особенности и сложности периода отрочества
статья по теме

Мокроусова Наталья Викторовна
В работе описываются особенности и сложности периода отрочества общение с подростками

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_i_slozhnosti_perioda_otrochestva.doc31.5 КБ
Файл krossvordy.rar84.25 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности и сложности периода отрочества

Подростковый период часто называют периодом отрочества. Слово «отрок» в переводе с древнерусского буквально означает «не имеющий права говорить» (от слов «от» и «реку»):  так раньше называли и дитя , и подростка,  и юношу. В словаре В.И.Даля подросток определяется как «дитя, на подросте». Что же для этого этапа жизни человека является самой главной особенностью? Тотальная несвобода от  окружения- вот характерная   особенность современного отрочества.

Отрочество- это беспокойство: «Вдруг я не такой, как все?» «или же: «Вдруг я такой, как все? « Поэтому в центре жизни подростка находятся отношения со сверстниками, которые и влияют на его поведение и поступки.

Жизнь подростка насыщена разнообразными событиями и происшествиями, борьбой и столкновениями, победами и поражениями, открытиями и разочарованиями, огорчениями и радостями. Но самым ценным в жизни подростка является общение с друзьями, которое отодвигает на второй план школу и родных. Общаясь со сверстниками, подросток проявляет самостоятельность: с ними он имеет личное мнение и защищает его, именно поэтому любое вмешательство взрослых вызывает у него обиду и протест.

Подросток стремится к общению со сверстниками, хочет проявить себя в коллективе и иметь близких друзей, а еще у него есть не менее сильное желание - быть принятым, признанным и уважаемым товарищами. Если же у него не складываются отношения с одноклассниками, нет близких товарищей или друга, то он это воспринимает как личную драму. Самая неприятная ситуация для подростка – осуждение коллектива, друзей нежелание общаться, а самое тяжелое наказание – открытый или негласный бойкот.

Переживание одиночества тяжко и невыносимо для подростка. Неблагополучие в отношениях с одноклассниками толкает его на поиск товарищей и друзей за пределами школы. Как правило, он их находит, но они не всегда бывают хорошими. Стремление привлечь к себе внимания, заинтересовать вызвать симпатию ровесников проявляется по-разному: это могут быть демонстрации собственных качеств, паясничанье, кривляние,   рассказы всевозможных былей и небылиц. Общаясь в основном с родителями,  учителями и старшими людьми, подросток все свое внимание переключает на ровесников.

Из чего же состоит мир подростка?

1.Важным каналом информации для подростка становятся сверстники: от них он узнает о многих вещах, о которых по тем или иным причинам ему не сообщают взрослые.

2.Совместная  деятельность помогает подростку найти свое место в коллективе, даст понятие о коллективной дисциплине, учит отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Таких  взаимоотношений с родителями нет, поэтому компания для подростка является ценной жизненной школой.

3.Сознание того, что он является частью компании, облегчает подростку переход к «автономному режиму» от взрослых.

В переходном возрасте подросток иначе представляет себе понятия «одиночество» и «уединение» : он наполняет эти слова психологическим смыслом, приписывая им не только отрицательную, но и положительную ценность. Именно чувство одиночества порождает у подростков неутолимую жажду общения со сверстниками: они не могут не только дня, но и часа пробыть вне своей, а если своей нет- какой угодно компании. Один ищет в обществе сверстников признания, другому важно слиться с группой,  третий черпает недостающие информацию и общение, четвертому необходимо командовать другими.

Очень часто в этом возрасте за грубостью, цинизмом, бравадой и хулиганскими выходками прячется нежная и ранимая душа. И все это потому, что для подростка нет нечего страшнее, чем прослыть слюнтяем,  маменькиным сынком.

Отрочество- это период внутреннего смятения, неуверенности и потребности в одобрении со стороны сверстников, время, когда человек наиболее подвержен групповому давлению. Поэтому дружба в подростковом возрасте имеет особое значение, поскольку формирует личность. Дружба помогает избавиться от возрастных страхов, почувствовать себя сильнее, увереннее, дает возможность поделиться самым важным и сокровенным.

Подросток нуждается в дружбе, потому что хочет быть понятным и защищенным, стремится познать самого себя и найти свое место среди людей. В дружбе он учится особым человеческим отношениям: глубоко интимным, доверительным, заботливым. Не пройдя это «школу», подросток часто бывает не готов к другим видам человеческой близости: любви, семейным привязанностям.

Как правило, близкими друзьями подростка являются его ровесники того же пола, которые учатся в одном классе, принадлежат к одной и той же среде, сходны по умственному развитию, социальному поведению, успехам в учебе, степени активности в общественной жизни. Это связано с тем, что подростки выбирают в друзья себе подобных.

Итак, отрочество- это возраст сильно развитой общительности. И если одним необходимо постоянно находиться в компании, то другие предпочитают проводить время наедине с собой. Основная масса подростков располагается между этими двумя крайностями, то есть потребность в общении сочетается у них со стремлением к уединению для осмысления мира. Мир сверстников так притягателен потому, что он дает подростку возможность сравнить себя с другими, равными по возрасту, опыту, силам, умениям. Сравнить и по-новому взглянуть на себя, оценить себя. А это так важно!



Предварительный просмотр:

1Ф

1Щ

Ё

Л

О

Ч

И

3М

С

О

2П

3Ф

И

З

И

Ч

Е

С

К

И

Е

4

О

А

С

2С

Е

Р

А

4К

О

С

Т

И

В

К

Е

Т

5Ф

О

С

Ф

О

Р

И

Т

Ы

Н

С

6Н

У

К

Л

Е

И

Н

О

В

Ы

Е

Ы

Й

КРОССВОРД   ПО  ТЕМЕ   ФОСФОР

ВЕРТИКАЛЬ

  1. У какого химического вещества аллотропные модификации делят по цветам?
  2. Чем тушат горящий фосфор?
  3. Из чего получил фосфор Х. Бранд?
  4. Как переводится фосфор с греческого языка?

ГОРИЗОНТАЛЬ

  1. С каким химическим веществом образуются фосфаты?
  2. Назовите вещество, которое горит в белом фосфоре при нормальных условиях.
  3. При каких воздействиях белый фосфор воспламеняется?
  4. Где в живых организмах содержится основная масса фосфора?
  5. Как называют минерал, из которого получают фосфор?
  6. В состав, каких биологически активных кислот входит фосфор?

Составитель: Жовнирик Алексей гр. № 11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности литературного процесса периода Великой Отечественной войны

Развёрнутый конспект урока. Материалы частично могут быть использованы и для подготовки классного часа по патриотическому направлению. В приложении представлен кроссворд по теме урока (с ответами)....

Семинар "Психологические особенности школьников подросткового периода"

Возрастные психологические особенности школьников подросткового периода.Пути решения педагогических проблем....

Особенности и сложности работы с хорошо успевающими, любознательными школьниками в сегодняшней школе

В статье очерчен круг проблем, которые могут возникать в обучении хорошо успевающих школьников в силу неоднородности этой группы учащихся....

доклад "«ЕГЭ-2013. Обществознание. Изменения в КИМ 2013 года. Особенности, оценка сложности».

доклад "«ЕГЭ-2013. Обществознание. Изменения в КИМ 2013 года. Особенности, оценка сложности»....

Возрастные и психологические особенности пятиклассников в период адаптации к новой школьной среде

В разработке представлен сценарий проведения родительского собрания для родителей пятиклассников. материал могут использовать как психологи образовательных организаций, так и классные руководители. Пр...

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ: ОСОБЕННОСТИ И СЛОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ

В статье рассмотрены различные подходы к проблеме одаренности и сущность понятия «одаренность». Представлены виды детской одаренности, проанализированы особенности и проблемы работы с одар...