В помощь родителям
методическая разработка (11 класс) по теме
Семья играет основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения учащихся. В качестве основного условия успешного воспитания детей выступает рационально организованный быт, режим жизни в семье. В связи с этим возникает необходимость повышения педагогической грамотности родителей, что может быть реализовано посредством взаимодействия родителей и педагогов. Правильное педагогическое руководство семейным воспитанием возможно при условии комплексного подхода к воспитанию, обеспечении координации усилий по всем направлениям воспитания – идейно-политического, трудового, нравственного, эстетического, физического. Большая социальная значимость целенаправленного общения с семьей заключатся в том, что, направляя по нужному руслу воздействие родителей на детей, педагог влияет и на перестройку внутрисемейных отношений, способствует совершенствованию личности самих родителей, тем самым повышает уровень общей культуры населения
Данный материал поможет родителям выбрать правильное направление в воспитании ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_pomoshch_roditelyam.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
В помощь родителям
Юношеский возраст (15-18лет)
Социальная ситуация развития характеризуется в первую очередь тем, что старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Ему предстоит выйти на путь трудовой деятельности и определить свое место в жизни. В связи с этим меняются требования к старшему школьнику и условия, в которых происходит его формирование как личности: он должен быть подготовлен к труду; к семейной жизни; к выполнению гражданских обязанностей.
В центре психологического развития старшего школьника стоит профессиональное самоопределение.
Период юности характеризуется наличием кризиса, суть которого в разрыве, расхождении образовательной системы и системы взросления.
Ранняя юность – это установление психологической независимости во всех сферах: в моральных суждениях, политических взглядах, поступках.
Юношеский возраст по сравнению с подростковым характеризуется повышением уровня самоконтроля. Тем не менее в этот период растущему человеку еще свойственна изменчивость настроения с переходом от безудержного веселья к унынию и сочетание полярных качеств, выступающих попеременно.
Появляется особая чувствительность к оценке другими своей внешности, способностей, умений и наряду с этим чрезмерная критичность в отношении к окружающим: ранимость уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость – с развязностью, желание быть признанным другими – с подчеркнутой независимостью, борьба с авторитетами – с обожествлением случайных кумиров, чувственное фантазирование – с сухим мудрствованием.
Взаимоотношение со взрослыми
Сложно складываются отношения со взрослыми. Общение со взрослыми ценится только в том случае, если оно имеет доверительную форму. Реальность такова: общение со сверстниками имеет доверительный характер в 88% случаев, с родителями – 29%, преимущественно с матерями.
Отсутствие доверительных отношений со взрослым, в том числе с учителем, в этом возрасте – одна из главных причин тревожности, которую испытывают старшие школьники. Для них невыносимо вмешательство в личные дела извне, тем более – принуждение, однако за тактичную помощь они будут благодарны.
Известно три типа ситуаций, являющихся источниками тревожности в данном возрасте:
- ситуации, связанные со школой, общение с учителями;
- ситуации, актуализирующие представления о себе;
- ситуации общения.
Исследования показывают, что существует зависимость личностной тревожности от возраста: к 10-11 классу уровень тревожности возрастает. Кроме того, выявлена прямая зависимость между стилем родительского воспитания и уровнем тревожности. Так, наиболее стрессогенными стилями родительского воспитания являются:
- отсутствие позитивного интереса со стороны матери;
- директивность матери при навязывании ребенку чувства вины;
- враждебность отца;
- непоследовательность в воспитании.
Памятка для родителей
- Старайтесь говорить, со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы.
- Опасайтесь получения вашим ребенком информации из чужих уст.
- Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети.
- Будьте открыты для общения с ребенком. Даже если вы чего-то не знаете или в чем-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать об этом.
- Не высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с вашим взрослением. Ребенок будет их переживать с вашей позиции и воспринимать так, как воспринимали вы.
- В период полового созревания мальчикам важно получать поддержку и одобрение со стороны мама, а девочкам – со стороны пап.
- Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.
- Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребенка.
- Старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными средствами, если он в этом нуждается.
- В самостоятельности ребенка не следует видеть угрозу лишиться его. Помните, что ребенку нужна не столько самостоятельность, сколько право на нее.
- Хотите, чтобы ребенок сделал то, что вам нужно, сделайте так, чтобы он сам захотел этого.
- Не перегружайте ребенка опекой и контролем.
Памятка «Принципы отношения родителей с детьми»
- Я хочу, чтобы меня любили. Поэтому я буду открыт детским любящим сердцам.
- Я люблю, когда меня принимают таким, каков я на самом деле. Поэтому я буду стремиться сопереживать ребенку и ценит его.
- Я единственный, кто может прожить мою жизнь. Поэтому я не должен стремиться к тому, чтобы полностью управлять жизнью ребенка.
- Я знаю много об окружающем мире. Поэтому я буду стараться, чтобы мой ребенок тоже нашел себя в этом мире.
- Я не могу сделать так, чтобы страх, боль разочарования ребенка исчезли. Поэтому я буду стремиться смягчать удары судьбы.
Памятка для строгих родителей
Нельзя наказывать и ругать ребенка:
- когда он болен, плохо себя чувствует или еще не набрался после перенесенной болезни. В этот период детская психика особенно уязвима, а реакция непредсказуема;
- когда он ест, перед сном и после сна, во время работы;
- сразу после того, как он получил физическую или душевную травму;
- если при всем старании никак не может победить страх невнимательность, какие-то недостатки;
- если вы в плохом настроении, устали, чем-то огорчены и раздражены. Гнев, который вы в таком состоянии обрушиваете на детей, всегда несправедлив. Вы в таких случаях попросту срываете на детях зло.
Три «волшебных» способа обойтись без нотаций
- Попробуйте рассказать ребенку о ком-то, кто поступил так же плохо, как и он. Прекрасно, если это будет поучительная история. Полезно также рассказать о своем прошлом поступке, о котором теперь сожалеете.
- Можно с иронией похвалить детей за то, что они натворили. Например - разбили вазу, а вы им: «Молодцы! Теперь поставить цветы в банку. Так гораздо лучше! Смотрите, какой праздничной комната стала. А если разобьете банку, будем ставить цветы прямо в ведро. Гости придут, увидят эту красоту – вот славно будет!» Ироническая похвала – как стрела: всегда метко попадает в цель. Но будьте осторожны с насмешками, не переборщите.
- Не промахнетесь, если объясните плохой поступок ребенка, лучшим, чем на самом деле.
Анкета «Принципы воспитания детей»
Можете ли вы:
- В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?
- Посоветоваться с ребенком, несмотря на его возраст?
- Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
- Извиниться перед ребенком в случае, если вы были не правы?
- Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?
- Поставить себя на место ребенка?
- Поверить хоть на минутку, что вы добрая фея или прекрасный принц?
- Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
- Всегда воздерживаться от слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
- Пообещать, ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?
- Выделить ребенку один день, когда он может делать что желает и вести себя как хочет, а вы при этом ни во что не вмешиваетесь?
- Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, толкнул или обидел другого ребенка?
- Устоять против слез, капризов, просьб, если известно, что это прихоть?
Ключ к тесту
А) могу и всегда так поступаю – 3 балла
Б) могу, но не всегда так поступаю – 2 балла
В) не могу – 1балл
Анализ результатов теста
От 30 до 39 баллов: вы придерживаетесь правильных принципов воспитания
От 16 до 30 баллов: ваш метод воспитания «кнут» и «пряник»
Менее 16 баллов: у вас нет педагогических навыков и желания воспитывать ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В помощь родителям подростка. Как правильно запретить?
В помощь родителям подростка....
В помощь родителям. "Нежелание ребёнка идти в школу".
"Нежелание ребёнка идти в школу".Причины нежелания ребёнка идти в школу и что делать родителям?....
Статья в помощь родителям "Психологические портреты детей всех возрастов"
Цель моей статьи– помочь родителям понять психологические особенностив детей всех возрастов,Каждый ребенок неповторим. Но многие глубокие различия между поведением детей определяются их во...
Родительское собрание для родителей 11- класников "Участие и помощь родителей в подготовке к ЕГЭ"
Экзамены представляют собой нелегкую, но неизбежную часть нашей жизни. Одни воспринимают экзамены достаточно легко и идут на экзамены уверенные в успехе. У других эк...
Родителям выпускников. Помощь родителей при поготовке к ЕГЭ.
Материал поможет родителям выпускиков помочь своему ребенку в период подготовки к ЕГЭ. Это организация режима дня, повышение эмоциональной устойчивости.Родители заранее должны быть готовы к...
Программа ранней помощи "Первые шаги" (программа психолого-педагогической , методической, диагностической помощи родителям с детьми от 0 до 3 лет с ОВЗ и риском развития
Программа ранней помощи "Первые шаги"(программа психолого-педагогической , методической,диагностической помощи родителям с детьми от 0 до 3 летс ОВЗ и риском развития...
Комментарии
работа с родителями
Данные рекомендации помогут родителям преодалеть трудности в воспитании ребенка