ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСЬМИКЛАССНИКОВ
материал (8 класс) на тему
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozrastnye_osobennosti_vosmiklassnikov.docx | 22.69 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСЬМИКЛАССНИКОВ
Подростковый возраст восьмиклассников рассматривается как этап развития личности, процесс перехода от зависимого, опекаемого детства, когда ребенок живет по особым правилам, установленным для него взрослыми к самостоятельной жизни.
В этом возрасте проявляется акцентуация (особенности характера), способ реагирования подростка в каждом случае зависит от его типа акцентуации.
Существуют следующие виды акцентуаций:
- Циклоидный
- Гипертивный
- Астено-невротический
- Сеннзитивный
- Психоастенический
- Демонстративный
- Неустойчивый
- Конформный
В возрасте 13-14 лет меняется система ценностей и интересов. То, что было ценно обесценивается, появляются новые кумиры, подросток перестает прямо копировать взрослых, характер взаимоотношений с взрослыми и родителями часто носят протестный характер. В этом возрасте очень вероятно «заражение» фанатизмом т.к. подростки тянутся ко всему необычному, часто увлекаются неформальными течениями.
Внешне кризис подросткового возраста проявляется в грубости, скрытности и нарочитости поведения, стремление поступать наперекор требованию и желанию взрослых, в игнорировании замечаний, ухода от обычной сферы общения.
У подростка часто возникает беспричинное чувство тревоги, колеблется самооценка, он в это время очень раним, конфликтен, может впадать в депрессию. В тоже время перестройка отношения подростка к себе влияет не только на его эмоциональное самочувствие, но и на развитие его творческих способностей и удовлетворенность и жизнью вообще. Учеба в это время отходит на второй план (чтобы учение было привлекательным, нужно находить в материале то, что могло бы способствовать общению подростков).
Самый главный вопрос подросткового возраста – это половое созревание. В это время формируются психосексуальные установки и ориентации, происходит вторичная половая идентификация, подросток переживает первую любовь, у него возникают эротические фантазии и переживания. Он меняется настолько, что это период называют «гормональной бурей или эндокринным штормом». Начинается бурный, неравномерный рост, вследстивии чего подросток становится диспропорциональным, неуклюжим. Часто у восьмиклассников возникаетдисморфофобия (неприятие своего тела и внешности), тогда они изнуряют себя диетами, занятиями спортом, просто страдают и замыкаются в себе.
Так как подросток стремится к крайним позициям в оценке, то он склонен переоценивать или недооценивать свои качества и свойства. Если успешность в чем-то отклоняется от некоего выбранного самим подростком стандарта, то она не воспринимается как успешность.
Подростки критично относятся к отрицательным чертам своего характера, переживая из-за тех черт, которые мешают им в дружбе и взаимоотношениях с другими людьми.
Самооценка восьмиклассников неустойчива: подросток склонен считать себя либо гением, либо ничтожеством. К тому же оценка носит сверхобобщенный характер: любая мелочь может в корне изменит отношение подростка к себе. В собственных глазах он должен быть очень умным, красивым, очень смелым и т.д. Если он вынужден признать, что что-то не так, его мнение о себе падает по всем пунктам, правда, именно такая противоречивая самооценка необходима подростку, для того чтобы развить у него новые, взрослые, критерии личностного развития.
Самооценка подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому в их поведении может возникнуть много немотивированных поступков.
Современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Подростки больше других возрастных групп страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах – старые идеалы разрушены, новые еще не созданы.
Особенности восьмиклассников проявляются в пренебрежительном отношении к обучению, плохая успеваемость, бравада невыполнением обязанностей: всячески избегая выполнять какие-либо обязанности и поручения по дому, готовить домашние задания, а то и посещать занятия.
Подобные подростки оказываются перед лицом большого количества «лишнего времени», но для них характерно неумение содержательно проводить досуг. У подавляющего большинства таких подростков отсутствует какие-либо индивидуальные увлечения, они не занимаются в секциях и кружках, они не посещают выставки и театры.
Бессодержательно проводимое время толкает восьмиклассников на поиск новых «острых ощущений». Алкоголизация и наркотизация тесно вплетаются в структуру дивиантного образа жизни подростков. Очень часто подростки отмечают свои «заслуги»: удачные похождения, хулиганские поступки, драки, мелкие кражи распитием спиртных напитков. Впоследствии объясняя свои плохие поступки, восьмиклассники имеют неправильное представление о нравственности, справедливости, смелости и храбрости.
На всем протяжении подросткового периода наблюдается четко выраженная динамика агрессивности. Формы агрессивного поведения типичны для большинства подростков. А по уровню косвенной агрессии на первом месте находятся подростки из семей подсобных работников и семей руководящих служащих. Повышенным негативизмом отличаются подростки из среды руководящих работников и семей интеллигенции (врачи, учителя, инженеры).
Менее всего выражено агрессивное поведение у подростков из среды торговых работников. Видимо в этом случае сказывается не только материальное благосостояние, но и выработанная в этой среде стремление избегать конфликтов, сглаживать возникающие противоречия, не обострять ситуацию.
Восьмиклассники особенно зависимы от микросреды и конкретной ситуации. Одним из определяющих элементов микросреды, в отношениях формирующих личность, является семья. При этом решающим является не ее состав – полная, неполная, распавшаяся – а нравственная атмосфера, взаимоотношения, которые складываются между взрослыми членами семьи, между взрослыми и детьми.
Для любого подростка очень важна роль семьи, но, к сожалению, в наше время растет число неблагополучных семей, в которых существует полная безнадзорность, бесконтрольность поведения со стороны родителей, безразличие к судьбе подростка, откуда и появляются дети с отклонениями в поведении. Но даже в благополучных на первый взгляд семьях можно выделить много проблем психологического характера, которые приводят к кризису подросткового возраста.
Можно выделить 4 неблагополучные ситуации в семье:
- Гипер опека различных степеней: от желания быть соучастником всех проявлений внутренней жизни детей (его мысли, чувств, поведения) до семейной тирании
- Гипоопека нередко переходящая в безнадзорность
- Ситуация создающая «кумира семьи» - постоянное внимание к любому побуждению ребенка и неумеренная похвала за весьма скромные успехи
- ситуация, создающая «золушек» в семье. Появилось много семей, где родители уделяют много внимания себе и мало детям.
Пути решения проблемы.
Как общаться с восьмиклассниками в этот период?
- Формирование круга интересов восьмиклассников на основе особенностей их характера и способностей
- Максимальное сокращение периода его свободного времени – «времени праздного существования и безделья»
- Привлечение к таким занятиям как чтение, самообразование, занятия музыкой, спортом, положительно формирующим личность.
- Индивидуальное воздействие на восьмиклассника с участием школьного психолога по психокоррекционной работе с ним
- Включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создает возможности ему реализовать и утвердить себя на уровне взрослых.
- Снижение проявления агрессии путем посещения спортивных школ, ежедневной гимнастики дома с использованием гантелей и эспандера, железных гирь и боксерских перчаток (пусть подростки колотят друг друга в мирной драке, давая выход накопившейся энергии, чтобы агрессия не накапливалась подобно статистическому электричеству, имеющему свойство взрываться болезненными разрядами)
- Не предъявлять подростку завышенное требование, не подтвержденное способностью восьмиклассника
- Честно указывать подростку на его удачи и не удачи (причем удачи объяснять его способностями, а неудачи – недостаточной подготовкой)
- Не захваливать подростка, объясняя его неудачи случайностью, т.к. это формирует у восьмиклассников эффект неадекватности.
Рекомендации для родителей:
- Будьте всегда чуткими к делам своих детей
- Анализируйте с детьми причины их удач и неудач
- Поддерживайте ребенка, когда ему нелегко
- Старайтесь не ограждать подростка от трудностей
- Научите преодолевать трудности
- Сравнивайте своего ребенка только с ним самим!!!, обязательно отмечая продвижение вперед
- Постоянно контролируйте ребенка, но без гиперопеки по принципу: «Доверяй, но проверяй!»
- Поощряйте даже едва-едва возникшие потребности в знаниях, в гармонии и красоте, в самоактуализации (развитие собственной личности)
- Информируйте своего ребенка о границах материальных потребностей и напоминайте, что духовные потребности должны развиваться постоянно
- Замечайте любое положительное изменение в развитии личности ребенка
- Рассказывайте ребенку о своих проблемах, о том, что волновало Вас, когда Вы сами были в их возрасте
- Покупайте своему ребенку книги по психологии, самопознанию
- Будьте всегда личным примером (учите делами, а не словами)
- Помните, что только личным примером можно что-то изменит в лучшую сторону, т.к. самоактуализация передается от родителей к детям. У творческих родителей всегда неординарные дети.
- Разговаривайте с детьми как с равными, уважая их мнение, избегая нравоучений, криков, назидательности и уж тем более иронии
- Советуйте ребенку следить за своей внешностью: одеждой, прической, личной гигиеной
- Ни в коем случае не запрещайте подростку отношений с противоположным полом, не пресекайте разговоры на темы взаимоотношений мальчиков и девочек, чтобы избежать недоверия между вами.
- Воспитывайте естественное отношение к проблемам взаимоотношения полов, неупрощенное, не вульгарное, а простое, здоровое, которое позволит создать в будущем нормальную семью.
- Чаще рассказывайте своим детям о том, какие у Вас были взаимоотношения с противоположным полом в 14-15 лет, делая акцент на благородстве, культуре чувств, уважении друг к другу, ответственности друг за друга.
Вашему ребенку будет интересно узнать, как познакомились его родители, как развивались из отношения.
- Познакомьтесь с друзьями своего ребенка, просите их информировать Вас о способах времяпровождении, но не превращайтесь в шпиона, следящего за каждым шагом ребенка.
Помните: недоверие оскорбляет!!!
- Следите за тем, какие книги читает Ваш ребенок, какие фильмы смотрит. Постарайтесь оградить его от тех, которые могут вызвать приступы агрессии или дивидиантного поведения.
- Будьте всегда для своего ребенка прежде всего старшим, мудрым другом и только потом любящей(им) мамой(папой)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Возрастные особенности восьмиклассников"буклет к родительскому собранию и методическая разработка род. собрания, 8 класс
. "Возрастные особенности восьмиклассников" памятка для родителей. Памятка содержит информацию о подрастковом возрасте, советы родителям, как общаться с восьмиклассниками и предложены пути решен...
Возрастные особенности восьмиклассников
Буклет для восьмиклассников " Возрастные особенности восьмиклассников". Памятка для родителей...
Возрастные особенности восьмиклассников
Буклет для восьмиклассников " Возрастные особенности восьмиклассников". Памятка для родителей...
Возрастные особенности восьмиклассников
Легко работать с детьми, когда знаешь их возрастные особенности. Материал будет полезен не только участникам образовательного процесса, но и родителям....
Родительское собрание. Возрастные особенности восьмиклассников.
Родительское собрание. Возрастные особенности восьмиклассников....
Возрастные особенности восьмиклассников
Портрет современного подростка и способы общения с ним...
Возрастные особенности восьмиклассников.
Подростковый возраст восьмиклассников рассматривается как этап развития личности, процесс перехода от зависимого, опекаемого детства, когда ребенок живет по особым правилам, установленным для него взр...