На пороге детского сада.
статья по теме

Как подготовить ребенка к посещению детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptatsiya_statya.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

На пороге детского сада.

В жизни большинства мам рано или поздно наступает момент, когда приходится решать вопрос о том, чтобы отдать малыша в детский сад. Взрослые понимают, что адаптационный период – один из самых сложных в жизни ребенка. Все охают, причитают, волнуются за него, но не более того! Родители зачастую не готовят ребенка к поступлению в детский сад, а следовало бы.

 Живя в семье, малыш привыкает к определенным условиям. Когда он приходит в детский сад, многие условия его жизни резко изменяются: режим дня, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т.п. Ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, потому что он оторван от знакомой обстановки, родных лиц, привычного общения, а к этому добавляется и физиологический стресс, вызванный сменой привычного режима дня.

Ни один ребенок не обходится без этого периода, когда начинает ходить в садик, вот только проходит адаптация у всех по-разному: кому-то хватает нескольких дней , чтобы привыкнуть, а кто-то так и не приспосабливается к новым условиям. Но на первых порах одинаково несладко приходится всем малышам. С первого дня посещения детского сада ваш ребенок все время находится в состоянии сильного нервного напряжения , которое не спадает даже во время сна. Его организм тратит столько сил, чтобы привыкнуть к новым условиям, что малыш начинает как - бы «развиваться назад»: утрачивает наработанные навыки, становится менее самостоятельным, хуже говорит , плохо ест  и кричит по ночам.

 Поступление  в детский сад очень часто приводит к нервному срыву. И ваш послушный малыш вдруг превращается в маленькое чудовище, или замыкается в себе, не желая лишний раз говорить или двигаться. Есть несколько косвенных признаков, по которым можно определить, насколько  легко и благополучно проходит у ребенка период адаптации.

Первый – это проявление отрицательных эмоций, от депрессии до многочасовой истерики. Степень их выраженности напрямую зависит от тяжести привыкания.

Еще один спутник адаптации –  страх. Малыш боится буквально всего: незнакомых людей, темноты, одиночества, вашего ухода… так что смотрите внимательно: если ребенок перестает прятаться под одеяло от «подкроватных монстров», значит все в порядке.

Снижение активной общительности – тоже признак адаптационного стресса. Если малыш остается замкнутым, не желает играть с другими детьми, ему требуется помощь.

Положительными моментами можно считать возвращение познавательной активности(снова задает вопросы, всюду лезет), навыков самообслуживания(сам одевается и раздевается), восстановление нормальной речи, сна и аппетита.

Даже, если вы заметили у малыша признаки тяжелого стресса, это вовсе не означает, что ваше чадо так и не сможет адаптироваться к условиям детского сада. Помните : в ваших силах помочь ребенку пройти период адаптации максимально быстро и легко. Не бойтесь привлекать на помощь специалистов – педиатров и детских психологов, их участие облегчит вашу жизнь.

В чем же конкретно должна заключаться подготовка малыша к детскому саду? И что можно сделать, чтобы его адаптация к детскому саду прошла относительно безболезненно?

В первую очередь необходимо привести в соответствие распорядок дня ребенка дома с режимом дошкольного учреждения. Времени для этого достаточно. Планомерно, постепенно можно подвести ребенка к его четкому выполнению. Когда малыш придет в группу. Его не нужно будет переучивать, ломать неправильные привычки.

В это же время необходимо обратить серьезное внимание на формирование навыков самообслуживания. Ребенок, умеющий самостоятельно есть, раздеваться и одеваться  не будет чувствовать себя в детском саду беспомощным, что положительно скажется на его самочувствии. Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься от переживаний, на какое-то время сгладить остроту отрицательных эмоций .

Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с ним  детские площадки и парки, приучайте к игре в песочницах, на качелях, ходите к друзьям. Очень важно научить кроху знакомиться, называть других малышей по именам, просить понравившуюся вещь и никого не обижать. Если у вас есть такая возможность,  вы можете походить с малышом в какой-нибудь игровой центр, группу раннего развития и т. п.

О предстоящем поступлении в детский сад  поговорите с ребенком, как о радостном событии. Не допускайте негативных отзывов в присутствии малыша. Ни в коем случае не пугайте и не угрожайте  оставить его в детском саду.

Обязательно скажите малышу о возможных проблемах и о том, у кого он может попросить помощи. Научите его не молчать, а говорить воспитателям о своих трудностях.

Вхождение в дошкольное учреждение должно быть постепенным: заранее приведите ребенка в группу, посмотрите игрушки, познакомьте с воспитателем, с детьми.

Адаптация может занять несколько месяцев. Исходя из этого стройте свои планы. В первые дни посещения садика не оставляйте малыша одного, просто походите с ним в садик, как в гости к другим детям, и дайте  ему возможность поиграть с ними в вашем присутствии. Неплохо, если первое время вы будете забирать малыша уже в обед.

Дайте ребенку в детский сад  игрушку(пусть он сам выберет, какую), уговорите оставить ее переночевать в садике, а завтра снова с нею встретиться. Если ребенок не соглашается, пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и «знакомится» там с детьми. Обязательно расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, не было ли ей грустно. Таким образом вы узнаете ,как ребенок привыкает к детскому саду.

Весь период привыкания эмоционально поддерживайте сына или дочку. Сокращение совместно проводимого времени старайтесь компенсировать более насыщенным общением. Чаще обнимайте малыша, говорите с ним, играйте.

И ,конечно же, наберитесь терпения и у вас все получится!

Ваш ребенок скоро пойдет в детский сад, и, конечно же вас, как и многих других родителей волнует ряд вопросов по этому поводу. Как помочь адаптироваться малышу и  наладить отношения с воспитательницей и детьми? Как подготовить организм к новому режиму и повысить сопротивляемость организма к болезням? Как же все-таки стоит поступать?

-   В первую очередь подготовьте себя. Если вы решили отдавать ребенка в детский сад, то старайтесь положительно к нему относиться. Бывает такое, что мама подсознательно сама еще не готова расстаться с малышом, и этим она только усугубляет процесс адаптации. Соберитесь. Ваша неуверенность и излишняя тревога может навредить ребенку, которому и так тяжело.
-   Расскажите ребенку, что такое детский сад. Пусть ваш рассказ будет положительным, но не преувеличивайте. Также стоит упомянуть о дисциплине и режиме. Старайтесь почаще гулять на территории детского сада, особенно когда у детей прогулка на улице.
-   Поиграйте дома в «садик», чтоб ребенок имел понятие о том, что там происходит. Уложите игрушки спать, кормите их, гуляйте с ними.
-   Постарайтесь перед садиком походить в какой-то игровой центр, группу раннего развития. В наше время их существует большое количество. Там занимаются с детками английским, рисованием, лепкой, танцами, пением и еще много чем еще. Но самое главное это то, что вы можете находиться рядом с ребенком, пока он будет осваивать новую для него обстановку.
-   В разговорах с родными и друзьями «хвастайтесь» тем, что ваш ребенок скоро пойдет в детский сад. Говорите о том, что он уже взрослый и поэтому ему разрешили туда ходить. Но ни в коем случае в присутствии ребенка не обсуждайте проблемы связанные с детским садом.

-   В большинстве случаев дети не хотят идти в детский сад не потому что им там не нравиться, а потому что они не хотят расставаться с матерью. Поэтому лучше если вы заранее подготовите ребенка к этому. Может быть, вашему ребенку уже приходилось оставаться с бабушкой или няней. Если же такого опыта у него не было, то ему тяжелее будет с вами прощаться. Возможно, кто-то из ваших знакомых тоже собирается вести ребенка в детский сад. Договоритесь по очереди оставлять друг другу детей  ненадолго.
-   В садике вашему ребенку предстоит научиться ладить с детьми и взрослыми без вашей помощи. Чтобы ему было легче это сделать, учите его общаться уже сейчас. Чаще ходите на детские площадки, в гости, в парк. Подскажите ребенку, как правильно знакомиться с детьми, делиться, играться вместе. Даже находясь в очередях поликлиники, обращайте внимание ребенка на других детей. Весь этот опыт потом пригодиться ему в детском саду.
-   Все детские сады работают по определенному режиму. Узнайте какой распорядок дня в вашем саду, и постарайтесь постепенно перейти на него. Это нужно сделать еще за 2-3 мес. до поступления ребенка в детский сад.
-   Научите вашего малыша самостоятельно кушать, проситься на горшок, умываться, пользоваться носовым платком, хотя бы частично одеваться. Сейчас эти навыки не есть строго обязательными при поступлении в детский сад, но вашему ребенку будет намного легче, если он будет уметь это делать.  
-   Возьмите за привычку мыть руки вместе с ребенком после прогулки и перед едой. Утром и вечером чистите зубы и умывайтесь. Обычно маленьким деткам нравятся такие процедуры.
-   Чтобы повысить иммунитет  закаляйте детку. Хорошо если это вы делаете еще с рождения, но никогда не поздно начать. Гуляйте в любую погоду, ходите босиком по траве, купайтесь в море. Одевайте ребенка по погоде, не кутайте его.
-   Заранее познакомьтесь с воспитательницей группы. Поговорите с ней о вашем малыше. Расскажите, какой он, чем любит играться, что умеет делать, как ложиться спать. Обязательно сообщите воспитательнице, если у вашего ребенка есть аллергия на какие-то продукты, лекарства. Обсудите с ней особенности вашего ребенка, тип характера, темперамент. Договоритесь о том, что первое время вы будете приходить вместе с ребенком только на  дневную прогулку.
-   Ребенку тяжело сразу привыкнуть к новой обстановке. Поэтому адаптация должна проходить постепенно. Сначала оставляйте ребенка на 1-2 часа, затем до обеда. Ели по истечению нескольких недель все хорошо, то можно пробовать оставлять его на дневной сон. Вскоре он сможет находиться там целый день.
-   Когда уходите, всегда сообщайте ребенку, что вы ОБЯЗАТЕЛЬНО вернетесь за ним. Хорошо будет, если вы еще и уточните, когда именно это произойдет. Так как у ребенка нет часов, вы можете ссылаться на распорядок дня. Например, скажете «Я приду за тобой, как только вы вернетесь с прогулки». И, конечно же, выполните обещание.
-   Если ребенок сильно привязан к вам, первое время он может тяжело с вами расставаться: плакать, цепляться за ноги, устраивать истерику. Возможно если его будет отводить отец, ситуация измениться. Очень часто папы отводят детей в сад, и пусть ваш муж не боится взять на себя это.
-   Познакомьтесь с кем-то из родителей, чей ребенок ходит в вашу группу. Вы можете вместе водить и забирать детей.
-   Одевая ребенка в детский сад, учитывайте, что ваш ребенок будет находиться в этом целый день. Поэтому одежда должна быть удобной и из натуральных материалов. Обязательно оставьте в шкафчике запасную одежду (трусики, колготки, носочки, футболочку), платочек. Если ваш малыш еще не всегда проситься на горшок и не умеет самостоятельно есть, то запасной одежды может понадобиться больше.
-   Никогда не пугайте ребенка садиком. Не ругайте и не высмеивайте его нежелание идти туда.

И, конечно же запаситесь терпением и у вас все получится!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий городского мероприятия для детских садов: «Детский альбом» П.И. Чайковского.

Сценарий предназначен для проведения  и ознакомления детей 4-8 летнего возраста с музыкой композитора П. И. Чайковского. Номера были показаны с помощью интеграции предметов, объедененных между со...

"Опыт работы МБДОУ детского сада № 32 г. Каменск - Шахтинский с детьми и родителями по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма"

Опыт работы МБДОУ детского сада № 32 г. Каменск - Шахтинский с детьми и родителями по предупреждению детского дорожно - транспортного травматизма....

Я иду в детский сад! Адаптация ребенка в детском саду.

Принятию решения отдать ребёнка в дошкольное учреждение, как правило, предшествуют раздумья, тревоги родителей: «Как ребенок будет привыкать к детскому саду? Как он адаптируется к новым людям, новым у...

Статья "Физическая культура в детском саду - важная составляющая общего развития ребенка в детском учреждении"

laquo;Физическое образование ребёнка есть база для всего остального. Без правильного применения гигиены в развитии ребёнка, без правильно поставленной физкультуры и спорта мы никогда не получим здоро...

«Детский альбом» П.И.Чайковского на логоритмических занятиях в детском саду (5-6 лет)

Логоритмика – одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи движения, музыки и слова. (Г. А. Волкова). Эффективное взаимодействие логопеда и музыкального руководителя - это сов...

Рабочая программа "Программа коррекционно-развивающей работы детского сада детского сада для детей с ОНР, ФФН"

Рабочая программа  "Программа коррекционно-развивающей работы детского сада детского сада для детей  с ОНР, ФФН"...