Рабочая программа предмета "Математика" 5-6 классы ФГОС 2021
рабочая программа по математике (5 класс)

Волченко Анастасия Петровна

Рабочая программа составлена а соотвествии с ФГОС 3-го поколения. Планирование соответсвует темам учебника (Виленкин)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_matematika_5_6_volchenko_2024_2025.docx78.72 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Приоритетными целями обучения математике в 5–6 классах являются:

  • продолжение формирования основных математических понятий (число, величина, геометрическая фигура), обеспечивающих преемственность и перспективность математического образования обучающихся;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, познавательной активности, исследовательских умений, интереса к изучению математики;
  • подведение обучающихся на доступном для них уровне к осознанию взаимосвязи математики и окружающего мира;
  • формирование функциональной математической грамотности: умения распознавать математические объекты в реальных жизненных ситуациях, применять освоенные умения для решения практико-ориентированных задач, интерпретировать полученные результаты и оценивать их на соответствие практической ситуации.

Основные линии содержания курса математики в 5–6 классах – арифметическая и геометрическая, которые развиваются параллельно, каждая в соответствии с собственной логикой, однако, не независимо одна от другой, а в тесном контакте и взаимодействии. Также в курсе математики происходит знакомство с элементами алгебры и описательной статистики.

Изучение арифметического материала начинается со систематизации и развития знаний о натуральных числах, полученных на уровне начального общего образования. При этом совершенствование вычислительной техники и формирование новых теоретических знаний сочетается с развитием вычислительной культуры, в частности с обучением простейшим приёмам прикидки и оценки результатов вычислений. Изучение натуральных чисел продолжается в 6 классе знакомством с начальными понятиями теории делимости.

Начало изучения обыкновенных и десятичных дробей отнесено к 5 классу. Это первый этап в освоении дробей, когда происходит знакомство с основными идеями, понятиями темы. При этом рассмотрение обыкновенных дробей в полном объёме предшествует изучению десятичных дробей, что целесообразно с точки зрения логики изложения числовой линии, когда правила действий с десятичными дробями можно обосновать уже известными алгоритмами выполнения действий с обыкновенными дробями. Знакомство с десятичными дробями расширит возможности для понимания обучающимися прикладного применения новой записи при изучении других предметов и при практическом использовании. К 6 классу отнесён второй этап в изучении дробей, где происходит совершенствование навыков сравнения и преобразования дробей, освоение новых вычислительных алгоритмов, оттачивание техники вычислений, в том числе значений выражений, содержащих и обыкновенные, и десятичные дроби, установление связей между ними, рассмотрение приёмов решения задач на дроби. В начале 6 класса происходит знакомство с понятием процента.

Особенностью изучения положительных и отрицательных чисел является то, что они также могут рассматриваться в несколько этапов. В 6 классе в начале изучения темы «Положительные и отрицательные числа» выделяется подтема «Целые числа», в рамках которой знакомство с отрицательными числами и действиями с положительными и отрицательными числами происходит на основе содержательного подхода. Это позволяет на доступном уровне познакомить обучающихся практически со всеми основными понятиями темы, в том числе и с правилами знаков при выполнении арифметических действий. Изучение рациональных чисел на этом не закончится, а будет продолжено в курсе алгебры 7 класса.

При обучении решению текстовых задач в 5–6 классах используются арифметические приёмы решения. При отработке вычислительных навыков в 5–6 классах рассматриваются текстовые задачи следующих видов: задачи на движение, на части, на покупки, на работу и производительность, на проценты, на отношения и пропорции. Обучающиеся знакомятся с приёмами решения задач перебором возможных вариантов, учатся работать с информацией, представленной в форме таблиц или диаграмм.

В программе учебного курса «Математика» предусмотрено формирование пропедевтических алгебраических представлений. Буква как символ некоторого числа в зависимости от математического контекста вводится постепенно. Буквенная символика широко используется прежде всего для записи общих утверждений и предложений, формул, в частности для вычисления геометрических величин, в качестве «заместителя» числа.

В программе учебного курса «Математика» представлена наглядная геометрия, направленная на развитие образного мышления, пространственного воображения, изобразительных умений. Это важный этап в изучении геометрии, который осуществляется на наглядно-практическом уровне, опирается на наглядно-образное мышление обучающихся. Большая роль отводится практической деятельности, опыту, эксперименту, моделированию. Обучающиеся знакомятся с геометрическими фигурами на плоскости и в пространстве, с их простейшими конфигурациями, учатся изображать их на нелинованной и клетчатой бумаге, рассматривают их простейшие свойства. В процессе изучения наглядной геометрии знания, полученные обучающимися на уровне начального общего образования, систематизируются и расширяются.

Согласно учебному плану в 5–6 классах изучается интегрированный предмет «Математика», который включает арифметический материал и наглядную геометрию, а также пропедевтические сведения из алгебры, элементы логики и начала описательной статистики.

На изучение учебного курса «Математика» отводится 340 часов: в 5 классе – 170 часов (5 часов в неделю), в 6 классе – 170 часов (5 часов в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

5 КЛАСС

Натуральные числа и нуль

Натуральное число. Ряд натуральных чисел. Число 0. Изображение натуральных чисел точками на координатной (числовой) прямой.

Позиционная система счисления. Римская нумерация как пример непозиционной системы счисления. Десятичная система счисления.

Сравнение натуральных чисел, сравнение натуральных чисел с нулём. Способы сравнения. Округление натуральных чисел.

Сложение натуральных чисел, свойство нуля при сложении. Вычитание как действие, обратное сложению. Умножение натуральных чисел, свойства нуля и единицы при умножении. Деление как действие, обратное умножению. Компоненты действий, связь между ними. Проверка результата арифметического действия. Переместительное и сочетательное свойства (законы) сложения и умножения, распределительное свойство (закон) умножения.

Использование букв для обозначения неизвестного компонента и записи свойств арифметических действий.

Делители и кратные числа, разложение на множители. Простые и составные числа. Признаки делимости на 2, 5, 10, 3, 9. Деление с остатком.

Степень с натуральным показателем. Запись числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Числовое выражение. Вычисление значений числовых выражений, порядок выполнения действий. Использование при вычислениях переместительного и сочетательного свойств (законов) сложения и умножения, распределительного свойства умножения.

Дроби

Представление о дроби как способе записи части величины. Обыкновенные дроби. Правильные и неправильные дроби. Смешанная дробь, представление смешанной дроби в виде неправильной дроби и выделение целой части числа из неправильной дроби. Изображение дробей точками на числовой прямой. Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дроби к новому знаменателю. Сравнение дробей.

Сложение и вычитание дробей. Умножение и деление дробей, взаимно обратные дроби. Нахождение части целого и целого по его части.

Десятичная запись дробей. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной. Изображение десятичных дробей точками на числовой прямой. Сравнение десятичных дробей.

Арифметические действия с десятичными дробями. Округление десятичных дробей.

Решение текстовых задач

Решение текстовых задач арифметическим способом. Решение логических задач. Решение задач перебором всех возможных вариантов. Использование при решении задач таблиц и схем.

Решение задач, содержащих зависимости, связывающие величины: скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость. Единицы измерения: массы, объёма, цены, расстояния, времени, скорости. Связь между единицами измерения каждой величины.

Решение основных задач на дроби.

Представление данных в виде таблиц, столбчатых диаграмм.

Наглядная геометрия

Наглядные представления о фигурах на плоскости: точка, прямая, отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник, окружность, круг. Угол. Прямой, острый, тупой и развёрнутый углы.

Длина отрезка, метрические единицы длины. Длина ломаной, периметр многоугольника. Измерение и построение углов с помощью транспортира.

Наглядные представления о фигурах на плоскости: многоугольник, прямоугольник, квадрат, треугольник, о равенстве фигур.

Изображение фигур, в том числе на клетчатой бумаге. Построение конфигураций из частей прямой, окружности на нелинованной и клетчатой бумаге. Использование свойств сторон и углов прямоугольника, квадрата.

Площадь прямоугольника и многоугольников, составленных из прямоугольников, в том числе фигур, изображённых на клетчатой бумаге. Единицы измерения площади.

Наглядные представления о пространственных фигурах: прямоугольный параллелепипед, куб, многогранники. Изображение простейших многогранников. Развёртки куба и параллелепипеда. Создание моделей многогранников (из бумаги, проволоки, пластилина и других материалов).

Объём прямоугольного параллелепипеда, куба. Единицы измерения объёма.

6 КЛАСС

Натуральные числа

Арифметические действия с многозначными натуральными числами. Числовые выражения, порядок действий, использование скобок. Использование при вычислениях переместительного и сочетательного свойств сложения и умножения, распределительного свойства умножения. Округление натуральных чисел.

Делители и кратные числа, наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное. Делимость суммы и произведения. Деление с остатком.

Дроби

Обыкновенная дробь, основное свойство дроби, сокращение дробей. Сравнение и упорядочивание дробей. Решение задач на нахождение части от целого и целого по его части. Дробное число как результат деления. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и возможность представления обыкновенной дроби в виде десятичной. Десятичные дроби и метрическая система мер. Арифметические действия и числовые выражения с обыкновенными и десятичными дробями.

Отношение. Деление в данном отношении. Масштаб, пропорция. Применение пропорций при решении задач.

Понятие процента. Вычисление процента от величины и величины по её проценту. Выражение процентов десятичными дробями. Решение задач на проценты. Выражение отношения величин в процентах.

Положительные и отрицательные числа

Положительные и отрицательные числа. Целые числа. Модуль числа, геометрическая интерпретация модуля числа. Изображение чисел на координатной прямой. Числовые промежутки. Сравнение чисел. Арифметические действия с положительными и отрицательными числами.

Прямоугольная система координат на плоскости. Координаты точки на плоскости, абсцисса и ордината. Построение точек и фигур на координатной плоскости.

Буквенные выражения

Применение букв для записи математических выражений и предложений. Свойства арифметических действий. Буквенные выражения и числовые подстановки. Буквенные равенства, нахождение неизвестного компонента. Формулы, формулы периметра и площади прямоугольника, квадрата, объёма параллелепипеда и куба.

Решение текстовых задач

Решение текстовых задач арифметическим способом. Решение логических задач. Решение задач перебором всех возможных вариантов.

Решение задач, содержащих зависимости, связывающих величины: скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость, производительность, время, объём работы. Единицы измерения: массы, стоимости, расстояния, времени, скорости. Связь между единицами измерения каждой величины.

Решение задач, связанных с отношением, пропорциональностью величин, процентами; решение основных задач на дроби и проценты.

Оценка и прикидка, округление результата. Составление буквенных выражений по условию задачи.

Представление данных с помощью таблиц и диаграмм. Столбчатые диаграммы: чтение и построение. Чтение круговых диаграмм.

Наглядная геометрия

Наглядные представления о фигурах на плоскости: точка, прямая, отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник, четырёхугольник, треугольник, окружность, круг.

Взаимное расположение двух прямых на плоскости, параллельные прямые, перпендикулярные прямые. Измерение расстояний: между двумя точками, от точки до прямой, длина маршрута на квадратной сетке.

Измерение и построение углов с помощью транспортира. Виды треугольников: остроугольный, прямоугольный, тупоугольный, равнобедренный, равносторонний. Четырёхугольник, примеры четырёхугольников. Прямоугольник, квадрат: использование свойств сторон, углов, диагоналей. Изображение геометрических фигур на нелинованной бумаге с использованием циркуля, линейки, угольника, транспортира. Построения на клетчатой бумаге.

Периметр многоугольника. Понятие площади фигуры, единицы измерения площади. Приближённое измерение площади фигур, в том числе на квадратной сетке. Приближённое измерение длины окружности, площади круга.

Симметрия: центральная, осевая и зеркальная симметрии.

Построение симметричных фигур.

Наглядные представления о пространственных фигурах: параллелепипед, куб, призма, пирамида, конус, цилиндр, шар и сфера. Изображение пространственных фигур. Примеры развёрток многогранников, цилиндра и конуса. Создание моделей пространственных фигур (из бумаги, проволоки, пластилина и других материалов).

Понятие объёма, единицы измерения объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда, куба.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА «МАТЕМАТИКА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы учебного курса «Математика» характеризуются:

1) патриотическое воспитание:

проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах;

2) гражданское и духовно-нравственное воспитание:

готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (например, выборы, опросы), готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного;

3) трудовое воспитание:

установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений, осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей;

4) эстетическое воспитание:

способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений, умению видеть математические закономерности в искусстве;

5) ценности научного познания:

ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации, овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира, овладением простейшими навыками исследовательской деятельности;

6) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность), сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека;

7) экологическое воспитание:

ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения;

8) адаптация к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;

способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Познавательные универсальные учебные действия

Базовые логические действия:

  • выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями, формулировать определения понятий, устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
  • воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие, условные;
  • выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
  • делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
  • разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры, обосновывать собственные рассуждения;
  • выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:

  • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания, формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;
  • проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой;
  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений;
  • прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях.

Работа с информацией:

  • выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи;
  • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
  • выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
  • оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;
  • в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения, сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;
  • представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта, самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории;
  • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач;
  • принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы, обобщать мнения нескольких людей;
  • участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и другие), выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды, оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Самоорганизация:

  • самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.

Самоконтроль, эмоциональный интеллект:

  • владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи;
  • предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей;
  • оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения в 5 классе обучающийся получит следующие предметные результаты:

Числа и вычисления

Понимать и правильно употреблять термины, связанные с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями.

Сравнивать и упорядочивать натуральные числа, сравнивать в простейших случаях обыкновенные дроби, десятичные дроби.

Соотносить точку на координатной (числовой) прямой с соответствующим ей числом и изображать натуральные числа точками на координатной (числовой) прямой.

Выполнять арифметические действия с натуральными числами, с обыкновенными дробями в простейших случаях.

Выполнять проверку, прикидку результата вычислений.

Округлять натуральные числа.

Решение текстовых задач

Решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью организованного конечного перебора всех возможных вариантов.

Решать задачи, содержащие зависимости, связывающие величины: скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость.

Использовать краткие записи, схемы, таблицы, обозначения при решении задач.

Пользоваться основными единицами измерения: цены, массы, расстояния, времени, скорости, выражать одни единицы величины через другие.

Извлекать, анализировать, оценивать информацию, представленную в таблице, на столбчатой диаграмме, интерпретировать представленные данные, использовать данные при решении задач.

Наглядная геометрия

Пользоваться геометрическими понятиями: точка, прямая, отрезок, луч, угол, многоугольник, окружность, круг.

Приводить примеры объектов окружающего мира, имеющих форму изученных геометрических фигур.

Использовать терминологию, связанную с углами: вершина, сторона, с многоугольниками: угол, вершина, сторона, диагональ, с окружностью: радиус, диаметр, центр.

Изображать изученные геометрические фигуры на нелинованной и клетчатой бумаге с помощью циркуля и линейки.

Находить длины отрезков непосредственным измерением с помощью линейки, строить отрезки заданной длины; строить окружность заданного радиуса.

Использовать свойства сторон и углов прямоугольника, квадрата для их построения, вычисления площади и периметра.

Вычислять периметр и площадь квадрата, прямоугольника, фигур, составленных из прямоугольников, в том числе фигур, изображённых на клетчатой бумаге.

Пользоваться основными метрическими единицами измерения длины, площади; выражать одни единицы величины через другие.

Распознавать параллелепипед, куб, использовать терминологию: вершина, ребро, грань, измерения, находить измерения параллелепипеда, куба.

Вычислять объём куба, параллелепипеда по заданным измерениям, пользоваться единицами измерения объёма.

Решать несложные задачи на измерение геометрических величин в практических ситуациях.

К концу обучения в 6 классе обучающийся получит следующие предметные результаты:

Числа и вычисления

Знать и понимать термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи, переходить (если это возможно) от одной формы записи числа к другой.

Сравнивать и упорядочивать целые числа, обыкновенные и десятичные дроби, сравнивать числа одного и разных знаков.

Выполнять, сочетая устные и письменные приёмы, арифметические действия с натуральными и целыми числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами.

Вычислять значения числовых выражений, выполнять прикидку и оценку результата вычислений, выполнять преобразования числовых выражений на основе свойств арифметических действий.

Соотносить точку на координатной прямой с соответствующим ей числом и изображать числа точками на координатной прямой, находить модуль числа.

Соотносить точки в прямоугольной системе координат с координатами этой точки.

Округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел.

Числовые и буквенные выражения

Понимать и употреблять термины, связанные с записью степени числа, находить квадрат и куб числа, вычислять значения числовых выражений, содержащих степени.

Пользоваться признаками делимости, раскладывать натуральные числа на простые множители.

Пользоваться масштабом, составлять пропорции и отношения.

Использовать буквы для обозначения чисел при записи математических выражений, составлять буквенные выражения и формулы, находить значения буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования.

Находить неизвестный компонент равенства.

Решение текстовых задач

Решать многошаговые текстовые задачи арифметическим способом.

Решать задачи, связанные с отношением, пропорциональностью величин, процентами, решать три основные задачи на дроби и проценты.

Решать задачи, содержащие зависимости, связывающие величины: скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость, производительность, время, объём работы, используя арифметические действия, оценку, прикидку, пользоваться единицами измерения соответствующих величин.

Составлять буквенные выражения по условию задачи.

Извлекать информацию, представленную в таблицах, на линейной, столбчатой или круговой диаграммах, интерпретировать представленные данные, использовать данные при решении задач.

Представлять информацию с помощью таблиц, линейной и столбчатой диаграмм.

Наглядная геометрия

Приводить примеры объектов окружающего мира, имеющих форму изученных геометрических плоских и пространственных фигур, примеры равных и симметричных фигур.

Изображать с помощью циркуля, линейки, транспортира на нелинованной и клетчатой бумаге изученные плоские геометрические фигуры и конфигурации, симметричные фигуры.

Пользоваться геометрическими понятиями: равенство фигур, симметрия, использовать терминологию, связанную с симметрией: ось симметрии, центр симметрии.

Находить величины углов измерением с помощью транспортира, строить углы заданной величины, пользоваться при решении задач градусной мерой углов, распознавать на чертежах острый, прямой, развёрнутый и тупой углы.

Вычислять длину ломаной, периметр многоугольника, пользоваться единицами измерения длины, выражать одни единицы измерения длины через другие.

Находить, используя чертёжные инструменты, расстояния: между двумя точками, от точки до прямой, длину пути на квадратной сетке.

Вычислять площадь фигур, составленных из прямоугольников, использовать разбиение на прямоугольники, на равные фигуры, достраивание до прямоугольника, пользоваться основными единицами измерения площади, выражать одни единицы измерения площади через другие.

Распознавать на моделях и изображениях пирамиду, конус, цилиндр, использовать терминологию: вершина, ребро, грань, основание, развёртка.

Изображать на клетчатой бумаге прямоугольный параллелепипед.

Вычислять объём прямоугольного параллелепипеда, куба, пользоваться основными единицами измерения объёма;

Решать несложные задачи на нахождение геометрических величин в практических ситуациях.

 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 5 КЛАСС

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Всего

Контрольные работы

Практические работы

1

Натуральные числа. Действия с натуральными числами

 43

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4131ce

2

Наглядная геометрия. Линии на плоскости

 12

 2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4131ce

3

Наглядная геометрия. Многоугольники

 10

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4131ce

4

Наглядная геометрия. Тела и фигуры в пространстве

 9

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4131ce

5

Обыкновенные дроби

 48

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4131ce

6

Десятичные дроби

 38

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4131ce

7

Повторение и обобщение

 10

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4131ce

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

 170

 4

 4

 6 КЛАСС

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Всего

Контрольные работы

Практические работы

1

Натуральные числа

 30

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414736

2

Наглядная геометрия. Прямые на плоскости

 7

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414736

3

Дроби

 32

 1

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414736

4

Наглядная геометрия. Симметрия

 6

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414736

5

Выражения с буквами

 6

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414736

6

Наглядная геометрия. Фигуры на плоскости

 14

 1

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414736

7

Положительные и отрицательные числа

 40

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414736

8

Представление данных

 6

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414736

9

Наглядная геометрия. Фигуры в пространстве

 9

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414736

10

Повторение, обобщение, систематизация

 20

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414736

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

 170

 5

 5

 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 5 КЛАСС

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Всего

Контрольные работы

Практические работы

1

Представление числовой информации в таблицах

 1

2

Цифры и числа

 1

3

Многозначные числа. Решение задач

 1

4

Римская нумерация

 1

5

Отрезок и его длина

 1

6

Ломаная

 1

7

Многоугольник. Периметр многоугольника

 1

8

Плоскость и прямая

 1

9

Луч и угол

 1

10

Луч и угол

 1

11

Шкалы

 1

12

Координатная прямая

 1

13

Сравнение натуральных чисел

 1

14

Округление натуральных чисел

 1

15

Представление числовой информации в столбчатых диаграммах

 1

16

Урок повторения и обобщения

 1

17

Сложение натуральных чисел

 1

18

Свойства сложения

 1

19

Вычитание натуральных чисел

 1

20

Свойства вычитания

 1

21

Числовые и буквенные выражения

 1

22

Вычисление значений выражения

 1

23

Уравнение

 1

24

Решение уравнений

 1

25

Решение уравнений

 1

26

Решение задач с помощью уравнений

 1

27

Умножение натуральных чисел

 1

28

Свойства умножения

 1

29

Решение примеров и задач

 1

30

Деление натуральных чисел

 1

31

Решение примеров и задач

 1

32

Деление с остатком

 1

33

Упрощение выражений

 1

34

Решение примеров и задач по теме "Упрощение выражений"

 1

35

Порядок действий в вычислениях

 1

36

Решение текстовых задач на движение

 1

37

Решение текстовых задач на покупки

 1

38

Урок обобщения и систематизации знаний

 1

39

Контрольная работа № 1

 1

 1

40

Степень с натуральным показателем

 1

41

Запись числа в виде суммы разрядных слагаемых

 1

42

Делители и кратные. Простые и составные числа

 1

43

Признак делимости на 2

 1

44

Признак делимости на 5 и 10

 1

45

Признак делимости на 3

 1

46

Признак делимости на 9

 1

47

Решение задач

 1

48

Решение задач

 1

49

Формулы

 1

50

Геометрия на клетчатой бумаге

 1

51

Формула площади прямоугольника

 1

52

Формула площади прямоугольника

 1

53

Практическая работа "Построение прямоугольника с заданными сторонами на нелинованной бумаге"

 1

 1

54

Площадь. Единицы измерения площадей

 1

55

Треугольник

 1

56

Площадь многоугольников, составленных из прямоугольников

 1

57

Урок обобщения и систематизации знаний

 1

58

Урок обобщения и систематизации знаний

 1

59

Прямоугольный параллелепипед, куб

 1

60

Развертка параллелепипеда

 1

61

Развертка куба

 1

62

Решение задач

 1

63

Решение задач

 1

64

Практическая работа «Развертка куба»

 1

 1

65

Объемы. Единицы измерения объема

 1

66

Объем прямоугольного параллелепипеда

 1

67

Окружность и круг

 1

68

Окружность и круг

 1

69

Практическая работа «Построение узора из окружностей»

 1

 1

70

Шар и цилиндр

 1

71

Дробь - способ записи части величины

 1

72

Обыкновенные дроби

 1

73

Изображение дробей на координатной прямой

 1

74

Решение задач

 1

75

Сравнение дробей

 1

76

Сравнение дробей с помощью координатной прямой

 1

77

Правильные и неправильные дроби

 1

78

Правило сложения дробей с одинаковым знаменателем

 1

79

Сложение дробей с одинаковым знаменателем

 1

80

Правило вычитания дробей с одинаковым знаменателем

 1

81

Вычитание дробей с одинаковым знаменателем

 1

82

Деление натуральных чисел и дроби

 1

83

Смешанные числа

 1

84

Смешанные числа. Алгоритмы

 1

85

Сложение смешанных чисел

 1

86

Вычитание смешанных чисел

 1

87

Сложение и вычитание смешанных чисел

 1

88

Урок обобщения и систематизации знаний

 1

89

Основное свойство дроби

 1

90

Сокращение дробей

 1

91

Приведение дроби к новому знаменателю

 1

92

Общий знаменатель и дополнительный множитель

 1

93

Приведение дробей к общему знаменателю

 1

94

Решение примеров и задач

 1

95

Сравнение дробей с разными знаменателями

 1

96

Сравнение дробей с разными знаменателями на чертежах

 1

97

Сложение дробей с разными знаменателями

 1

98

Решение примеров на сложение дробей с разными знаменателями

 1

99

Решение задач на сложение дробей с разными знаменателями

 1

100

Вычитание дробей с разными знаменателями

 1

101

Решение примеров на вычитание дробей с разными знаменателями

 1

102

Решение задач на вычитание дробей с разными знаменателями

 1

103

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

 1

104

Урок обобщения и систематизации знаний

 1

105

Умножение дроби на натуральное число

 1

106

Умножение дробей

 1

107

Нахождение части целого

 1

108

Решение задач на нахождение части целого

 1

109

Применение букв для записи математических выражений и предложений

 1

110

Упрощение выражений, нахождение значений выражений

 1

111

Взаимно обратные числа

 1

112

Деление дробей

 1

113

Нахождение целого по его части

 1

114

Решение задач на нахождение целого по его части

 1

115

Решение текстовых задач, содержащих дроби.

 1

116

Основные задачи на дроби

 1

117

Урок обобщения и систематизации знаний

 1

118

Контрольная работа № 2

 1

 1

119

Десятичная запись дробей

 1

120

Представление десятичной дроби в виде обыкновенной

 1

121

Изображение десятичных дробей точками на числовой прямой

 1

122

Сравнение десятичных дробей

 1

123

Сложение десятичных дробей

 1

124

Решение примеров на сложение десятичных дробей

 1

125

Решение задач на сложение десятичных дробей

 1

126

Вычитание десятичных дробей

 1

127

Решение примеров на вычитание десятичных дробей

 1

128

Решение задач на вычитание десятичных дробей

 1

129

Округление чисел. Прикидка

 1

130

Приближенное значение числа

 1

131

Урок обобщения и систематизации знаний

 1

132

Умножение десятичной дроби на натуральное число

 1

133

Умножение десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д.

 1

134

Деление десятичной дроби на натуральное число

 1

135

Деление десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д.

 1

136

Умножение на десятичную дробь

 1

137

Умножение на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д.

 1

138

Решение примеров на умножение на десятичную дробь

 1

139

Решение задач на умножение на десятичную дробь

 1

140

Решение задач на умножение на десятичную дробь

 1

141

Деление на десятичную дробь

 1

142

Деление на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д.

 1

143

Решение примеров на деление на десятичную дробь

 1

144

Решение примеров на деление на десятичную дробь

 1

145

Решение задач на деление на десятичную дробь

 1

146

Арифметические действия с десятичными дробями

 1

147

Решение примеров на арифметические действия с десятичными дробями

 1

148

Десятичные дроби: упрощение выражений, нахождение значений выражений

 1

149

Решение уравнений на арифметические действия с десятичными дробями

 1

150

Решение уравнений на арифметические действия с десятичными дробями

 1

151

Решение задач на арифметические действия с десятичными дробями

 1

152

Урок обобщения и систематизации знаний

 1

153

Урок закрепления и повторения пройденного материала

 1

154

Десятичные дроби: упрощение выражений, нахождение значений выражений

 1

155

Калькулятор

 1

156

Контрольная работа № 3

 1

 1

157

Виды углов. Чертежный треугольник

 1

158

Измерение углов. Транспортир

 1

159

Измерение углов. Транспортир

 1

160

Практическая работа "Построение углов"

 1

 1

161

Повторение. Арифметические действия с натуральными числами

 1

162

Повторение. Арифметические действия с обыкновенными дробями

 1

163

Повторение. Решение задач на арифметические действия с натуральными числами и обыкновенными дробями

 1

164

Повторение. Решение задач на арифметические действия с десятичными дробями

 1

165

Урок обобщения и систематизации знаний

 1

166

Урок обобщения и систематизации знаний

 1

167

Итоговая контрольная работа

 1

 1

168

Урок обобщения и систематизации знаний

 1

169

Урок обобщения и систематизации знаний

 1

170

Урок обобщения и систематизации знаний

 1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

 170

 4

 4

 6 КЛАСС

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Всего

Контрольные работы

Практические работы

1

Повторение курса 5 класса. Натуральные числа

 1

2

Арифметические действия с многозначными натуральными числами

 1

3

Арифметические действия с многозначными натуральными числами

 1

4

Числовые выражения, порядок действий, использование скобок

 1

5

Числовые выражения, порядок действий, использование скобок

 1

6

Переместительное свойство сложения и умножения

 1

7

Сочетательное свойство сложения и умножения

 1

8

Распределительное свойство умножения

 1

9

Свойства действий над натуральными числами

 1

10

Округление натуральных чисел

 1

11

Округление натуральных чисел

 1

12

Решение текстовых задач

 1

13

Решение текстовых задач

 1

14

Решение текстовых задач

 1

15

Контрольная работа № 1

 1

 1

16

Повторение курса 5 класса. Обыкновенные дроби

 1

17

Повторение курса 5 класса. Обыкновенные дроби

 1

18

Повторение курса 5 класса. Обыкновенные дроби

 1

19

Повторение курса 5 класса. Десятичные дроби

 1

20

Повторение курса 5 класса. Десятичные дроби

 1

21

Повторение курса 5 класса. Арифметические действия над десятичными дробями

 1

22

Среднее арифметическое

 1

23

Понятие процента

 1

24

Вычисление процента от величины

 1

25

Вычисление величины по ее проценту

 1

26

Вычисление процента от величины и величины по ее проценту

 1

27

Выражение процентов десятичными дробями

 1

28

Решение текстовых задач на тему «Проценты»

 1

29

Решение текстовых задач на тему «Проценты»

 1

30

Столбчатые и круговые диаграммы

 1

31

Решение текстовых задач, содержащих данные, представленные в таблицах и на диаграммах

 1

32

Практическая работа по теме "Построение диаграмм"

 1

 1

33

Геометрические фигуры на плоскости

 1

34

Измерение углов

 1

35

Виды треугольников

 1

36

Понятие множества

 1

37

Простые и составные числа

 1

38

Разложение числа на простые множители

 1

39

Разложение числа на простые множители

 1

40

Решение тренировочных задач на тему «Разложение числа на простые множители»

 1

41

Наибольший общий делитель

 1

42

Алгоритм нахождения НОД

 1

43

Взаимно простые числа

 1

44

Решение задач на нахождение НОД

 1

45

Наименьшее общее кратное натуральных чисел

 1

46

Алгоритм нахождения НОК

 1

47

Решение задач на нахождение НОК

 1

48

Нахождение НОД и НОК

 1

49

Деление с остатком

 1

50

Делимость суммы и произведения

 1

51

Урок обобщения и систематизации знаний

 1

52

Приведение дробей к наименьшему общему знаменателю

 1

53

Сравнение, сложение и вычитание обыкновенных дробей

 1

54

Действие сложения и вычитания смешанных чисел

 1

55

Решение примеров и задач на действия сложения и вычитания смешанных чисел

 1

56

Действие умножения смешанных чисел

 1

57

Решение примеров на действие умножения смешанных чисел

 1

58

Нахождение дроби от числа. Решение текстовых задач

 1

59

Распределительное свойство умножения

 1

60

Применение распределительного свойства умножения

 1

61

Деление смешанных чисел

 1

62

Решение примеров на действие деления смешанных чисел

 1

63

Нахождение числа по его дроби

 1

64

Дробные выражения

 1

65

Нахождение значений выражений

 1

66

Призма и пирамида

 1

67

Отношение. Деление в этом отношении

 1

68

Пропорция

 1

69

Решение задач на отношения и пропорции

 1

70

Решение текстовых задач на проценты методом пропорции

 1

71

Прямая и обратная пропорциональная зависимость

 1

72

Масштаб

 1

73

Решение задач на отношения, пропорции и масштаб

 1

74

Урок обобщения и систематизации знаний

 1

75

Контрольная работа № 2

 1

 1

76

Осевая, центральная и зеркальная симметрии

 1

77

Осевая, центральная и зеркальная симметрии

 1

78

Построение симметричных фигур

 1

79

Построение симметричных фигур

 1

80

Симметрия в пространстве

 1

81

Практическая работа «Осевая симметрия»

 1

 1

82

Длина окружности

 1

83

Практическая работа «Отношение длины окружности к ее диаметру»

 1

 1

84

Площадь круга

 1

85

Площадь круга

 1

86

Практическая работа «Площадь круга»

 1

 1

87

Целые числа

 1

88

Положительные и отрицательные числа на координатной прямой

 1

89

Противоположные числа

 1

90

Геометрическая интерпретация модуля числа

 1

91

Модуль числа

 1

92

Модуль числа

 1

93

Решение примеров и задач по теме: "Модуль числа"

 1

94

Решение примеров и задач по теме: "Модуль числа"

 1

95

Сравнение положительных и отрицательных чисел с помощью координатной прямой

 1

96

Сравнение положительных и отрицательных чисел

 1

97

Решение задач на сравнение положительных и отрицательных чисел

 1

98

Изменение величин

 1

99

Сложение положительных и отрицательных чисел с помощью координатной прямой

 1

100

Сложение положительных и отрицательных чисел с помощью координатной прямой

 1

101

Закрепление навыков сложения положительных и отрицательных чисел с помощью координатной прямой

 1

102

Сложение отрицательных чисел

 1

103

Решение задач по теме «Сложение отрицательных чисел»

 1

104

Алгоритм сложения чисел с разными знаками

 1

105

Сложение чисел с разными знаками

 1

106

Решение задач по теме «Сложение чисел с разными знаками»

 1

107

Действие вычитания

 1

108

Решение задач по теме «Действие вычитания»

 1

109

Действие умножения. Умножение двух чисел с разными знаками

 1

110

Умножение двух отрицательных чисел

 1

111

Решение задач по теме «Действие умножения»

 1

112

Действие деления. Деление двух чисел с разными знаками

 1

113

Деление двух отрицательных чисел

 1

114

Решение задач по теме «Действие деления»

 1

115

Урок обобщения и систематизации знаний

 1

116

Урок обобщения и систематизации знаний

 1

117

Рациональное число

 1

118

Периодическая дробь

 1

119

Переместительное свойство сложения и умножения

 1

120

Сочетательное свойство сложения и умножения

 1

121

Решение задач на переместительное и сочетательное свойства

 1

122

Распределительное свойство умножения

 1

123

Решение задач на распределительное свойство умножения

 1

124

Свойства действий с рациональными числами: закрепление

 1

125

Урок обобщения и систематизации знаний

 1

126

Контрольная работа № 3

 1

 1

127

Цилиндр, шар и сфера

 1

128

Прямоугольный параллелепипед, куб

 1

129

Изображение пространственных фигур

 1

130

Примеры разверток многогранников, цилиндра и конуса

 1

131

Практическая работа «Создание моделей пространственных фигур»

 1

 1

132

Понятие объема, единицы измерения объема

 1

133

Объем прямоугольного параллелепипеда, куба

 1

134

Объем прямоугольного параллелепипеда, куба

 1

135

Раскрытие скобок

 1

136

Коэффициент

 1

137

Подобные слагаемые

 1

138

Упрощение выражений

 1

139

Приведение подобных слагаемых

 1

140

Линейное уравнение

 1

141

Перпендикулярные прямые

 1

142

Перпендикулярные отрезки

 1

143

Параллельные прямые

 1

144

Параллельные отрезки

 1

145

Расстояние между двумя точками, от точки до прямой

 1

146

Расстояние между двумя точками, от точки до прямой, длина маршрута на квадратной сетке

 1

147

Длина маршрута на квадратной сетке

 1

148

Координатная плоскость

 1

149

Координаты точки на плоскости, абсцисса и ордината

 1

150

Представление числовой информации на графиках

 1

151

Четырехугольники и многоугольники. Периметр многоугольника

 1

152

Прямоугольник: свойства сторон, углов, диагоналей

 1

153

Квадрат: свойства сторон, углов, диагоналей

 1

154

Площадь фигуры на квадратной сетке. Приближенное измерение площади

 1

155

Площадь фигуры. Единицы измерения площади

 1

156

Периметр и площадь прямоугольника

 1

157

Контрольная работа № 4

 1

 1

158

Повторение курса 6 класса. Дроби. Отношения и пропорции

 1

159

Повторение курса 6 класса. Рациональные числа

 1

160

Повторение курса 6 класса. Рациональные числа

 1

161

Повторение курса 6 класса. Рациональные числа

 1

162

Повторение курса 6 класса. Решение уравнений

 1

163

Повторение курса 6 класса. Решение уравнений

 1

164

Повторение курса 6 класса. Решение уравнений

 1

165

Повторение основных понятий и методов курсов 5 и 6 классов, обобщение и систематизация знаний

 1

166

Повторение основных понятий и методов курсов 5 и 6 классов, обобщение и систематизация знаний

 1

167

Урок обобщения и систематизации знаний

 1

168

Итоговая контрольная работа

 1

 1

169

Повторение основных понятий и методов курсов 5 и 6 классов, обобщение и систематизация знаний

 1

170

Повторение основных понятий и методов курсов 5 и 6 классов, обобщение и систематизация знаний

 1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

 170

 5

 5

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

• Математика: 5-й класс: базовый уровень: учебник: в 2 частях, 5 класс/ Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
 • Математика: 6-й класс: базовый уровень: учебник: в 2 частях, 6 класс/ Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

- Учебники 5, 6 классы. Базовый уровень (в двух частях). Авторы: Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С. и другие - Москва: Просвещение
 - Рабочие тетради 5, 6 классы. Базовый уровень (в двух частях). Автор: М. В. Ткачёва - Москва: Просвещение
 - Контрольные работы 5, 6 классы. Базовый уровень. Автор: Крайнева Л.Б. - Москва: Просвещение
 - Математика: 5-6 классы: базовый уровень: методическое пособие к УМК Н.Я. Виленкина, В. И. Жохова, А.С. Чеснокова и др. - Москва: Просвещение
 - Математика. Реализация требований ФГОС основного общего образования: методическое пособие для учителя / Л.О. Рослова, Е.Е. Алексеева, Е.В. Буцко - Москва: ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО"

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

https://edsoo.ru/metodicheskie-materialy/
 https://interneturok.ru/
 https://oblakoz.ru/
 https://resh.edu.ru/
https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа 6 класс ФГОС по программе В.В.Пасечника

разработка, рабочая программа 6 класс ФГОС по программе В.В.Пасечника...

Биология рабочая программа 6 класс ФГОС по программе В.В.Пасечника

разработка, рабочая программа ФГОС 6 класс, по учебнику В.В.Пасечника...

Рабочая программа 5 класс литература 2021/2022

Рабочая программа 5a класс литература...

Как составить рабочую программу по обновленным ФГОС 2021

В материале приводится материал в помощь учителю при составлении рабочей программы по предмету по обновленным ФГОС 2021. Основа для составления материала взята сайте электронного журнала Завуч....

Рабочая программа_10 класс_2020-2021

Рабочая программа_10 класс_2020-2021...

Рабочая программа по технологии ФГОС 2021

Рабочая программа по технологии для девочек по обновленным ФГОС 2021. Учебник Глозман...

Рабочая программа по Географии, ФГОС 2021.

Данная рабочая программа  по географии соответствует ФГОС -2021 г., предназначена для общеобразовательных организаций в изучении предмета География для обучающихся 5-9 классов....