Картотека дыхательных упражнений
картотека на тему

В данной картотеки подборка дыхательных упражнений для детей любого возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dykhatelnaya_gimnastika.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

 Футбол

Из кусочка ваты скатайте шарик. Это мяч. Ворота – два кубика или карандаша. Ребенок дует на «мяч», пытается забить гол». Вата должна оказаться между кубиками

Ветряная мельница

Для этой игры необходима – мельница из песочного набора или вертушка. Ребенок дует на лопасти игрушки, взрослый сопровождает его действия стихотворным текстом:

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч!

Снегопад

Сделайте снежинки из ваты (рыхлые комочки). Предложите ребенку устроить снегопад у себя дома. Положите « снежинку» на ладошку ребенку. Пусть он правильно ее сдует.

Снег, снег кружится,

Белая вся улица!

Собрались мы в кружок,

Завертелись как снежок

Листопад

Вырежьте из тонкой цветной бумаги желтого и красного цветов осенние листья: дубовые, кленовые, березовые (можно использовать настоящие листья деревьев). Предложите ребенку Устроить дома листопад, сдувая листочки аналогично снежинкам с ладони

Кораблик

Пуская бумажный кораблик в тазу с водой, объясните малышу, что для того, чтобы кораблик двигался, на него нужно дуть плавно и длительно. Заканчивая игру, произнесите вместе с ребенком:

Ветер, ветерок

Натяни парусок!

Кораблик гони

До волги реки!

Живые предметы

Возьмите любой карандаш или деревянную катушку от ниток. Положите выбранный вами предмет на ровную поверхность (например, поверхность стола). Предложите ребенку плавно подуть на карандаш или катушку. Предмет покатится  по направлению воздушной струи

Шторм в стакане

Для этой игры необходимы соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны

Задуй свечку

Предложите ребенку задуть горящую свечку. Во время выполнения необходимо следить за плавностью выдоха и вместе с тем его достаточной интенсивностью

Загнать мяч в ворота

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками

Кто дальше загонит мяч

Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Подуть длительно так, чтобы воздушная струя шла по середине языка, и сдуть ватку на противоположный край стола

Паровозик свистит

Взять чистый пузырек и поднести его ко рту. Кончик языка слегка высунуть так, чтобы он касался только края горлышка. Выдыхать воздух плавно в пузырек

Фокус. Парашютик

Рот приоткрыть, язык «чашечкой» выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку

Охотник идет по болотам

Губы растянуты в улыбке, язычок поместить между зубами. При выдохе шлепать ладошками по щекам: получается хлопающий звук

Фасолевые гонки

Коробка из-под конфет оборудована, как дорожки для бегунов «фасолинок», а начинают они бег при помощи «ветра» из трубочек для коктейлей

Узнай, что это

На тарелочке лежит кусочек лимона или апельсина, чеснока или лука, сухие травы с характерным запахом и флакончик духов. Сначала изучаются и запоминаются запахи, а затем пот ним отгадывают предметы с закрытыми глазами

Чья фигурка дальше улетит?

На столе лежат вырезанные из тонкой бумаги (салфетки) фигурки птиц, бабочек, цветов, рыбок, снеговиков. Каждый ребенок садится напротив своей фигурки. Продвигать фигурку следует лишь на одном выдохе, дуть несколько раз пудрят нельзя.

Кораблик (бумажный)

Чтобы кораблик двигался в тазу плавно, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы, как для звука «ф». Для имитации порывистого ветра губы складываются, как при звуки «п». Можно дуть через губы вытянутые трубочкой, но не надувая щеки

Мыльные пузыри

Нужно точно дуть в колечко, не торопясь

Медвежонок в берлоге

Цель. Активизировать глубокий спокойный вдох и шумный выдох носом.

Описание. Дети ложатся в сухой бассейн-берлогу удобно устраиваются на разбросанных в нем мячах и поворачиваются с боку на бок.

Медведь в берлоге сладко спит

 И шумно, на весь лес сопит.

Дети выполняют 8-12 шумных вдохов. Выдох произвольный.

Страшный сон мышонка

Цель. Направить внимание детей на частое, поверхностное дыхание ртом.

Описание. В норе (сухом бассейне) спят мышата. Им снятся сладкие сны, и они дышат спокойно.

Как дышит мышка-крошка, Коль снится злая кошка?

Дети дышат поверхностно и учащенно.

Заячьи бега

Цель. Стимулировать глубокое, частое дыхание.

Описание. Дети-зайцы резвятся на поляне, догоняют друг друга, прыгая на футболах. После слов педагога, что зайцы устали, дети останавливаются, дышат глубоко и часто ртом, изображая запыхавшегося зайца.

Медуза

Цель. Учить детей расслаблять мышцы всего туловища с последующим напряжением их.

Описание. Дети лежат на ковриках, руки и ноги врозь.

Я лежу на спине,

 Как медуза на воде.

Руки расслабляю,

В воду опускаю.

На сигнал «Шторм!» дети сворачиваются калачиком, напрягаются. «Шторм закончился» — дети снова расслабляются, ложатся свободно.

Чайка

Цель. Учить глубокому, спокойному вдоху, согласовывать ритм дыхания с движениями рук.

Описание. Дети лежат в сухом бассейне на спине.

Спокойно на спине лежу,

 Как чайка, медленно летаю. Ладонями в воде скольжу:

 Вверх — вдох, на выдох —

опускаю.

Дети поднимают через стороны руки вверх, скользят ладонями по лежащим в бассейне мячам; делают вдох, выдох, опуская руки через стороны вниз.

Ленивец

Цель. Удерживать позу общего расслабления.

Описание. Дети ложатся животом на мячи-гиганты.

Я ленивец, милый, славный, Неуклюжий и забавный.

Вишу на ветке целый день. Даже и висеть мне лень.

Отдых

Цель. Учить расслаблять мышцы шеи и плечевого пояса.

Описание. Дети сидят на мячах-гигантах, широко расставив ноги, держа руки вдоль туловища, и отдыхают, опустив голову на грудь. Педагог осуществляет контроль за качеством расслабления детей.

Полоскание

Цель. Учить выполнять упражнение с усилием, преодолевая сопротивление.

Описание. Дети стоят возле сухого бассейна, опустив в него руку (ногу), и выполняют движения вправо, влево и вглубь с последующим встряхиванием воображаемых брызг.

Руки в бассейн опущу,

Тщательно прополощу.

Ну, а потом по порядку

Выну, стряхну, разотру.

Тора

Цель. Развивать силу и амплитуду движений мышц плечевого пояса.

Описание. Дети стоят возле сухого бассейна и сгребают руками шарики в кучу.

Это, конечно, не Эверест.

Гору нагреб я руками.

Горы покруче, наверное, есть. Попробуйте, сделайте сами!

Буратино удивляется

Цель. Активизировать мышцы плечевого пояса.

Описание. Дети сидят на мячах-гигантах.

Удивляется полено: —

 Папа Карло, где колено? Поднимает плечики,

Смотрит так доверчиво.

Дети попеременно поднимают вверх правое, потом левое плечо.

Колобок

Цель. Формировать плавность и амплитуду движения мышц шеи.

Описание. Дети сидят на мячах-гигантах.

Покатился колобок

С левого на правый бок.

А потом на спинке,

 Будто по тропинке.

Дети совершают круговые вращения головой, затем расслабляют мышцы шеи.

Покачай игрушку на животе

Цель. Укреплять мышцы живота. Способствовать активному вдоху и выдоху

Описание. Дети лежат в сухом бассейне на спине. Небольшую игрушку они помещают на живот. На шумном вдохе носом дети поднимают игрушку животом, на произвольном выдохе опускают ее.

Ёжики

Цель. Формировать силу и точность движения. Осуществлять массаж мышц спины.

Описание. Дети-Ёжики бегут по залу,        фырчат: «ф-ф-ф». По сигналу педагога

они сворачиваются клубочком на массажных ковриках и сгруппировываются

Водный велосипед

Цель. Укреплять мышцы ног и брюшного пресса. Ритмизировать движения в соответствии со стихотворным текстом. Описание. Дети сидят в сухом бассейне, опираясь спиной о бортик.

Водный мой велосипед

Как он любит непосед!

На педали нажимаю,

 Рыбок стаи распугаю.

Дети выполняют ногами движения, имитирующие вращения педалей.

Переложи шарики ногами

Цель. Укреплять нижние мышцы живота, ног.

Описание. Дети, лежа (сидя) в сухом бассейне, захватывают ступнями прямых ног шарики и перекладывают их.

Бревнышки

Цель. Укреплять мышечный корсет, развивать координацию движений.

Описание. Дети лежат в бассейне, вытянувшись.

Лесоруб срубил бревно — Ловко катится оно.

Дети перекатывается от одного бортика бассейна к другому

Ветер, ветерок, ветрище

Цель. Формировать направленность и силу выдоха.

Описание. Дети дуют на подвесные звуковые мобайлы, изображая ветер разной интенсивности

Костер

Цель. Упражнять в продолжительном выдохе. Учить дышать в заданном ритме.

Описание. 

Педагог включает светящуюся нить. Дети помогают ему задуть или разжечь воображаемый костер.

Поиграй со светлячками

Цель. Отрабатывать ритм и темп дыхания.

Описание. Педагог включает светящуюся нить.

Дети делают ритмичные вдохи и выдохи в соответствии с режимом мигания огоньков на нити.

Ловцы жемчуга

Цель. Упражнять в задержке дыхания.

Описание. На дне сухого бассейна лежит воображаемая ракушка с жемчужиной.

Дети должны задержать дыхание и достать жемчужину со дна бассейна, разгребая руками мячики.

Пожарники

Цель. Тренировать короткий шумный резкий вдох, укреплять мышцы шеи.

Описание. Дети сидят на мячах-гигантах, опираясь на них руками, спина прямая. На резком вдохе они поворачивают головы вправо, делают произвольный выдох и поворачивают головы прямо, затем повторяют движения, но уже в другую сторону.

Насос

Цель. Тренировать дыхательную мускулатуру.

Описание. Дети стоят и опираются прямыми руками о мячи-гиганты. На шумном резком вдохе они надавливают на мяч, на произвольном выдохе возвращаются в исходное положение.

Гармошка

Цель. Автоматизировать нижнедиафрагмальное дыхание.

Описание. Дети, держат перед собой мячи-гиганты и сдавливают их руками на шумном вдохе, затем делают произвольный выдох и возвращаются в исходное положение.

Шарик

Цель. Отрабатывать нижнедиафрагмальное дыхание и длительность выдоха.

Описание. Дети сидят на мячах-гигантах, расставив ноги и держа руки на животе. На вдох они надувают живот, на выдох втягивают, слегка надавливая на него руками.

Сосчитай мячики

Цель. Упражнять правильное речевое дыхание.

Описание. Мячики из сухого бассейна рассыпаны по полу перед детьми. Дети, наклоняясь, делают шумный вдох носом. На выдохе они поднимают мячики, считают их и кладут в бассейн.

Великан

Цель. Формировать вертикаль позвоночника.

Дети, представьте, что сенсорная комната — это пещера гномов, добывающих самоцветы. Светильники не способны показать нам все великолепие драгоценных камней, сокрытых в глубине пещеры. Здесь трудно дышать, мало свежего воздуха. Сверху давит каменный потолок. Каждый из вас — могучий великан, который с радостью помогает гномам удерживать этот каменный свод Вы уверены в своих силах, и это видно по вашим телам. Вы очень прямые и высокие, живот втянут, головой вы

устремлены вверх, тянетесь макушкой, плечами все выше и выше1 Вы становитесь выше и стройнее. Почувствуйте, как вы красивы, могучи и надежны. Все самоцветы подземелья у ваших ног. Гномы благодарят вас за помощь маленьким труженикам. И вы делаете это дли них с радостью и любовью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дыхательных упражнений

дыхатльная гимнастика...

КАРТОТЕКА ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

КАРТОТЕКА ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ...

Картотека "Дыхательные упражнения"

В данном материале собраны дыхательные упражнения, которые относятся в большей мере к сопряженным психофизическим упражнениям. В процессе использования таких дыхательных упражнений не тол...

картотека дыхательных упражнений

я представляю несколько упражнений для дыхания....

Картотека дыхательных упражнений по лексическим темам

Материал для выполнения речевого дыхания...

картотека дыхательных упражнений

развитие дыхания и воздушной струи...

Картотека логоритмических дыхательных упражнений для детей дошкольного возраста.

Подбор логоритмических упражнений ,например : Мимика, Далеко и близко, Ах,как пахнет! и др....