Работа с одаренными детьми на уроках математики и во внеурочной деятельности
статья (5 класс)
Приемы и методы работы с одаренными детьми
Скачать:
Предварительный просмотр:
РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Убанова Светлана Доржиевна,
учитель математики
Проблема развития одарённости в школе актуальна. Существуют разные формы и методы работы с одарёнными детьми, но на первый план выдвигается формирование интеллектуальных способностей. Независимо от уровня одарённости и даже уровня интеллектуальных возможностей, необходимо развивать их креативные качества.
Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми всегда интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.
На протяжении всех лет своей педагогической деятельности я уделяю внимание воспитанию и развитию одаренных детей.
Начиная работать в 5 классе, в начале урока даю детям занимательные задачи повышенной сложности, которые требуют быстрого устного решения. Таким образом выявляю одарённых детей. Определив таких ребят, нужно научить их думать и предпринимать все возможное для развития их способностей.
Чтобы заинтересовать учащихся к своему предмету, предлагаю
а) математические игры;
б) магический квадрат;
в) задачи-шутки;
г) геометрические задачи;
В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся в 5-8 классах я использую творческие и занимательные задачи, развивающие задачи-минутки, которые предлагаются учащимся в качестве разминки в начале урока. На решение таких задач отвожу не более 2 минут и требую подробного объяснения хода решения задачи. В случае затруднения даю подсказки, подробно разбираем эти задачи.
Как же используется время, которое есть у одарённого ребенка? На уроках математики такому ребёнку для прохождения учебной темы нужно немного времени, в конце урока 10-15 минут может решать задания из дополнительного материала.
Примерные темы для изучения:
5 и 6 классы:
а) комбинаторика;
б) логические задачи;
в) сказки, сочинения, стихи, рисунки на математические темы;
7 класс
а) решение задач несколькими способами;
б) задачи на построение;
в) логические задачи;
г) задачи из математических олимпиад;
8 класс
а) системы уравнений;
б) решение более сложных задач;
в) игры;
г) неравенства и уравнения с параметрами;
е) геометрические задачи;
9 класс
а) задачи на составление систем уравнений и неравенств;
б) тождественные преобразования;
в) уравнения, системы уравнений и неравенства с параметрами;
г) планиметрия;
10 - 11 класс
а) тождественные преобразования;
б) уравнения, системы уравнений и неравенства с параметрами;
в) задания из сборников по подготовке к ЕГЭ, олимпиадные задания.
Нельзя привить интерес к математике ребятам, если сам учитель своим предметом не увлечен. Поэтому стараюсь работать над самообразованием.
Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную работу по математике. В нашей школе проводится традиционно неделя математики, где учащиеся могут проявить себя в различных викторинах, конкурсах, математическом бое, «КВН». Завершающим этапом недели математики является Праздник числа ПИ, в котором детям предлагаются задания, конкурсы, игры, связанные с числом ПИ.
Важной формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы являются олимпиады и различные конкурсы. Они способствуют выявлению наиболее способных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. Учащиеся нашей школы постоянно участвуют в конкурсах «Кенгуру», различных дистанционных олимпиадах. С талантливыми детьми я занимаюсь решаем нестандартные задачи, создаем исследовательские работы, презентации. Мои ученики занимают призовые места в школьных и республиканских научно-практических конференциях.
В том, что шахматы благоприятно влияют на развитие умственных способностей, нет сомнений. Влияние шахмат на интеллект изучено в теории и подтверждено на практике. С целью развития логического мышления, тренировки памяти я с детьми играю онлайн в шахматы в свободное от уроков время. Вела шахматный кружок, проводила шахматные турниры, в которых дети с большим интересом и удовольствием принимали участие.
Стараюсь следить за тем, чтобы интеллект ребенка развивался не в ущерб физическому, эмоциональному, личностному развитию ребенка.
Сознание ребенка находится в стадии становления, и именно поэтому я слежу за тем, чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую, а лишь приумножался. Для того чтобы работать с талантливой молодежью, необходимо много работать над собой, то есть постоянно самосовершенствоваться.
Список использованной литературы:
1. Пойа Д. Как решать задачу. - М.: Учпедгиз, 1961
2. Федотова Н. К. Из опыта работы с одаренными детьми / Н. К. Федотова // Вестник НГУ. Серия: Педагогика / Новосиб гос ун-т. - 2008. - Т. 9, вып. 1.
3. Манвелов С.Г. Конструирование современного урока математики: кн. для учителя/-2изд. М:Просвещение, 2005
4. О.Б. Епишева Технология обучения математике на основе деятельностного подхода: Кн. для учителя/М.: Просвещение ,2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы с одаренными детьми на уроках географии и во внеурочной деятельности
Перед каждым творчески работающим учителем возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. Но есть вопрос вопросов: «Как работать на уроке с...
Работа с одаренными детьми на уроках химии и во внеурочной деятельности
Социально-экономические преобразования в нашем государстве выявили потребность в людях творческих, активных неординарномыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе кри...
Система работы с одаренными детьми на уроках географии и во внеурочной деятельности
Выступление на Педагогических чтениях в октябре 2012 года...
Доклад на тему :«Организация работы с одаренными детьми на уроках географии и во внеурочной деятельности»
Работа со способными и одаренными учащимися на уроках географии – разработан широкий спектр заданий, позволяющий при работе делать их выбор, исходя из конкретной учебной ситуации и учитывая особенност...
Работа с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства и внеурочной деятельности
Выступление на окружном семинаре...
Работа с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства и внеурочной деятельности
Выступление на окружном семинаре...
«Работа с одаренными детьми на уроках химии и во внеурочной деятельности»
«Работа с одаренными детьми на уроках химии и во внеурочной деятельности»...