Рекомендации психолога родителям пятиклассников * Понимать трудности, с которыми сталкивается ребенок при переходе в основную школу и, постепенно приучая его к самостоятельности, не отказывать ребенку в помощи при подготовке к уроку, мотивируя отказ тем, что он уже вырос. * Научить ребенка организовывать свой труд (вести дневник, планировать выполнение домашнего задания, подготовить рабочее место, собрать все необходимое для школы). * Помочь ребенку запомнить все фамилии, имена, отчества учителей-предметников и классного руководителя. * Обеспечить соблюдение ребенком оптимального для его возраста режима дня. * Никогда не обсуждать с ребенком учителей, формировать положительное отношение ребенка к школе. * Создать необходимые условия для полноценного отдыха ребенка в свободное от учебы время (посещение бассейна, спортивных площадок, прогулки на свежем воздухе и т. д.). * Верить в своего ребенка, опираться на его реальные возможности, обеспечить ему эмоциональный комфорт дома. Психолого-педагогические требования к ученику, переходящему из начальной школы в пятый класс Требования к психологическому развитию выпускника начальной школы: · самостоятельность (умение действовать без посторонней помощи); · настойчивость (умение преодолевать возникающие трудности, доводить начатое дело до конца); · инициативность (умение предложить новый вид деятельности, необходимую помощь); · организованность; · сформированность культурно-гигиенических навыков; · волевая регуляция поведения («сила воли»); · рефлексия. Психолого-педагогические требования, касающиеся интеллектуального развития ученика, переходящего в 5 класс: Развитие мышления: · умение выделять главное и обобщать; · умение разделять существенные и несущественные признаки предметов; · умение сравнивать; · умение рассуждать; · умение делать выводы; · умение доказывать. Развитие памяти: · умение организовать процесс не механического, а логического, осмысленного запоминания, умение пользоваться средствами заучивания; · умение организовать процесс воспроизведения; · умение контролировать свою память, произвольно ею управлять. Развитие внимания: · произвольность внимания; · устойчивость внимания в течение урока. Развитие речи: · понимание смысла изученных понятий и использовать речь как инструмент мышления; · использование сложных речевых конструкций; · связное изложение своих мыслей; · умение доказать свою мысль; · достаточный словарный запас; грамотность (в соответствии с программными требованиями по русскому языку). Психолого-педагогические требования, касающиеся поведения и общения ученика, переходящего из начальной школы в 5 класс Общие требования, касающиеся общения: · умение сочувствовать и сопереживать; · уважение ко всем людям; · неагрессивность; · открытость в общении; · умение дать и принять обратную связь; · способность к поиску новых форм поведения взамен неэффективных. Общение со сверстниками: · умение работать в группе, в паре; · умение общаться со сверстниками вне учебной деятельности: - приветливость, доброжелательность, - умение считаться с мнением сверстников, - умение отстаивать свое мнение, наличие друзей товарищей; · умение разрешать конфликты мирным путем. Общение с классным руководителем, учителями: · умение устанавливать адекватные ролевые отношения с педагогами на уроках и вне учебной деятельности; · отсутствие боязни учителя; · уважение к учителю. Соблюдение социальных и моральных норм: · способность к ответственному поведению, в том числе моральная регуляция поведения; · понимания смысла норм и правил поведения; · понимание необходимости принятия правил; · соблюдение классных и школьных социальных и этических норм, правил поведения. Отношение ученика к себе: · положительное восприятие себя; · отсутствие агрессивности («Я не считаю других виновными в моих трудностях»); · способность действовать независимо; умение объективно и оптимистично оценивать себя и свои возможности (позитивно-адекватная самооценка). Психолого-педагогические требования, касающиеся мотивационной сферы ученика, переходящего в 5 класс 1. Внутренняя мотивация должна преобладать над внешней, то есть: · ученику интересны изучаемые предметы; · ученик понимает ценность и необходимость получения знаний по предметам; · ученику нравится процесс получения знаний. 2. Развит мотив самообразования (потребность самостоятельно получать знания). |