Помощь родителей ребенку в преодолении нарушений звукопроизношения.
консультация на тему
Помощь родителей ребенку
в преодолении нарушений звукопроизношения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pomoshch_roditeley_po_preodoleniyu_narusheniy_zvukoproiznosheniya.doc | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Помощь родителей ребенку
в преодолении нарушений звукопроизношения.
Логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения проводится в определенной последовательности, поэтапно. Общий ее ход должны себе представлять и родители, поскольку их активное и сознательное участие в логопедическом процессе значительно сокращает сроки работы и повышает ее общую эффективность.
Все содержание логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения условно может быть разделено на три основных этапа, каждый из которых преследует определенную цель:
- Постановка звука.
- Автоматизация звука.
- Дифференциация вновь воспитанного звука от сходных с ним.
Под постановкой звука понимается сам процесс обучения ребенка правильному произношению этого звука. Ребенка учат придавать своим артикуляторным органам то положение, которое свойственно нормальной артикуляции звука, что и обеспечит правильность его звучания.
Звук "ставится" заново в случае его полного отсутствия в речи или замены другим звуком, а также при наличии такого дефекта в произношении, который нельзя частично "подправить" и довести до нормы. Иногда же ограничиваются так называемой коррекцией звука, заключающейся в уточнении лишь отдельных элементов его артикуляции, которая в целом близка к нормальной.
В некоторых случаях необходимо проведение подготовительной работы. Она заключается в артикуляторной гимнастике, основная цель которой состоит в развитии достаточной подвижности губ и языка.
Помощь родителей в подготовительный период играет очень большую роль. Она должна заключаться в систематическом выполнении с ребенком всех предлагаемых логопедом артикуляторных упражнений, а также упражнений в слуховой дифференциации звуков. Для этого не нужно быть специалистом – достаточно получить лишь его подробную консультацию.
После проведения необходимой подготовительной работы переходят непосредственно к постановке звука. Она может производиться по подражанию, с механической помощью и смешанным способом.
Способ постановки звука по подражанию является наиболее легким, как для логопеда, так и для самого ребенка, т.к. требует минимальной затраты усилий и времени. Он заключается в том, что логопед в присутствии ребенка ясно и четко произносит нужный звук. Ребенок, слыша звук и одновременно видя его артикуляцию, нередко сразу оказывается в состоянии его произвести. Если это произошло, то постановку звука можно считать законченной: ребенок научился произносить его правильно. Этот способ постановки звука могут использовать и сами родители – во многих случаях он "сработает". Понятно, что постановка звука по подражанию возможна лишь при наличии у ребенка достаточной подвижности артикуляторных органов и правильного их строения.
Как только удается добиться правильного звучания изолированного звука, нужно сразу переходить к следующему этапу коррекции звукопроизношения – к этапу автоматизации, т.е. к обучению ребенка правильному произношению звука в связной речи. На изолированном его произношении долго задерживаться не следует, поскольку наша речь представляет собой поток непрерывных изменений, и движения губ и языка при произнесении согласных не являются стандартными, а зависят от того, в составе какого комплекса движений они осуществляются.
Этап автоматизации звука можно считать законченным лишь тогда, когда ребенок овладеет навыком правильного произнесения "нового" звука в обычной разговорной речи. На этот момент приходится обратить особое внимание, т.к. очень многие дети, уже овладевшие правильным произношением звука, не употребляют в своей самостоятельной речи. Чаще всего это имеет место при преждевременном прекращении логопедических занятий, что случается в основном по вине родителей. Именно по этой причине к логопедам потом нередко обращаются уже взрослые люди, с детских лет умеющие правильно произносить тот или иной звук, но так и не научившиеся пользоваться им в своей речи.
Помощь логопеду со стороны родителей на этом этапе просто незаменима. Сначала она должна заключаться в систематическом прослушивании ими всех произносимых ребенком слогов, слов и фраз с автоматизируемым звуком в целях контроля над правильностью его звучания. В дальнейшем будет необходим точно такой же постоянный контроль над всей речью ребенка в обычных жизненных ситуациях: неправильно произнесенный звук нужно каждый раз поправлять. Именно этим и будет обеспечена полная автоматизация звука, причем сделано это будет в самый короткий срок, что избавит родителей от необходимости "долго водить" ребенка к логопеду.
Основная задача этапа дифференциации звуков заключается в том, чтобы воспитать у ребенка прочный навык уместного употребления в речи вновь воспитанного звука, без смешения его с акустически или артикуляторно близкими звуками. Это достигается путем специальных упражнений. Работу по различению ребенком смешиваемых звуков по сути дела начинают уже в подготовительный период и в период и в период постановки звука.
Роль родителей на этапе дифференциации звуков не менее важна, чем на этапе автоматизации, и заключается она в систематическом контроле за правильностью выполнения ребенком логопедических заданий, включая и письменные, а также постоянный контроль над его речью в обычных жизненных ситуациях – до полного исчезновения в ней звуковых замен. Весь необходимый и расположенный в соответствующей последовательности дидактический материал для автоматизации и дифференциации звуков, начиная со слогов и кончая связными текстами, дается логопедом.
Такова общая последовательность логопедической работы при коррекции дефектов звукопроизношения у детей. Соблюдение именно такой последовательности в работе является обязательным, т.к. всякое ее нарушение негативно сказывается на общем результате и затягивает сроки самой работы.
Книга "Логопедия для всех" Л.Г.Парамонова.
Учитель-логопед Ермилова Е.А.