Старинные меры длины
план-конспект занятия по математике (5 класс)

Малецкая Оксана Владимировна

Занятие внеурочной деятельности по математике в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost_po_matematike_5_klass.docx22.06 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность по математике

5 класс

Тема: Старинные меры длины на Руси.

Цель занятия:

Показать пути применения материала по математике во внеурочной деятельности и в жизни. Прививать интерес к математике через исторический материал.

Личностные УУД:

Умение ясно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, инициативы, находчивости.

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Коммуникативные:

Умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.

  Познавательные:

 Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели для решения познавательных задач.

Необходимое оборудование: ПК с материалами для занятия: Русские меры длины; линейки, рулетка, таблицы. Зашифрованные послания, поговорки, сертификаты.

Ход занятия

Задание 1.

Прочитайте текст: «В нашей школе в 5 классе есть ученица. Вот некоторые сведения о ней.

Её рост равен 2 аршинам 3 вершкам. Она стройная девочка. Её талия примерно 3 пяди. Из одежды она предпочитает синюю юбку, длина которой 0,9 локтя. Она хорошая спортсменка, прыгает с места на 3 шага. Каждый день она преодолевает расстояние от дома до школы равное 100 косым саженям.»

По данному описанию мне трудно представить эту ученицу. В чем заключаются особенности данного текста? Используются Старинные русские меры длины

Необходимо воспроизвести текст на современном языке. Какими мерами длины мы пользуемся сейчас? Учащиеся называют.

Название старинной меры длины на Руси

Перевод с современные меры длины

аршин

71см

вершок

4,5 см

пядь

18 см

локоть

38-46 (42см)

шаг

71см

Косая сажень

248см

Во вторую таблицу вы вписываете данные из текста и производите вычисления

 

Данные из текста

Вычисления

Рост- 2 аршина 3 вершка

2*71+3*4,5=155,5 см

Талия -3 пяди

18*3=54см

Длина юбки -0,9 локтя

0,9*42=37,8см

Прыжок с места – 3 шага

3*71=213см

Расстояние от дома до школы 100 косых саженей

2,48*100=248м

Текст

В нашей школе в 5 классе есть ученица. Вот некоторые сведения о ней. Её рост равен ___________. Она стройная девочка. Её талия примерно _______. Из одежды она предпочитает синюю юбку, длина которой _______. Она хорошая спортсменка, прыгает с места на _____________. Каждый день она преодолевает расстояние от дома до школы равное _______________.

После обработки:

«В нашей школе в 5 классе есть ученица. Вот некоторые сведения о ней. Её рост равен 155,5см. Она стройная девочка. Её талия примерно 54 см. Из одежды она предпочитает синюю юбку, длина которой 37,8см. Она хорошая спортсменка, прыгает с места на 2м13см. Каждый день она преодолевает расстояние от дома до школы равное 248м»

Задание 2.

Задание третье. Работа с измерительными инструментами.

 Детектив, оказавшись на месте преступления, должен умело работать с измерительными инструментами. Какими? Сейчас вы должны продемонстрировать практические навыки и умение работать в группе. Вам нужно будет измерить средний шаг группы, среднюю пядь, средний локоть. Давайте вспомним, как эти Старинные меры длины выглядят (показывают с помощью частей тела).

Фамилия, имя

Малая пядь. Результат измерения

Среднее арифметическое

Фамилия, имя

Локоть. Результат измерения

Среднее арифметическое

Фамилия, имя

Шаг. Результат измерения

Среднее арифметическое

Почему во всех случаях измерения получились меньше нормы?

Учащиеся предлагают свои версии, например, «у взрослых руки и ноги длиннее, чем у детей».

Задание 3.

Мини-проект.

Проект по математике, 5 класс

Выполнил(а):_________________________________________________

Тема: Метрическая система мер. ________________________________

Цель (что хочу узнать?): единицу измерения- _____________________

Задачи (как это сделать?):

1. Выяснить, что означает ______________________________________

2. Изучить историю единицы измерения___________________________

3. Сравнить ___________________с другими единицами измерения.

Методы: просмотр учебника, интервью со знающими людьми, поиск сведений в Интернете.

Результат:

Пядь

Фут

Ар

Миля

Косая сажень

Дюйм

Гектар

Узел (скорость)

Маховая сажень

Ярд

Ведро

Карат

Локоть

Верста

Штоф

Вершок

Золотник

Аршин

Баррель

Фунт

Гривна

Галлон

Берковец

Десятина

Бушель

Пуд

Акр

Пинта

Рефлексия:

На занятии мне……

Особенно понравилось….

Самым интересным было…

Литература

  1. Аменицкий Н.Н., Сахаров И.П. Забавная арифметика, Москва «Наука», 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Старинные меры длины и веса

Презентация создана учащимися 5 класса. Они познакомились сами, изучили старинные меры длины и веса и рассказали об этом своим одноклассникам. Показали использование в  пословицах и по...

Старинные меры длины и массы в произведениях русской литературы

Внеклассное мероприятие по математике для 6 класса...

Урок - путешествие в 6 классе "Путешествие в прошлое. Старинные меры длины"

Интегрированный урок литературы в 6 классе "Путешествие в прошлое. Старинные меры длины". Цель работы: выяснить, какие меры длины существовали на Руси в  прошлом и почему не используютс...

Презентация по теме "Старинные меры длины"

Презентацию можно использовать на уроках математики с целью расширения кругозора учащихся....

Фразеологизмы, в которых встречаются старинные меры длины

"Фразеологизмы, в которых встречаются старинные меры длины" - презентация...

"Старинные меры длины"

"Старинные меры длины" - презентация, дополняющая тему "Числительные"...