работы. Она заключается в артикуляторной гимнастике, основная цель которой состоит в развитии достаточной подвижности губ и языка.

Помощь родителей в подготовительный период играет очень большую роль. Она должна заключаться в систематическом  выполнении с ребенком всех предлагаемых логопедом артикуляторных упражнений, а также упражнений в слуховой дифференциации звуков. Для этого не нужно быть специалистом – достаточно получить лишь его подробную консультацию.

После проведения необходимой подготовительной работы переходят непосредственно к постановке звука. Она может производиться по подражанию, с механической помощью и смешанным способом.

Способ постановки звука по подражанию является наиболее легким, как для логопеда, так и для самого ребенка, т.к. требует минимальной затраты усилий и времени. Он заключается в том, что логопед в присутствии ребенка ясно и четко произносит нужный звук. Ребенок, слыша звук и одновременно видя его артикуляцию, нередко сразу оказывается в состоянии его произвести. Если это произошло, то постановку звука можно считать законченной: ребенок научился произносить его правильно. Этот способ постановки звука могут использовать и сами родители – во многих случаях он "сработает". Понятно, что постановка звука по подражанию возможна лишь при наличии у ребенка достаточной подвижности артикуляторных органов и правильного их строения.

Как только удается добиться правильного звучания изолированного звука, нужно сразу переходить к следующему этапу коррекции звукопроизношения – к этапу автоматизации, т.е. к обучению ребенка правильному произношению звука в связной речи. На изолированном его произношении долго задерживаться не следует, поскольку наша речь представляет собой поток непрерывных изменений, и движения губ и языка при произнесении согласных не являются стандартными, а зависят от того, в составе какого комплекса движений они осуществляются.

Этап автоматизации звука можно считать законченным лишь тогда, когда ребенок овладеет навыком правильного произнесения "нового" звука в обычной разговорной речи. На этот момент приходится обратить особое внимание, т.к. очень многие дети, уже овладевшие правильным произношением звука, не употребляют в своей самостоятельной речи. Чаще всего это имеет место при преждевременном прекращении логопедических занятий, что случается в основном по вине родителей. Именно по этой причине к логопедам потом нередко обращаются уже взрослые люди, с детских лет умеющие правильно произносить тот или иной звук, но так и не научившиеся пользоваться им в своей речи.

Помощь логопеду со стороны родителей на этом этапе просто незаменима. Сначала она должна заключаться в систематическом прослушивании ими всех произносимых ребенком слогов, слов и фраз с автоматизируемым звуком в целях контроля над правильностью его звучания. В дальнейшем будет необходим точно такой же постоянный контроль над всей речью ребенка в обычных жизненных ситуациях: неправильно произнесенный звук нужно каждый раз поправлять. Именно  этим и будет обеспечена полная автоматизация звука, причем сделано это будет в самый короткий срок, что избавит родителей от необходимости "долго водить" ребенка к логопеду.

Основная задача этапа дифференциации звуков заключается в том, чтобы воспитать у ребенка прочный навык уместного употребления в речи вновь воспитанного звука, без смешения его с акустически или артикуляторно близкими звуками. Это достигается путем специальных упражнений. Работу по различению ребенком смешиваемых звуков по сути дела начинают уже в подготовительный период и в период и в период постановки звука.

Роль родителей на этапе дифференциации звуков не менее важна, чем на этапе автоматизации, и заключается она в систематическом контроле за правильностью выполнения ребенком логопедических заданий, включая и письменные, а также постоянный контроль над его речью в обычных жизненных ситуациях – до полного исчезновения в ней звуковых замен. Весь необходимый и расположенный в соответствующей последовательности дидактический материал для автоматизации и дифференциации звуков, начиная со слогов и кончая связными текстами, дается логопедом.

Такова общая последовательность логопедической работы при коррекции дефектов звукопроизношения у детей. Соблюдение именно такой последовательности в работе является обязательным, т.к. всякое ее нарушение негативно сказывается на общем результате и затягивает сроки самой работы.

                                                                 Книга "Логопедия  для всех"  Л.Г.Парамонова.

Учитель-логопед Ермилова Е.А.