«О приемах успешной учебы»
материал (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: «О приемах успешной учебы»
Социальную ценность обучения, усвоения знаний родители понимают лучше, чем их дети-подростки. Чаще всего конфликты между родителями и детьми возникают из-за слабых учебных результатов. Не каждый подросток хочет и не всегда может выполнить родительские требования. Осложнения в учебе ребенка родители часто считают своими собственными неудачами, а иногда даже позором, а успехи своих детей, их хорошие результаты готовы оценивать как собственные достижения. Поэтому конфликты, связанные с учебой ребенка, часто сопровождаются излишними эмоциями, нередко возникающими вопреки здравому смыслу. Многие родители и учащиеся склонны считать отличную учебу залогом будущих прочных жизненных успехов. Однако каждый из нас может привести примеры, когда ребенок, не отличавшийся успехами в школе, в последующей жизни добивается профессиональных успехов и личного счастья.
Развитие человека протекает неравномерно, поэтому многие некогда плохие ученики, став взрослыми, поступают в вузы и успешно учатся, как бы сводя на нет свое «прошлое».
Учебу надо начинать рано, но никогда не поздно начинать учиться.
Во время учебы ребенок благодаря целенаправленным усилиям усваивает новые знания. Эти усилия вдохновляются внутренними побуждениями - стимулами. Одним из важных внутренних стимулов является желание выполнять семейные требования. Ради любви и уважения, которые подросток испытывает к родителям (или другим лицам), он готов выполнить предъявляемые к нему требования.
Известно, что некоторые дети учатся для любимого или «до страсти обожаемого» педагога, а другие, заявляя, что «для него я учиться не буду», готовы специально получать неудовлетворительные отметки по предмету несимпатичного им преподавателя.
Признание и радость окружающих людей являются для учебных успехов подростка большим стимулом. И наоборот, если в семье учеба считается делом второстепенным, родные не видят достигнутых результатов, равнодушны как к успехам, так и к неудачам ребенка, то вряд ли у него появится стимул к работе и учебе.
Недостаток в стимулирующем влиянии наблюдается и в тех случаях, когда подросток находится в эмоциональном конфликте с членами семьи. Сопротивление нередко возникает у него из-за того, что в семье требуют от него слишком многого, хотят получить учебные результаты, превышающие его способности. Избыток требований порождает упрямство. Безответственное отношение к учебе, невыполнение домашних заданий, прогулы нередко и есть выражение упрямого сопротивления. Упреки и наказания, как правило запоздалые, оскорбление самолюбия, так же как и «душеспасительные беседы», «театральные сцены» не способствуют преодолению конфликтов.
В таких случаях следует проанализировать обстоятельства, вызвавшие взрыв упрямства. Это необходимо не только в интересах улучшения учебных результатов. Надо попытаться добиться в атмосфере, в которой живет семья, таких изменений, которые бы стимулировали подростка. В воспитании детей никогда не поздно начинать «новые страницы».
«...Не встанешь из-за стола до тех пор, пока не выучишь уроки» - строгость такого рода обычно не дает устойчивых результатов. Учеба не рубка дров, чтобы одним взглядом можно было бы измерить ее объем. Ребенок порой часами сидит над книгой, пробегает взглядом строчки, изображает напряженное учение, но он никогда не усвоит материал, если не захочет его познать, а желание учиться надо воспитывать, стимулировать, вызвать его силой нельзя.
Одобрение или осуждение учебных результатов родители нередко выражают в вознаграждениях или наказаниях. Действуют эти способы, как правило, больше всего в начале подросткового возраста. Стремление ребенка приобрести желаемую вещь (или поехать куда-то) часто оказывается действенным стимулом,
но это весьма примитивное средство, с помощью которого можно повысить уровень прилежания, наверное, лишь у инфантильного ребенка.
Желательно, чтобы подростка стимулировали не стремление к награде, не боязнь наказания, а внутренние нравственные установки. Наказания за учебные неудачи - большая ошибка, особенно если они возникают вопреки всем усилиям ребенка.
Наказания не помогают ребенку стать восприимчивее, прилежнее или умнее, наоборот, они приводят к равнодушию и упрямству. Значительно в большей степени приближает нас к цели планомерный, последовательный, деловой, но не унизительный контроль. В таком контроле дети чувствуют проявление любви и заботы о них.
К работе и учебе стимулирует также чувство долга, которое должно воспитываться у ребенка с раннего возраста. Очень часто сознание ответственности за свою семью и за свое будущее становится серьезным стимулом. Многие подростки довольно рано начинают понимать, что подлинными признаками желаемого для них ощущения взрослости являются не бездумное подражание поведению взрослых и тем более не курение, потребление алкогольных напитков и позднее возвращение домой, а чувство ответственности, долга по отношению к семье, своим товарищам, к самому себе. Вместе с тем такие подростки понимают, что учение - это не только благородное соперничество с товарищами по классу, не только новая форма самоутверждения, проба сил и тем более не погоня за отметками, а наиболее эффективный способ получить знания, профессиональное образование, которое представляет ценность как для семьи, так и для общества.
Добиться общественного признания, материальных, духовных, нравственных благ - задача очень привлекательная, и выполнить ее можно единственным путем: успешным учением. Таким образом, серьезным стимулом в учебе является подготовка к желаемой или уже выбранной профессии.
Радость завтрашнего дня уже не измерить крупными или малыми «вознаграждениями». Успех можно планировать, только опираясь на перспективы дальнейшей судьбы подростка. По мере становления самостоятельности подросток все больше стремится к тому уровню, который он сам для себя определил. Это уже признак формирования взрослости.
В человеке можно развить почти любую способность, точно так же как воспитать внимание, выдержку, сосредоточенность. Все без исключения качества, необходимые ребенку для учебы, могут быть воспитаны и развиты. Можно выработать и ассоциативное мышление, с помощью которого достигается больший динамизм воспроизведения полученных знаний, большая гибкость ума. Можно развить и память, ее объем, точность запоминания. Все эти способности развиваются в процессе учения. Но они могут ослабнуть, если их не тренировать, подобно тому, как атрофируется мышца, если она не работает.
Наверное, было бы очень хорошо, если бы родители, помогая подросткам в учебе, могли дать такие советы, которые были бы пригодны во всех случаях. К сожалению, таких советов дать невозможно. Универсальных приемов не существует. Каждый человек вырабатывает индивидуальные методы учебы, и если какой-то из них успешно используется одним, то это не означает, что он приведет к такому же результату другого.
Подростки, обладающие повышенными аудитивными способностями (лучше воспринимающие на слух), должны читать изучаемый материал вслух самим себе. Они способны концентрировать свое внимание скорее на слуховых раздражителях, и поэтому их внимание сильнее всего отвлекают звуки. Как правило, они учат вслух, в одиночестве, чтобы им не мешали.
Дети с визуальной (зрительной) памятью менее восприимчивы к звуковым раздражителям. Их внимание рассеивается в зрительно разнообразном, большом помещении. Если они занимаются у окна, го их внимание постоянно привлекает все происходящее на улице. Как правило, эти учащиеся знают такую свою особенность и поэтому во время занятий стараются не отвлекаться от книги, опускают на окнах занавеси или садятся лицом к стене.
Дети с двигательной (кинетической) памятью хорошо запоминают движения и, как правило, обладают склонностью к точному их воспроизведению. Они лучше, чем другие, усваивают рабочие операции, танцевальные движения, спортивные упражнения, то есть все те умения, которые требуют ловкости.
Иногда встречаются люди, поистине достойные удивления. После разового прослушивания музыки они тут же могут воспроизвести сложную мелодию или запомнить мелкие детали единственный раз увиденной ими картины, которые другие не запомнят после многократного просмотра; «кинетики» нередко удивительно хорошо подражают чьим-то движениям, создают пародийные образы, отстукивают пальцами ритм текста, во время занятий любят ходить и жестикулировать.
Однако надо знать, что абсолютно «чистых» типов восприятия не существует. Типы восприятия можно сравнить со строительными элементами, блоками, которые, опираясь друг на друга, образуют здание. Несущим элементом «конструкции» восприятия является один из трех упомянутых выше типов. Остальные два выполняют роль «помощников» (зрение помогает слуху, движению).
Память будет тем надежнее, чем больше типов восприятия в ней участвует Из этого следует, что в процессе самовоспитания нельзя пренебрегать ни одним из них. Нельзя успокаивать себя тем, что ребенок хорошо воспринимает на слух объяснения учителя, -поэтому, мол, ему можно дома не читать текст («все равно не выучит»). Напротив, надо рассуждать так: ребенок в основном относится к аудитивному типу, поэтому он должен стараться как можно внимательнее слушать объяснения учителя, ничего не пропускать из его слов, а дома прочитывать текст учебника и в процессе чтения совмещать отдельные моменты книжного материала с объяснением учителя в классе. Таким образом одновременно включаются аудитивные и визуальные разделы памяти. Если же воспроизводить учебный материал еще и вслух, то с помощью включения двигательных органов речи в восприятии участвует и кинетический элемент. В процессе усвоения знаний принимают участие, конечно, не только органы зрения и слуха, но и другие органы чувств.
Учеба - это умственная работа. Ее выполнение связано с усталостью. Учебные занятия умственно уставшего человека нерезультативны. Перед учебой и во время нее надо «освежать» физические силы. Для этого существует много способов, которые может
применять каждый подросток индивидуально для себя. Но их обязательной, общей чертой является отключение от умственной работы. Это может быть прогулка или игра (желательно на свежем воздухе), отдых на диване или беседа. Полезны активные виды отдыха, например ручной труд, работа по дому, занятия спортом, музыкой. Однако во всех видах отдыха надо следить за тем, чтобы отключение или переключение не было слишком продолжительным, чтобы вновь не устать к тому моменту, когда надо вернуться к учебе. Наиболее подходящая продолжительность времени для отдыха в зависимости от степени усталости - от 5 до 20 минут.
На распределение времени для домашних занятий влияет школьное расписание уроков. В отдельные дни школьнику надо заниматься больше, так как в расписание включено много теоретических предметов. Поэтому многие дети учатся по принципу: один день больше, другой - меньше. Другие поступают правильно: составляют для себя учебный план. Основой такого плана является принцип: каждый урок следует учить по меньшей мере дважды. Первый раз - в тот день, когда он был задан (учащийся еще помнит объяснения учителя), второй раз - в день, предшествующий ответу, написанию сочинения или другой письменной работы. Благодаря этому задание повторяется и лучше запоминается. Прочность усвоения знаний зависит в основном от числа повторений учебного материала.
Такой метод особенно необходим для изучения предметов, в которых есть материал, состоящий из конкретных данных. Запоминание неразрывно связано с забыванием. Заучивание наизусть может иметь две цели: борьбу за запоминание и борьбу против забывания. Значительная часть выученных (и без запинки воспроизведенных) сегодня вечером данных к утру забывается (в лучшем случае держится до полудня), если урок не повторять.
Очень полезно время для выполнения домашних заданий планировать в соответствии с установленным режимом дня. Мы учим ребенка в определенное время засыпать, пробуждаться, принимать пищу. Точно так же можно научить ребенка в определенное время выполнять домашние задания и регулярно отдыхать.
Небезразличен и порядок изучения предметов. Лучше начинать с предмета, который для данного учащегося является наиболее легким. Так значительно быстрее можно войти в рабочее состояние, и при переходе к более сложным предметам внимание будет устойчивее, надежнее, ускорится понимание и усвоение, будет хорошо работать память. Кульминационное состояние можно поддерживать лишь в течение определенного времени, потому что потом вопреки нашей воле и намерению внимание ослабляется. Благоприятное для усвоения время надо использовать на занятия наиболее трудными предметами, приурочивать их к кульминационным периодам.
После трудных предметов надо снова перейти к более легким. Этот период надо подготовить так, чтобы приступать к нему с чувством завершенности какой-то конкретной работы. После выполнения задания надо сделать перерыв для переключения. Бывает, что ученик долго мучится над какой-нибудь задачей и все безуспешно. В таких случаях после отдыха рекомендуется снова вернуться к ней. За 8-10 минут перерыва решение как бы «вызревает», и случается так, что после третьей-четвертой попытки ребенок обнаруживает, к своему удивлению, на какой простой и легкой задаче он споткнулся.
Так же многократно следует возвращаться к тем урокам, которые требуют заучивания наизусть. Если, например, надо выучить стихотворение, то домашние занятия лучше начинать именно с него. Вначале следует хорошо познакомиться с текстом, попробовать воспроизвести наизусть отдельные строки, выражения (далее они станут «опорой» памяти, и благодаря им легче будет заучиваться остальная часть текста). Потом стихотворение надо отложить. Но книгу следует держать рядом, открытой, чтобы можно было периодически возвращаться к стихотворению как бы для отдыха. Таким образом, в течение трехчасового рабочего времени можно возвращаться к стихотворению 4-5 раз. С удивлением ребенок вдруг обнаруживает, что без особых усилий стихотворение почти выучено. А если к тому же стихотворение понравилось ученику, то память сохранит его на длительное время Такой метод приемлем и для запоминания прозаических отрывков, иностранного текста, новых слов, различных определений и т. п. Правда, в стихотворении запоминание облегчают рифмы, ритм и поэтические образы, но конкретность и логичность определений также служат опорой для памяти.
Существует распространенное у школьников мнение, что готовить надо вначале письменные задания и только потом - устные. В результате на приготовление письменных уроков уходит неоправданно много времени и усилий. А между тем с ними было бы легче справиться, если предварительно выучить связанный с ними устный материал (например, перед тем как делать письменное задание по иностранному языку - перевод, - неплохо было бы сначала устно подготовить связанный с ним лексический материал). Очевидно, что перед тем, как переводить, надо знать слова, которые будут встречаться, выучить грамматику. Поэтому лучше начинать с устного изучения. Это, впрочем, является общим правилом. Надо делить задания не на устные и письменные, а на выполнение уроков по предметам!
Изучаемый материал можно членить и внутри каждого предмета, чтобы облегчить его запоминание. Известно, что исторические даты обычно учат словарным методом, дату и связанное с ней событие запоминают по принципу прямой и обратной связи: запоминаем дату - рассказываем связанное с ней событие, рассказываем событие - запоминаем дату. Биографии, описание эпохи, романы, стихотворения пробуждают у учащихся эмоциональный интерес к усвоению связанных с ними знаний. Это, естественно, касается и других предметов.
Сгруппированные или взаимосвязанные знания образуют определенную систему, элементы которой соединяются друг с другом, как звенья в цепи: за какое бы звено ни взяться, можно вытащить всю цепь.
Если одни звенья этой цепи считать уже изученным материалом, то остальные звенья можно рассматривать как новые знания, которые в принятой системе будут органически смыкаться с уже изученным и, следовательно, будут легче усваиваться. Таким образом, используя наше сравнение, мы как бы присоединяем новый материал к старым знаниям. Такой способ изучения учебного материала называется ассоциативным. Наша память основана на ассоциативном принципе.
Мерилом полноценного усвоения знаний является степень готовности к их воспроизведению, то есть с какой скоростью и в какой мере учащийся может воссоздать составные части этих знаний, насколько точно и уверенно может применить их на практике. В процессе обучения формируется мышление, усиливается внимание, улучшается память, обогащается воображение, развиваются ассоциативные способности, скорость и точность воспроизведения. Эти свойства способствуют формированию качеств, характерных для образованного человека, таких, как многосторонность интересов, способность понимать события, происходящие в мире, готовность к изучению обязательного материала. Как следствие этих качеств, у человека формируется прогрессивное мировоззрение, вырабатывается умение применять свои знания на практике, в повседневной жизни. Таким образом, учение - это не только умножение знаний, это формирование личности подростка.
Литература:
Родительский лекторий. 5-11 классы. Материалы для подготовки родительских собраний. Вып. 2/сост. Г.П. Попова.- Волгоград: Учитель, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Что мешает ребенку в успешной учебе?"
Слайд-шоу к родительскому собранию....
ЗОЖ - основа хорошего самочувствия и успешной учебы подростка.
Статья по здоровому образу жизни подростка....
Школьное питание – залог здоровья и успешной учебы
Школьное питание – залог здоровья и успешной учебы...
Обобщение опыта "Использование программ «Без агрессии», «Дисциплина», «Секреты успешной учебы» в воспитательной работе классного руководителя"
В последнее время использование программ сопровождения в школе получило широкое распространение и предоставило классному руководителю возможность создать условия для гармоничного развития, самореализа...
Разработка правил успешной учебы
В презентации представлены советы родителям и детям о том, как быть успешным в школе....
«СЕКРЕТЫ УСПЕШНОЙ УЧЕБЫ»
Материал разработан для учащихся основной и старшей школы, а также их родителей. В работе представлены памятки, с помощью которых можно освоить секреты успешной учебы....
Комплект памяток для успешной учебы
Комплект памяток для успешной учебы...