Для родителей первоклассников.
материал по теме

Смирнова Вероника Сергеевна

Психологическая поддержка учеников 1 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervye_dni_rebenka_v_shkole.docx15.54 КБ
Файл gotovnost_rebyonka_k_shkole.pptx776.7 КБ

Предварительный просмотр:

Первые дни ребенка в школе.

Сообщение психолога Смирновой В.С. на родительском собрании.

                                                       Воспитание- это процесс жизни, а не

                                                        Подготовка к будущей жизни.

                                                                                        Д. Дьюи.

Ребенок,  переступающий порог школы, должен соответствовать определенному умственному, физическому, эмоциональному и социальному развитию. Первые дни ребенка в школе самые трудные.

Для успешного обучения ребенка необходимо учитывать особенности адаптации, т.е. привыкания, приспособления к школьной жизни. Наблюдения за первоклассниками показали, что адаптация может проходить по-разному.

  1. я группа детей - быстро и благополучно привыкающие дети. У них преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно и без видимых усилий выполнять требования учителя.
  2. я группа детей – требует для привыкания к новой жизни больше времени. Такие дети долгое время предпочитают игровую деятельность учебной,  часто капризничают, плачут, жалуются, спорят или дерутся с одноклассниками.
  3. я группа детей – плохо привыкающие дети. Их отличает негативная форма поведения, нежелание учиться и посещать школу, устойчивые отрицательные эмоции. У них не складываются отношения с одноклассниками, которые не хотят с ними дружить, играть на переменах. Такие дети ведут себя вызывающе, задираются, часто мешают проводить уроки.

                    В чем трудности адаптации ребенка к школе?

  1. Смена социальной позиции ребенка.  Из дошкольника ребенок превращается в ученика ( я – школьник ). У него появляются новые и сложные обязанности: делать уроки, приходить вовремя в школу, быть внимательным на уроке, дисциплинированным. Ребенку придется выполнять новые требования и нормы, которые ориентируют его в том, как себя вести, что и как делать.
  2. Смена ведущей деятельности.  До начала обучения в школе ребенок занят преимущественно игрой. Он играет в сюжетные и ролевые игры, фантазирует, придумывает игровые импровизации. С приходом в школу ребенок начинает овладевать учебной деятельностью : школьник должен « научиться учиться», запоминать учебный материал, формулировать ответ, решать задачу. Основное различие игровой и учебной деятельности состоит в том, что игровая деятельность является свободной, а учебная – построена на основе произвольных  усилий ребенка. Если до начала обучения в школе ребенок играл тогда, когда он сам хотел играть, действовал в соответствии со своим желанием и самостоятельно, то с приходом в школу ребенок обязан делать то, что ему не всегда хочется делать. Он должен произвольно контролировать свое поведение, стабильно держать активное внимание на уроке : он обязан и вынужден сменить свои занятия, весь « способ жизни».
  3. Сдерживание двигательной активности инициативного ребенка. Активизация вялых и активных детей.       Учитель стремится сформировать некий оптимальный уровень активного ребенка, способствующий хорошему усвоению учебного материала, длительному поддержанию активного внимания, сосредоточенности, концентрации.                                                                                                                        Если ребенок характеризуется слабым развитием  « комплекса произвольности», он плохо привыкает к школе, имеет низкую успеваемость. Для такого ребенка идти в школу со временем становится своеобразной « пыткой», он начинает всячески увиливать от этого, пропускает уроки, придумывает различные болезни.
  4. Возникновение специфических реакций.              С началом обучения в школе у   67-69 % неподготовленных детей возникают специфические реакции: страхи, срывы, истерические реакции, повышенная слезливость, заторможенность. Такой ребенок боится учителя, испытывает страх перед выходом к доске для ответа. Он боится опоздать на урок, низких отметок, унижения.
  5. Социальное окружение: учитель, класс, семья.      От отношения учителя к ребенку зависит успешность его дальнейшего обучения в школе. Опыт показывает, что ребенок, которого с самого начала « не полюбил» учитель начальных классов, впоследствии плохо учится, агрессивен или неуверен в себе, склонен к асоциальным поступкам.                                                                                                         Успешность адаптации ребенка к школе зависит также и от того, насколько прочно он смог утвердить свою позицию в классе среди сверстников. Активный и инициативный ребенок становится лидером, начинает хорошо учиться. Тихий и податливый ученик часто превращается в ведомого или аутсайдера, учится неохотно и посредственно.                                                                                         Семейная ситуация, в которой оказывается ребенок в начале своего обучения в школе, имеет большое значение. Напряженная, эмоционально дискомфортная обстановка отрицательно влияет на самочувствие школьника, что сказывается на его успеваемости.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологическая готовность детей к школе

Слайд 2

« Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться .» ( Венгер Л.А.)

Слайд 3

В чем проявляется неподготовленность к школьному обучению? Неподготовленный к школе ребенок Не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы класса . Он проявляет мало инициативы, тяготеет к шаблонным действиям и решениям, у него возникают затруднения в общении с взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач.

Слайд 4

Что же означает психологическая готовность ребенка к школе? Когда говорят о готовности к школе, обычно подразумевают, что ребенок должен уметь читать, пересказывать ( у него должна быть развита речь ), писать ( у него должна быть развита мелкая моторика ), считать ( владеть навыками счета ) – это педагогическая готовность к школе. Помимо этого, ребенок должен обладать определенным уровнем физического здоровья. Высидеть 4-5 уроков по 40 минут, да еще делать домашние задания – задача непривычная для дошкольника – это физическая готовность к школе. Но, конечно, этого недостаточно .

Слайд 5

Социальная готовность У ребенка, поступающего в школу, должен быть определенный уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться. Т.е. у него должна быть сформирована мотивация учения – интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому. Также, на рубеже 6 лет формируется внутренняя позиция школьника – эмоционально-благополучное отношение к школе, минимальное стремление к игровым и развлекательным (дошкольным) элементам деятельности, ребенок осознает необходимость учения, понимает ее важность и социальную значимость. Но помните, что желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга.

Слайд 6

Личностная готовность Чтобы успешно обучаться в школе, ребенок должен уметь строить адекватные системе обучения отношения со взрослыми, т.е. у него должна быть развита произвольность. На пороге школьного возраста происходит утрата «детскости». Если же уровень произвольности остается низким, то дети не видят за вопросами взрослого учебной задачи, а воспринимают их как повод для непосредственного, житейского общения. Такие дети могут прервать учителя вопросом, не относящимся к уроку, Выкрикивать с места, называть учителя не по имени-отчеству, а «тетя Таня ». Также ребенок должен уметь строить отношения со сверстниками. Общение ребенка с детьми не должно отличаться особой конфликтностью.

Слайд 7

Но у некоторых дошкольников наблюдается неустойчивая, а иногда даже заниженная самооценка. Это говорит о том, что дети испытывают дефицит внимания, любви, поддержки, эмоциональной защищенности со стороны взрослых. Низкая самооценка, сформированная на протяжении дошкольного детства, может стать причиной неуспеваемости в школе. Она порождает страх неудачи, а в своем крайнем проявлении – отказ от деятельности. Такие дети в школе отказываются отвечать у доски и с места. Ребенок готов прослыть лентяем, чем неуспешным в учебе.

Слайд 8

Интеллектуальная готовность Интеллектуальный аспект готовности к школе – это уровень развития познавательной сферы психики. Он затрагивает такие психические функции, как восприятие, внимание, память, мышление, речь. Внимание : важным показателем развития внимания является то, что в деятельности ребенка появляется действие по правилу – первый необходимый элемент произвольного внимания. Вызывает тревогу ребенок 6, а особенно 7 лет, который не в состоянии сосредоточиться на необходимой, но не интересной деятельности хотя бы 5-10 минут. Память: для ребенка 6 – 7 лет вполне доступно такое задание - запомнить 10 слов, не связанных по смыслу. В первый раз он повторит от 2 до 5 слов. Можно называть слова еще раз и после 3 – 4 предъявлений ребенок обычно запоминает более половины слов.

Слайд 9

Мышление: совершенствуется наглядно-действенное мышление ( манипулирование предметами), улучшается наглядно-образное мышление ( манипулирование образами и представлениями ). Полезны игры « Найди клад», « Лабиринты». И начинают активно формироваться предпосылки логического мышления .

Слайд 10

Воображение: становится активным – произвольным. А также воображение выполняет еще одну роль – аффективно-защитную. Она предохраняет растущую, легко ранимую душу ребенка от чрезмерно тяжелых переживаний и травм.

Слайд 11

Лучше сделать заранее : 1. Познакомьте ребенка с его учителем еще до официального начала занятий . 2. Посетите несколько раз его будущий класс, дайте ему посидеть за партой и все как следует рассмотреть, чтобы обстановка для ребенка не казалась незнакомой, прогуляйтесь вместе по школе и школьному двору . 3. Постарайтесь познакомить ребенка с некоторыми из его одноклассников.

Слайд 12

4 . Расскажите ребенку о приблизительном расписании уроков и времени, отведенному на уроки, перемены, обед, а также когда начинаются и кончаются уроки . 5. Спросите ребенка, что он чувствует, идя в школу, о его положительных и негативных впечатлениях. Старайтесь акцентировать внимание ребенка на положительных моментах: на интересных занятиях и возможности завести новых друзей . 6. Скажите ребенку, что чувствовать волнение несколько первых дней – абсолютно нормально, и что это испытывают все дети без исключения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родителям первоклассника.

Памятка для родителей первоклассников...

План-конспект собрания для родителей первоклассников, занимающихся в логопедической группе по теме « Формирование навыков письма и чтения у обучающихся»

Проблема нарушений письма и чтения (дисграфия и дислексия) - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знан...

Памятка для родителей первоклассников

Памятки для родителей первоклассников по режиму, взаимоотношениям в семье....

рекомендации родителям первоклассников

В данном материале для родителей даны рекомендации по оптимальному режиму  учащихся первых классов и нагрузке на несформированный организм ребенка 7 лет....

Родителям – о безопасности дорожного движения. Беседа для родителей первоклассников

О необходимости учить детей безопасному поведению на дороге говорят много. Делается, к сожалению, значительно меньше. Родителям, в первую очередь, необходимо сформировать у ребенка знания ...

Советы родителям первоклассников (или будущих первоклассников)

Материал будет полезен родителям будущих первоклассников. От того, как пройдет первый год в школе, во многом зависит все дальнейшее обучение....

Тренинг для родителей первоклассников "Как помочь адаптироваться первокласснику"

Цель:-Рассмотреть некоторые проблемы адаптации первоклассников к школе; показать пути их преодоления.-Повысить уровень педагогической и психологической культуры родителей.-Повысить интерес родителей к...