Педагогический проект «Математический сюжет и решение творческих нестандартных задач» / Организация и проведение муниципального конкурса
олимпиадные задания по математике
Применительно к математике функциональная грамотность означает способность человека вычленить в стоящей перед ним задаче основную формализуемую составляющую и формализовать её с помощью некоторой математической модели для того, чтобы найти рациональное решение.
Организаторами муниципального конкурса выступило школьное методическое объединение (ШМО) учителей математики и информатики МАОУ «СОШ №21 с углублённым изучением немецкого языка» города Сыктывкар.
Цель проекта: развитие важнейших социальных компетенций, познавательных способностей учащихся, их стремления к новым знаниям, путём проведения муниципального конкурса, задания которого базируются на таком понятии математической грамотности, как желание и способность эффективно использовать математические знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности.
Преимущества конкурса основано как раз на том, что не распространяются заурядные и наскучившие всем тесты, где правильный ответ можно подобрать, а то и вовсе написать наугад, а предлагаются увлекательные задания, решить которые можно лишь задействовав на все 100% собственные исследовательские навыки и смекалку.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
«Математический сюжет и решение творческих нестандартных задач»
Организация и проведение муниципального конкурса
Автор: Григорьева Ирина Николаевна, учитель математики,
руководитель школьного методического объединения учителей математики и информатики
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №21 с углублённым изучением немецкого языка» (МАОУ «СОШ №21»)
Сыктывкар, 2023 г
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
Учителя математики сталкиваются с новыми вызовами в процессе обучения учащихся решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, в связи с введением ещё не полностью изученного для практического применения понятия функциональная грамотность.
В свою очередь, математическое образование должно обеспечивать каждого обучающегося развивающей интеллектуальной деятельностью на доступном уровне, используя присущую математике красоту и увлекательность. [3, п. 2]
В рамках проекта был разработан и реализован муниципальный конкурс под названием «Математика в быту» направленный на формирование математической грамотности учащихся 6-11х классов общеобразовательных учреждений МО ГО «Сыктывкар».
Муниципальный конкурс «Математика в быту» – это задания, направленные на решение жизненно-ориентированных задач. Суть конкурса по математике дать импульс к саморазвитию и творческому поиску, в котором рождается настоящий интерес к науке и познанию.
В программе развития универсальных учебных действий ФГОС отмечается, что «сюжетные математические задачи являются моделями жизненных ситуаций, связующим звеном между разнообразными сюжетами реального мира и строгими формами математических выражений и операций». [6, с. 50]
Целью практико-ориентированных (или сюжетных) задач является развитие способности применять математические знания в повседневной жизни и видеть математическую составляющую в повседневных явлениях. Важность этих навыков подчёркивается Концепцией развития математического образования и ФГОС. [7, с. 135]
Поэтому сам конкурс в современных интересных форматах для учащихся способствует развитию у них функциональной и математической грамотности во внеурочной деятельности.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Применительно к математике функциональная грамотность означает способность человека вычленить в стоящей перед ним задаче основную формализуемую составляющую и формализовать её с помощью некоторой математической модели для того, чтобы найти рациональное решение. [7, с.131]
Организаторами муниципального конкурса выступило школьное методическое объединение (ШМО) учителей математики и информатики МАОУ «СОШ №21» города Сыктывкар, руководителем которого и является автор педагогического проекта – Григорьева И.Н.
ШМО учителей математики и информатики является структурным подразделением методического совета школы №21 города Сыктывкар, объединяющим учителей по предметам, предметным областям, видам образовательной деятельности.
Деятельность ШМО основывается на педагогическом анализе, прогнозировании и планировании образовательной деятельности в соответствии с основной образовательной программой школы №21. Целью деятельности ШМО является создание условий для творческой работы учителей над повышением уровня профессиональной квалификации, гарантирующих качественное обучение учащихся. [5, п. 1.2, 1.6, 1.7, 2.1, 2.2]
Реализация такого формата мероприятия проводилась в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» в части обязанностей педагогов осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания, систематически повышать свой профессиональный уровень. [1, п. 1, 7, ч.1 Ст.48]
Актуальность проекта соответствует региональной образовательной политике в рамках актуализации планов работы муниципальных методических объединений в части формирования оценки функциональной грамотности обучающихся, проведения мероприятий на уровне образовательных организаций и на муниципальном уровне по формированию функциональной грамотности учащихся. [4, п. 1.12, 3.2.3]
Также актуален проект тем, что соответствует ключевым задачам Концепции развития математического образования в Российской Федерации:
- повышение качества работы преподавателей математики;
- обеспечение обучающимся, имеющим высокую мотивацию и проявляющим выдающиеся математические способности, всех условий для развития и применения этих способностей;
популяризация математических знаний и математического образования. [3, п. 3]
Материалы педагогического проекта «Математический сюжет и решение творческих нестандартных задач» соответствуют передовым идеям современной педагогики и психологии. Деятельностный подход, предполагающий оценку сформированности комплекса учебных действий, может опираться именно на практико-ориентированные задания, позволяющие оценить способности использовать полученные знания в повседневной жизни.
Соответствие материалов педагогического проекта профессиональным интересам педагогической общественности проявляется в том, что научить учащихся не только математике, но и пользе от её знания.
Поэтому значительная часть математических заданий может и должна базироваться на естественных для школьника представлениях об окружающем его мире. В основе любой эффективной познавательной деятельности лежит практический смысл и непосредственная польза, пусть даже нематериального, эстетического характера. [7, с. 133]
Цель конкурсов по математике дать импульс к саморазвитию и творческому поиску, в котором рождается подлинный интерес к науке и познанию. Участие в конкурсе способствует расширению кругозора и интеллектуальному росту учащихся, помогает профессиональному самоопределению старшеклассников. [9]
Уровень инновационной ценности проекта определяется тем, что для выбора заданий муниципального конкурса «Математика в быту» при опоре на фундаментальные математические знания формирования и развития умений и навыков, автором проекта также учтено соответствие этих заданий основным чертам практико-ориентированных задач для развития математической грамотности участников конкурса.
Идея муниципального конкурса была основана на характеристиках:
- массовость сюжета, т.е. объекты, их свойства и сюжет задачи жизненны и знакомы подавляющему большинству учащихся;
- естественность, что подразумевает не только жизненность сюжета, но и отсутствие искусственных ограничений или условий;
- актуальность для школьника, что подразумевает персональную вовлеченность в сюжет и возможность обсуждения этого сюжета с учителем, одноклассниками или родителями;
- познавательная или развивающая функция, когда учащийся из условия или решения задачи узнаёт новое. [7, с. 135]
К такому подходу организаторы муниципального конкурса прибегли и при адаптации материалов олимпиад 2010 года российского заочного конкурса «Познание и Творчество» Национальной образовательной Программы «Интеллектуально-творческий потенциал России».
Коллективом ШМО был проведен отбор содержания уже имеющихся жизненно-ориентированных заданий, адаптация этого содержания под возрастные особенности учащихся школ муниципалитета.
Преимущества конкурса основано как раз на том, что не распространяются заурядные и наскучившие всем тесты, где правильный ответ можно подобрать, а то и вовсе написать наугад, а предлагаются увлекательные задания, решить которые можно лишь задействовав на все 100% собственные исследовательские навыки и смекалку. [9]
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель: развитие важнейших социальных компетенций, познавательных способностей учащихся, их стремления к новым знаниям, путём проведения муниципального конкурса, задания которого базируются на таком понятии математической грамотности, как желание и способность эффективно использовать математические знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности.
Задачи Проекта
- Проведение исследования по теме «Математический сюжет и решение творческих нестандартных задач, как связующее звено между разнообразными сюжетами реального мира и строгими формами математических выражений и операций»
- Подготовить поэтапный план реализации проекта
- Разработать и адаптировать уже имеющиеся сюжетные задачи для составления конкурсных заданий
- Развить навыки смыслового чтения учащихся в урочной и во внеурочной деятельности в процессе реализации учителем математики системы математического образования
- Способствовать развитию аналитических способностей и критического мышления учащихся
- Сформировать представления о практическом применении математики
- Развить навыки исследовательской деятельности в поиске новых предметных знаний
- Способствовать активному привлечению учителей математики к изучению проблемы развития навыков учащихся в контексте функциональной грамотности в рамках математического образования
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
Практическая значимость достижения ожидаемых результатов была проявлена в отзывах участников муниципального конкурса «Математика в быту»:
- «Задания показались интересными, приближенными к жизни. Некоторые были сложными, но все решаемые»
- «Спасибо за проведение интересной математической олимпиады!»
- «Конкурс понравился, он был жизненным»
- «Мне понравилось решать задания по математике на бытовые темы, это было для меня нелегко, но зато жизненно и познавательно»
- «Мне очень понравилось решать задания. Хотелось бы, чтобы таких конкурсов было больше»
- «Работа наполнена познавательным, практическим содержанием. Мне было интересно ее решать»
- «Благодаря этим математическим заданиям, я могу по-новому смотреть на привычные вещи»
- «Яркие воспоминания, расширение кругозора – вот осталось после окончания олимпиады»
- «После решения задач, я понял, что никогда не буду делать сам ремонт»
- «Задания из конкурса учат нас грамотному ведению хозяйства. Все задания имеют практическое применение, поэтому полученные знания обязательно пригодятся в реальной жизни»
- «Мне эта олимпиада понравилась, потому что в ней много интересных и сложных заданий»
- «Большое спасибо за интересные задания»
- «Было интересно выполнять задания, потому что они составлены в игровой форме»
- «Это работа мне очень понравилась! Ведь интереснее решать такие задачки, которые ты сможешь применить в жизни. Я сделала для себя вывод: хоть раньше я и решала такие задачи, то что-то уже забылось. Конкурс стал поводом вспомнить». (Приложение 2. Отзывы участников конкурса «Математика в быту»)
Организаторы и жюри конкурса, подведя итоги, отметили, что ученики подошли очень серьезно к выполнению работы.
Результат реализации проекта в цифрах:
- участие приняли 1454 учащихся из 34-х образовательных учреждений муниципального образования городского округа «Сыктывкар»
- конкурсных работ после предварительного отбора на соответствие, заявленных в Положении конкурса, требований направлено 1226
- участники конкурса были представлены во всех заявленных возрастных группах с 6 по 11-ые классы: 6 классы – 316 учеников, 7 классы – 251 ученик, 8 классы – 276 учеников, 9 классы – 162 ученика, 10 классы – 112 ученика, 11 классы - 109 учеников.
СОДЕРЖАНИЕ
В этом разделе педагогического проекта представлен опыт организации, подготовки и проведения муниципального конкурса «Математика в быту» с поэтапным описанием проделанной работы.
Отмечу также, что при методической работе в подборе материала и разработке Положения конкурса, основными инструментами в формировании предметных, метапредметных и личностных компетенций учащихся организаторам послужили следующие педагогические технологии:
- развивающее обучение;
- проблемное обучение;
- дифференцированное обучение;
- решения изобретательских задач;
- исследовательские методы обучения;
- развития «критического мышления»;
- использования в обучении игровых методов;
- информационно-коммуникационные;
- развития творческого мышления.
- Этап подготовки
3 сентября 2021 года прошло первое заседание ШМО учителей математики и информатики МАОУ «СОШ №21», на котором был принят План работы МО на новый учебный год.
15 октября 2021 года на заседании ШМО, в ходе обсуждения, было определено разработать и провести городской конкурс «Математика в быту».
Согласно Плану ШМО задачами при подготовке к конкурсу стали:
- Разработка заданий муниципального конкурса «Математика в быту» для учащихся 6-11 классов школ города;
- Разработка Положения муниципального конкурса «Математика в быту»;
- Проведение и организация муниципального конкурса «Математика в быту»;
- Участие в составе жюри муниципального конкурса «Математика в быту» для учащихся 6-11 классов школ города.
- Этап обоснований требований к проведению конкурса
На этом этапе с учётом программы развития универсальных учебных действий ФГОС, где отмечается, что «сюжетные математические задачи являются моделями жизненных ситуаций, связующим звеном между разнообразными сюжетами реального мира и строгими формами математических выражений и операций», были выбраны требования согласно образовательным стандартам текстовых задач:
- решение простых и сложных задач, а также задач повышенной трудности и выделение их математической основы;
- использование разных кратких записей как модели текстов сложных задач и задач повышенной сложности для построения поисковой схемы и решения задач,
- выбор оптимальной для рассматриваемой в задаче ситуации модель текста задачи;
- умение различать модель текста и модель решения задачи, конструировать к одной модели решения сложных задач разные модели текста задачи;
- знание и применение трех способов поиска решения задач (от требования к условию и от условия к требованию, комбинированный);
- моделирование рассуждений при поиске решения задач с помощью граф-схемы;
- выделение этапов решения задачи и содержания каждого этапа;
- умение выбирать оптимальный метод решения задачи и осознавать выбор метода, рассматривать различные методы, находить разные решения задачи, если возможно;
- интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;
- решать логические задачи разными способами;
- овладеть основными методами решения сюжетных задач: арифметический, алгебраический, перебор вариантов, геометрический, графический, применять их в новых по сравнению с изученными ситуациях.
- Этап исследований материала для разработки заданий конкурса
Этот этап включил в себя:
- подбор необходимой информации,
- поиск заданий,
- выбор практико-ориентированных задач,
- разбор задач с помощью приёмов и методов смыслового чтения с применением базовых основ математических закономерностей, фактов, формул,
- работа со справочниками, методическими пособиями по практико-ориентированным задачам.
В этот же этап было разработано Положение муниципального конкурса «Математика в быту», которое включило в себя описание конкурса:
«Математика в быту» – это задания, направленные на решение жизненно-ориентированных задач. Жизненно-ориентированные задачи – это вид сюжетных задач, требующий в своем решении реализации всех этапов метода математического моделирования, которое позволяет приобретению практического опыта: сопоставления, оценки явлений, процессов, выявления причинно-следственных связей, постановки задач, потребности в дальнейшем пополнении предметных знаний. (Приказ о проведении конкурса)
А также в Положении были заявлены возрастные категории участников конкурса по классам, требования к конкурсным работам в соответствии с выбранными на II этапе.
- Этап аналитического разбора материала
для разработки заданий конкурса
По результатам исследований был сделан вывод, что лучшими заданиями на конкурс будут адаптированные материалы олимпиад 2010 года российского заочного конкурса «Познание и Творчество» Национальной образовательной программы Программа «Интеллектуально-творческий потенциал России». После 15 декабря 2010 года этот конкурс этим образовательным ресурсом не проводился ни разу.
Нами был проведен отбор содержания уже имеющихся жизненно-ориентированных заданий, адаптация этого содержания под возрастные особенности учащихся школ города – участников городского конкурса «Математика в быту», адаптация задач конкурса с учётом применяемых способов формирования предметных, метапредметных и личностных компетенций в рамках деятельности по развитию математической грамотности учащихся.
Преимущества конкурса «Познание и Творчество», оказались актуальными и в связи с новыми запросами к математическому образованию. Т.к. конкурс не проводился с 2010 года, то на городской конкурс «Математика в быту» стали готовиться задания, которые не распространяют заурядные и наскучившие всем тесты, где правильный ответ можно подобрать, а предлагаются увлекательные задачи, решить которые можно лишь задействовав на все 100% собственные исследовательские навыки и смекалку.
- Этап подготовки и проведения муниципального конкурса
На этом этапе выбранные практико-ориентированные задачи были перенесены в текстовые документы, оформлены и отправлены в образовательные учреждения города Сыктывкар. (Приложение 3. Тексты заданий конкурса Математика в быту СОШ №21)
Согласно Положению муниципального конкурса:
- Учащиеся выполняют задания Конкурса в сроки с 15 ноября по 25 ноября 2021 г. в любое удобное для них время.
- Решения задач Конкурса должны быть представлены в одной тетради, на обложке которой написаны печатными буквами:
- Школа, класс
- Ф.И. участника
- Годовая оценка участника за предыдущий класс
- Ф.И.О. учителя математики участника
- Задачи оформляются в том порядке, в котором они даны в условии. Решение каждой задачи начинается с новой страницы. Если задача не решена, следует оставить пустую страницу с номером задачи. Небрежно оформленные работы жюри не рассматриваются.
- Работы, дублирующие друг друга более чем в двух задачах, не проверяются.
- Обратная рассылка работ не осуществляется.
Порядок проведения муниципального конкурса:
Из Положения муниципального конкурса «Математика в быту», МУ ДПО «ЦРО» Приказ от 27.10.2021г.:
Участникам Конкурса предлагается в течение десяти дней выполнить задания, требующие применения математических знаний в различных жизненных ситуациях.
Участником Конкурса считается школьник, выполнивший хотя бы одно задание. К рассмотрению принимаются только индивидуально выполненные работы.
Работы учащихся, имеющих годовую отметку «4» или «5», направляются на Конкурс при условии, если выполнено не менее 5 задач.
Обоснование разделения по годовым отметкам:
Дать возможность каждому участнику достойно проявить себя – чтобы и те, кто учится на твердую «тройку» и на честно заработанную «четверку», и, конечно же, отличники, получили призовые места, но каждый в своей номинации.
В этот же этап были распределены роли по проверке отдельных заданий, когда каждый из учителей ШМО математики и информатики школы №21 готовился проверять закреплённые за ним задачи. Такое разделение необходимо для ускорения процесса проверки конкурсных работ.
- Этап подведения итогов городского конкурса
Так как ШМО учителей математики и информатики являлось не только разработчиком заданий конкурса «Математика в быту», но и жюри, предстояло отсортировать и проверить работы, присланные в срок на конкурс.
1454 работ было прислано на конкурс. После проверки работ на соответствие требований конкурса осталось 1226 работ.
Отмечу, что некоторые требования не соответствовали пункту 6.3. Положения: для участия в Конкурсе направить все работы учащихся, имеющих годовую отметку «3». Работы учащихся, имеющих годовую отметку «4» или «5», направляются на Конкурс при условии, если выполнено не менее 5 задач.
С 26 ноября по 9 декабря 2021 года жюри было проверено 1226 работ, каждая из которых включала 13 заданий на решение сюжетных задач, и одно задание, включающее отзывы участников о конкурсе.
Технологии и приёмы при решении задач: приёмы работы с текстовыми задачами, чтение с пометками, метод толстых и тонких вопросов к условиям задачи, метод смысловой догадки.
Оценка работ осуществлялась по следующим критериям:
- За успешное и качественное выполнение каждого задания ставился максимальный балл – 10.
- При наличии вычислительных ошибок снималось 2 балла.
- При недостаточном объяснении решения задачи снималось 2 балла.
- Если в задаче присутствовал только условие и ответ, без решения, за всю задачу участник получал всего 2 балла.
Таким образом, за решение всех 13 сюжетных задач участник мог набрать 130 баллов.
За задачу №14 при полной и развёрнутой аргументации описания и анализа своего опыта при решении задач конкурса, участник мог получить максимум 4 балла.
Награждение победителей и призёров происходило по следующим номинациям:
- «Кто старается, тот закаляется» (согласно Положению - годовая оценка «3»)
«Учёба и труд к победам ведут» (согласно Положению - годовая оценка «4») - «Знания - сила» (согласно Положению - годовая оценка «5»)
Чтобы за две недели проверить 1226 работ, ещё на 4-м этапе подготовки, были распределены роли в подготовке разбора и решения задачи роли между членами жюри:
за 1, 2 задание отвечал учитель 1,
за 3, 4, 5 задачи – учитель 2,
за 9, 10 задачи учитель 3,
за решение 6, 7, 8, 11, 12, 13 задач отвечала автор проекта, Григорьева И.Н.
Была заполнена итоговая таблица результат конкурса и отправлена партнёрам конкурса – МУ ДПО «ЦРО» г. Сыктывкара.
Итоги конкурса, а также победители и призёры были указаны в итоговом приказе. (Приложение 4. Приказ итоги конкурса «Математика в быту»)
Для награждения победителей и призёров конкурса в рамках педагогического проекта организаторами были разработаны и оформлены грамоты, отвечающие Положению муниципального конкурса.
- Этап рефлексии
10 декабря 2021 года на заседании ШМО учителей математики и информатики по итогам конкурса, учитывая отзывы участников работ, было предложено разобрать решения задач «Математика в быту» на семинаре для коллег – учителей математики и информатики школ города. (Протокол № 5 ШМО)
27 января 2022 года на городском семинаре «Развитие читательской грамотности на уроках математики» также была проведена работа в рамках обмена опытом решения текстовых и практико-ориентированных задач. (Справка о семинаре ГМО «Развитие читательской грамотности на уроках математики»)
ПАРТНЁРЫ ПРОЕКТА
- Муниципальное учреждение дополнительного профессионального образования «Центр развития образования»
- Городское методическое объединение учителей математики муниципальных общеобразовательных организаций г.Сыктывкара
- Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 21 с углубленным изучением немецкого языка»
ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ
Возможность воспроизведения данного опыта и его отдельных элементов управленческими командами других образовательных организаций. Я уверена, что коллеги, ознакомившись с этапами деятельности по организации конкурса, смогут его успешно воспроизвести.
Список источников и литературы
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года] // Гарант: офиц. сайт. - URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70291362/paragraph/1/doclist/684/showentries0/highlight/об%20образовании:1
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897] // Гарант: офиц. сайт. - URL: https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/
- Концепция развития математического образования в Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. № 2506-р [утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. № 2506-р] // Правительство России: офиц. сайт. – URL: http://government.ru/docs/9775/
- Региональный план мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Республики Коми, на 2021-2022 учебный год» [утв. приказом Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми от 17.09.2021 г. №605, внесены изменения приказом Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми от 01.12.2021 г. №749] // КРИРО: офиц. сайт. - URL: https://konfor.kriro.ru/kf/formirovanie-i-2021-09-25#normativ
- Положение о школьном методическом объединении муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №21 с углубленным изучением немецкого языка» города Сыктывкара Республики Коми [принято 31.08.2017г. на Педагогическом совете школы, утверждено директором МАОУ «СОШ №21» 01.09.2017 г.] // МАОУ «СОШ №21»: офиц. сайт – URL: https://school21.okis.ru/dokumenti.html
- Лукичева, Е.Ю. Математическая грамотность: обзор понятия и методики формирования [Текст] / Е.Ю. Лукичева // Непрерывное образование. – 2020. - №3 (33). – С. 46 – 53
- Практико-ориентированные математические задачи как средство развития функциональной грамотности [Текст] / О.А. Ворончагина, И.Р. Высоцкий И.Р., А.А. Трунин, А.А.,. И.В. Ященко // Педагогические Измерения. - 2021. - №2. - С. 130 – 140
- Ковалева, Г.С. Что необходимо знать каждому учителю о функциональной грамотности [Текст] / Г.С. Ковалева // Вестник образования России. – 2019. - №16. – С. 32 – 36
- Математика. Российские открытые заочные конкурсы-олимпиады 2010/2011 учебный год. Задания креативного тура [Электронный ресурс] // https://future4you.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=890&Itemid=481 дата публикации 17.11.2010г.)
- В презентации к конкурсу используются картинки из российского мультипликационного сериала «Маша и Медведь», созданного анимационной студией «Анимаккорд».
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе по теме:Задача как цель и средство в обучении математике. Что влияет на результативность поисковой деятельности учащихся в процессе решения трудных нестандартных задач?
Задача как цель и средство в обучении математике. Что влияет на результативность поисковой деятельности учащихся в процессе решения трудных нестандартных задач?...
методические рекомендации и положение по проведению муниципального конкурса экологических проектов "Моя планета"
Данная методическая разработка создержит рекомендации и положение по проведению муниципального конкурса экологических проектов "Моя планета". Целью экологического конкурса является формирование у дете...
Исследовательская работа, проект "Решение некоторых нестандартных задач по алгебре", презентация, 9 класс
Исследовательская работа учащейся 9 класса, презентация "Решение некоторых нестандартных задач по алгебре", в рамках подготовки к ОГЭ...
Приказ об организации и проведении муниципального конкурса проектов по курсу ОРКСЭ
Приказ об организации и проведении муниципального конкурса проектов по курсу ОРКСЭ...
Приказ от 03 сентября 2020 года № 117-о Об организации и проведении муниципального этапа Всероссийского конкурса сочинений 2020 года
Приказ от 03 сентября 2020 года № 117-о Об организации и проведении муниципального этапа Всероссийского конкурса сочинений 2020 года...
Приказ департамента образования и молодёжной политики администрации города Нефтеюганска от 04.03.2021 № 190-п «Об организации и проведении муниципального конкурса ученических проектов по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
Приказ департамента образования и молодёжной политики администрации города Нефтеюганска от 04.03.2021 № 190-п «Об организации и проведении муниципального конкурса ученических проектов по учебном...
Методические рекомендации по организации и проведению муниципального КОНКУРСА СПИКЕРОВ на английском языке
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ помогут учителям английского языка организовать и провести Конкурс Спикеров среди обучающихся 7-11 классов и среди учителей, дается примерное Положение конкурса, подробно про...