Родительское собрание будущих первоклассников
методическая разработка на тему
В этом материале я хочу рассказать о том, без чего невозможно эффективное обучение в школе и на что родители должны обратить внимание, занимаясь с детьми в свободное время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.67 КБ |
Предварительный просмотр:
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Сегодня мне хотелось бы немного рассказать о том, без чего невозможно эффективное обучение в школе и на что вы могли бы обратить внимание во время общения со своим ребёнком.
Речь человека является своеобразным зеркалом культуры и образованности.
По речи можно сразу определить уровень мышления говорящего, а также уровень его развития.
Развивать речь – значит формировать определённые речевые умения: ориентироваться в ситуации общения, планировать высказывание. Реализовывать свой замысел (говорить или писать строго на тему, обеспечивая развитие мысли, используя различные средства выразительности).
Базой для овладения письмом и чтением являются достаточно сформированные у ребёнка к концу дошкольного возраста основные компоненты устной речи: звукопроизношение, фонематические процессы, просодическая сторона речи (тембр, сила, высота), лексический и грамматический строй.
Позвольте напомнить основные обязанности учителя-логопеда в школе, которые заключаются не в постановке и автоматизации звуков речи, (эта работа занимает всего лишь 20% от общего объёма работы учителя – логопеда с детьми, ранее не посещающими ДОУ), а в развитии и коррекции устной и письменной речи, недостатки которой обусловлены фонетико-фонематическим недоразвитием, т.е. устранения проблем чтения и письма.
Результативное обучение невозможно без нормально развитого слухового внимания, речевого внимания.
Специальные исследования показали, что лишь у 10% поступивших в первый класс детей, слуховое восприятие развито в норме, остальные дети с трудом улавливают объяснение учителя, многие не слышат, не реагируют, не понимают обращение преподавателя, поэтому необходимо развивать эти процессы не только в школе, но и дома, например, игра «Просьба», «Хлопни в ладоши, если будет названо живое и маленькое» (муравей, птица, слон и т.д.).
Полезно использовать такой эффективный приём, как речевые кинестезии - «Послушай, повтори…»
Вот гуляет на лужайке
Поросёнок в жёлтой майке… ,
если повторяет легко можно усложнить –
Волшебница-осень в конце сентября
Раскрасила листья в цвета янтаря…
Сначала медленно, осмысленно, затем быстро, скороговоркой, не сбиваясь.
Эффективно использовать именно двустишия - это способствует грамотному письму и полноценному чтению.
Статистические данные свидетельствуют о том, что 30% всех поступивших
в школу первоклассников имеют фонематическое недоразвитие, т.е. не различают звуки речи на слух, поэтому речь окружающих взрослых д.б. чёткая, внятная, неторопливая, без запинок.
Когда вы общаетесь с ребёнком, проводите с ним всевозможные игры со словами и звуками, разучивайте потешки, считалки, дразнилки.
В.А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребёнка находится на кончиках
его пальцев». Систематические упражнения для пальцев не только стимулируют развитие речи, но и являются по мнению М.М. Кольцовой «мощным средством повышения работоспособности головного мозга».
Активизация речевого центра происходит с помощью действия ребёнка с различными мелкими предметами: конструктором, мозаикой, биссероплетением. Кстати сказать, манипуляции с мелкими цветными деталями оказывают благотворное влияние на психику любого человека.
Игры с компьютером активизируют зрительный и тактильный анализато-
ры, но угнетают вербальную, речевую деятельность (речевые центры),
поэтому в 1 классе занятия за компьютером проводятся 15 минут (не более).
Можно приобрести диски со специальными речевыми играми: «Живая речь», «Игры для тигры».
Тренировка дикции и просодической стороны речи также необходимы:
Трижды повтори каждую рифмовку шёпотом, тихо и громко.
Вновь Агата едет куда-то…
В океане вода тиха иногда…и т.д.
Наряду с речевыми процессами необходимо развивать у детей
психологическую основу речи – процессы внимания, памяти, словесно-логического мышления, сравнения и обобщения, анализа и синтеза через ребусы, кроссворды, головоломки с элементами соревнования, с поощрением детской инициативы, с активным речевым участием детей.
Своевременно устраняйте недостаток речи ребёнка, стремясь указать
неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, самое лучшее – тактично поправить то или иное слово, если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напомните ему: «Говорить надо внятно, чётко, не спеша».
Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить:
«Понятен ли ему ваш ответ?» Хорошо, если вы читаете и анализируете вместе с ребёнком старые добрые сказки, которые помогут вам воспитать отзывчивого, чуткого, скромного человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание будущих первоклассников
http://ru.calameo.com/read/000498519cc5a4043762a?editLinks=1...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/14/picture-161839-1355506279.jpg)
Родительское собрание "Адаптация первоклассников"
Родительское собрание "Адаптация первоклассников"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/14/picture-161839-1355506279.jpg)
Родительское собрание "Адаптация первоклассников"
Родительское собрание "Адаптация первоклассников"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/28/picture-197339-1382953457.jpg)
Родительское собрание: "Адаптация первоклассника в школе".
Родительское собрание: "Адаптация первоклассника в школе"....
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/20/picture-788595-1463745853.jpg)
Презентация для родительского собрания "Адаптация первоклассников"
Данная презентация сопровождает выступление психолога на собрание родителей первоклассников по адаптации учеников к школе. Родителей информируют о том, что такое адаптация, о ее факторах, причинах дез...