Экспромт- игра ассоциаций
методическая разработка по математике

Радченко Наталья Федоровна

Чтобы исключить обыденность, привлечь внимание ученической аудитории к предмету, я начала работать с «ассоциациями». На протяжении нескольких лет «ассоциации» помогают мне развивать в учениках смекалку, гибкость ума, внимательность, математическую зоркость, помогают им мыслить креативно и математически грамотно. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekspromt.docx531.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя школа №9 г. Россоши Россошанского муниципального района

Воронежской области

Тема: «Экспромт- игра ассоциаций»

Адресность: возрастная группа учащихся 5-9 класс (10- 15 лет)

Номинация: Развитие детской одаренности в системе общего (начального, основного, среднего) и дошкольного образования

Сведения: Радченко Наталья Федоровна, учитель математики, ВКК

 Экспромт- игра ассоциаций

Процесс обучения сложен и многообразен. Он дает положительные результаты, если учитель владеет различными методами, которые позволяют перенести «силу тяжести» педагогического процесса на личность ученика, на развитие его творческих и познавательных качеств.

Среди разнообразных способов активизации познавательной деятельности определенное место занимают дидактические материалы в игровой форме (игра), развивающие у учащихся аналитическое мышление, умение излагать мысли и свою точку зрения, ставить проблему, организовывать работу по ее решению.  

Чтобы исключить обыденность, привлечь внимание ученической аудитории к предмету, я начала работать с «ассоциациями». На протяжении нескольких лет «ассоциации» помогают мне развивать в учениках смекалку, гибкость ума, внимательность, математическую зоркость, помогают им мыслить креативно и математически грамотно. Задания, которые возникают в процессе работы на основе игры в «ассоциации», позволяют применить знания не только в рамках школьных предметов, но и в собственном жизненном опыте. Работа в таком направлении позволяет быть учащимся успешными, гибкими, мобильными не только в математике.

«Ассоциации» помогают мне выявлять талантливых детей, способных глубоко и неординарно мыслить. Основываясь на простых примерах, ребята учатся преодолевать трудности, разгадывать ребусы, танграмы, составлять анаграммы.

https://static.diary.ru/userdir/2/8/1/5/2815586/76417788.pngИдея: Интересно тогда, когда исчезает обыденность. Отсюда, ключевое слово моих действий – экспромт. Игра в ассоциации экспромтом.

Структура процесса созидания (в рамках использования игровых ассоциаций): предварительная часть – набор информации – тема – проблема на основе информации + тема - ассоциации – конструирование ситуаций – реализация мыслей – обобщение и подготовка к представлению – итоги…

При подготовке к урокам ко многим темам применяю отрывки из мультфильмов или художественных фильмов, сказок, сопоставляя их с изучением материала. На первых уроках я подбирала и озвучивала «ассоциации» сама. Сейчас на уроках учащиеся вспоминают свои ситуации и приводят примеры. Приведу несколько вариантов.

Например, часто можно услышать вопрос «Где в жизни мне это пригодится?» Подтверждение пришло из отрывка «В стране невыученных уроков», герою с котом, чтоб напиться воды, надо было знать таблицу умножения.

…Наш мяч вкатился на улицу странного города  и  замер.  Мы  подошли  к

большому кубу и остановились перед ним. Два кругленьких человечка в  белых халатиках и шапочках продавали газированную воду. На шапочке у одного продавца был нарисован плюс, а у другого - минус.

   - Скажите, - робко спросил Кузя, - а вода у вас настоящая?

   - Положительно настоящая, - ответил Плюс. - Не желаете ли выпить?

   Кузя облизнулся. Нам очень хотелось пить, но вот беда - у меня не было ни копейки, а у Кузи и подавно.

   - У меня нет денег, - признался я продавцам.

   - А у нас вода продается не за деньги, а за правильные ответы.

   Минус хитро прищурился и спросил:

   - Семью девять?

   - Семью девять... семью девять... - забормотал я, - кажется, тридцать

семь.

   - Мне так не кажется, - сказал Минус. - Ответ отрицательный.

   - Дайте мне бесплатно, - попросил Кузя. - Я кот. И не обязан знать

таблицу умножения.

   Оба продавца вынули какие-то бумаги, читали их, листали, просматривали и потом хором объявили Кузе, что у них нет распоряжения поить неграмотных котов бесплатно. Пришлось Кузе только облизнуться.

   К киоску подкатил велосипедист.

   - Скорее воды! - закричал от, не слезая с велосипеда. - Я очень тороплюсь.

   - Семью семь? - спросил Минус и протянул ему стакан с искристой розовой водой.

   - Сорок девять. - Ответил гонщик, на ходу выпил воду и умчался.

   Я спросил продавцов, кто он такой. Плюс рассказал, что это знаменитый

гонщик, который занимается тем, что проверяет домашние работы по арифметике.

   Ужасно хотелось пить. Особенно когда перед глазами стояли сосуды с

прохладной розовой водой. Я не выдержал и попросил задать еще вопрос.

   - Восемью девять? - спросил Минус и налил воды в стакан. Она так и

шипела, так и покрывалась пузырьками.

   - Семьдесят шесть! - выпалил я, надеясь, что попаду.

   - Мимо, - сказал Минус и выплеснул воду. Было страшно неприятно смотреть, как чудесная вода впитывалась в землю.

   Кузя стал тереться о ноги продавцов и униженно просить, чтобы они за-

дали его хозяину легкий, самый легкий вопрос, на который смог бы ответить любой лодырь и двоечник. Я прикрикнул на Кузю. Он замолчал, а продавцы несмешливо переглянулись.

   - Дважды два? - улыбаясь спросил Плюс.

   - Четыре, - ответил я сердито. Мне было почему-то очень стыдно. Я выпил полстакана, а остальное отдал Кузе.

http://klubmama.ru/uploads/posts/2022-09/1662162420_39-klubmama-ru-p-podelki-na-temu-skazka-o-poteryannom-vreme-41.jpgЕще один пример, осознание которого, возможно, придет не сразу: «Сказка о потерянном времени». Наиболее часто мы теряем, зря время, просиживая за мониторами компьютеров, ноутбуков, телефонов. «Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет. Иногда лучше потратить немножко времени, чтобы потом его сберечь.». Удобно применять этот вариант при изучении обыкновенных дробей или десятичных, когда необходимо отрабатывать действие отыскания части от числа и числа по его части. Переводить единицы измерения. При выполнении действий ребята считают зря потраченное время. Приводят варианты своих наблюдений.

При изучении положительных и отрицательных чисел можно посмотреть отрывок из мультфильма «Дед Мороз и лето». Учащиеся анализируют ситуацию и, размышляя, формулируют понятия. Тему: «Единицы измерения», например, можно сопоставить с мультфильмом «38 попугаев».

Фильм «Эверест» или «Высота»- пока мы не научимся основам-  бесполезно «брать повышенный уровень».

https://i09.fotocdn.net/s126/ec56fe9ed42c3d04/public_pin_l/2859098880.jpgПолезно учить выстраивать ассоциации, например, понятие "мода" в математике и в жизни: мода- слово у всех на слуху. Причем, модным является все, что угодно, от предметов быта до погодных явлений и увлечений. То, о чем, все или многие говорят. В теории вероятности есть понятие мода- число, наиболее часто встречающееся в числовом ряду.  Например, в данном числовом ряду 1, 2, 3, 4, 8, 9, 12, 9, 0, 7, 4, 6, 9, 11, 23, 9, 26, 24, 10, 11найти моду. Мода ряда-  9.

Особенностью современного образования, как и всегда, является его ориентация на развитие ученика, на достижение результатов, которые помогут определиться ему в жизни, найти свое место, на помощь в развитии способностей и выявлению тех качеств, которые присущи одаренным детям.  

Математика- точная наука. Возможно, она «не дается» всем. Но есть дети, которые способны проявить свои таланты именно в этой науке, не опасаясь предубеждений и неудач. Каждый ребенок талантлив. Талант необходимо развивать. Увлекать и привлекать такими действиями, чтобы не стало скучно на уроках. Талантливые дети проявляют свою функциональность с малого. Я считаю, что важно обучить ребенка основам, а затем, поддерживать и развивать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час-экспромт "В чем счастье человеческое"

Классный час-экспромт «В чем счастье человеческое» познакомит учащихся 5-6 классов с понятием «счастье». ...

Музыкальный экспромт

Внеурочная деятельность по музыке...

Викторина по русскому языку «Экспромт»

Викторина "Экспромт"  направлена на проверку качества полученных знаний, способстует развитию интереса к предмету, расширяет кругозор уцчащихся....

Интерактивная игра "Ассоциации" по биографии И.А. Крылова

Интерактивная игра "Ассоциации" разработана для проведения урока чтения в 7 классе школы 8 вида. Игра направлена на закрепление знаний учащихся  по биографии И.А. Крылова, развитие речи. Учащиеся...

КОМПЛЕКСНАЯ ИГРА – СОРЕВНОВАНИЕ «ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВО СИБИРЬ», ПРИУРОЧЕННАЯ К 86-ЛЕТИЮ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ В РАМКАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АССОЦИАЦИИ ДЕТСКИХ И ЮНОШЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ СОВЕТСКОГО РАЙОНА

Главная идея комплексной игры «Её величество Сибирь» - это собрать чум, на котором дети будут отображать свое представление  перспективного развития района, знание истории и традиций Югры, потому...

Презентация "Игра в ассоциации"

Презентация к бинарному уроку по дисциплинам "Русский язык", "Развитие речи", "Кулинарное дело"...