Подросток в школе и в семье. Возрастные особенности личности.
статья по теме

Максимова Татьяна Валерьевна

В данной статье речь идет об особенностях подросткового возраста. Рассматриваются физиологические, личностно-психологические аспекты взросления. Поднимается проблема необходимости комплексного понимания педагогами и родителями системы взаимоотношений "подросток- взрослый".  Делаются выводы о значимости заданной тематики для педагогического процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podrostok_v_shkole_i_v_seme.doc_novyy.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подросток в школе и в семье. Возрастные особенности личности.

Un roi avait un fils.

Et ce fils s’était détourné de son père.

On dit au fils : retourne auprès de ton père.

Le fils répondit : je ne peux pas.

Alors son père lui envoya un message en ces termes :

reviens aussi près que tu le peux, et c’est moi qui ferai le

reste du chemin.

(d’après le talmud)

Подростковый возраст - это переходный этап от детства к юности. Строгих рамок и критериев для определения начала и окончания данного периода не существует, но принято считать, что для девочек он колеблется от 10-12 и до 15-16 лет, для мальчиков - от 12-14 и до 17-18 лет.[1]

Взросление подростка сопровождается  изменениями на физиологическом и психо-социальном уровнях: наступает период интенсивного роста организма, происходит гормональная перестройка, связанная с половым созреванием, а также изменяется социально-психологический контекст развития личности.

В психологическом плане в этот период у подростка возможны резкие перепады настроения, импульсивность, раздражительность, эмоциональная нестабильность. Грамотный учитель, педагог знает о возрастных особенностях школьника и должен их учитывать в своей работе.

Важнейшей характеристикой этого этапа развития личности является тот факт, что у подростка появляется потребность в освобождении от родительского и учительского контроля, в том числе от установленных ими норм и правил поведения. Психологи утверждают, что здесь происходят изменения в области интересов ребенка: учеба отходит на второй план, подросток сосредотачивается на общении со сверстниками, то есть происходит сдвиг в сторону социально-психологической и социально-педагогической проблематики.

Распространенная проблема подростков и их родителей - это трудности взаимопонимания. Взрослый человек, родитель, как правило, имеет свою, сформированную ценностную систему. Вопрос того, что «хорошо», что «плохо», давно  решен. Что касается подростка, то его понимание  мира, в некоторых его аспектах, только формируется. В связи с этим, для родителя важно знать, каковы окружение и  сфера интересов ребенка: кто его друзья, чем они увлекаются? Как ребенок учится, какие у него взаимоотношения с одноклассниками? с учителями?

Посредством общения у ребенка  происходит поиск себя, становление личностных качеств, формирование ценностных приоритетов, поэтому важно, чтобы его среда общения работала не на разрушение его личности, а на её гармоничное  развитие. Если ребенок не имеет ни одного увлечения, не занимается в кружке, в спортивной секции, а проводит внеурочное время  в обществе подростков с сомнительными интересами, то его шансы попасть в «группу риска» возрастают. Для того, чтобы скорректировать направленность интересов ребенка, необходима прямая заинтересованность родителей и поддержка со стороны школы: только при их участии и доброжелательном настрое возможен контакт с подростком.

 Подростковый возраст - это традиционный повод  для семьи переосмыслить свои внутренние правила, особенно те, которые касаются вопросов самоопределения и дифференциации. Для родителей в данный период взросления ребенка важно, прежде всего, осознать "кризис подросткового возраста", который фактически представляет собой реальный кризис семейной системы. Родители должны принять то, что ребенок взрослеет и что с этим неминуемо связаны изменения в самой семье как психо-социальном и педагогическом институте. Это этап поиска новых авторитетов, который может восприниматься семьей либо как отчуждение ребенка от семьи, уход от контроля, либо как логичный этап взросления. Попытка «навязать» подростку свой родительский опыт будет, вполне возможно, малоэффективна. Человеческой природе свойственно стремление к познанию окружающего мира с опорой на собственный опыт, положительный или отрицательный.

Понимание одной и той же проблемы подростком и его родителями может оказаться диаметрально противоположным. При этом, спектр вопросов, по которым может возникнуть конфликт, весьма непредсказуем. Часто бывает так, что подростку   повод вовсе не нужен, важен сам спор, ради возможности поиска границ влияния на родителей и выяснения весомости своего слова в семье. И в этом противостоянии позиций и точек зрения может зародиться конфликт. Подчас, чтобы получить определенную эмоциональную независимость, подросток противопоставляет себя родителям, с которыми он до сих пор сохранял  доверительные отношения.

Способность сглаживать  конфликт – это искусство, которому нужно учиться не только подростку, но и взрослому. Каждый человек индивидуален в физиологическом плане, а в личностно-психологическом плане он – часть не только малой социальной группы, какой является семья, но и всего социума в целом. Поэтому, в том случае, когда семья не в состоянии справиться с конфликтной ситуацией самостоятельно (в силу недостаточной компетентности и информированности родителей), необходимо обратиться к помощи специалистов, например, таких как психолог, социальный психолог и социальный педагог.

 Необходимо отметить, что данная проблема периодически освещается в психолого-педагогической литературе. К примеру, в недавно вышедшем номере журнала «Справочник классного руководителя» социально-психологической службой одной из Московских школ была представлена программа «Приобретаем навыки для жизни», обучающая детей «открыто говорить о том, что им не нравится, понимать и принимать настроение другого человека, жить, не конфликтуя с окружающими». Одно из занятий ставит перед собой цель научить детей жить в мире и согласии с учителями, одноклассниками, друзьями, членами своей семьи и другими людьми, а также подвести подростков к мысли о том, что в любых жизненных ситуациях разумно искать компромиссы, а не навязывать свои решения. В роли ведущего данного тренинга выступает классный руководитель, социальный педагог или психолог. Во вступительном слове заявляется о важности того, насколько необходимо принимать слова учителя и родителей с пониманием; как ребенок может сказать взрослому о том, что он с ним не согласен и думает иначе, но так, чтобы никого не обидеть. На обсуждение выносятся такие вопросы, как «Можно ли по внешнему виду человека определить его эмоциональное состояние? Обращаете ли вы внимание на эмоциональное состояние своих родителей, сестер или братьев? Спрашиваете ли, что случилось? Корректируете ли свое поведение с этим человеком в зависимости его эмоций и чувств? Почему?» Проводятся ролевые игры и серия упражнений, в результате которых делаются логические выводы о том, что необходимо быть внимательным и чутким к чувствам и эмоциональному состоянию другого человека, уметь сопереживать, отвлечь, оказать поддержку. Для того, чтобы взаимопонимание было возможно и в результате конфликта не потерять друзей и не приобрести врагов, нужно пытаться найти решение, которое устроило бы обе стороны.[2]

Таким образом, трудности взаимопонимания в системе координат «подросток – взрослый (будь то родитель или учитель)» - это проблема, которая  существует в разных социальных группах. Она естественным образом вытекает из возрастных, психологических и социальных особенностей личности, которые присущи человеку в подростковый период. Вместе с тем, поставленная проблема отнюдь не ограничивается вопросами подросткового восприятия таких трудностей. Она также является важным аспектом восприятия взрослыми людьми социально-психологических особенностей подростка, что может послужить предметом более детального исследования.

 Лаппо Л.П. Обучение школьников бесконфликтному поведению. // Справочник классного руководителя. 2012. №12/декабрь. С.51-62.


[1] Например, Л.С. Выготский выделяет пубертатный возраст 14-18 лет и два кризиса: кризис 13 и 17 лет. По Э. Эриксону подростковый возраст приходится на стадию идентичности (диффузии идентичности), которую человек проходит с 15 до 20 лет. Л.Ф. Обухова говорит, что по современным данным подростковый период охватывает почти десятилетие – от 11 до 20. А.М. Прихожан указывает, что это период длится с 10-11 до 16-17 лет, совпадая в современной российской школе со временем обучения детей в V-XI классах.

[2] Лаппо Л.П. Обучение школьников бесконфликтному поведению. // Справочник классного руководителя. 2012. №12/декабрь. С.51-62.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе. Роль семьи и ее значение в адаптации школьников в связи с новым качеством обучения и возрастными особенностями».

Переход   из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного...

Условия успешной адаптации к школе. Возрастные особенности младших подростков. Роль семьи в учебной мотивации

Здравствуйте, уважаемые родители! Переход в среднее звено – это важный момент в жизни школьника.  Здесь у них  начнётся новая жизнь. Какой она будет – во многом зависит не только от школы, н...

Семья и школа.Взаимодействие школы и семьи в интересах личности ребенка.

    В период этапа развития Новой школы – школы XXI века в центре внимания, как и прежде, стоит ребёнок. Но без совместной работы семьи и школы невозможно воспитать личность, им...

Методические рекомендации по повышению уровня правовой культуры участников образовательного процесса через развитие правового сознания с учетом психологических и возрастных особенностей личности. Тема: «Права и обязанности несовершеннолетних в возраст

Цели: ознакомление участников образовательного процесса с основными правами и обязанностями несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в различных отраслях права; умения анализировать свои поступки...

Родительское собрание «Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе. Роль семьи и ее значение в адаптации школьников в связи с новым качеством обучения и возрастными особенностями».

Переход   из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов шко...