Старинные меры длины
план-конспект занятия по математике (5 класс)
Занятие внеурочной деятельности по математике в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost_po_matematike_5_klass.docx | 22.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочная деятельность по математике
5 класс
Тема: Старинные меры длины на Руси.
Цель занятия:
Показать пути применения материала по математике во внеурочной деятельности и в жизни. Прививать интерес к математике через исторический материал.
Личностные УУД:
Умение ясно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, инициативы, находчивости.
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
Коммуникативные:
Умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.
Познавательные:
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели для решения познавательных задач.
Необходимое оборудование: ПК с материалами для занятия: Русские меры длины; линейки, рулетка, таблицы. Зашифрованные послания, поговорки, сертификаты.
Ход занятия
Задание 1.
Прочитайте текст: «В нашей школе в 5 классе есть ученица. Вот некоторые сведения о ней.
Её рост равен 2 аршинам 3 вершкам. Она стройная девочка. Её талия примерно 3 пяди. Из одежды она предпочитает синюю юбку, длина которой 0,9 локтя. Она хорошая спортсменка, прыгает с места на 3 шага. Каждый день она преодолевает расстояние от дома до школы равное 100 косым саженям.»
По данному описанию мне трудно представить эту ученицу. В чем заключаются особенности данного текста? Используются Старинные русские меры длины
Необходимо воспроизвести текст на современном языке. Какими мерами длины мы пользуемся сейчас? Учащиеся называют.
Название старинной меры длины на Руси | Перевод с современные меры длины |
аршин | 71см |
вершок | 4,5 см |
пядь | 18 см |
локоть | 38-46 (42см) |
шаг | 71см |
Косая сажень | 248см |
Во вторую таблицу вы вписываете данные из текста и производите вычисления
Данные из текста | Вычисления |
Рост- 2 аршина 3 вершка | 2*71+3*4,5=155,5 см |
Талия -3 пяди | 18*3=54см |
Длина юбки -0,9 локтя | 0,9*42=37,8см |
Прыжок с места – 3 шага | 3*71=213см |
Расстояние от дома до школы 100 косых саженей | 2,48*100=248м |
Текст
В нашей школе в 5 классе есть ученица. Вот некоторые сведения о ней. Её рост равен ___________. Она стройная девочка. Её талия примерно _______. Из одежды она предпочитает синюю юбку, длина которой _______. Она хорошая спортсменка, прыгает с места на _____________. Каждый день она преодолевает расстояние от дома до школы равное _______________.
После обработки:
«В нашей школе в 5 классе есть ученица. Вот некоторые сведения о ней. Её рост равен 155,5см. Она стройная девочка. Её талия примерно 54 см. Из одежды она предпочитает синюю юбку, длина которой 37,8см. Она хорошая спортсменка, прыгает с места на 2м13см. Каждый день она преодолевает расстояние от дома до школы равное 248м»
Задание 2.
Задание третье. Работа с измерительными инструментами.
Детектив, оказавшись на месте преступления, должен умело работать с измерительными инструментами. Какими? Сейчас вы должны продемонстрировать практические навыки и умение работать в группе. Вам нужно будет измерить средний шаг группы, среднюю пядь, средний локоть. Давайте вспомним, как эти Старинные меры длины выглядят (показывают с помощью частей тела).
Фамилия, имя | Малая пядь. Результат измерения | Среднее арифметическое |
Фамилия, имя | Локоть. Результат измерения | Среднее арифметическое |
Фамилия, имя | Шаг. Результат измерения | Среднее арифметическое |
Почему во всех случаях измерения получились меньше нормы?
Учащиеся предлагают свои версии, например, «у взрослых руки и ноги длиннее, чем у детей».
Задание 3.
Мини-проект.
Проект по математике, 5 класс Выполнил(а):_________________________________________________ Тема: Метрическая система мер. ________________________________ Цель (что хочу узнать?): единицу измерения- _____________________ Задачи (как это сделать?): 1. Выяснить, что означает ______________________________________ 2. Изучить историю единицы измерения___________________________ 3. Сравнить ___________________с другими единицами измерения. Методы: просмотр учебника, интервью со знающими людьми, поиск сведений в Интернете. Результат: |
Пядь | Фут | Ар | Миля |
Косая сажень | Дюйм | Гектар | Узел (скорость) |
Маховая сажень | Ярд | Ведро | Карат |
Локоть | Верста | Штоф | Вершок |
Золотник | Аршин | Баррель | |
Фунт | Гривна | Галлон | |
Берковец | Десятина | Бушель | |
Пуд | Акр | Пинта |
Рефлексия:
На занятии мне……
Особенно понравилось….
Самым интересным было…
Литература
- Аменицкий Н.Н., Сахаров И.П. Забавная арифметика, Москва «Наука», 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Старинные меры длины и веса
Презентация создана учащимися 5 класса. Они познакомились сами, изучили старинные меры длины и веса и рассказали об этом своим одноклассникам. Показали использование в пословицах и по...
Старинные меры длины и массы в произведениях русской литературы
Внеклассное мероприятие по математике для 6 класса...
Урок - путешествие в 6 классе "Путешествие в прошлое. Старинные меры длины"
Интегрированный урок литературы в 6 классе "Путешествие в прошлое. Старинные меры длины". Цель работы: выяснить, какие меры длины существовали на Руси в прошлом и почему не используютс...
Презентация по теме "Старинные меры длины"
Презентацию можно использовать на уроках математики с целью расширения кругозора учащихся....
Фразеологизмы, в которых встречаются старинные меры длины
"Фразеологизмы, в которых встречаются старинные меры длины" - презентация...
"Старинные меры длины"
"Старинные меры длины" - презентация, дополняющая тему "Числительные"...