образовательная программа
рабочая программа на тему
Рабочая образовательная программа "Юный корреспондент" на 2014-2015 учебный год (первый год обучения)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
unyii_korrespondent_kutyavina_sn.doc | 291 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание программы
Пояснительная записка | 3 |
Учебно-тематический план занятий первого года обучения | 5 |
Содержание программы первого года обучения | 6 |
Тематическое планирование занятий первого года обучения | 8 |
Методические рекомендации | 11 |
Список литературы для обучающихся | 12 |
Список литературы для педагога | 12 |
Пояснительная записка
Рабочая программа «Юный корреспондент» составлена на основе программы С.Н. Кутявиной «Юный корреспондент», утвержденной распоряжением министерства образования Иркутской области от 15.07.2011 г. № 821-мр «Об утверждении программ».
Целью работы объединения «Юный корреспондент» является общественно – политическое, нравственное и патриотическое воспитание учащихся, развитие их эстетического вкуса, инициативы и творческих способностей.
Основные направления деятельности объединения «Юный корреспондент»:
- приобретение навыков по сбору, анализу материалов для газеты;
- овладение навыками оформления стенной газеты;
- сотрудничество с газетой «Усть-Удинские вести», публикация в газете статей членов объединения «Юный корреспондент».
Социальная значимость:
Благодаря занятиям в объединении «Юный корреспондент» школьники учатся работать коллективно, решать вопросы с учётом интересов окружающих людей, контактировать с разными людьми, помогать друг другу, оценивать события с нравственных позиций; приобретают навыки самоконтроля, становятся более эрудированными и коммуникабельными людьми; повышается общий уровень культуры учащихся.
Цели:
- учить школьников анализировать события и писать статьи, оформлять детскую газету;
- способствовать воспитанию патриотических и нравственных качеств характера, интереса к историческим событиям современной России;
- способствовать формированию интереса к профессии журналиста.
Задачи:
- способствовать развитию инициативы и творческих способностей обучающихся;
- учить оформлять газету иллюстрациями, фотографиями, рисунками;
- учить оценивать события с высоких нравственных позиций, отражать в газете честно и объективно происходящие события;
- воспитывать усидчивость, целеустремлённость, трудолюбие, аккуратность;
- способствовать социальной адаптации обучающихся в коллективе.
Возраст детей:
В объединении занимаются школьники 11 - 17 лет.
Программа составлена для группы 1-го года обучения, во время которого предполагается овладение детьми первичными навыками оформления газет, написания отзывов, статей, воспитание интереса к журналистике, выявление индивидуальных особенностей обучающихся, развитие творческих способностей.
В программе четко прослеживаются межпредметные связи с базовыми предметами (русский язык, литература, история, мировая художественная культура, обществознание, информатика). Предполагаются экскурсии в редакции городских газет, типографии, встречи с журналистами. Практическим выходом реализации программы является издание школьной газеты.
Методы и приемы:
Словесные (лекции, семинары, эвристические беседы); наглядные (просмотр телепередач); анализ, обобщение, систематизация материалов периодических печатных изданий; практические (практикумы, создание, издание и распространение школьной газеты или журнала); проблемные; диалоговые (дискуссии, пресс-конференции); игровые; экскурсии.
Формы и режим занятий:
Форма работы – коллективная, групповая, индивидуальная.
Продолжительность занятий – 2 часа.
Занятия проводятся два раза в неделю по расписанию.
Ожидаемый результат и способы проверки (критерии оценки):
Обучающиеся первого года обучения должны уметь:
– определять стиль и тип речи;
– давать краткую характеристику текста публицистического стиля;
– в соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал, составлять план и пользоваться им в устных и письменных высказываниях;
– совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения.
Результатом обучения является:
∙ творческое самовыражение учащихся в выпусках детских газет, журналов;
∙ публикации статей в местных или детских изданиях;
∙ участие в конкурсах творческих работ.
Для диагностики результатов также используются тетрадь личностных достижений, мониторинг, тесты.
Формы подведения итогов:
∙ анкетирование на тему «Мои творческие успехи»;
∙ выпуск газеты с отчётом работы объединения «Юный корреспондент»;
∙ участие в итоговой конференции.
Учебно-тематический план занятий
первого года обучения
Длительность занятий – 2 ч.
Часов в неделю – 4 ч.
Всего часов – 144 ч.
№ п\п | Название темы | Кол-во часов всего | Кол-во часов теории | Кол-во часов практики |
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | |
2 | История журналистики и юнкоровского движения | 2 | 2 | |
3 | Знакомство с оформительским делом:
для оформления газеты
| 4 4 10 52 8
4 6 2 28 10 | 2 2 10 36 3 2 2 1 4 4 | 2 2
16 5 2 4 1 24 6 |
4 | Экскурсии | 6 | 6 | |
5 | Обсуждение нравственных, патриотических, эстетических и художественных проблем журналистики | 4 | 4 | |
6 | Итоговое занятие | 2 | 2 | |
Итого: | 144 | 76 | 68 |
Содержание программы первого года обучения
1. Вводное занятие.
Ознакомление с планом работы объединения «Юный корреспондент», с целями, задачами. Правила работы и поведения. Правила по ТБ.
Выборы старосты, распределение обязанностей между членами кружка.
2. История журналистики и юнкоровского движения.
Выпуск первых газет в Китае. Выпуск первых газет в Европе. Влияние газет на формирование общественного сознания. Выпуск первой газеты в России «Ведомости» при Петре I в XVIII в. Влияние газеты на общественную мысль в России.
Каким должен быть юнкор, советы юнкору.
3. Знакомство с оформительским делом.
Анализ материалов периодической печати
Знакомство с газетами. Чтение некоторых статей, их анализ, просмотр иллюстраций. Обсуждение статей.
Изучение особенностей публицистического стиля.
Обобщение и систематизация сведений о стилях и типах речи. Публицистический стиль речи. Общая характеристика: сфера применения, жанры, стилевые особенности, языковые средства Основные жанры публицистического стиля в устной и письменной форме речи. Лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические, изобразительно-выразительные особенности языковых средств публицистического стиля. Сходство и различие художественного и публицистического стилей
Изучение газетных жанров.
Виды газетных и журнальных публикаций. Хроника. Организация работы корреспондентов-хроникеров. Расширенная информация. Заметка. Заметка информационного характера. Заметка типа делового описания. Заметка типа художественного описания с элементами повествования. Информационная заметка с отрицательным содержанием. Заметки на темы, связанные с оценкой поступков. Заметка на дискуссионную тему. Заметка-благодарность. 3аметка-вопрос. Заметка-просьба. Интервью. Интервью-монолог. Интервью-диалог. Коллективное интервью. Интервью-зарисовка. Анкетирование. Путевые заметки. Отчет. Отчет общий (прямой). Отчет тематический. Отчет с комментариями. Репортаж. Событийный репортаж. Тематический репортаж. Постановочный репортаж. 3арисовка.
Иллюстративное оформление газеты.
Подбор иллюстраций, фотографий, рисунков в газету. Компоновка материала, оформление газеты фотографиями. Фотографирование. Изучение понятий «композиция», «портрет», «пейзаж».
Использование разнообразных шрифтов для оформления газеты.
Изучение шрифта. Знакомство с классическим шрифтом. Особенности шрифта. Упражнения в написании классическим шрифтом. Знакомство с видами современного шрифта по различным изданиям периодической печати. Упражнения в написании современным шрифтом. Выбор шрифта для различных по содержанию статей. Использование разнообразных шрифтов для оформления газеты. Графическое оформление газеты.
Графическое оформление газеты.
Название и макет газеты. Заголовок и рамка. Верстка газеты. Оформление материалов газете. Главное и второстепенное в газете.
Дизайн газеты.
Дизайн газеты. Практическая работа по составлению эскизов газет, выбору дизайна.
Работа творческими группами. Определение темы газеты, подбор иллюстраций, текста. Выбор дизайна. Распределение работы в группе, помощь друг другу, выработка умения работать дружно в коллективе, уважая инициативу и творчество друг друга, умение приходить в решении вопросов к консенсусу.
Выпуск газет.
Подбор стихотворения, текста, рисунка, шрифта, цвета оформления газеты. Обучение работать группами, распределяя обязанности, учитывая особенности и интересы товарищей. Обсуждение материалов газеты, фотографирование, блиц-опрос, написание статей, отбор накопленных материалов, оформление газеты.
Работа на ПК.
Обучение работе на ПК. Печатание материала, подбор шрифта, оформление заголовка, выведение материалов на принтер. Выбор шрифта. Печатание текста. Подбор иллюстраций. Рисование. Оформление заголовков. Подготовка презентации. Цветовое оформление проекта. Динамическое оформление проекта. Просмотр проектов, их обсуждение.
4. Экскурсии
Экскурсия в музей. Выпуск газеты по материалам экскурсии.
Обсуждение материалов экскурсии. Подбор иллюстраций, фотографий, написание статьи, компоновка материалов, написание заглавия, печатание статьи, оформление газеты фотографиями.
Экскурсия в библиотеку. Подбор материалов к тематической газете.
Экскурсия в редакцию районной газеты «Усть – Удинские вести».
Встреча с сотрудниками редакции. Знакомство с этапами выпуска газеты.
5. Обсуждение нравственных, патриотических, эстетических и художественных проблем журналистики
Беседа с журналистом.
Особенности, значение труда журналиста. Что такое «жёлтая пресса». Влияние СМИ на взгляды общества. Роль газеты в формировании нравственности, честности, толерантности.
Беседа о роли газеты в жизни современного человека, роли газеты в передаче информации и воспитании человека.
6. Итоговое занятие
Подведение итогов работы объединения «Юный корреспондент». Анкетирование на тему «Мои успехи в журналистике». Анализ анкет о творческих достижениях.
Тематическое планирование занятий
первого года обучения
№ п/п | Тематика занятий | Кол-во часов | дата провед |
1 | 2 | 3 | 4 |
Сентябрь | |||
1-2 | Вводное занятие. | 2 | 1 нед |
3-4 | История журналистики и юнкоровского движения. | 2 | 1 нед |
5-6 | Знакомство с оформительским делом. Название и макет газеты. Заголовок и рамка. Оформление названия и рамки на листе ватмана. | 2 | 2 нед |
7-8 | О чем писать в стенгазете? Сбор материалов для первой стенгазеты. | 2 | 2 нед |
9-10 | Как писать стенгазету? | 2 | 3 нед |
11-12 | Обобщение и систематизация сведений о стилях и типах речи | 2 | 3 нед |
13-14 | Публицистический стиль речи. Общая характеристика: сфера применения, жанры, стилевые особенности, языковые средства | 2 | 4 нед |
15-16 | Выпуск первой стенгазеты. | 2 | 4 нед |
Октябрь | |||
17-18 | Выпуск стенгазеты ко Дню учителя. | 2 | 1 нед |
19-20 | Основные жанры публицистического стиля в устной и письменной форме речи. | 2 | 1 нед |
21-22 | Лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические, изобразительно-выразительные особенности языковых средств публицистического стиля. | 2 | 2нед |
23-24 | Сходство и различие художественного и публицистического стилей. | 2 | 2 нед |
25-26 | Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок. Исправление различных типов ошибок, их условное обозначение. | 2 | 3 нед |
27-28 | Газетные иллюстрации. Роль фотографии и рисунка в газете. | 2 | 3 нед |
29-30 | Практическая работа. Подбор иллюстраций, фотографий, рисунков в текущий номер газеты. Компоновка материала, оформление газеты фотографиями. | 2 | 4 нед. |
31-32 | Выпуск газеты. | 2 | 4 нед |
Ноябрь | |||
33-34 | Виды газетных и журнальных публикаций. Хроника. | 2 | 1 нед |
35-36 | Организация работы корреспондентов-хроникеров. | 2 | 1 нед |
37-38 | Расширенная информация. | 2 | 2 нед |
39-40 | Практическая работа. Написание расширенной информации. Анализ работ. | 2 | 2 нед |
41-42 | Виды газет. | 2 | 3 нед |
43-44 | Изучение шрифта. Графическое оформление газеты. | 2 | 3 нед |
45-46 | Практическая работа «Выбор шрифта для определенного по содержанию текста и оформление плаката». | 2 | 4 нед |
47-48 | Выпуск ежемесячной газеты. | 2 | 4 нед |
Декабрь | |||
49-50 | Заметка. Заметка информационного характера. Заметка типа делового описания. | 2 | 1 нед |
51-52 | Заметка типа художественного описания с элементами повествования. Информационная заметка с отрицательным содержанием. | 2 | 1 нед |
53-54 | Заметки на темы, связанные с оценкой поступков. | 2 | 2 нед |
55-56 | Заметка на дискуссионную тему. | 2 | 2 нед |
57-58 | Дизайн газеты. Практическая работа по составлению эскизов газет, выбору дизайна. | 2 | 3 нед |
59-62 | Работа на ПК. Печатание материала, подбор шрифта, оформление заголовка, выведение материалов на принтер. | 4 | 3-4 нед |
63-64 | Выпуск ежемесячной (новогодней) газеты. | 2 | 4 нед |
Январь | |||
65-66 | Экскурсия в музей. | 2 | 1нед |
67-68 | Выпуск газеты по материалам экскурсии. | 2 | 1 нед |
69-70 | Заметка-благодарность. 3аметка-вопрос. | 2 | 2 нед |
71-72 | Заметка-просьба. | 1 | 2 нед |
73-74 | Практическая работа. Написание заметки с выводами и предложениями. Анализ работ. | 3 | 3 нед |
75-76 | Учимся фотографировать. | 2 | 3 нед |
77-78 | Верстка газеты. | 2 | 4 нед |
79-80 | Выпуск ежемесячной газеты. | 2 | 4 нед |
Февраль | |||
81-82 | Интервью. Анализ образцов интервью, взятых из различных газет и журналов. | 3 | 1 нед |
83-84 | Интервью-монолог. | 1 | 1 нед |
85-86 | Интервью-диалог. Коллективное интервью. | 2 | 2 нед |
87-88 | Интервью-зарисовка. Анкетирование. | 2 | 2 нед |
89-90 | Практическая работа. Подготовка интервью. Анализ работ. | 3 | 3 нед |
91-92 | Оформление материалов газете. Главное и второстепенное в газете. | 2 | 3 нед |
93-94 | Выпуск газеты ко Дню Защитника Отечества. | 2 | 4нед |
95-96 | Выпуск ежемесячной газеты. | 2 | 4 нед |
Март | |||
97-98 | Выпуск поздравительной газеты к 8 марта. | 2 | 1 нед |
99-100 | Путевые заметки. | 2 | 1 нед |
101-102 | Конкурс творческих работ. Путевые заметки. | 2 | 2 нед |
103-104 | Отчет. Отчет общий (прямой). Отчет тематический. | 2 | 2 нед |
105-106 | Отчет с комментариями. | 1 | 3 нед |
107-108 | Практическая работа. Написание отчета. Анализ работ. | 3 | 3 нед |
109-110 | Обучение работе на ПК. Выбор шрифта. Печатание текста. Подбор иллюстраций. Рисование. Оформление заголовков. | 2 | 4 нед |
111-112 | Выпуск ежемесячной газеты. | 2 | 4 нед |
Апрель | |||
113-114 | Экскурсия в библиотеку. Подбор материалов к газете о космосе. | 2 | 1нед |
115-116 | Выпуск газеты ко Дню космонавтики. | 2 | 1 нед |
117-118 | Репортаж. Событийный репортаж. Тематический репортаж. | 2 | 2 нед |
119-120 | Постановочный репортаж. | 1 | 2 нед |
121-122 | Практическая работа. Написание репортажа. Анализ работ. | 3 | 3 нед |
123-124 | Работа на ПК. Подготовка презентации. | 2 | 3 нед |
125-126 | Продолжение работы на ПК. Цветовое оформление проекта. Динамическое оформление проекта. Просмотр проектов, их обсуждение. | 2 | 4 нед |
127-128 | Выпуск ежемесячной газеты. | 2 | 4 нед |
Май | |||
129-130 | Беседа с ветеранами войны. Просмотр фильмов о Великой Отечественной войне. | 2 | 1 нед |
131-132 | Выпуск «Боевых листков» к 9 Мая - Дню победы в Великой Отечественной войне. | 2 | 1 нед |
133-134 | 3арисовка. Написание зарисовки. Анализ работ. | 2 | 2 нед |
135-136 | Беседа «Роль газеты в жизни моей семьи». | 2 | 2 нед |
137-138 | Клубный день. Приглашение на занятие всех желающих. Показ творческих работ. Беседа о роли газеты в жизни современного человека. | 2 | 3 нед |
139-140 | Экскурсия в редакцию районной газеты «Усть – Удинские вести». | 2 | 3 нед |
141-142 | Итоговое занятие. | 2 | 4 нед |
143-144 | Выпуск газеты о работе объединения в 2014 - 2015 учебном году. | 2 | 4 нед |
ВСЕГО: | 144 |
Методические рекомендации
Особенностью методики проведения занятий в кружке является объединение теоретической и практической частей. Порядок работы при этом может быть различным. На некоторых занятиях руководитель может избрать дедуктивно-индуктивный путь, когда учащиеся сначала прослушивают доклад-сообщение о каком-либо из газетных жанров, а затем анализируют работы кружковцев, связанные с изучаемой темой. Другие занятия, напротив, могут быть построены на основе индуктивно-дедуктивного способа. В этом случае проводятся практические занятия, на которых анализируются соответствующие газетные публикации, а затем изучается теоретический материал.
Необходимо учитывать, что при организации работы учащихся над сочинениями в жанре газетных публикаций важную роль играет умение писать на заданную тему и подчинять свои высказывания определенной мысли, собирать и систематизировать материал, пользоваться черновиком, редактировать написанное и т.п.
Достижению поставленных целей поможет составление рабочих материалов, использование записных книжек, блокнотов корреспондента. В рабочих материалах, помимо накопления необходимых фактов, следует записывать слова, фразеологические сочетания, которые могут понадобиться для раскрытия темы. Можно предложить школьникам сделать синтаксические заготовки: словосочетания, помогающие наиболее точно и ярко выразить мысль автора; предложения, с помощью которых может быть сделан зачин, выражена основная мысль или подведены итоги высказывания, Особое внимание учащихся следует обратить, на вопросы взаимосвязи жанра и стиля.
Следует помнить, что существуют газетные жанры, с которыми дети знакомятся непосредственно в кружке юнкоров. Это жанры так называемой информационной группы: хроника, краткая расширенная информация, интервью, отчет, зарисовка, путевые заметки, репортаж. В методическом аспекте очень важно показать юнкорам возможность представления одного и того же материала в различных жанрах.
В стенных газетах периодически должны помещаться рецензии на художественные произведения, спектакли и телепередачи. Опыт написания рецензий учащиеся приобретают на классных занятиях, а затем эти навыки закрепляются при работе в кружке.
Большое значение для формирования самостоятельности школьников имеет приобщение их к работе со справочной литературой. Руководителю кружка необходимо вырабатывать у учащихся привычку обращаться к словарям и справочникам в трудных или сомнительных случаях написания слов, их произношения, ударения, образования формы, раскрытия значения.
Руководителю кружка следует помнить, что на страницах школьной печати должны выступать все юнкоры. Весьма желательно, чтобы кружковцы публиковались и в районных (городских) газетах.
Помимо газет общего профиля, члены кружка должны выпускать стенные газеты специального назначения и издания, имеющие сменные полосы. Лингвистические стенные газеты имеют огромное значение в формировании языковой грамотности. Важным звеном в деятельности кружка является также проведение различных праздников, конкурсов, бесед, часов общения и смотров.
Список литературы для обучающихся
1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1995.
2. Уралова Л.С. Твоя стенгазета. – М.: Мол. гвардия, 1986.
2. Фурин С.А. Юнкору. – М.: Мол. гвардия, 1980.
Список литературы для педагога
1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2013.
2. Гринина-Земскова А.М. Сочинения в газетных жанрах (4-8-е классы). — М., 1977.
3. Кашлева Н.В. Пресс-клуб и школьная газета: занятия, тренинги, портфолио. – Волгоград: Учитель, 2009.
4. Кукушкин В.А. Стенгазета в твоем коллективе. – М., 1977.
5. Развивайте дар слова. Составители Т.А. Ладыженская и Т.С. Зепалова. — М., 1990.
6. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. — М., 1999.
7. Сухарева Л.И. Журналистика и русский язык. Элективный курс. 10-11 классы. – М.: Айрис-персс, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа. ВСТК «Сибиряк». Образовательная программа. Пояснительная записка ВСТК «Сибиряк». Образовательная программа. Пояснительная записка ВСТК «Сибиряк».
Образовательная программа. ВСТК«Сибиряк»....
Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.
Презентация "Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения"....
Реализация требований к основной образовательной программе по математике: формирование УУД, инновационная система оценки, результаты освоения основных образовательных программ, структура основных образовательных программ.
В основе построения рабочей программы по математике лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое вним...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по плаванию, 108 часов.Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Программа разработана на основе: Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по плаванию, 144 часа. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Программа разработана на основе: Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по плаванию, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Программа разработана на основе: Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по лыжным гонкам, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Общеразвивающая программа по лыжным гонкам (далее - Программа) соответствует «базовому уровню сложности», по содержанию является физкультурно - спортивно, по функциональному предназначению...