Родителям тоже будет интересно.
консультация (5, 6, 7, 10, 11 класс) на тему

Ермошина Светлана Валерьевна

Выступление Даутовой О.Б. на конференции "Территория детства"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл l3_dautova_rebenok.pptx698.45 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Территория счастливого детства… Территория счастливого детства? Территория счастливого детства! Даутова О.Б., д.п.н., профессор кафедры андрагогики и педагогики СПб.АППО 22 сентября 2015 г.

Слайд 2

Вопросы для обсуждения : 1) Циклическая смена поколенческих ценностей: теория поколений. 2) Исследования современного детства (исследования РАО и РАМН « Российский ребёнок 21 века »). 3) Изменение ребенка – изменение школы: возможности и риски .

Слайд 3

Теория поколений создана в 1991 году американскими учеными Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом на стыке экономики, демографии, истории и литературы заявляет о циклической смене поколенческих ценностей «зима», «весна», «лето», «осень ». Адаптацию Теории Поколений для России в 2003-2004 году выполнила команда под руководством Евгении Шамис — координатора проекта Rugenerations .

Слайд 4

Цикл поколений Поколение GI ( «осень», «победители», «герои») Годы рождения – 1900-1923 . Их ценности продолжали формироваться до 1933 года. События, сформировавшие ценности: революционные события 1905 и 1917 годов, коллективизация, электрификация. Ценности: трудолюбие, ответственность, почти религиозная вера в светлое будущее, приверженность идеологии, семья.

Слайд 5

Цикл поколений Молчаливое поколение («зима», «художники») Годы рождения – 1923-1943 . Их ценности продолжали формироваться до 1953 года. События, сформировавшие ценности: сталинские репрессии, Вторая мировая война, послевоенное восстановление, открытие антибиотиков. Ценности: преданность, соблюдение правил, законов, уважение к должности и статусу, честь, терпение.

Слайд 6

Цикл поколений Поколение бумеров («весна», «пророки») Годы рождения – 1943-1963 . Их ценности продолжали формироваться до 1973 года. События, сформировавшие ценности: «оттепель», покорение космоса, СССР-супердержава, «холодная война», единый стандарты школьного обучения и гарантированность медицинского обслуживания. Ценности: оптимизм, заинтересованность в личностном росте и вознаграждении, и при этом коллективизм и командный дух, культ молодости.

Слайд 7

Цикл поколений Поколение Х (неизвестное поколение, «дети с ключом на шее», «лето», «кочевники») Годы рождения – 1963-1983. Их ценности продолжали формироваться до 1993 года. События, сформировавшие ценности: продолжение «холодной войны», Перестройка, СПИД, наркотики, война в Афганистане. Ценности: готовность к изменениям, возможность выбора, глобальная информированность, техническая грамотность, индивидуализм, стремление учиться в течении всей жизни, неформальность взглядов, поиск эмоций, прагматизм, надежда на себя, равноправие полов.

Слайд 8

Цикл поколений Поколение Y (также названо поколением Сети и поколением Миллениум, «осень», «герои») Годы рождения – 1983-2003. Их ценности продолжают формироваться и сейчас. События, сформировавшие ценности: распад СССР, теракты и военные конфликты, атипичная пневмония, развитие цифровых технологий. Мобильные телефоны и интернет – их привычная действительность. Эпоха брендов. Ценности: гражданский долг и мораль, ответственность, но при этом наивность и умение подчиняться. На первый план для поколения Y выходит немедленное вознаграждение.

Слайд 9

Цикл поколений Поколение Z («зима», «художники») Годы рождения – 2003 -20 2 3 . Их ценности будут формироваться до 2033 года. События, сформировавшие ценности: усиление государственной власти, слияния и поглощения, теракты и эпидемии, слабое погибает – сильное крепчает. Ценности : преданность, соблюдение правил, законов, уважение к должности и статусу, честь, терпение.

Слайд 10

Российский ребёнок 21 века серьёзные изменения ценностных ориентаций детей и подростков на первый план выходят интеллектуальные, волевые и соматические (здоровье) ценностные ориентации: образованность, настойчивость, решительность, здоровье, внешность чуткость, терпимость, умение сопереживать — на последний

Слайд 11

Вопросы: До какого возраста в основном формируются ценности поколений и ценности человека? Какие факторы влияют, прежде всего, на формирование ценностей? Надо ли менять систему обучения для «новых» детей?

Слайд 12

Ценности поколений формируются: в возрасте до 10-12 лет, под влиянием событий (общественных, политических, экономических, социальных, технологических) воспитания в семье (что хорошо и плохо, что можно делать и что нельзя). Ребенок в это время не оценивает происходящее, а просто осваивает наиболее эффективные технологии жизни.

Слайд 13

Рис. 1-1. Четыре уровня окружающей среды, входящие в состав модели экологических систем, предложенной Бронфенбреннером в качестве модели развития ребенка. Дети учатся тому, что они видят вокруг себя

Слайд 14

О подходах к обучению c овременных детей (Поколение « Z ») Увеличение скорости обучения Одна картинка стоит тысячи слов Мультизадачность и умение заинтересовать Система поощрений Самостоятельность мысли и действия Мотивация к новому, переменам

Слайд 15

Лаборатория Лаборатория Лаборатория ТВ Самостоятельная учебная деятельность Самостоятельная учебная деятельность Самостоятельная учебная деятельность Домашняя работа Домашняя работа Сон Сон Сон Сон Сон Сон Сон Лаборатория Лаборатория Урок Урок Урок Урок Урок Экзамен Экзамен Домашние обязанности Общение с друзьями Отдых Время День 1 День 2 День 3 День 4 День 5 День 6 Активность мозга ребенка ( исследование (MI Т )

Слайд 16

Российский ребёнок 21 века 2005 - 2009 г. - резко снизилось когнитивное развитие детей дошкольного возраста снижение уровня линейного и структурного визуального мышления развитие дивергентного мышления (креативности) снизилось с " хорошего " до " слабого "

Слайд 17

Визуальное линейное и структурное мышление (Прогрессивные матрицы Равена ) Линейное визуальное мышление характеризует начальный этап в развитии визуального мышления. Позволяет проводить в уме операции сравнения различных изображений и их деталей, а также продолжать, дополнять и восстанавливать изображения по их фрагментам. Линейное визуальное мышление позволяет проводить операции, которые нельзя реализовать на основе процесса восприятия.

Слайд 18

Визуальное линейное и структурное мышление (Прогрессивные матрицы Равена ) Структурное визуальное мышление позволяет видеть закономерные взаимосвязи в организации элементов изображения («видеть» структуру) и оперировать этими закономерностями, переносить их в рамках данной визуальной структуры, то есть мыслить по аналогии.

Слайд 19

Российский ребёнок 21 века Снизилась энергичность детей, их желание активно действовать При этом возрос эмоциональный дискомфорт.

Слайд 20

Российский ребёнок 21 века сужение уровня развития сюжетно-ролевых игр школьников недоразвитие мотивационно-потребностной сферы ребенка, а также его воли и произвольности.

Слайд 21

Российский ребёнок 21 века крайне низкие показатели в тех действиях детей, которые требуют внутреннего удержания правила и оперирования в плане образов сегодня с данными действиями справляется не более 10% детей неразвитость внутреннего плана действия и сниженный уровень детской любознательности и воображения детям оказывается недоступным то, с чем легко справлялись их ровесники три десятилетия назад.

Слайд 22

Российский ребёнок 21 века Неразвитость тонкой моторики руки старших дошкольников, отсутствие графических навыков, т.е. несформированность определенных мозговых структур, ответственных за формирование общей произвольности Низкий уровень произвольности как в умственной, так и в двигательной сфере дошкольника является одним из наиболее тревожных факторов, достоверно установленных учеными РАО.

Слайд 23

Российский ребёнок 21 века недостаточная социальная компетентность 25% детей младшего школьного возраста, их беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты более 30% самостоятельных решений, предложенных детьми, имеют явно агрессивный характер.

Слайд 24

Российский ребёнок 21 века приобщение детей к телеэкрану, начиная с младенческого возраста к началу школьного возраста время просмотра достигает 10—12 тыс. часов, более 60% родителей проводят досуг с ребенком перед телевизором, у каждого десятого ребенка-дошкольника все (!) свободное время проходит у телевизора в результате возникает особая потребность экранной стимуляции, которая блокирует собственную деятельность ребенка.

Слайд 25

Российский ребёнок 21 века обеднение и ограничение общения подростков со сверстниками, рост явлений одиночества, отвержения низкий уровень коммуникативной компетентности если в начале 90-х гг. многие подростки отличались чувством одиночества, но при этом их тревожность стояла на 4—5 местах по силе проявления, то в 2009 г. тревожность у 12—15-летних детей вышла на 2-е место, усугубляясь чувством брошенности , ненужности взрослому миру, опустошенности, растерянности, неверия в себя.

Слайд 26

Российский ребёнок 21 века рост числа детей с эмоциональными проблемами, находящихся в состоянии аффективной напряженности из-за постоянного чувства незащищенности, отсутствия опоры в близком окружении и потому беспомощности накопление отрицательного эмоционального опыта , который постоянно увеличивается по закону " замкнутого психологического круга " и находит свое выражение в относительно устойчивом переживании тр евожности

Слайд 27

Российский ребёнок 21 века у подростков происходят регрессивные изменения в мозговом обеспечении познавательной деятельности, а обусловленная гормональным процессом повышенная активность подкорковых структур приводит к ухудшению механизмов произвольного регулирования ухудшаются возможности избирательного внимания, снижается возможность избирательной оценки значимости информации, уменьшается объем рабочей памяти несоответствие механизмов мозгового обеспечения когнитивных процессов и самосознания подростком своей взрослости и независимости

Слайд 28

Российский ребёнок 21 века тенденция к прогрессивному снижению темпов продольного роста тела, нарастанию астенизации телосложения, отставанию в приросте мышечной силы большую группу составляют дети, для которых характерно проблемное течение психического развития в онтогенезе распространенность основных форм психических заболеваний детей, которая каждые десять лет возрастает на 10—15%.

Слайд 29

Российский ребёнок 21 века значительное число детей с ограниченными возможностями здоровья, где общее психическое недоразвитие (олигофрения) отмечается у 22,5%; а дисгармоническое развитие (психопатии) отмечается у 26,5%

Слайд 30

Российский ребёнок 21 века увеличивается категория одаренных детей, среди них: - дети с особо развитым мышлением - дети, способные влиять на других людей, — лидеры - дети-"золотые руки" -дети, представляющие мир в образах, художественно одаренные - дети, обладающие двигательным талантом.

Слайд 31

Российский ребёнок 21 века на первый план у современных детей подросткового возраста выходят не развлечения, а свой особый поиск смысла жизни, возрастает их критичность по отношению к взрослым, т.е. фиксируются новые характеристики в их социальном развитии

Слайд 32

Российский ребёнок 21 века на первый план у современных детей подросткового возраста выходят не развлечения, а свой особый поиск смысла жизни, возрастает их критичность по отношению к взрослым, т.е. фиксируются новые характеристики в их социальном развитии

Слайд 33

Российский ребёнок 21 века Нынешние дети позднее проходят через 2 ростовых скачка или 2 кризисных периода развития: первый скачок, называемый предростовым спуртом, (6 — 6,5 лет), не как 30 лет назад, а на 7— 8 лет, т.е. на младший школьный возраст второй скачок, называемый пубертатным спуртом, связанный с процессом полового созревания, также отодвинулся с V—VI на VIII—IX класс для девочек и девятый-десятый для мальчиков

Слайд 34

Российский ребёнок 21 века И все же... - от 50 до 55% детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов в больших городах России имеют сегодня IQ 115 баллов и выше - это вызывает опасность "перекоса" акцента на интеллектуальное развитие ребенка в ущерб социальному, в том числе личностному развитию.

Слайд 35

Педагоги и психологи о современных детях Значительно отличаются от сверстников прошлого века Повышенная тревожность Агрессия Повышенная возбудимость Повышенная потребность к восприятию информации Повышенная эмоциональность и впечатлительность Настойчивость и требовательность Не слышат, когда к ним обращаются Не желают подчиняться указаниям взрослых Выражают протест(вплоть до агрессии), когда их заставляют что то делать Завышенная самооценка

Слайд 36

Современные дети (Кондаков А.М.) Диагностические задания конца Х X в. для 5-ти летних детей (как показатели типичного развития ) успешно выполняют 3-х летние Массовая одаренность или правило?

Слайд 37

У детей ХХ в. был хорошо развит подражательный рефлекс У детей ХХ I в. преобладает рефлекс свободы, они сами выстраивают стратегию своего поведения Современные дети (Кондаков А.М.)

Слайд 38

Какой вопрос доминирующий? Не преемственно- следственная зависимость объектов и явлений, а смысл поступков и действий Современные дети (Кондаков А.М.)

Слайд 39

Главное отличие от сверстников ХХ в.: В сознании современного ребенка доминирует смысловая среда как регулятор поведения деятельности системно –смысловой тип сознания, а не системно-структурный Современные дети (Кондаков А.М.)

Слайд 40

Современные дети Типы культуры ( М.Мид , И. A. Зимняя) Постфигуративный – дети учатся у предшественников и воспроизводят культуру Префигуративный – взрослые учатся у детей(замена программного обеспечение на компьютере, обучение работы с планшетом и пр.) Кардинально меняются отношения между взрослыми и детьми . Современная культура отличается колоссальным объемом транслируемой и обрабатываемой информации Переход от постиндустриального к информационному типу развития общества

Слайд 41

Что можно менять в образовании? Цели, ценности Содержание Методы, формы, технологии Средства Другое

Слайд 42

Матрица личностной зрелости Психосоциальная идентичность характерна только для зрелой личности. Э. Эриксон

Слайд 43

Идентичность личности: много – «Я»

Слайд 44

Информация Картина мира – ментальный образ действительности, сформированный когнитивным сознанием человека или народа в целом и являющийся результатом как прямого эмпирического отражения действительности органами чувств, так и сознательного рефлексивного отражения действительности в процессе мышления Картина мира как иерархическая структура

Слайд 45

Условия достижения личностного, бытийного способа существования школьника расширение сферы самосознания школьника за счет овладения рефлексивными практиками, что требует введения процедуры рефлексии; расширение ценностно-смысловой сферы личности, что предполагает наличие процедуры понимания; построение конструктивного межличностного взаимодействия на основе симметричной коммуникации, что обусловливает введение процедуры коммуникации ; развитие способности к действию / к деятельности , что требует введения процедуры проектирования .

Слайд 46

Что меняется? Реализация принципа целостности образовательного процесса, как системного, непрерывного взаимодействия субъектов образования

Слайд 47

Интегративность программ воспитания Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную. Необходима интегративность программ духовно-нравственного воспитания.

Слайд 48

ОСНОВНЫЕ ЛИНИИ СО-ОРГАНИЗАЦИИ В ШКОЛЕ: 1.Основного и дополнительного образования : интегрированные уроки (урок-спектакль, урок-игра, урок-концерт), элективные курсы, факультативы , проводимые в учебное время, но на основе принципов дополнительного образования детей; творческое переосмысление учебной программы и переход к разработке авторских образовательных программ . 2.Внеучебной и учебной деятельности в свободное от основных уроков время и как продолжение учебной деятельности, но с расширением содержания того или иного школьного предмета (факультативы, спецкурсы, предметные кружки и др.), проводимые учителями - предметниками. 3. Дополнительного образования и внеучебной деятельности (концерты, выставки, соревнования и др. общешкольные дела массового характера, праздники) во внеучебное время, через вовлечение не только тех детей, которые ходят в различные творческие объединения, но и их руководителей, педагогов- организаторов, учителей, всех желающих.

Слайд 49

Культурная практика Культурная практика - основная педагогическая единица внеурочной деятельности , представляющая собой организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие , участие в котором помещает их в меняющиеся культурные среды, расширяет их опыт конструктивного, обучаемого, творческого поведения в культуре. Является основной педагогической единицей внеурочной деятельности.

Слайд 50

Социальная практика основная педагогическая единица внешкольной деятельности, представляющая собой педагогически моделируемую в реальных условиях общественно значимую задачу , участие в решении которой формирует у педагогов и воспитанников социальную компетентность и опыт конструктивного гражданского поведения. Социальные практики позволяют школьнику получать опыт нравственно значимого поступка, переводя содержание национальных ценностей в форму их усвоения через общественно значимую деятельность.

Слайд 51

Литература: Асмолов А.Г. Оптика просвещения: социоциокультурные перспективы. 2012 г. Валицкая А.П. Образование в России: стратегия выбора. СПб., 1998. Валицкая А.П. Новая школа России: культуротворческая модель. СПб., 2005. Даутова , О.Б. Шаг к себе: новые вызовы современного образования: Научно-методические материалы/ Под ред. А.П.Тряпицыной. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2008. – 149 с. (9, 3 п.л.) Даутова , О.Б. Изменения учебно-познавательной деятельности школьника в образовательном процессе: Монография/ Под ред. А.П.Тряпицыной. – СПб.: , 2010. – 300 с. (20 п.л.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "В селе есть тоже много интересного"

Развитие творческих способностей учащихся, способности сравнивать жизнь города и деревни, расширить знания об особенностях русских народных промыслов (Гжель, Хохлома, Палех)...

Презентация к уроку в 7 классе по теме "В деревне есть тоже много интересного"

Данная презентация представляет собой методическую разработку к серии уроков по теме "В деревне есть тоже много интересного" для 7 класса....

Презентация к уроку по немецкому языку 7 класс "В деревне тоже много интересного"

Данная презентация помогает учителю в проведении уроков по данной теме, закрепление лексики, объяснение нового грамматического материала....

Презентация к уроку по немецкому языку 7 класс "В деревне тоже много интересного"

План-коспект внеклассного мероприятия.о сказках Германии, дополнительный материал по страноведению....

Презентация "В деревне тоже много интересного"

презентация предназначениа для повторения лексики по теме "В деревне тоже много интересного", содержит иллюстративный материал и тренировочные упражнения, после выполнения которых учащиеся смогут опис...

Конспект урока "В деревне тоже много интересного!"

Урок является одним из завершающих учебную тему "В дерене тоже много интересного" в 7 классе.по учебнику И.Л.Бим....

План конспект урока в 7 классе по теме "В деревне тоже много интересного"

Рассужения на тему:Где жить лучше и интереснее, в городе или в деревне?...