Конвенция о правах ребенка
материал (5 класс) на тему

Гайкалова Екатерина Геннадьевна

Конвенция о правах ребенка - международный правовой документ, краткое содержание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konventsiya_o_pravakh_rebenka.docx18.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конвенции о правах ребёнка (краткое содержание)

Конвенция — это международный документ, признающий все права человека в от¬ношении детей от 0 до 18 лет. Принята 20 ноября 1989 года.

Поскольку 15 сентября 1990 года Конвенция о правах ребёнка вступила в законную силу на территории нашего государства, положения данной Конвенции долж¬ны соблюдаться.

Статья 1 Определение ребенка. Человек до 18 лет считается ребёнком и обладает всеми правами, заключёнными в данной Конвен¬ции.

Статья 2 Недопущение и предотвращение дискриминации. Каждый ребёнок, независимо от расы, цвета кожи, пола, религии и социального про¬исхождения обладает правами, предусмот¬ренными данной Конвенцией и не должен подвергаться дискриминации.

Статья 3 Соблюдение интересов ребёнка. При принятии решений государство должно обеспечивать интересы ребёнка и предоставлять ему защиту и заботу.

Статья 4 Реализация прав. Государство должно осуществлять все права ребёнка, при¬знанные данной Конвенцией.

Статья 5 Воспитание в семье и развитие способностей ребёнка. Государство должно учитывать права, обязанности и ответственность родителей при воспитании ребён¬ка.

Статья 6 Право на жизнь и развитие. Каждый ребёнок имеет право на жизнь и государство обязано обеспечивать его здоровое психическое, эмоциональ¬ное, умственное, социальное и культурное развитие.

Статья 7 Имя и гражданство. Каждый ребёнок имеет право на имя и гражданс¬тво при рождении, а также право знать своих роди¬телей и рассчитывать на них.

Статья 8 Сохранение индивидуальности. Государство должно уважать право ребёнка на со¬хранение индивидуальности и должно помогать ребёнку в случае их лишения.

Статья  9 Разлучение с родителями. Ребёнок не должен разлучаться со своими родителя¬ми, кроме тех случаев, когда это делается в его ин¬тересах. В случаях государственного решения о раз¬лучении с одним или обоими родителями, госу¬дарство должно предоставить всю необходимую ин¬формацию о местонахождении его родителей (кроме тех случаев, когда это может нанести вред ребёнку).

Статья 10 Воссоединение семьи. Если ребёнок и родители живут в разных стра¬нах, то все они должны иметь возможность пере¬секать границы этих стран, чтобы поддерживать личные отношения.

Статья 11 Незаконное перемещение. Государство должно предотвращать не¬законный вывоз детей из страны.

Статья 12 Взгляды ребёнка. Ребёнок, в соответствии со своим возрастом имеет право свободно выражать свои взгляды по всем затрагивающим его вопросам.

Статья 13 Свобода мнения. Ребёнок имеет право свободно выражать свое мнение, получать и передавать информацию, если только это не вредит другим людям, не нарушает госу¬дарственную безопасность и общественный порядок.

Статья 14 Свобода мысли, совести и религии. Государство должно уважать право ребёнка на сво¬боду мысли, совести и религии.

Статья 15 Свобода Ассоциаций. Дети имеют право встречаться и объединяться в группы, если только это не вредит другим людям и не нарушает общественную безопасность и порядок.

Статья 16 Защита права на личную жизнь. Каждый ребёнок имеет право на личную жизнь. Никто не имеет права вредить его репутации, а также входить в его дом и читать его письма без разрешения.

Статья 17 Доступ к необходимой информации. Каждый ребёнок имеет право на доступ к инфор¬мации. Государство должно поощрять средства массовой информации к распространению ма¬териалов, которые способствуют духовному и культурному развитию детей, и запрещать до¬ступ к информации, наносящей вред ребёнку.

Статья 18 Ответственность родителей. Родители несут равную ответственность за вос¬питание и развитие ребёнка. Государство долж¬но оказывать родителям надлежащую помощь в воспитании и развитии детей и обес¬печивать развитие сети детских учреж¬дений.

Статья 19 Защита от злоупотреблений. Государство должно защищать ребёнка от всех видов насилия, отсутствия заботы и от плохого об¬ращения со стороны родителей или других лиц, в том числе помогать ребенку, подвергшемуся жестоко¬му обращению со стороны взрослых.

Статья 20 Защита ребёнка, лишённого семьи. Если ребенок лишается своей семьи, то он впра¬ве рассчитывать на особую защиту со стороны государства. Государство может передать ребёнка на воспитание тем людям, которые уважа¬ют его родной язык, религию и культуру.

Статья 21 Усыновление. Государство должно следить за тем, чтобы при усыновлении ребёнка неукоснительно соблюда¬лись его интересы и гарантии его законных прав.

Статья 22 Дети-беженцы. Государство должно обеспечивать особую защиту детям-беженцам, в том числе оказывать им помощь в полу¬чении информации, гуманитарную помощь и со¬действовать воссоединению с семьей.

Статья 23 Дети-инвалиды. Каждый ребёнок, неполноценный в умственном или физическом отношении, имеет право на осо¬бую заботу и достойную жизнь.

Статья 24 Здравоохранение. Каждый ребёнок имеет право на охрану своего здоровья: на получение медицинской помощи, чистой питьевой воды и полноценного питания.

Статья 25 Оценка при попечении. Государство должно регулярно проверять условия жизни ребёнка, находящегося на попечении.

Статья 26 Социальное обеспечение. Каждый ребёнок имеет право пользоваться соци¬альными благами, в том числе социальным стра¬хованием.

Статья 27 Уровень жизни. Каждый ребёнок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного и нравственного развития. Государство должно помогать тем родителям, которые не мо¬гут обеспечить своим детям необходимые условия жизни.

Статья 28 Образование. Каждый ребёнок имеет право на образование. В школах должны соблюдаться права ребенка и проявлять уважение к его человеческому достоинству. Государство долж¬но следить за регулярным посещением детьми школ.

Статья 29 Цель образования. Образовательные учреждения должны развивать личность ребёнка, его таланты, умственные и фи¬зические способности, воспитывать его в духе уважения к своим родителям, понимания, мира, терпимости, культурных традиций.

Статья 30 Дети, принадлежащие к меньшинствам и коренному населению. Если ребёнок принадлежит к этническому, рели¬гиозному или языковому меньшинству, он имеет право говорить на родном языке и соблюдать род¬ные обычаи, исповедовать религию.

Статья 31 Отдых и досуг. Каждый ребёнок имеет право на отдых и игры, а также на участие в культурной и творчес¬кой жизни.

Статья 32 Детский труд. Государство должно защищать ребёнка от опас¬ной, вредной и непосильной работы. Работа не должна мешать образованию и духовно-физичес¬кому развитию ребенка.

Статья 33 Незаконное употребление наркотических средств. Государство должно сделать всё возможное, что-бы уберечь детей от незаконного употребления наркотиков и психотропных веществ, не допустить участия детей в производстве и торговле наркоти¬ками.

Статья 34 Сексуальная эксплуатация. Государство должно защищать детей от любых форм сексуального насилия.

Статья 35  Торговля, контрабанда и похищение. Государство должно всеми силами бороться против похищения, контрабанды и продажи де¬тей.

Статья 36 Иные формы эксплуатации. Государство должно защищать ребенка от любых действий, которые могут нанести ему вред.

Статья 37 Пытки и лишение свободы. Государство обеспечивает, чтобы ни один ре¬бенок не подвергался пыткам, жестокому обра¬щению, незаконному аресту и лишению свобо¬ды. Каждый лишенный свободы ребенок имеет право поддерживать контакты со своей семьей, получать правовую помощь и искать защиту в суде.

Статья  38 Вооруженные конфликты. Государство не должно позволять детям до 15 лет вступать в армию или напрямую участвовать в во¬енных действиях. Дети в зонах военных конфлик¬тов должны получать особую защиту.

Статья 39 Восстановительный уход. Если ребёнок оказался жертвой жестоко¬го обращения, конфликта, пыток или эксплуатации, то государство долж¬но сделать все возможное, чтобы восстановить его здоровье и вернуть ему чувство собственного достоинства.

Статья 40 Отправление правосудия в отношении несовершеннолетних. Каждый ребёнок, обвиняемый в нарушении зако¬на, имеет право на основные гарантии, правовую и другую помощь.

Статья 41 Применение наивысших норм. Если законодательство отдельной страны защи¬щает права ребёнка лучше, чем данная Конвен¬ция, то следует применять законы этой страны.

Статья 42 Соблюдение и вступление в силу.

Государство должно распространять информацию о Конвенции среди взрослых и детей.

Статьи 43-54 включает нормы того, что взрослые и госу¬дарство должны сообща обеспечивать все права детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Конвенция о правах ребенка" 10-11 классы

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций единогласно приня­ла Конвенцию о правах ребенка. Ассамблее понадобилось всего лишь две минуты, чтобы официально пре­вратить меж...

Конвенция о правах ребенка

Данная презентация была использована на родительском собрании....

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА. КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА.

Цель: изучение данных документов....

Методическая разработка мероприятия "Права ребенка по Конвенции о правах ребенка".

На уроке учащиеся  будут работать с правовыми документами: «Конвенцией о правах ребенка», Конституцией РФ в группе, вести дискуссию в группе, учиться устанавливать коммуникацию, общат...

Урок обществознания в 9-м классе по теме "Права ребенка. Конвенция о правах ребенка"

Разработка урока по обществознанию в 9-м классе по теме "Права ребенка. Конвенция о правах ребенка" ...

Классный час правовой тематики, посвященный Всемирному дню прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка».

Цели: обобщить знания детей об основных правах ребенка; раз­делить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей; сформировать отрицательное отноше...

Презентация к интегрированному уроку "Конвенция о правах ребенка" (викторина "Права литературных героев")

Презентация к интегрированному уроку "Конвенция о правах ребёнка" содержит викторину "Права литературных героев", в которую входят вопросы и ответы на тему "Права ребёнка"...