Применение компьютерных технологий в детском саду
занимательные факты по теме
В настоящее время компьютерные технологии стали активно применяться в образовательном процессе. В зависимости от возраста ребенка и применяемых программ компьютер может выступать в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, репетитором, экзаменатором. Существуют различные компьютерные средства, направленные на развитие различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и др. Особое место среди компьютерных программ должны занять специализированные программы для детей с нарушениями развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение компьютерных технологий в детском саду
В настоящее время компьютерные технологии стали активно применяться в образовательном процессе. В зависимости от возраста ребенка и применяемых программ компьютер может выступать в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, репетитором, экзаменатором. Существуют различные компьютерные средства, направленные на развитие различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и др. Особое место среди компьютерных программ должны занять специализированные программы для детей с нарушениями развития.
Не секрет, что зачастую речь детей старшего дошкольного возраста остается мало выразительной, бедной. Ребенок не может подобрать нужные слова, правильно построить фразу. У дошкольников часто наблюдаются нарушения произношения различных звуков. Подобные нарушения определяют группу риска по возникновению у детей значительных трудностей при овладении грамотой, обучении чтению, письму, счету.
Для этого была разработана специализированная компьютерная программа «Игры для Тигры» (автор Лизунова Л.Р.), которую я активно использую в своей работе. Программа предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. Она позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях.
Технология «Игры для Тигры» построена на основе методик обучения детей с отклонениями развития Г. А. Каше, Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой, Р. И. Лалаевой, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой, а также Программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой. Эта программа адресована прежде всего специалистам – логопедам и дефектологам детских учреждений, но может использоваться для самостоятельных занятий в домашних условиях родителями, заинтересованным в исправлении и развитии речи своих детей, при условии консультирования специалистами.
В рамках системного подхода к коррекции речевых нарушений компьютерная логопедическая программа предлагает более 50 упражнений с несколькими уровнями сложности, объединенных в четыре тематических блока:
- «Просодика»,
- «Звукопроизношение»,
- «Фонематика»,
- «Лексика».
Каждый блок программы состоит из нескольких модулей, представленных в подменю. При этом упражнения, входящие в состав модулей направлены на коррекцию и развитие определенных языковых и речевых компонентов.
Работа со всеми упражнениями программы проводится с опорой на зрительный контроль над результатами деятельности ребенка. Их визуализация происходит на экране монитора в виде мультипликационных образов и символов. В некоторых упражнениях, вызывающих затруднения, предусмотрена возможность дополнительной слуховой опоры при выполнении задания. Это позволяет эффективно и в более короткие сроки корригировать речевые нарушения у детей дошкольного возраста.
Предусмотрена возможность индивидуальной настройки параметров, соответствующих настоящему уровню и зоне ближайшего развития ребенка. Упражнения программы содержат задания возрастающей сложности, что позволяет выбрать задание, соответствующее реальному уровню развития ребенка и построить коррекционную работу в соответствии с индивидуальной коррекционно-образовательной программой.
Компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» представляет пользователю объективную оценку результатов деятельности в трех вариантах – визуально, в звуковом и цифровом виде.
Красочные рисунки, объемное изображение, анимация объектов, звуковое и музыкальное сопровождение делают программу привлекательной для детей.
Все упражнения программы построены в игровой форме, при этом создается проблемная ситуация, решение которой производится доступными ребенку средствами и возможностями программы. В процессе работы над упражнениями ребенок, играя, помогает компьютерному герою Тигренку выполнить задания и вместе достичь необходимого результата. Со стороны компьютера выступает не обезличенная программа, а веселый и забавный компьютерный герой Тигренок, который объясняет ребенку цель и правила выполнения предлагаемого задания, помогает его выполнить, дает итоговую или промежуточную оценку выполненного действия. Это создает положительную мотивацию при работе с программой, так как ребенку интересно общаться с компьютерным героем. Работа с данной технологией проводится при первостепенной роли учителя-логопеда по принципу тройственного взаимодействия: педагог - компьютер - ребенок.
Проста в управлении. Она имеет доступный интерфейс с всплывающими подсказками. Таким образом, не требуется специального обучения работы с программой, и пользовательские навыки приобретаются непосредственно в процессе ее применения.
Цели использования компьютерной технологии:
- оптимизация коррекционного процесса, для осуществления качественной индивидуализации обучения детей,
- создание у ребенка более высокой, по сравнению с традиционными методами, мотивационной готовности к обучению, заинтересованности детей к логопедическим занятиям в современных условиях.
Задачи:
- Развитие и коррекция психических процессов: памяти, внимания, воображения, мышления, восприятия.
- Развитие познавательной активности, самоконтроля.
- Активизация словаря.
- Закрепление знаний цветов спектра.
- Развитие мелкой моторики руки.
- Создание положительного эмоционального фона.
- Помочь освоить детьми модели коммуникации с вымышленным героем компьютерной программы, для освоения межличностной коммуникации.
- Воспитание стремления достичь положительного результата в работе.
Гигиенические нормы и рекомендации работы за компьютером
Максимальная одноразовая длительность работы на компьютере не должна быть более указанной ниже:
- для детей 6 лет I-II групп - 15минут в день;
- для детей 6 лет III группы - 10 минут вдень;
- для детей 5 лет I-II групп - 10 минут в день;
- для детей 5 лет III группы - 7 минут в день;
- для детей 6 лет, относящихся к группе риска по состоянию зрения - 10 минут в день;
- для детей 5 лет, относящихся к группе риска по состоянию зрения - 7 минут в день,
Рекомендуемое время дня для занятий на компьютере:
- первая половина дня - оптимальна;
- вторая половина дня - допустима. Занятие с использованием компьютера во второй половине дня следует проводить в период второго подъема суточной работоспособности, в интервале от 15 ч 30 мин до 16 ч 30 мин, после дневного сна и полдника.
Рекомендуемая максимальная кратность работы на компьютере в течение недели для детей 5 и 6 лет- 1-2 раза.
Рекомендуемые дни недели для занятий на компьютере: вторник, среда. В пятницу заниматься на компьютере нежелательно. Объясняется это тем, что работоспособность ребенка уже к четвергу снижается, а в пятницу происходит ее резкое снижение в силу накопившейся недельной усталости.
Недопустимо проводить занятия на компьютере во время, отведенное для прогулок и дневного отдыха.
В целях профилактики зрительного утомления целесообразно проводить офтальмотренаж (специальные упражнения для глаз).
Время и место проведения гимнастики
Зрительная гимнастика проводится дважды в течение развивающего занятия с использованием компьютера: первый раз - в середине работы на компьютере (после 5 минут работы для пятилетних и после 7-8 минут для шестилетних детей) и второй раз - по окончании работы на компьютере или после завершения всего развивающего занятия с использованием компьютера (после заключительной части).
Длительность зрительной гимнастики во всех случаях равняется 1 минуте.
Зрительная гимнастика во время работы на компьютере
Упражнение 1 - со зрительными метками
В кабинете заранее подвешиваются высоко на стенах, углах, в центре стены яркие зрительные метки. Ими могут быть игрушки или красочные картинки (4-6 меток). Игрушки (картинки) целесообразно подбирать по изучаемой теме, чтобы они составляли единый зрительно-игровой сюжет. Примерами игровых сюжетов могут быть следующие. В центре стены помещается машина (или голубь, или самолетик, или бабочка). В углах под потолком стены - цветные гаражи. Детям предлагается проследить взором проезд машины в гаражи или на ремонтную площадку.
Упражнение 2 - со зрительными метками и поворотами головы
Выполняется так же, как предыдущее упражнение, но дети должны выполнять его с поворотами головы.
Зрительная гимнастика после занятия с использованием компьютера
Выполняется сидя или стоя, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз. Рекомендуются следующие варианты упражнений.
Упражнение 1
Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем открыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль через окно на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Упражнение 2
Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 2 раза.
Обучение с применением интерактивных комплексов становится более качественным, интересным и продуктивным, оно никогда еще не было столь привлекательным и захватывающим При условии систематического использования электронных мультимедиа обучающих программ в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения детей с разноуровневой подготовкой. При этом происходит качественное усиление результата образования вследствие одновременного воздействия нескольких технологий.
Существует множество речевых нарушений и способов их коррекции, но в работе логопеда и дефектолога всегда найдется место для использования компьютерных программ, что позволит значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование тестовых работ с применением компьютерных технологий.
Методическая разработка...
Применение компьютерных технологий при обработке результатов физических экспериментов
Предлагабю материал лабораторнй работы по физике с исполизованием возможностей электронных табли...
«Применение компьютерных технологий в учебном процессе ДШИ»
Данная статья была представлена на Республиканской научно-практической конференции «Развитие творческого потенциала личности ребенка. Инновационные технологии в педагогической деятельности»....
О практическом применении компьютерных технологий в образовательном процессе на примере математики и информатики
О применении информационныхтехнологий в школе...
Применение компьютерных технологий для выполнения практических работ по закреплению правил орфоэпии и произношения глухими учащимися на уроках РРС и ФП на второй ступени обучения
Данная статья представляет собой теоретический и практический материал по использованию компьютерных технологий на уроках РРС и ФП для закрепления правил орфоэпии и произношения путём вы...
Статья_Здоровьесберегающие технологии в детском саду
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕТСКОМ САДУРукина Л. Ю.МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №152 КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА, Г. ТВЕРЬ В данной статье рассмат...
Здоровьесберегающие технологии в детском саду
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Цели, задачи и необходимость применения ЗОТ в ДОУ ...