«Что выбрать: детский садик или домашнее воспитание?»
материал по теме

 

Ответить на этот вопрос однозначно нельзя.    Что  одному ребенку  полезно, другому не совсем . Всегда сле­дует подходить к этому вопросу индивидуально. Ведь не всех детей в си­лу каких-то физических или психологических причин можно оторвать от дома, мамы и соответствующего домашнего режима. Могут  быть и противопоказания врачей, которым обязательно надо показать ребенка перед тем, как отдать его в детский сад.   В данном случае я буду говорить о большинстве детей, которым МОЖНО  и  НУЖНО посещать сад.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultaciya_dlya_roditeley.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Консультация    для  родителей

       «Что выбрать:  детский  садик  или  домашнее воспитание?»

Ответить на этот вопрос однозначно нельзя.   Я,  специалист  с большим стажем работы  в дошкольном учреждении,  считаю, что ребенку ПОЛЕЗНО  посещать детское дошкольное учреждение. Но всегда следует подходить к этому вопросу индивидуально. Ведь не всех детей в силу каких-то физических или психологических причин можно оторвать от дома, мамы и соответствующего домашнего режима. Могут  быть и противопоказания врачей, которым обязательно надо показать ребенка перед тем, как отдать его в детский сад.

В данном случае я буду говорить о большинстве детей, которым МОЖНО  и  НУЖНО посещать сад.

Каковы  же преимущества пребывания ребенка к детском саду и объективные причины, по  которым  малыш должен  его посещать?

  1. Во-первых, пребывание ребенка в детском саду создает условия для развития у него самостоятельности. В саду малыши значительно легче и быстрее осваивают навыки самообслуживания: учатся  самостоятельно   кушать, одеваться  и  раздеваться, отправлять естественные потребности, соблюдать личную гигиену, убирать за собой. Все эти премудрости они осваивают в детсадовской атмосфере за три-четыре месяца.
  2. Во-вторых, в детском саду больше времени, чем дома, уделяется игровой деятельности и занятиям, которые способствуют физическому развитию ребенка, развитию логического мышления, речи, художественных и музыкальных способностей, если  имеется  и решению коррекционных  задач.
  3. В-третьих, посещение детского сада  формирует у ребенка умение общаться в коллективе, приучает взаимодействовать с другими детьми на основе договоренности, учета общих интересов. Это обстоятельство особенно важно для единственных детей в семье. В процессе общения дошкольники учатся ждать своей очереди, делиться тем, что имеют, умерять личные желания. Дети не просто привыкают друг к другу, а устанавливают достаточно тесные отношения. При этом, подражая, учатся у сверстников тому, чего не умеют сами.  В условиях детского сада исчезает установка  «Я — МОЕ»,  актуальной  становится установка  «НАШЕ — ОБЩЕЕ».  Ребенок делится игрушками, помогает сверстникам, если они еще не научились, одеваться и раздеваться, объясняет правила игры тем, кто их не знает.  Да, мама  единственный,  на  всю жизнь,  педагог своего ребенка,  а вот  подсказать  способы, приемы  и  дать консультацию в вопросах  воспитания  и  обучения  её  чада,  поможет   специалист, обученный этому-  воспитатель. Большая  ответственность  в  воспитании и обучении детей  дошкольного возраста  в детском саду возлагается на него.  Он прививает  им  навыки самообслуживания,  учит  общаться  с  ровесниками  и взрослыми. Под руководством воспитателя в процессе игровой  и познавательной деятельности, наблюдений за природой и окружающим миром  дети  приобретают  умения  и  навыки, необходимые для их всестороннего развития. Содержание, цели и задачи работы с детьми воспитатель планирует с учетом их возраста   и  индивидуальных особенностей каждого воспитанника.

• В-четвертых, преимуществом пребывания ребенка в детском коллективе является  избавление  его от эгоцентрических установок. Эгоцентризм ребенка  проявляется как стремление судить обо всем происходящем исключительно  со своей позиции и отрицать все, что не отвечает  его собственным интересам. Дошкольники, чье развитие происходит в условиях детского сада, способны учитывать позицию и мнение другого уже в  4-4.5 года, а при домашнем воспитании эгоцентрические установки исчезают только  к 5-6 годам, а  иногда сохраняются и до поступления в школу                                           Вот пример из письма молодой мамы:

«Мой сын не ходит в детский сад. Мы с мужем решили, что лучше я буду сидеть с ним дама. Так ребенок избежит болезней и будет всегда ухожен. Но в последнее время у меня стали возникать проблемы с  воспитанием   Юры  (ему четыре года). Перестал слушаться, предъявляет различные требования типа: «Купи то, купи это», «Я не хочу  это делать», «Дай мне...».  На  улице не может нормально играть с другими детьми, навязывает свои условия, а если ребята не соглашаются в ход идут оскорбления и угрозы, да такие, что мне становится стыдно за сына. Никогда ни с кем не поделится, даже с нами, родителями. Я думала, что правильно его воспитывала, а теперь сомневаюсь в этом. Растет он эгоистом. Помогите, пожалуйста, найти выход из создавшейся ситуации. Может быть, сказывается домашнее воспитание, когда поначалу мы многое ему позволяли, а потом старались не обращать внимания на капризы, так как думали, что с возрастом это пройдет».

Это типичная ситуация, связанная  с  издержками  домашнего воспитания. Если  вовремя  не принять соответствующих мер, такие  дети вырастают эгоистами, способными перешагнуть через любого человека ради достижения своей  цели. В данном случае хорошо, что мама сама видит причины эгоистичного поведения сына. Действительно, в домашнем окружении маленькому человечку несложно навязать свою волю и подчинить себе маму и папу. Поэтому родителям очень важно знать меру в проявлении своей любви к ребенку. Если ребенок не слушает многократных объяснений, чего нельзя делать и почему, без наказания уже не обойтись,  при  этом лучше лишить ребенка чего-то хорошего, например, просмотра его любимых телепередач, прогулки  или спокойным тоном объяснить малышу, какие именно его действия и почему привели  к  наказанию.

        Рассмотренный выше случай свидетельствует о некоторых недостатках домашнего воспитания. Я думаю, таких проблем у мамы могло бы и не быть, если бы ее сын ходил в детский сад, так как в коллективе ему пришлось бы подчиниться общим правилам и нормам поведения, научиться уважать мнение других ребят.

     Мною были отмечены некоторые психологические преимущества детсадовского воспитания. Но не следует забывать и о медико-педагогических преимуществах: режиме питания, отдыхе, прогулках, специальных занятиях, способствующих полноценному, разноплановому развитию детей. Учитывайте это, решая вопрос о поступлении ребенка в детский сад.  При этом примите во внимание, что лучший возраст для успешной и скорейшей адаптации ребенка к режиму детского сада  два-три года. На этот период приходится кризис раннего детства, который психологи обычно называют кризисом трех лет. Дети, стремясь утвердить свое «я», тянутся к самостоятельности, относительной автономии существования. Они легче переносят разлуку с мамой, привыкают к воспитательнице, учатся с уважением относиться к взрослым. Именно в это время детсадовский режим благоприятно влияет на становление личности дошкольников, а их адаптация к новой социальной среде проходит менее болезненно.

            Воспитателям и родителям на начальном этапе приспособления ребенка к детскому саду следует быть чуткими и внимательными к нему.                                         Задача родителей - морально подготовить ребенка к смене обстановки и режима, объяснить, для чего нужен детский сад, подчеркнуть, что ему там будет хорошо, а чтобы процесс привыкания и адаптации прошел более гладко и быстро, можно посоветовать создать дома режим, близкий к детсадовскому.

       Наименее благоприятный возраст ребенка для поступления в детский сад - это четыре года и промежуток от пяти до шести лет.  В это время развитие ребенка относительно стабилизируется, и резкое изменение образа жизни, связанное с утратой постоянного общения с близкими людьми, может привести к неприятным последствиям.

Необходимо учитывать, что в любом возрасте погружение в атмосферу детсадовской общности может восприниматься некоторыми детьми как насилие над личностью, как утрата индивидуальности. Тяжелые переживания могут привести к негативным формам поведения: истерикам, капризам, постоянному нытью по выходным, а иногда и к соматическим расстройствам - повышению температуры, болям в животе и жидкому стулу, обострению хронических заболеваний. Из-за нежелания ходить в садик ребенок нередко прибегает к манипулированию родителями: плачет, капризничает, требуя возврата к прежней домашней жизни. Он как бы вовлекает взрослых в затяжную «войну», где вопрос «кто кого?» решается то в пользу родителей, то в пользу малыша. Действия ребенка выстраиваются приблизительно по такой схеме.- сначала в ход идут просьбы и рассказы о том, как все плохо в садике, если это не помогает, начинаются слезы и истерики, а не действуют они, остается еще одно средство, которое подсознательно выбирает организм - болезнь.