План-конспект открытого урока по математике в 5 кл. по теме: "Измерение углов"
план-конспект урока по математике (5 класс)

Соболенко Антонина Александровна

Предварительный просмотр:

Тема урока: Измерение углов

Учитель: Соболенко А. А.

Место работы: МБОУ КГО « СШ КП Домбай»

Дата проведения:  20.11.2024

Тема урока: Измерение углов

Тип урока: урок систематизации  знаний

Вид урока: комбинированный урок

Используемая технология: системно – деятельностного подхода.

Цель урока: формирование умения строить и измерять углы с помощью транспортира, различать виды углов, развивать логическое мышление, память.

Задачи урока:

Образовательная:

  • повторить понятия «угол», «виды углов»
  • закрепление навыков построения и измерения углов с помощью транспортира
  • повторить и обобщить знаний о единице измерения углов
  • продолжить работу над развитием вычислительных навыков.

Воспитательная:

  • добиться понимания практической значимости умения решать геометрические задачи;
  • способствовать формированию значимых качеств личности: честности, аккуратности, самостоятельности, взаимопомощи, трудолюбия, дисциплинированности, потребности в знаниях;
  • способствовать формированию интереса к урокам математики и математике как науке;
  • способствовать воспитанию культуры устной и письменной речи.

Развивающая:

  • развивать математическое мышление, интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь, умение самостоятельно использовать и добывать знания.

Задачи: создание условий для развития начальных геометрических умений и навыков.

Познавательные УУД:

- уметь измерять и строить углы, ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные УУД:

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание и эрудицию, работать по алгоритму.

Личностные УУД:

- понимать смысл поставленной задачи;

- развивать навыки взаимоконтроля, взаимопроверки;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

-  уметь слушать и слышать, уметь работать в паре, сотрудничать в совместном решении проблемы;

Планируемые результаты:

Предметные: уметь решать задачи на построение углов с заданной градусной мерой и измерение углов, уметь пользоваться транспортиром; знать виды углов, приводить примеры.

Метапредметные:

- уметь планировать свои действия в соответствие с учебным заданием,

- уметь ставить цели, анализировать задачу, делать вывод.

Личностные: формирование аккуратности, честности, самостоятельности, мотивации к обучению.

Оборудование урока:

  1. Карточки-задания
  2. Макеты углов
  3. Инструкция, лист квадратной формы
  4. Презентация
  5.  Компьютер


ХОД УРОКА

  1. Организационный момент (1 мин.) 

У: - Здравствуйте. Ребята, меня зовут Антонина Александровна,  я учитель математики средней школы посёлка Домбай. Сегодня я проведу урок у вас. (слайд 1)

У: французский архитектор Ле Корбюзье говорил: Я думаю, что никогда до настоящего времени мы не жили в такой геометрический период. Все вокруг - геометрия.  (Слайд 2)

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 2 мин.

(Слайд3)  Он и острый, да не нос,
И прямой, да не вопрос,
И тупой он, да не ножик, —
Что еще таким быть может?

У: Что вы видите на экране?

Д: Точку

У: А если мы проведем из этой точки прямую, какая фигура получится?

Д: Луч

У: А только один луч мы можем провести из этой точки?

Д: Нет

У: Какая фигура получилась?

Д: Угол

У: Ребята, как вы думаете, что мы сегодня будем изучать?

Д: Углы

(Слайд 4)

У:А что можно с ними делать? Может, можно их как-то померить?

Д: Да

У: А чем? Линейкой?

Д: транспортиром

У: Значит, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

Д: Измерять углы

У: У каждого из вас на столе лежат карточки, возьмите их, подпишите и на первой странице вверху запишите тему урока: «Измерение углов»

У: Какую учебную задачу мы с вами перед собой сегодня поставим?

У: Мы сегодня будем закреплять навыки измерения и построения углов с помощью транспортира

  1. Актуализация знаний. (4 мин.)    (Слайд 5)

У: Давайте вспомним, что такое угол?

Д: Угол- это геометрическая фигура, имеющая общее начало.

У: Как обозначают угол?

У: Как называется вершина данного угла ?

Д: А

У: А стороны?

Д: АВ и АС

(Слайд 6)

У: А как с помощью транспортира  измерить угол ?

Алгоритм

(Слайд 7)

У: А какие виды углов бывают?

Д: Прямой, тупой, развернутый, острый

 У: А давайте попробуем показать углы с помощью рук. Спинки выровняли и покажем прямой угол, острый угол, тупой угол. Хорошо

А теперь я вам задаю вопрос, а вы отвечаете, какой это угол? (400 , 1500, 900 , 700 , 1800 , 1250 , 150 , 1780 )

А теперь наоборот. Я называю угол, а вы говорите, сколько он градусов может быть. (прямой? Острый? Развернутый? Тупой?)

4. Применение знаний, умений и навыков по теме ( 12 мин.)

а) в знакомой ситуации (типовые), Задание 1 (4 мин)

А теперь возьмите карточки и выполните первое задание (Слайд 8): определите градусную меру угла и подпишите какой это угол.

Закончили? Поменяйтесь с соседом по парте карточками и проверьте друг друга.

Поменяйтесь карточками обратно.

  1. (слайд8) Физкультминутка(1 мин)

Поднимаемся и повторяем движения. (Слайд 9)

а) в знакомой ситуации (типовые), Задание 2  (5 мин)  (Слайд 10)

Возьмите карточки и на второй странице выполните задание 2.

На рисунках представлено табло электронных часов. Вам необходимо:

  1. Отобразить это же время на циферблате механических часов
  2. Определить вид получившихся углов
  3. Измерить углы и записать результаты измерений

Закончили? Поменяйтесь с соседом по парте карточками и проверьте друг друга.

б) самостоятельная работа учащихся (4 мин)  

У: - У вас на парте есть три макета углов трех цветов: красный – 30o, зеленый – 45o, синий – 90o.

- Развернитесь друг к другу, поработайте в паре. Я прошу вас составить из макетов углы: 135o, 75o, 120o.

  1. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемное задание, исследование) (6 мин.) (Слайд 11)

Проблемный вопрос

У: - С помощью макетов у вас получились углы с заданными градусными мерами. Макеты я построила с помощью транспортира. А как без транспортира строить углы? Давайте решим задачу, внимательно слушайте ее условие.

У:  (Слайд 12) – Папа с сыном решили сделать на даче будку для собаки. Сделав стены будки из фанеры, они перешли к изготовлению крыши. И тут перед ними встал вопрос: какой угол наклона сделать на крыше? Подумав, решили сделать односкатную крышу с углом наклона 30 o. Мальчик решил сделать шаблон из картона, чтобы потом перенести его на фанеру. Транспортира на даче не нашлось. Можно ли построить угол без транспортира?  

-  У вас есть только квадратный лист бумаги! Как с помощью него можно отложить угол в 30 градусов? Ваши предположения?

 (дать время подумать)

- Предлагаю вам воспользоваться инструкцией на вашем столе. (Слайд 13)

У: - Берем обыкновенный квадратный лист бумаги и сворачиваем его пополам. Затем, делаем второй сгиб, посмотрите в инструкцию, мы загибаем угол квадрата таким образом, чтобы вершина квадрата совпала с линией первого сгиба.

- Как проверить градусную меру получившегося угла?

Д: взять транспортир и измерить

У: - Сколько градусов получился угол?

- Получился шаблон?

- Какой вид угла мы получили?

Д: острый

У: - Что нового вы узнали?

- Чему научились?

Д: без транспортира строить угол в 30°

  1. Задание 4 (Слайд 14) (4мин)

У: откройте последнюю страницу и заполните пропуски.

Проверьте друг друга.

Какую оценку вы сегодня получили за урок?

 Как вы думаете, где в своей жизни человек встречается с понятием «угол» и где свои знания по измерению углов он может применить? (Слайд 15)

  1. Дoмашнее задание:  (1 мин) ( слайд 16)
  2. Кoнтpoль усвoения, oбсуждение дoпущенных oшибoк и их кoppекция. Рефлексия.(2 мин.)

У: -( слайд 17) Перед вами лестница знаний. Поставьте себя на соответствующую ступень.

Давайте oбсудим: какие задания вызвали у вас затpуднения и пoчему?

(Учащиеся анализиpуют свoю pабoту, выpажают вслух свoи затpуднения и oбсуждают пpавильнoсть pешения задач.)

У: - Успешно ли для вас прошел урок? Что интересного вы узнали на сегодняшнем уроке? Как вы думаете, удалось ли нам решить учебную задачу?

У: закончить наш урок я хочу словами российского математика Николая Ивановича Лабочевского «Нет области математики, как бы абстрактна она ни была, которая однажды не смогла бы быть применена к явлениям реального мира». (слайд 18)

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект к открытому уроку

В данном конспекте препоставлен подробный план провердения открытого урока в 5х классах...

План-конспект к открытому уроку "Графики функций,содержащих модуль"

Факультативное занятие для 9 класса с использованим персонального компьютера и интерактивной доски...

Открытый урок по математике на тему "Угол. Градусная мера угла"

Цель урока:Образовательная:  Совершенствовать умения детей использовать транспортир для измерения данных углов, построения углов заданной величины и для проверки точности определения величины угл...

Открытый урок по математике на тему "Угол. Градусная мера угла"

Цель урока:Образовательная:  Совершенствовать умения детей использовать транспортир для измерения данных углов, построения углов заданной величины и для проверки точности определения величины угл...

План конспект проведение открытого урока В 11 классе. «Отработка приёмов игры в волейбол»

Волейбол (англ. volleyball от volley — «удар с лёта» и ball — «мяч») — вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальн...

План-конспект интегрированного открытого урока по английскому языку и информатике в 5 классе

План-конспект интегрированного открытого урока по английскому языку и информатике по теме "Праздики в Великобритании и США".На уроке учащимися была создана интерактивная презентация Powerpoint...

План - конспект к открытому уроку : «Моя семья»

Форма открытого урока направлена на развитие навыков монологической и диалогической речи учащихся 2 классов....