Десятичные дроби
электронный образовательный ресурс по математике (5 класс)

Фролова Оксана Николаевна

Серия презентаций по теме " Обыкновенные дроби"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к электронному образовательному ресурсу:

«Десятичные дроби»

Автор

Фролова Оксана Николаевна

Образовательное учреждение

Частное общеобразовательное учреждение «РЖД лицей № 12»   

Предмет, класс

 Математика 5 класс

Тема ЭОРа

Десятичные дроби

Цель ЭОРа

Систематизация знаний по данной теме

Необходимое оборудование

Ноутбук, проектор, экран

Описание продукта

Электронный образовательный ресурс представляет собой серию презентаций.

  1. Понятие положительной десятичной дроби
  2. Сравнение десятичных дробей
  3. Сложение и вычитание десятичных дробей
  4. Исторический материал

Цель использования

Актуализация опорных знаний, формирование понятия десятичной дроби;

первичное закрепление по написанию десятичной дроб;

формирования навыков сравнения дробей, первичное закрепление;
формирование навыка сложения и вычитания  десятичных дробей, первичное закрепление.

Источники

  1. Учебники с электронным приложением. 5, 6 классы. Авторы: Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н., Шевкин А.В.
  2. Рабочие тетради. 5, 6 классы. Авторы: Потапов М. К., 2. Шевкин А. В.
  3. Дидактические материалы. 5, 6 классы. Авторы: Потапов М. К., Шевкин А. В.
  4. Тематические тесты. 5, 6 классы. Авторы: Чулков П. В., Шершнев Е. Ф., Зарапина О. Ф.

Рекомендован

Учителям школ для изучения новых тем, а также для повторения материала


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Понятие положительной десятичной дроби

Слайд 3

Дано число 719524. Какая цифра записана в разряде: а) тысяч; г) единиц; б) десятков; д ) десятков тысяч; в) сотен тысяч; е ) сотен? 5 2 7 4 1 9

Слайд 4

Дано число 2532843. В каких разрядах записана цифра 2; 3; 4; 5; 8? 2 : разряд тысяч, разряд миллионов 3 : разряд единиц, разряд десятков тысяч 4 : разряд десятков 5 : разряд сотен тысяч 8 : разряд сотен

Слайд 5

Вставить пропущенные числа А ) 5см 7мм = см Б ) 52см= м В ) 4км 82м = км Г ) 1см 3мм = см Д ) 8кг 1г = кг Е ) 34кг = ц

Слайд 6

3 4 5 5 3 4 5 5 Смотри! Думай! Делай вывод!

Слайд 8

Повторим! Алгоритм десятичной записи 1. Уравнять, если необходимо, число цифр в числителе с числом нулей в знаменателе. 2. Записать целую часть (она может быть равной нулю). 3. Поставить запятую, определяющую целую часть от дробной. 4. Записать числитель дробной части.

Слайд 9

Как быть в случае, если в числителе дроби цифр меньше чем нулей в знаменателе?

Слайд 10

Запишите в виде десятичной дроби :

Слайд 11

Прочитайте числа, записанные в таблице разрядов. Запишите их. проверь с е б я  27,805 3,29 230,09 0,004 Разряды целой части Разряды дробной части числа сотни десятки единицы десятые сотые тысячные десятитысячные стотысячные миллионные 2 7 8 0 5 3 2 9 2 3 0 0 9 0 0 0 4

Слайд 12

Таблица разрядов десятичных дро бей Дробь Д е с я т и ч н а я д р о б ь Целая часть , , Дробная часть … сотни десятки единицы деся тые сотые тысячные десяти- тысяч- ные сто- тысяч- ные миллионные … 3 8 0 0 1 3 5 0 0 2 6 9 0 5

Слайд 13

Запиши в виде десятичной дроби

Слайд 14

№2. Замени десятичную дробь обыкновенной или смешанным числом. 0,2 = 5,6 = 0,04 = 25,18 = 1,049 = 0,0005 =

Слайд 15

Прочитайте и запишите в виде обыкновенной дроби 3,2= 7,12= 12,333= 9,02= 16,023=

Слайд 16

ИГРА «ОТГАДАЙ слово» Пять целых две десятых 5,02 5,2 5,002 Т К П Ноль целых восемь тысячных 0,008 0,08 0,8 Е О У Три целых двадцать пять тысячных 3,25 30,25 3,025 Д В П Шестнадцать целых пять сотых 16,005 16,5 16,05 С М Л Восемнадцать целых восемь сотых 18,8 18,08 18,008 И Е А Тридцать четыре целых сто пять тысячных 34,0105 34,105 34,15 В Р Ц

Слайд 17

Иоганн Кеплер (1571-1630) предложил современную запись десятичных дробей ИЗ ИСТОРИИ

Слайд 18

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Разгадай ребус 2 И ,, ,, сложение дроби вычитание

Слайд 2

Сложение и вычитание десятичных дробей

Слайд 3

Выбери, какие числа можно записать в виде десятичных дробей: МОЛОДЦЫ!

Слайд 4

Определи какой свет у светофора горит, определив верно ли утверждение. 1. Из двух десятичных дробей та меньше, у которой больше десятичных знаков; 2. Если десятичная дробь оканчивается нулем, то этот нуль можно отбросить, получится равная ей дробь; 3. Десятичная дробь увеличится, если справа приписать нуль; 4. Из двух десятичных дробей та больше, у которой больше целая часть; – + – +

Слайд 5

Вычислим устно:

Слайд 6

2,651 3,7 3,7=3,700

Слайд 7

Сложим числа 2,35 и 7,561

Слайд 8

2,35 + 7,561

Слайд 9

Чтобы сложить десятичные дроби, нужно: 1) уравнять в этих дробях количество знаков после запятой Правило 2,350 + 7,561

Слайд 10

2) записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой; Правило

Слайд 11

3) выполнить сложение, не обращая внимания на запятую; Правило

Слайд 12

4) поставить в ответе запятую под запятой в этих дробях. Правило

Слайд 13

Вычислим разность 3,51 и 2,387

Слайд 14

3,51 - 2,387

Слайд 15

Чтобы вычесть десятичные дроби, нужно: 1) уравнять в этих дробях количество знаков после запятой Правило 3,510 - 2,387

Слайд 16

2) записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой; Правило

Слайд 17

3) выполнить вычитание, не обращая внимания на запятую; Правило

Слайд 18

4) поставить в ответе запятую под запятой в этих дробях. Правило

Слайд 19

ЧТОБЫ СЛОЖИТЬ (ВЫЧЕСТЬ) ДЕСЯТИЧНЫЕ ДРОБИ, нужно: … в этих дробях количество знаков после запятой; записать их друг под другом так, чтобы … ; выполнить сложение (вычитание), … на запятую; поставить в ответе … в данных дробях

Слайд 20

ЧТОБЫ СЛОЖИТЬ (ВЫЧЕСТЬ) ДЕСЯТИЧНЫЕ ДРОБИ, нужно: уравнять в этих дробях количество знаков после запятой; записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой ; выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую; поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях

Слайд 21

Верно ли выполнена запись ? 15,78 0,274 95,061 4,539 1,008 5,427 6,117 1,282 89,634

Слайд 22

Решите примеры, замените получившиеся ответы соответствующими буквами из таблицы и получите слово 1)128,65+2,3 2)1,06+29,94 3)29+16,529 4)0,0915+0,0585 5)99,9+19,19 6)38,06+2653 Е 128,88 Р 42,529 З 0,15 М 45,529 К 130,95 У 64,59 А 31 Л 2691,06 О 119,09

Слайд 23

Камзол

Слайд 24

Задача Скорость течения реки 4,2 км/ч, а собственная скорость лодки 7,5 км/ч. Определить скорость лодки по течению и против течения.

Слайд 25

На уроке Я узнал… Я научился… Мне понравилось… Мое настроение…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сравнение десятичных дробей.

Слайд 2

«Расскажи мне, и я забуду, Покажи мне, и я запомню, Дай мне попробовать, и я научусь». (Древняя китайская пословица)

Слайд 3

Прочитайте числа: 2,5 0,12 7,03 4,026 Как называются эти числа?

Слайд 4

Сравните: 569 и 98 367 и 371 5/9 и 2/9 3/10 и 30/100 Сравните:

Слайд 5

Проверь себя 569 > 98 367 < 371 5/9 > 2/9 3/10 = 30/100

Слайд 6

Так как 3/10 = 30/100 а 3/10 = 0,3 30/100 = 0,30 то 0,3 = 0,30

Слайд 7

Вывод 1.Если к десятичной дроби приписать справа какое угодно число нулей, то получится дробь, равная данной. 0,7 = 0,70 = 0,700; 141 = 141,0 = 141,00 = 141,000 2.Если в десятичной дроби последние цифры – нули, то, отбросив их, получим дробь, равную данной. 26,100 = 26,10 = 26,1.

Слайд 8

Напишите десятичную дробь а) с четырьмя знаками после запятой, равную 0,87 б) с тремя знаками после запятой, равную 35 в) с двумя знаками после запятой, равную 8,40000

Слайд 9

Проверь себя а) 0,87 = 0,8700 б) 35 = 35,000 в) 8,40000 = 8,40

Слайд 10

Найдите равные дроби: 1) 2,3 6) 3,0 0,23 7) 0,98 0,300 8) 0,3 1,7 9) 2,300 5) 1,0000 10) 1,700

Слайд 11

Проверь себя: 1) 2,3 6) 3,0 0,23 7) 0,98 0,300 8) 0,3 1,7 9) 2,300 5) 1,0000 10) 1,700

Слайд 12

Десятичные дроби, как и натуральные числа, сравниваем по разрядам. Если целые части десятичных дробей различны, то больше та дробь, у которой больше целая часть. Если целые части десятичных дробей одинаковы, то больше та дробь, у которой больше первый из несовпавших разрядов после запятой. Алгоритм сравнения десятичных дробей

Слайд 13

Сравним дроби: 3,12 и 5,4 Сравниваем целые части 3 и 5: 3 < 5 значит 3 ,12 < 5,4

Слайд 14

Сравним дроби: 2,67 и 2,8 Сравниваем целые части 2 и 2: 2 = 2 сравниваем десятые 6 и 8: 6 < 8 значит 2,67 < 2,8

Слайд 15

Сравним дроби: 1,8 и 1,82 Уравняем число разрядов, приписав к первой дроби цифру 0 : 1,80 и 1,82 Сравниваем целые части 1 и 1: 1 = 1 сравниваем десятые 8 и 8: 8 = 8 сравниваем сотые 0 и 2: 0 < 2 значит 1,8 < 1,82

Слайд 16

Алгоритм сравнения десятичных дробей Десятичные дроби, как и натуральные числа, сравниваем по разрядам. Если целые части десятичных дробей различны, то больше та дробь, у которой больше целая часть. Если целые части десятичных дробей одинаковы, то больше та дробь, у которой больше первый из несовпавших разрядов после запятой.

Слайд 17

Сравните числа 85,09 и 67,99 55,7 и 55,7000 0,5 и 0,724 0,908 и 0,918 7,6431 и 7,6429 0,0025 и 0,00247 0,3602 и 0,36 15,32 и 25,360.

Слайд 18

Проверь себя 85,09 > 67,99 55,7 = 55,7000 0,5 < 0,724 0,908 < 0,918 7,6431 > 7,6429 0,0025 > 0,00247 0,3602 > 0,36 15,32 < 25,360.

Слайд 19

Расположите числа в порядке убывания а) 7,34; 7,4; 7,3 б) 2,356; 2,35; 2,36

Слайд 20

Проверь себя а) 7,4; 7,34; 7,3 б) 2,36; 2,356; 2,35

Слайд 21

Замените значок « ⃰ » цифрой так, чтобы полученная запись была верной: 1) 5,688 < 5,6*1; 2) 71,09* < 71,091; 3) 9,*57 > 9,499;

Слайд 22

Проверь себя: 1) 5,688 < 5,6 9 1; 2) 71,09 0 < 71,091; 3) 9, 5 57 > 9,499;

Слайд 23

Самостоятельная работа Из верных равенств составьте слово: М)14,2 < 14,20 С) 8,7 > 8,608 Р)8,547 > 8,474 А) 14,13 > 12,13 В)72,03 < 72,18 Н) 37,24 < 38,24 О)10,72 < 10,69 Е) 0,095 < 0,1 Н) 3,7 > 3,666 И) 0,37 > 0,368 К) 1,3 < 1,237 Е) 5,603 > 5,6

Слайд 24

Проверь себя Из верных равенств составьте слово: М)14,2 = 14,20 С) 8,7 > 8,608 + Р)8,547 > 8,474 + А) 14,13 > 12,13 + В)72,03 < 72,18 + Н) 37,24 < 38,24 + О)10,72 > 10,69 Е) 0,095 < 0,1 + Н) 3,7 > 3,666 + И) 0,37 > 0,368 + К) 1,3 > 1,237 Е) 5,603 > 5,6 + Ответ: сравнение


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Десятичные дроби Из истории Уже несколько тысячелетий человечество пользуется дробными числами, а вот записывать их удобными десятичными знаками оно додумалось значительно позже .

Слайд 2

В Древнем Китае уже пользовались десятичной системой мер, обозначали дробь словами, используя меры длины ЧИ : цуни, доли, порядковые, шерстинки, тончайшие, паутинки.

Слайд 3

Дробь вида 2,135436 выглядела так: В V веке китайский ученый Цзю-Чун-Чжи принял за единицу не « ЧИ » , а 1 ЧЖАН = 10 ЧИ. Дробь вида 2,135436 выглядела так: 2 чи, 1 цунь, 3 доли, 5 порядковых, 4 шерстинки, 3 тончайших, 6 паутинок . 2 чжана, 1 чи, 3 цуня, 5 долей, 4 порядковых, 3 шерстинки, 6 тончайших, 0 паутинок.

Слайд 4

Десятичную дробь с помощью цифр и определенных знаков попытался записать арабский математик ал-Уклисиди в X веке в "Книге разделов об индийской арифметике".

Слайд 5

Примерно в это же время математики Европы также пытались найти удобную запись десятичной дроби. В книге "Математический канон" французского математика Ф. Виета (1540-1603) десятичная дробь записана так 2 135436 - дробная часть подчеркивалась и записывалась выше строки целой части числа.

Слайд 6

В своей книге "Десятая" он не только излагает теорию десятичных дробей, но и старается убедить людей пользоваться ими, говоря, что при их использовании "изживаются трудности, распри, ошибки, потери и прочие случайности, обычные спутники расчетов". Его и считают изобретателем десятичных дробей . Лишь в конце XVI века мысль записывать дробные числа десятичными знаками пришла некоему Симону Стевину из Фландрии. В своей книге "Десятая" (1585г.) он излагает теорию десятичных дробей и предлагает писать цифры дробного числа в одну строку с цифрами целого числа, при этом нумеруя их. Например, число записывалось так: 0,3752 = или 5,13=

Слайд 7

Ввёл в Европе в употребление десятичные дроби, сделав важное открытие, независимо от ал-Каши, о чем написал в своей книге «Десятая». Эта работа (всего 7 страниц) содержала объяснение записи и правил действий с десятичными дробями. Имеет труды по гидростатике и навигации. Симон Стевин (1548-1620) из Фландрии (теперь Голандия). Купец и выдающийся инженер-учёный .

Слайд 8

1617 г. - шотландский математик Джон Непер предложил отделять десятичные знаки от целого числа либо запятой, либо точкой. 1592 г. - в записи дробей впервые встречается запятая. 1571 г. – Иоган Кеплер предложил современную запись десятичных дробей, т.е. отделение целой части запятой. До него существовали другие варианты: 3,7 писали как 3(0)7 или 3\ 7 или разными чернилами целую и дробную части. 1703 год - В России учение о десятичных дробях изложил Л.Ф.Магницкий в, в учебнике «Арифметика , сиречь наука числительная». В странах, где говорят по-английски (Англия, США, Канада и др.), и сейчас вместо запятой пишут точку, например: 2.3

Слайд 9

Обозначение десятичной дроби в разное время Обозначение дроби 2,135436 Время введения Фамилия ученого Страна (город) 2 чи, 1 цунь, 3 доли, 5 порядковых, 4 шерстинки, 3 тончайших, 6 паутинок III век Лю-Хуэй Китай 2 чжана, 1 чи, 3 цуня, 5 долей, 4 порядковых, 3 шерстинки, 6 тончайших, 0 паутинок V век Цзу-Чун-Чжи Китай 2 135436 952 ал-Уклисиди Дамаск

Слайд 10

Обозначение десятичной дроби в разное время (продолжение) Обозначение дроби 2,135436 Время введения Фамилия ученого Страна (город) 2 |135436 2 135436 1427 ал-Каши Самаркан д 2 135436 1579 Ф. Виет Франция 2.135436 1492 1593 1616 Ф.Пеллос Хр.Клавий Дж. Непер Италия Германия Шотландия 2,135436 2.135436 1592 1617 Д.Мадисини Дж. Непер Италия Шотландия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Умножение десятичной дроби на десятичную дробь

"История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь Отечество" - говорил Н.М.Карамзин. Изучать математику также интересно, если в этом помогает наша история....

Презентации " Деление десятичных дробей на натуральное число". "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Презентации к урокам в 5 классе по темам "Слажение и вычитание десятичных дробей" и "Деление десятичных дробей на натуральное  число." Считаю, тему "Десятичные дроби" в курсе 5 класса одной из вы...

ПОНЯТИЕ ДЕСЯТИЧНОЙ ДРОБИ. ЧТЕНИЕ И ЗАПИСЬ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ

Цели: ввести понятие десятичной дроби; формировать умение читать и записывать десятичные дроби.МИНИ-РАЗМИНКА...