Программа внеурочной деятельности по математике в 5 классе "Занимательная математика"
рабочая программа по математике (5 класс)

Яблоновская Ирина Александровна

Программа даёт возможность учащимся овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности, позволит обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в себе. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о математике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                             Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новобрянская средняя общеобразовательная школа»

671325, РБ, Заиграевский р-н, с. Новая Брянь, ул. Пирогова, 20, 83013653597, novbrsosh@yandex.ru

Программа рассмотрена

и одобрена на заседании  МО учителей естественно – математического цикла

МБОУ«Новобрянская сош»

_______/ И.А.Яблоновская

Протокол № 1

от «30» августа 2022г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

МБОУ «Новобрянская сош»

____________/С.Н.Грищева

 

«1» сентября 2022 г.

УТВЕРЖДАЮ                                                                                      

Директор МБОУ «Новобрянская сош»

____________/Н.С.Чернышова

Приказ № ______

от «1 » сентября 2022г.

ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

по математике

«Занимательная математика»

для учащихся  5 классов

на 2022 - 2023 учебный год

                                                                                                             Учитель: Яблоновская И.А.

                                                             

     

2022

                                                               

                                                            Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности по математике для 5  класса «Занимательная математика» разработана на основании  нормативных правовых документов:

- ФГОС ООО,  утвержденный  Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17  декабря  2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,  зарегистрирован Минюст № 19644 от 01 .02. 2011 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577,  Приказа Минпросвещения России от 11.12.2020 № 712);

- Примерная программа воспитания (протокол ФУМО от 2 июня 2020 г. № 2/20);

-  Основная образовательная программа  основного общего образования МБОУ «Новобрянская средняя общеобразовательная школа»

-  Учебный план МБОУ «Новобрянская средняя общеобразовательная школа» на 2022-2023 уч.год.

      Рабочая программа внеурочной деятельности по математике адресована учащимся  5  классов МБОУ «Новобрянская средняя общеобразовательная школа» Заиграевского района Республики Бурятия, проявляющих интерес и склонность к изучению математики и желающих повысить свой математический уровень. Программа  рассчитана на 35 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Раздел 1.  Результаты освоения курса внеурочной деятельности по математике в 5 классе

  • овладение способами мыслительной и творческой деятельности;
  • развитие мотивации к собственной учебной деятельности;
  • ознакомление со способами организации и сбора информации;
  • создание условий для самостоятельной творческой деятельности;    
  • развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления;
  • развитие мелкой моторики рук;
  • практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности.

Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности по математике

        Учащиеся  получат возможность:

- овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства; научиться некоторым  

   специальным приёмам решения  задач;

- использовать догадку, озарение, интуицию;

- использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;

 - приобрести опыт проведения случайных экспериментов, в том числе с помощью моделирования, интерпретации их результатов;

 - целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства.     

Личностные результаты:

- Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий

  проблемного и эвристического характера.

- Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности   - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.

- Воспитание чувства справедливости, ответственности.

- Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты:

- Сравнение разных приемов действий, выбор удобных способов для выполнения конкретного

   задания.

- Моделирование в процессе совместного обсуждения алгоритма решения числового кроссворда;  использование его в ходе самостоятельной работы.

- Применение изученных способов учебной работы и приёмов вычислений для работы с

   числовыми головоломками.

- Анализ правил игры.

- Действие в соответствии с заданными правилами.

- Включение в групповую работу.

- Участие в обсуждении проблемных вопросов, высказывание собственного мнения и

   аргументирование его.

- Аргументирование своей позиции в коммуникации, учёт разных мнений, использование

   критериев для обоснования своего суждения.

- Сопоставление полученного результата с заданным условием, контролирование своей

   деятельности: обнаружение и исправление ошибок.

- Анализ текста задачи: ориентирование в тексте, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин).

- Поиск и выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в

   таблице, для ответа на заданные вопросы.

- Моделирование ситуации, описанной в тексте задачи.

- Использование соответствующих знаково-символических средств для моделирования ситуации.

- Конструирование последовательности «шагов» (алгоритм) решения задачи.

- Объяснение (обоснование) выполняемых и выполненных действий.

- Воспроизведение способа решения задачи.

- Анализ предложенных вариантов решения задачи, выбор из них верных.

- Выбор наиболее эффективного способа решения задачи.

- Оценка предъявленного готового решения задачи (верно, неверно).

- Участие в учебном диалоге, оценка процесса поиска и результатов решения задачи.

- Конструирование несложных задач.

- Выделение фигуры заданной формы на сложном чертеже.

- Анализ расположения деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции. 

- Составление фигуры из частей. Определение места заданной детали в конструкции.

- Выявление закономерности в расположении деталей; составление детали в соответствии с

   заданным контуром конструкции.

- Сопоставление полученного (промежуточного, итогового) результата с заданным условием.

- Объяснение выбора деталей или способа действия при заданном условии.

- Анализ предложенных возможных вариантов верного решения.

- Осуществление развернутых действий контроля и самоконтроля: сравнивание построенной

   конструкции с образцом.

Предметные результаты:

- Создание фундамента для математического развития.

- Формирование  механизмов  мышления, характерных для математической деятельности.

 

В результате освоения программы « Занимательная  математика» формируются следующие универсальные учебные действия:

 Личностные

- сформируются познавательные интересы,

- повысится мотивация,

- повысится профессиональное, жизненное самоопределение,

- воспитается чувство справедливости, ответственности,

- сформируется самостоятельность суждений, нестандартность мышления.

Регулятивные 

Будут сформированы:

-  целеустремленность и настойчивость в достижении цели,

- г готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма,

- учащиеся научатся: принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие в    

   соответствии с поставленной задачей,

-  вносить необходимые коррективы в действие,

- получит возможность научиться самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры.

Познавательные 

Научатся: 

- ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении

   проблем творческого и поискового характера;  

- анализировать объекты  с целью выделения признаков;

- выдвигать гипотезы и их обосновывать, 

- самостоятельно выбирать способы решения проблемы творческого и поискового характера. 

Коммуникативные

Научатся:

- распределять начальные  действия и операции;

- обмениваться способами действий;

- работать в коллективе;

- ставить правильно вопросы.

Личностные результаты освоения программы учебного предмета «Математика» характеризуются:

   Патриотическое воспитание:

Проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах.

Гражданское и духовно-нравственное воспитание:

готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества;

готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного.

  Трудовое воспитание:

установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений; осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей.

  Эстетическое воспитание:

Способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве.

  Ценности научного познания:

ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации; овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира; овладением простейшими навыками исследовательской деятельности.

  Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека.

  Экологическое воспитание:

ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения.

  Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

    необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;

    способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт. 

Раздел 2. Содержание курса внеурочной деятельности

      Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» направлена на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание  использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

      Программа даёт возможность учащимся овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности, позволяет обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в себе.  Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

     Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей обучающихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.    

       Предлагаемые занятия предполагают развитие пространственного воображения и математической интуиции обучающихся, проявляющих интерес и склонность к изучению математики, в процессе решения задач практического содержания. Основное содержание курса математики начальной школы в большей степени ориентировано на абстрактный материал. Поэтому задачам практического содержания, способствующим развитию пространственного воображения обучающихся, их математической интуиции, логического мышления в 5 классе уделяется особое внимание.

Рассматриваемые на занятиях занимательные геометрические и практические задания имеют прикладную направленность.

Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления, стимулирует обучающихся к самостоятельному применению и пополнению своих знаний через содержание курса, стимулирует самостоятельность и способность к самореализации. В результате у учеников формируется устойчивый интерес к решению задач повышенной трудности, значительно улучшается качество знаний, совершенствуются умения применять полученные знания не только в учебных ситуациях, но и в повседневной деятельности, за пределами школы.

 Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, работать в группе, совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

     Программа «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности  школьников основной ступени и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры. Предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия (передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных в разных местах класса и др.) Во время занятий предусматривается поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий предусматривается использование принципа свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания будут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

    Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от обучающихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.

Содержание курса:

1. Числа

История возникновения чисел и способов их записи. Римские цифры. Необычное  об обычных числах. Закономерность расположения чисел натурального ряда.

2. Ребусы, головоломки, фокусы

 Магические квадраты и числовые ребусы. Математические головоломки. Арифметические и геометрические головоломки. Математические фокусы.

3. Задачи

Задачи на максимальное предположение. Задачи на разрезание и перекраивание. Задачи на составление фигур. Решение задач методом « с конца». Решение задач методом ложного положения. Занимательные задачи. Задачи на переливания. Задачи на взвешивания. Задачи – шутки. Задачи с обыкновенными дробями. Сюжетные задачи. Старинные задачи. Логические задачи. Элементы теории графов. Задачи на смекалку. Задачи  с десятичными дробями.  Задачи на среднее арифметическое, среднюю цену, среднюю скорость. Задачи на проценты. Задачи на геоплане. Задачи со спичками. Вероятностные задачи.

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение математических задач; 
  • оформление математических газет; 
  • участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»; 
  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой; 
  • выполнение проекта, творческих работ; 
  • самостоятельная работа; работа в парах, в группах. 

   Формы организации учебного процесса и методы проведения занятий:

Программа предусматривает работу детей в группах, парах, индивидуальную работу.

Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение,  самостоятельная работа.

Формы подведения итогов:

  • Участие в олимпиадах, конкурсах, чемпионатах
  • Участие в предметных неделях
  • Участие в проектной деятельности
  • Участие в выставке творческих работ

Составление собственных  занимательных задач                     

                         

                                          Тематическое планирование  

п\п

                                          Название тем

Всего

часов

1

Числа        

3

2

Ребусы, головоломки, фокусы

4

3

Задачи

     28

Итого:

35

 Раздел 3.   Календарно – тематическое планирование   курса «Занимательная  математика»

 в 5 классе  

 

                                       Тема                                                                                                  

Кол-во

часов

Дата проведения занятия

Примечания

по плану

по факту

1

История возникновения чисел и способов их записи. Римские цифры

1

2

Необычное об обычных натуральных числах

1

3

Закономерность расположения чисел натурального ряда

1

4

Магические квадраты и числовые ребусы

1

5

Математические софизмы (головоломки)

1

6

Некоторые арифметические и геометрические  головоломки

1

7

Секреты некоторых математических фокусов

1

8

Решение задач с помощью максимального предположения

1

9

Решение геометрических задач на разрезание и перекраивание

1

10

Китайская игра Танграм (составление фигур)

1

11

Решение задач методом «с конца»

1

12

Решение задач методом ложного положения

1

13

Решение занимательных задач

1

14

Решение задач на переливания

1

15

Решение задач на взвешивания

1

16

Решение задач - шуток

1

17

Решение задач с обыкновенными дробями

1

18

Решение задач с обыкновенными дробями

1

19

Решение сюжетных задач

1

20

Решение старинных задач

1

21

Решение логических задач с помощью таблиц

1

22

Элементы теории графов

1

23

Применение графов к решению логических задач

1

24

Решение задач конкурса - игры «Кенгуру»

1

25

Решение задач конкурса - игры «Кенгуру»

1

26

Решение задач на смекалку

1

27

Игра  «Брейн – ринг» (игра 1)

1

28

Решение задач с десятичными дробями

1

29

Решение задач на среднее арифметическое, среднюю цену, среднюю скорость

1

30

Решение задач на проценты

1

31

Угол. Решение задач на геоплане

1

32

Решение задач со спичками

1

33

Игра «Брейн – ринг» (игра 2)

1

34

Решение вероятностных задач

1

35

Соревнование «Виват, математика»

1

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

1.  Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: http://teacher.fio.ru.;http://www.fcior.edu.ru;http://www.schoolcollection.edu.ru/

2.  Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.rul-nauka/.

3.  Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru.

4.  Сайты «Мир энциклопедий», http://www.rubricon.ruI; http://www.encyclopedia.ru1.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 Учебное оборудование

Мультимедийный компьютер

Мультимедиапроектор

Средства телекоммуникации

Экран навесной

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности в 5 классе "Занимательная математика"

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике 5 класс "Занимательная математика"...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Живая математика"

Внеурочная деятельность «Живая математика» предназначена для внеурочной работы и рассчитана на обучающихся 5-х классов, интересующихся математикой. Согласно ФГОС нового поколения проведение тако...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Занимательная математика» ФГОС ООО, 5-6 классы

Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Занимательная математика» разработана на основе «Примерные программы по внеклассной работе по математике «Стандарты второго поко...

Программа внеурочной деятельности в 5 классе "Занимательная математика"

Программа внеурочной деятельности в 5 классе "Занимательная математика" рассчитана на 34 учебных часа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Занимательная математика" ФГОС ООО 5-6 класс

Программа  предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способству...

Программа внеурочной деятельности для 5 класса по математике «Удивительный мир математики».

Программа внеурочной деятельности для 5 класса по математике «Удивительный мир математики»...