Памятка для родителей от ребёнка
методическая разработка по теме

Симанович Валентина Аркадьевна


 ***

Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас. 

*** 

Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место. 

*** 

Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши инициативы. 

*** 

Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой. 

*** 

Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить; это поколеблет мою веру в вас. 

*** 

Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то только за тем, чтобы просто расстроить вас. А то затем я попытаюсь достичь еще больших «побед». 

*** 

Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я вас ненавижу». Я не имею буквально это в виду. Я просто хочу, чтоб вы пожалели о том, что сделали мне. 

*** 

Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком». 

*** 

Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги. 

*** 

Не позволяйте моим «дурным» привычкам привлекать ко мне чрезмерную долю вашего внимания. Это только вдохновит меня на продолжение их. 

*** 

Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз. 

*** 

Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время, а мое желание сотрудничать с нами становится намного слабее. Будет нормально, если вы предпримите определенные шаги, но поговорите со мной об этом несколько позднее. 

*** 

Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, открыв, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо. 

*** 

Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки – смертный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая, что я ни на что не годен. 

*** 

Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим. 

*** 

Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе. 

*** 

Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запутан, я легко превращаюсь в лжеца. 

*** 

Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим. 

*** 

Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте. 

*** 

Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне чересчур много внимания. 

*** 

Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я вообще перестану задавать вам вопросы и буду искать информацию где-то на стороне. 

*** 

Не отвечайте на глупые и бессмысленные вопросы. Если вы будете это делать, то вскоре обнаружите, что я просто хочу, чтобы вы постоянно мной занимались. 

*** 

Никогда даже и не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это лает мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами. 

*** 

Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим. 

*** 

Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойство. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество. 

*** 

Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без понимания и одобрения, но похвала, когда она честно заслужена, иногда все же забывается. А нагоняй, кажется, никогда. 

*** 

Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом. Запомните, что я учусь, больше подражая примерам, а не подвергаясь критике. 

*** 

И кроме того, я вас люблю, пожалуйста, ответьте мне любовью же.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "Ваш ребёнок-пятиклассник"

Родителям необходимо объяснить  правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни....

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ВАШ РЕБЁНОК ПЯТИКЛАССНИК"

Классном руководителю пятиклассников надо учитывать, что для родителей переход их детей с среднее звено также является стрессовой ситуацией. К тому же приближается период взросления их детей (а для не...

памятка для родителей "Развитие ребёнка с врождёнными аномалиями" Развитие тактильного восприятия у тотально слепых детей.

   Незрячие дети имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что в семье их не научили обследовать предметы и д...

Памятка для родителей. Безопасность ребёнка на каникулах.

Памятка для родителей «Безопасность старшеклассников  во время  каникул»...

Памятка для родителей "Ваш ребёнок - пятиклассник"

Рекомендации родителям по взаимодействию с ребёнком, переходящим в старшее звено (5й класс)...

Памятка для родителей. Адаптация ребёнка к детскому саду.

Начало посещения ребёнком детского сада является новым этапом в его жизни, поэтому лучше подготовиться к нему заранее...

Памятка_Рекомендации родителям, воспитывающим ребёнка с ОВЗ

Памятка для родителей на тему "Рекомендации родителям, воспитывающим ребёнка о ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)....


 

Комментарии

Симанович Валентина Аркадьевна

Памятка родителям о воспитании детей 1. Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомниться в этом 2. Главная цель воспитания – счастливый человек 3. Воспитание без уважения – подавление 4. Принимайте своего ребенка таким, каким он есть – со всеми его достоинствами и недостатками 5. Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности 6. Стремитесь понять своего ребенка, заглянуть в его мысли и чувства, ставьте себя на его место 7. Создайте условия для успеха ребенка, дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым 8. Не пытайтесь реализовать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания 10. Не ищите волшебной палочки: воспитание должно быть системным 11. Помните, что воспитывают не слова, а личный пример 12. Не сравнивайте ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален 13. Дорожите доверием своего ребенка, берегите его тайны, никогда не предавайте ребенка 14. Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите 15. Дети должны быть лучше нас, и жить они должны лучше 16. Помните, что ответственность за воспитание своего ребенка несете именно ВЫ Источник: http://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/36...
Симанович Валентина Аркадьевна

Анкета « Знакомство с родителями». ( 5 класс). Цель: первичное знакомство с родителями учащихся с целью получения от них информации о семье, ребёнке, его интересах. 1. Фамилия, имя, отчество родителя либо лица его заменяющего. 2. Фамилия, имя, отчество ребёнка. 3. Дата рождения ребёнка. 4. Кто играет ведущую роль в воспитании ребёнка? (указать члена семьи) 5. Какого мнения Вы о школе и педагогическом коллективе, в котором будет учиться ваш ребёнок? 6. Каким Вы видите классного руководителя вашего ребёнка? 7. Каким бы вы хотели видеть класс , в котором будет обучаться ваш ребёнок? (укажите направление). 8. Какие традиции и обычаи, по Вашему мнению, должны развиваться в детском коллективе? 9. Чем бы Вы могли помочь классному руководителю в создании детского коллектива? 10. Какие проблемы воспитания Вашего ребёнка вызывают у Вас серьёзные опасения и тревогу? 11. Наказываете ли вы ребёнка, если да , то как? 12. Поощряете ли вы ребёнка, если да, то как? 13. Чего ждёте Вы от вашего ребёнка после первого года обучения? 14. Род занятий и образование родителей либо лиц их заменяющих. (образование, профессия, место работы). 15. Тип семьи. (полная- неполная , с указанием отсутствующего члена семьи; многодетная, малообеспеченная; отчим - мачеха; опекуны) Анкета « Ваш ребёнок». Цель: получение первичной информации о ребёнке. 1. Фамилия, имя, отчество ребёнка. 2. Дата рождения ребёнка. 3. Посещал ли Ваш ребёнок детский сад? 4. С какого возраста? 5. Назовите три любимых занятия вашего ребёнка? 6. Есть ли у вашего ребёнка друзья? 7. Какие игры предпочитает Ваш ребёнок? ( подвижные, настольные, коллективные, индивидуальные). 8. Ваш ребёнок идёт в 1 класс: - знает ли он цифры? - умеет ли он считать? - знает ли он буквы? - умеет ли он читать? 9. Какие другие особенности своего ребёнка Вы хотели бы отметить? 10. Какие положительные качества характера Вашего ребёнка Вы можете назвать? 11. Какие отрицательные качества характера Вашего ребёнка Вы можете назвать? 12. Делится ли с Вами ребёнок своими впечатлениями о школе, первых результатах, удачах и неудачах ? 13. Приглашает ли Вас в школу, хочет ли видеть Вас там, в качестве гостя ? 14. Как часто болел ваш ребёнок? Есть ли хронические заболевания? 15. Сколько времени Вы отводите на общение с ребёнком? Анкета « Первые уроки школьной отметки». Цель: показать родителям значение школьной отметки в жизни ребёнка, формировать культуру родительского восприятия учебных умений своего ребёнка. Отметьте те фразы, которые Вы чаще всего используете в общении со своим ребёнком, анализируя его учение. 1. - Что ты сегодня получил? 2. – Ничего, не расстраивайся, у нас есть время всё выучить и исправить. 3. – Я так и знала. И в кого ты такой уродился? 4. – Марш в свою комнату , и не показывайся мне на глаза! 5. – Ты ведь умница, и в следующий раз учительница это обязательно заметит. 6. – Сколько раз тебе нужно объяснять? 7. – Ты сам попробуешь разобраться или тебе нужна моя помощь? 8. – Кто ещё, кроме тебя получил эту оценку? 9. – Садись и учи! А я потом проверю! 10. - Давай я тебе помогу в этом трудном материале. 11. – Ты, знаешь, когда я училась в этом классе, мне тоже тяжело давался этот предмет, тема. 12. – Вот так и будешь до 11 класса в двойках плавать! 13. – Вот придёт отец, он тебе покажет за эту двойку! 14. – Я в твои годы учился только на четвёрки и пятёрки! Анкета « Детская агрессия». Цель: - обсудить с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведение детей; - формировать у родителей культуру понимания проблемы детской агрессии и путей её преодоления . Родителям необходимо среди предложенных 11 качеств характера отметить те, которые у ребёнка выражены наиболее ярко и поставить, их по степени выраженности в поведении ребёнка: Доброта. Сочувствие. Покладистость. Терпение. Безразличие. Ненависть. Агрессивность. Эгоизм. Нетерпимость. Сопереживание. Упрямство. Анкета « Застенчивость и неуверенность в себе : как быть?» Цель: - выявить проблемы застенчивости и неуверенности ребёнка; - способствовать формированию у родителей желания помочь ребёнку в преодолении застенчивости и неуверенности в себе; Продолжите начатые фразы. Будьте откровенны и внимательны при формулировке ответа. 1. Мой ребёнок начинает стесняться, если… 2. Мой ребёнок неуверен в себе, если… 3. Мой ребёнок волнуется, если… 4. Мой ребёнок испытывает страх, если… 5. Мой ребёнок стыдится, если… Источник: http://psihologschool.ucoz.ru/publ/49-1-0-45

Симанович Валентина Аркадьевна

Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом. Ш.А. Амоношвили. «Как помочь ребенку хорошо учиться» Почти все учащиеся младших классов мечтают быстрее пойти в старшую школу. Они хотят быстрее учиться, трудиться, подражать взрослым. Но обучение в старшей школе – один из наиболее сложных моментов в жизни детей как в социально-педагогическом, так и в физиологическом плане. Это не только новые условия жизни и деятельности – это новые контакты со старшеклассниками, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе. Это очень напряженный период, потому что школа ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных с их опытом в младшей школе. Возрастает удельный объем нагрузок. Именно эта нагрузка является наиболее утомительной. Адаптация ребенка к старшей школе происходит не сразу. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Не день, не неделя требуется для того, чтобы освоиться в старшей школе по-настоящему. Большинство детей в основном готовы. Желание новизны, готовность к выполнению стоящих перед ним задач помогают ребенку: принять требования учителя, касающиеся его поведения, отношений со сверстниками; подчиняться новому режиму дня, распорядку занятий, несмотря на то, что выполнение многих правил достаточно трудно. «Дети активные существа… А если это так, то следует создать им организованную среду, только не такую, которая грозит пальцем, напоминает о последствиях, читает морали, а такую, которая организовывает и направляет их деятельность» (Ш.А.Амонашвили). Например, Кирилл Лушпаев. У ребенка с недостаточным уровнем интеллектуального развития, произвольного внимания, воли и других качеств, необходимых при обучении, будут трудности. Но многие родители знают по своему опыту, что со временем, начиная со второго класса, интерес к учебе пропадает. Потом, опять появляется. Так и в старшей школе. Почему это происходит? Потому, что с каждым годом требуется все больше усилий для выполнения всех школьных заданий. Большинство детей справляется с растущими требованиями сами: Мантров Тимофей, Краснояружская Юлия, Лунин Паша У некоторых возникают пробелы в знаниях: Кулиева Влада, Юрченко Настя, Леонтьева Мария, Сапрунов Женя, Аладкина Влада, Лебедева Катя. У третьих маленький успех, хотя они стараются: Сохарева Лера, Пичугин Влад, Ланкин Слава, Яворский Максим. Заметив первые тревожные признаки, родители должны сразу же посоветоваться с учителем, что делать (Пример: Яворский). У некоторых учеников отставание растет, дети из-за неудач теряют интерес к учению и интерес к школе вообще. При возникновении таких трудностей в учебе очень важно создать дома атмосферу оптимизма. Надо сказать ребенку: «Ты справишься» и вместе с ним подумать о том, как лучше усвоить материал. Это куда полезней, чем ругать его за плохие отметки. Вместе с тем бывает необходимо принять конкретные меры: повторить основы, позаниматься дополнительно. Большинство детей испытывает радость от преодоления трудностей, чувство удовлетворения от того, что они справились (Например Лушпаев Кирилл по математике у Елены Николаевны). Ребенок должен просто справляться с программой, а школьные требования таковы, что любой здоровый ребенок при известном прилежании может их выполнить. Конечно, хотелось бы, чтобы ребенок в школе развил по возможности свои способности. Но все же всегда будут дети, которые при всем своем старании не становятся лучшими учениками в классе. Их способности и таланты лежат, возможно, в тех областях, которых школьные занятия просто не касаются. Что же делать, вам, родители? Поэтому нужно вместе с учителем постараться определить, в каких областях дети могли бы достичь большего, и помочь им утвердиться на этом поприще. Родителям необходимо найти все пути для самоутверждения ребенка. У родителей всегда есть возможность убедить детей в том, что знания, полученные в школе, могут им пригодиться и дома. Дети осознают необходимость и полезность учения и тогда, когда мы связываем школьные знания с интересными для детей профессиями или их любимыми занятиями. Когда дети выполняют домашние обязанности они заслуживают похвалы и уважения. В то же время у вас есть в этом случае повод указать детям на то, что и при изучении не особенно интересных предметов они могут быть так же старательны. Поэтому необходимо дома отдавать должное любому успеху в учебе. Необходимо терпение, доброжелательность, внимание. И так должно продолжаться всю жизнь, потому что наша готовность обсуждать с детьми их проблемы есть предпосылка того, что они сохранят свое любопытство. Наше терпение, доброжелательность каждый раз заново будет вызывать доверие детей. Чтобы отношения в семье были стимулом к познанию, вы должны задуматься: как создать в семье благоприятную для учебы ребенка атмосферу, исполненную оптимизма и терпения, но в то же время и последовательной требовательности? Как помочь ребенку хорошо учиться? Помощь родителей идет в трех направлениях: родители организуют режим дня; проверяют домашнее задание; приучают детей к самостоятельности. Иногда дети стремятся, придя из школы, сразу же сесть за уроки (читать). Это стремление поощряют некоторые родители. У детей же такое желание вызывается их неумением переключаться с одного вида деятельности на другой. Правильный распорядок дня требует, чтобы после школы ребенок отдохнул. Режим дня предусматривает обязательное пребывание детей на воздухе. Следующее – это как вы должны контролировать выполнение домашних заданий. Прежде всего, надо постоянно следить за записями домашних заданий в дневнике. После этого проверить сам факт выполнения домашнего задания. Затем просмотреть правильность его выполнения. Заметили ошибку – не надо спешить показать, где она. Ребенок должен приучаться к самоконтролю. И только в крайнем случае прямо показать, где ошибка. Нередко, помимо заданий учителя, вы нагружаете своего ребенка дополнительными (необходимыми по вашему мнению) учебными занятиями. Это бывает так: черновик, вместо 2 столбиков примеров 4… Причем все это делается за счет свободного времени. Ребенок переутомляется, быстро устает и нередко начинает учиться не лучше, а хуже. Он теряет интерес к учению, которое становится для него тяжким и неинтересным трудом. Долго сидеть за приготовлением уроков – это еще не значит хорошо их приготовить. Существуют следующие нормы: 5 класс – 1,5 – 2 часа Бесконечное сидение за уроками, которые можно сделать гораздо быстрее, обычно объясняется неустойчивостью внимания, неумением сосредоточиться на одном предмете. Напишет строчку, начнет рассказывать, … Конечно, это отражается на качестве выполнения задания. Иногда, раздражаясь, родители начинают кричать на ребенка. В результате дело идет еще хуже, он начинает ненавидеть учение, школу, как виновников своих неудач. Терпение, доброжелательный тон – важное условие успешной помощи ребенку в учении. Главная задача – проконтролировать, когда ребенок сел за уроки (за чтение), подсказать, где искать ответ на вопрос, но не давать готового ответа, воспитывая у детей самостоятельность. Не говорите своему ребенку того, чего бы вы ему на самом деле не желали. Негативные установки Позитивные установки Ты всегда, как твой папа! Сколько сил я тебе отдала, а ты… Не твоего ума дело… Бог тебя накажет. Ты плохой. Какой у нас папа молодец! Я люблю, понимаю, надеюсь на тебя. Твое мнение всем интересно Бог тебя любит. Я тебя люблю любого. Этот список можно продолжить. Подумайте, какие установки мешают вам жить, и не давайте их своим детям. Вспомните, как часто вы говорите детям: «Я сейчас занята!», «Посмотри, что ты натворил!», «Когда же ты научишься?», «Сколько раз я тебе говорила!», «Ты сведешь и меня с ума!», «Встань в угол!», «Уйди от меня!» Все эти словечки крепко зацепляются в подсознании ребенка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребенок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе. А такие установки ласкают душу ребенка: «Я помогу тебе!», «Расскажи мне, что с тобой», «Что бы мы без тебя делали?», «Я радуюсь твоим успехам!». Чувство вины и стыда ни в коей мере не поможет ребенку стать здоровым и счастливым. Не стоит превращать жизнь в уныние, иногда ребенку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, просто надо успокоить. Адаптация в школе – очень важный момент, к которому нужно отнестись серьезно. От того, насколько успешно она пройдет, зависят качество учебы ребенка, отношения с окружающим миром. Не стоит давить на ребенка и требовать от него только отличной учебы. Дайте ему понять, что в любом случае вы будете его любить так же, как и раньше. Следите за осанкой. Не забывайте о режиме дня. Ложиться спать в 21.00. или в 21.30. Иначе не выспавшийся ребенок вряд ли будет хорошим и примерным учеником. Старайтесь понапрасну не подвергать критике учителя в глазах ребенка, ведь в школе он для него авторитет. Если с чем не согласны, еще раз проверьте, все ли сделано с вашей стороны верно, и поговорите с учителем в спокойном, дружелюбно тоне, помня, что он тоже человек. Обратите внимание на умение ребенка строить отношения со сверстниками. Объясните ему, что сразу он не сможет со всеми подружиться, но со временем да. Не забудьте упомянуть, что неприемлемо жадничать, ябедничать, хвастаться, быть агрессивным, но при этом следует уметь дать отпор и отстаивать свое мнение. Приучайте делиться с другими, но не отдавать последнее, чаще улыбаться, помогать тем, кто нуждается в твоей помощи. Трудности и неудачи учения необходимо преодолевать терпением, трудом и улыбкой. Памятка родителям «Как любить детей». В повседневной суете мы не всегда задумываемся, что от выбранного нами стиля воспитания, порой зависит будущее ребенка. Задавались ли вы, уважаемые родители, когда-нибудь вопросом, как вы используете свой авторитет во взаимоотношениях с ребенком: с позиции друга, опытного наставника или властного надзирателя. Как определить свой собственный стиль воспитания ребенка, по каким показателям? Я предлагаю Вам 5 основных характеристик родительского отношения к детям. Чтобы узнать немного больше о себе, отметьте одну из предложенных характеристик, наиболее характерных для Вас: № Вариант А Вариант Б 1. Вы уважаете своего ребенка, его индивидуальность, интересы и планы. Вы не доверяете своему ребенку, воспринимаете его неудачливым. Вам кажется, что в будущем Ваш ребенок не добьется успехов. Ваши чувства по отношению к ребенку: Спокойствие, радость, уверенность. Злость, досада, раздражение, обида, досада. 2. Вы заинтересованы в делах и планах ребенка, стараетесь помочь ему, сочувствуете ему в случаях неудачи. Гордитесь своим ребенком. Поощряете его инициативность и самостоятельность. Стараетесь быть с ним на равных. Доверяете. Помогаете ребенку в различных ситуациях принять ответственность на себя. 3. Вы ощущаете себя с ребенком одним целым, стремитесь удовлетворить все потребности ребенка. Постоянно испытываете тревогу за него. Ваш ребенок (независимо от возраста) кажется маленьким и беззащитным. 4. Вы требуете от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. За проявление своеволия сурово наказываете. Стараетесь во всем навязать свою волю, пристально следите за социальными достижениями своего ребенка, пытаетесь контролировать его мысли, чувства. Не в состоянии встать на точку зрения ребенка. 5. Стремитесь приписать своему ребенку личную и социальную несостоятельность. Ребенок представляется Вам маленьким, его мысли и чувства – несерьезными. Вы не доверяете своему ребенку, считаете его неуспешным, неумелым, стараетесь оградить его от трудностей жизни и строго контролируете действия ребенка, каждый его шаг. Если Вы отметили 1 А, то значит - эмоционально ПРИНИМАЕТЕ своего ребенка; если 1Б – ОТВЕРГАЕТЕ. Вы КООПЕРИРУЕТЕСЬ со своим ребенком. Это социально желательный образ родительского отношения к своему ребенку. Если родитель занимает позицию спокойного, понимающего наставника, то ребенок всегда может без страха и унижения обратиться к нему за помощью, многому научиться. При возникающих трудностях ребенок может сделать свой выбор поведения, получить свой опыт решения какой-либо жизненной ситуации, даже если на первых порах не все получается. Но это и есть первые шаги по освоению окружающего мира. У Вас с ребенком - «СИМБИОЗ» - тесная связь. Необходимо предоставлять ребенку самостоятельность. «АВТОРИТАРИЗМ» в отношениях с ребенком. К сожалению, некоторые родители считают, что основной задачей воспитания детей является управление ребенком: «Я сказал – ты выполни!». Так удобно для нас, взрослых. И тогда на арену взаимоотношений «родитель-ребенок» выходит деспотичный надзиратель. Подобный подход может привести к серьезным проблемам в формировании личности ребенка. Из многолетней практики работы с детьми, могу утвердительно сказать, что у детей в таких семьях занижена самооценка, повышенная тревожность, страхи, целый спектр отрицательных чувств: унижение, злость, вина, обида, стыд и, в конечном счете, чувство одиночества и безысходности. В подростковом возрасте дети из таких семей начинают утверждать свое право на самостоятельность и не всегда их действия приводят к положительным результатам… Родители воспринимают своего ребенка как «МАЛЕНЬКОГО НЕУДАЧНИКА. Я согласна с утверждениями многих родителей, что порой трудно найти верный подход к собственному ребенку и не все методы воспитания срабатывают. Порой мешают собственные стереотипы в воспитании («Делать так, как воспитывали нас…» или «Где-то у кого-то получилось…»). Да, дети разные. Порой для детей из одной семьи необходимы разные подходы. Если для одного какой-то прием воспитательного характера сработал, то для другого он может категорически не подойти. Тем более, если дети разного пола. Что же делать? Прежде всего, в чем согласятся со мной многие мои коллеги, успокоиться (тревожность и страх «заразны») и попытаться разобраться в себе: что же я хочу от ребенка? Каким я хочу видеть его в будущем? Послушным, выполняющим наши приказы, указы, наставления (авторитарный стиль воспитания) или наученным самому принимать решения, быть ответственным за свою жизнь (демократический, кооперативный стиль). Сначала давайте разберемся, что означает «принятие ответственности на себя»? Ответственность предполагает, что человек (ребенок) в состоянии отвечать за то, что происходит. И предполагается, что ребенок ДОСТАТОЧНО ИНФОРМИРОВАН ДЛЯ ТОГО, чтобы отвечать за свое поведение. Передача ответственности ребенку за поступки означает, что вы, родители, доверяете ребенку, и он сам может (учится) принимать решения в различных конкретных) ситуациях: во сколько ложиться спать, когда убирать в своей комнате, какую носить одежду, когда делать уроки и т.д. Странно? Конечно, изменить привычный взгляд на воспитание нелегко. И отдавать ответственность ребенку за свое поведение порой трудно. Это происходит чаще всего из-за родительского страха дать ребенку право на ошибку. Во многих случаях родители считают, что они обязаны: жертвовать для ребенка всем, т.к. его благополучие более важно, чем их. И подавляющее большинство ведет себя именно так, и это характеризует их как «хороших родителей». Они заставляют ребенка делать уроки, решают, с кем ему дружить и т.д. В чем же ошибка? При таком подходе родители представляют ребенка этаким беспомощным и безынциативным созданием. Личность ребенка в дальнейшем предопределяется не тем, что представляет собой ребенок, а тем, насколько точно он соответствует родительским ожиданиям. Когда ребенок маленький, у него мало опыта для принятия собственного решения, в этом случае наш контроль разумный, направлен на обеспечение безопасности ребенку. Но чем он старше, тем меньше смысла в подобной опеке. Наши запреты могут привести к подавлению инициативы ребенка и неумению заботиться о себе в будущем. Так как же на самом деле любить ребенка? 1) безусловно принимать личность ребенка («Я (мы) тебя любим без всяких условий – просто за то, что ТЫ ЕСТЬ!»); 2) активно слушать ребенка (слушание без комментариев и замечаний); 3) словесные «поглаживания» (добрые, ласковые слова, озвучивание своих чувств, положительных эмоций); 4) телесный контакт (прижатия, поглаживания по спине - самому незащищенному месту у любого человека); 5) взаимодействие со своим ребенком на равных (как с другом, с которым можно поговорить на любые темы); 6) если Вас что-то не устраивает в поведении ребенка, то проговаривание (проговаривание – это не указы, приказы и наставления) с ребенком о совершенных действиях - анализ действий, а не личности; совместный поиск конструктивных вариантов поведения; 7) развитие его индивидуальной неповторимости (развитие интересов ребенка); 8) желание отдать ребенку право уметь и делать то, ЧТО ОН ХОЧЕТ, и быть КЕМ ОН ХОЧЕТ, - это и есть, в конечном итоге, проявление любви к ребенку. Желаю Вам успехов в воспитании своего ребенка!
Симанович Валентина Аркадьевна

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «ВСЕМУ НАЧАЛО – ЛЮБОВЬ» Цели: показать многогранность и неизмеримость любви во всех ее ипостасях и проявлениях; развивать чувство прекрасного, творческое мышление, речь, способности обучающихся к выступлениям на сцене, воспитывать любовь к Родине, матери, к родному русскому слову. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к сценарию вечера, выставка творческих работ обучающихся и рефератов на тему: «Любовь в жизни великих людей». СЦЕНАРИЙ ВЕЧЕРА Поговорим о странностях любви… Поговорим о бесконечных и многогранных ее проявлениях… Поговорим о том человеческом чувстве, без которого была бы невозможна жизнь на земле. Потому что любовь сильнее смерти и именно ею и только ею держится и движется жизнь. Верь в великую силу любви!.. Свято верь в ее крест побеждающий, В ее свет, лучезарно спасающий. Мир, погрязший в грязи и в крови, Верь в великую силу любви! С.Надсон Волшебное слово из двух слогов и четырех букв… Первое слово, которое произносит в своей жизни человек. Мама! Максим Горький писал: «Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя». Встаньте все и выслушайте стоя Сохраненное во всей красе Слово это – древнее, святое! Распрямитесь! Встаньте!.. Встаньте все! Как леса встают с зарею новой, Как травинки рвутся к солнцу ввысь, Встаньте все, заслышав это слово, Потому что в слове этом – жизнь. Слово это – зов и заклинанье, В этом слове – сущего душа. Это – искра первого сознанья, Первая улыбка малыша. Слово это пусть всегда пребудет И, пробившись сквозь любой затор, Даже в сердце каменном пробудит Заглушенной совести укор. Слово это сроду не обманет, В нем сокрыто жизни существо. В нем - исток всего. Ему Конца нет. Встаньте!.. Я произношу его: «Мама!» Р.Гамзатов Любовь матери так же естественна, как цветение сирени. Она сильна, глубока и бескорыстна… Солнце согревает все живое, а любовь матери согревает жизнь малыша. Но главное, мать приобщает дитя к своей родине. В его уста она вкладывает родной язык, вобравший богатство разума, мысли и чувства поколений. Руки мамы… Люблю их с детства, Где б дорога моя ни шла, - Никуда мне от них не деться, От душистого их тепла. Руки мамы… В морщинках, в родинках, Сколько вынесли вы любя… С этих рук Я увидел Родину, Так похожую на тебя, Мама! А.Дементьев Родина… Сколько прекрасных строк и пламенных признаний в любви к тебе знала русская литература! Скольких людей ты вдохновляла на подвиги! Во имя тебя наши деды и прадеды складывали свои головы на поле брани, а люди, вынужденные покинуть тебя, мучились ностальгией и за границей, умирая, мечтали об одном, чтобы ты была свободной, могучей и счастливой. «Любя твой день и ночи темноту, Тебе, о Родина, сложил я песню ту…» «Любовь к родному краю Меня томила, мучила и жгла», - напишет русский « поэт березового ситца» С.А.Есенин. Именно Родина станет для поэта настоящей и единственной любовью, которую он пронесет через всю свою короткую, но яркую жизнь. Но люблю тебя, Родина кроткая! А за что – разгадать не могу. Весела твоя радость короткая С громкой песней весной на лугу. 1914 Гой ты, Русь моя родная, Хаты – в ризах образа… Не видать конца и края- Только синь сосет глаза. 1914 Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою». 1914 О Русь – малиновое поле И синь, упавшая в реку,- Люблю до радости и боли Твою озерную тоску. 1916 «Тайна любви больше, чем тайна смерти», - говорит Саломея за несколько мгновений перед своей смертью, когда жизнь ее уже кончилась, когда смерть окружила ее, коснулась ее своей тенью и дала ей свою мудрость. В том и величие, и тайна, и восторг любви, что жизнь и смерть становятся равны для того, кто полюбит. Жизнь своя и чужая. Сокровенною тайной с тобой поделюсь. В двух словах изолью свою нежность и грусть. Я во прахе с любовью к тебе растворюсь, Из земли я с любовью к тебе поднимусь. Омар Хаям Любовь – это неведомая страна, и мы все плывем туда каждый на своем корабле, и каждый из нас на своем корабле - капитан и ведет корабль своим собственным путем. Звучит песня «Любовь – волшебная страна». Высокое чувство любви озаряло жизнь великих писателей, поэтов, художников, музыкантов, композиторов: оно пробуждало желание творить, вдохновляло. У каждого из них были свои Музы – земные женщины, чьи имена так же бессмертны, как и их собственные. Певцом чувства нежного по праву считается Александр Сергеевич Пушкин. Каждый раз, когда поэт говорит о любви, душа его просветляется. Любовь для Пушкина – предмет высокой поэзии. Его стихи – не список его побед и поражений. В них выражены философские представления поэта о Женщине как об источнике красоты и гармонии. Одной из муз поэта стала Анна Петровна Керн. С молодой красавицей Пушкин впервые встретился в петербургском доме их общего знакомого Оленина в 1818 году. Юный поэт пережил сильное любовное увлечение. Новая встреча поэта произошла во время его северной ссылки, в Михайловском. Тогда, в 1825 году, Анна Петровна приехала в гости к соседке Пушкина в Тригорском. Чувства вспыхнули с новой силой. Опальному поэту было грустно расставаться с возлюбленной, когда в июле 1826 года ей пришлось уезжать из Тригорского в Ригу. В своих воспоминаниях А.П.Керн пишет: «Он пришел утром и на прощание принес мне экземпляр второй главы Онегина в неразрезанных листках, между которыми я нашла вчетверо сложенный почтовый лист бумаги со стихами: «Я помню чудное мгновенье…» Стихи эти я сообщила тогда барону Дельвигу, который поместил их в своих «Северных цветах». Михаил Иванович Глинка сделал из них прекрасную музыку». Звучит романс Глинки «Я помню чудное мгновенье». Любовь Пушкина к Наталье Гончаровой подарила русской литературе одни из самых удивительных и проникновенных строк о любви и о поклонении Женщине. На одном из обычных московских балов в декабре 1828 года Пушкин встретил незнакомую ему красавицу. Ее только начали вывозить в свет. Пушкин был очарован ее красотой. В апреле 1929 года поэт уже просит руки Натальи Николаевны Гончаровой. Ему не отказывают, но и не дают согласия. Уже с юных лет Наталья Николаевна поражала своей необыкновенной красотой. Сохранились воспоминания о ней Надежды Михайловны Еропкиной. «Наталья Николаевна сыграла слишком видную роль в жизни Пушкина, чтобы можно было ее обойти молчанием… Наташа была действительно прекрасна, и я всегда восхищалась ею. Воспитание в деревне на чистом воздухе оставило ей в наследство цветущее здоровье. Сильная, ловкая, она была необыкновенно пропорционально сложена, отчего и каждое движение ее было преисполнено грации. Глаза добрые, веселые, с подзадоривающим огоньком из-под длинных бархатных ресниц. Но покров стыдливой скромности всегда вовремя останавливал слишком резвые порывы. Но главную прелесть Натали составляли отсутствие всякого жеманства и естественность. Большинство ее считало кокеткой, но обвинение это несправедливо. Не ее вина, что все в ней было так удивительно хорошо. Но для меня так и осталось загадкой, откуда обрела Наталья Николаевна такт и умение держать себя? Все в ней самой и манера держать себя было проникнуто глубокой порядочностью. Все было безупречно – без всякой фальши…» Гончарова была прекрасна, это бесспорно, но только красивая внешность не привлекла бы поэта. Ее отличало какое-то необыкновенное обаяние, и не случайно тонкий знаток человеческой души Пушкин в посвященном ей стихотворении «Мадонна» назвал ее «чистейшей прелести чистейшим образцом». Стихотворение «Мадонна» звучит в записи в театральном исполнении. История любви Бетховена сопровождается музыкой. Звучит «Лунная соната». Пронзительна история любви Людвига Вана Бетховена к Джульетте Гвиччард, которой он посвятил одно из самых великих музыкальных произведений – «Лунную сонату». Пройдут годы, и первая размеренная часть произведения станет хитом всех времен и народов. Никого эти трагические ,плавно струящиеся звуки не могут оставить равнодушным. И это не удивительно, ведь чудесная «Лунная соната» была создана благодаря таким сильным чувствам, как любовь, тоска, страдание, надежда. В самом конце 18 века Бетховен был необыкновенно популярен, но одно обстоятельство стало омрачать жизнь композитора – постепенно угасающий слух. Он перестал выходить в свет и стал затворником, его преследовал постоянный неизлечимый шум в ушах. В 1800 году Бетховен познакомился с аристократами Гвиччарди, приехавшими из Италии в Вену. Дочь почтенного семейства, шестнадцатилетняя Джульетта, с первого взгляда поразила композитора. Вскоре Бетховен стал давать девушке уроки игры на фортепиано. Джульетта обладала неплохими музыкальными данными и схватывала на лету его советы. Она была хороша собой, юна, общительна и кокетлива со своим 30-летним учителем. Бетховен влюбился, искренне, со всей страстью своей натуры. Влюбился впервые, и душа его была полна чистой радостью и светлой надеждой. Он не молод! Но она, как ему казалось, совершенство, и может стать для него утешением в болезни, радостью в буднях и музой в творчестве. Бетховен всерьез думает жениться на Джульетте, ведь она мила с ним и поощряет его чувства. Правда, все чаще композитор ощущает свою беспомощность из-за прогрессирующей болезни слуха, он не обладает титулом или «голубой кровью», а ведь Джульетта аристократка! К тому же его возлюбленная начинает отдавать предпочтение графу Галленбергу. Всю бурю человеческих эмоций, которая была в его душе в то время, композитор передает в «Лунной сонате». Это скорбь, сомнения, ревность, страсть, надежда, тоска, нежность и, конечно, любовь. Силу чувств, которые он испытал во время сотворения шедевра, показывают события, произошедшие уже после его написания. Джульетта, забыв про Бетховена, согласилась стать женой графа Галленберга, который к том же был бездарным композитором. И, видимо, решив поиграть во взрослую искусительницу, напоследок отправила Бетховену письмо, в котором сообщала: «Я ухожу от одного гения к другому». Это был жестокий «двойной удар» - как мужчине и как музыканту. Композитор в поисках одиночества уехал в имение своего друга Марии Эрдеди. Три дня и три ночи он бродил по лесу. Когда его нашли в отдаленной чаще обессилевшим от голода, он даже не мог говорить. Вот так родилось великое произведение: в муках, метаниях, экстазах, любви и опустошениях. Но, наверное, оно того стоило. Бетховен позже испытал светлое чувство к другой женщине. А Джульетта, по одной из версий, поняла неточность своих расчетов и, осознав гениальность Бетховена, приходила к нему и молила о прощении. Однако прощения не получила… Любовь – начало всему. Она дар, которой дается человеку от Бога. Она спасает, защищает, дарит семейное счастье. Пришло время объявить итоги конкурса на лучшую историю о реальной любви простых людей. (Читаются лучшие работы). И, наконец, настал тот час, когда пора объявить победителей литературного конкурса «Ода любимому педагогу». Вот и подошел к концу наш вечер. Надеемся, что он вам понравился. Желаем, чтобы в вашей жизни была любовь… Берегите ее. Соловьи монастырского сада, Как и все на земле соловьи, Говорят, что одна есть отрада И что эта отрада в любви… И цветы монастырского луга С лаской, свойственной только цветам, Говорят, что одна есть заслуга: Прикоснуться к любимым устам. Монастырского леса озера Переполнены голубым, Говорят: нет лазурнее взора, Как у тех, кто влюблен и любим. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Женский календарь 1993. - М.: Республика, 1992. – 80 с. Турьянская Б.И., Гороховская Л.Н., Комиссарова Е.В., Михеева Г.И. Литература в 9 классе. Урок за уроком. – М.: ООО «ТИД Русское слово – РС», 2002. С. 164-165. Золотарева И.В., Михайлова Поурочные разработки по литературе 19 в. 10 класс 1-е полугодие. Изд. 3-е. – М: Вако, 2004. С.43-45. ПРИЛОЖЕНИЕ НЕКОТОРЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ ОБУЧАЩИХСЯ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ НА КОНКУРС «ОДА ПЕДАГОГУ» Нам, учитель дорогой, Ваш характер нравится! Кроме Вас, никто другой С нами не управится! Вы – добры и справедливы! Вы – во всем пример для нас! Самых лучших чувств порывы Выражает Вам наш класс! Трусов Павел, 6Б класс. МОЕМУ КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ! Я не поэт, но хочется сказать словами О наших дорогих учителях, Которые весь путь со мной шагали, Открыв дорогу к знаньям и трудам. Будь первый учитель Наставник, советчик. Как мама, тебя он поймет. Но больше твоей Школьной жизни прекрасной С руководителем классным пройдет. Он все понимает и знает Не только предмет свой, о нас. Заботиться не забывает, Встречает с улыбкою класс. Он в школу спешит подготовлен, С ребятами знанья делить. Уроки его всегда новы, Прекрасны! Нельзя их забыть. Он русского слова учитель, Где в сердце созвучны слова. В поэзии тонкий мыслитель И верный ученью всегда! Артемьева Екатерина 9Б класс. СТИХОТВОРЕНИЕ УЧИТЕЛЮ Кто нас учит? Кто нас мучит? Кто нам знания дает? Это школьный наш учитель – Удивительный народ. С вами ясно и светло, На душе всегда тепло, И простите, если в срок Был не выполнен урок!!! Поваров Илья 6Б класс. НЕКОТОРЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ НА КОНКУРС «ИСТОРИЯ О ЛЮБВИ ПРОСТЫХ ЛЮДЕЙ» ВСЕМУ НАЧАЛО – ЛЮБОВЬ Хотя я читал книги о любви и смотрел фильмы, но никогда не задумывался об этом чувстве. Задание учителя подтолкнуло меня к серьезному разговору с бабушкой. Бабуля очень обрадовалась, достала фотоальбом, нашла снимки, где она и дедушка еще совсем молодые. Бабушка (тогда еще молоденькая девушка) познакомилась с будущим мужем в далеком тысяча девятьсот шестьдесят четвертом году в клубе на танцах. Она приметила его сразу. Он только что вернулся из армии и был одет в форму военного моряка. Они три раза встречались в клубе, затем дедушка пригласил ее на свидание. Дедушка должен был ждать ее на остановке. Бабушка сидела в автобусе у окна и видела, как ее знакомый увлеченно разговаривает с каким-то человеком. Она испугалась, что если выйдет, то дед ее не заметит, поэтому она проехала дальше. Свидание не состоялось. Хотя это было так давно, бабушка все помнит и переживает как тогда. Потом состоялись другие встречи, была свадьба осенью, но первое свидание запомнилось особенно. Вот так неудавшееся свидание стало началом сильных чувств и большой любви. Расторгуев Николай 7А класс. МУЗЫКАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ В рабочем поселке на окраине Саратова жил мальчишка. Мальчишка как мальчишка. Как и все окрестные пацаны, был он хулиганист и задирист: особым прилежанием в школе не отличался. Было ему в ту пору 11 лет отроду. Однажды отец отвел его в музыкальную школу. Родителям хотелось, чтобы их сын получил достойное образование, чего не удалось им. Поначалу игра на баяне не вдохновляла мальчишку. Ему казалось, что гораздо интереснее и веселее было играть с соседскими ребятами в «Казаки-разбойники», «Лапту» или на худой конец в «Ножички», чем пиликать эти бесконечные гаммы. Но однажды все изменилось. В музыкальной школе он встретил Ее. Это было осенью. Шел обычный урок по специальности. И вдруг учителя куда-то вызвали. Вернувшись, он сказал, что ему срочно нужно уехать и попросил мальчика дождаться следующего ученика, чтобы предупредить его об отмене занятий. Время тянулось долго… И вот вошла Она… Что это была Она, он понял сразу. Ему показалось, что эта девочка пришла из другого мира. Она была так не похожа на одноклассниц и соседских девчонок, хотя вроде бы и не было в ней ничего особенного. Худенькая, с двумя короткими косичками, с насмешливым взглядом. Разве что глаза? Они были разного цвета: один почти карий, а другой серовато-зеленый. Но было в ней еще что-то такое, чего мальчишка понять не мог. И что-то заставило его оробеть перед ней. - Вот… меня тут просили сказать… , что урока не будет, –пролепетал он, запинаясь, и замолк. Девочка с интересом уставилась на него. Видимо, ее забавляла его робость. - А ты кто? – спросила она. - Валера… - Ну а я Наташа, - сказала девочка и выпорхнула из класса. По дороге домой Валерка проклинал себя за свою робость да еще перед какой-то девчонкой. Это было так не похоже на него. Какое-то новое чувство поселилось в нем. Пока он еще не мог понять что это, но ему почему-то хотелось снова увидеть эту странную девчонку. Шли дни, а они больше не встречались, хотя теперь в музыкальную школу мальчишка бежал без напоминаний, чем очень удивлял родителей. Потом в школе организовали оркестр баянистов. Там Валерка снова встретил Ее. Теперь они виделись чаще. Занятия в оркестре проходили весело. Все ребята подружились, но самое главное – там была Она. Здесь он познакомились уже по-настоящему. Валерка узнал, что Наташа на год старше и учится другой школе, узнал, что она увлекается музыкой, астрономией, любит читать книги, особенно приключения и фантастику. После оркестра он провожал ее до дома и нес ее баян. Баян был тяжелый, но Валерка готов был таскать его хоть каждый день, лишь бы подольше побыть с Ней, слушать ее голос. Когда Наташи не было рядом, он оставался все таким же хулиганистым мальчишкой с Северного поселка. Но стоило ей появиться – он менялся на глазах. Это заметили все, но что странно, никто не смеялся и не издевался над ним. Прошло месяца два или три, прежде чем он осмелился пригласить ее на свидание, передав записку через секретаршу музыкальной школы тетю Нину. И вот настал этот день. Это было 23 февраля. Они пошли в кино. Какой шел фильм, не помнит никто. Но то, что у него хватило денег только на полтора билета, он помнит до сих пор. Он не знал, как ей сказать об этом. - У тебя не найдется десяти копеек? – смущаясь и краснея, наконец, решившись, произнес он. Десять копеек, конечно же, нашлись, и они попали в кино. Как Валерка был счастлив! С того дня прошло уже 45 лет, а мои бабушка и дедушка (именно они и были теми мальчиком и девочкой) до сих пор вместе