Конспект урока "Масштаб"
план-конспект урока по математике (6 класс)
Предварительный просмотр:
Тема. Масштаб.
Цели урока:
Обеспечить усвоение знаний о понятии «масштаб»;
Формировать умения использовать понятие «масштаб» при решении практических задач;
Развивать интеллектуальные способности, логическое мышление; воспитывать ответственность, любознательность, организованность.
Задачи урока:
- Создать условия для совершенствования умения сравнивать, делать выводы.
- Воспитывать аккуратность, ответственность к своей учебной деятельности.
- Развивать мышление, память.
Планируемые результаты:
Предметные:
Ученик научится применять свои знания в самостоятельной деятельности
Личностные: проявление положительного мотива к учебной деятельности; развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
Метапредметные: Регулятивные УУД: принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей.
Познавательные УУД: понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму.
Основные понятия: масштаб, карта, местность, чертеж, расстояние.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Устный счет.
- Устное решение упражнений.
Задания на слайде презентации
- Объяснение нового материала.
Масштаб.
Слово «масштаб» в дословном переводе с немецкого языка означает «мерная палка».
В общем случае масштаб – это отношение двух линейных размеров.
Наиболее распространенно это понятие в следующих областях:
- В геодезии – науке, которая исследует размеры и форму земли.
- В топографии – разделе геодезии, который посвящён измерениям на местности для создания карт и планов.
- В картографии – науке о картах, их создании и использовании. Картография изучает также глобусы, планы и другие изображения земной поверхности, кроме того, карты и глобусы звёздного неба, других планет.
- В проектировании.
При составлении планов и географических карт участки земной поверхности изображают на бумаге в уменьшенном виде. Важно, чтобы при этом полученный рисунок давал представление о реальных размерах изображенной на нем местности. Для этого на карте (плане) делают специальную запись, показывающую, во сколько раз длина отрезка на рисунке меньше длины соответствующего отрезка на местности.
- Учитель предлагает учащимся сформулировать определение масштаба.
Определение. Отношение длины отрезка на плане к его настоящей длине называется масштабом.
Определение. Масштаб, выраженный отношением чисел, называют численным масштабом. Для географических карт (рис. 1) численный масштаб выражают дробью, числитель которой равен 1, а знаменатель – числу, показывающему, во сколько раз любое расстояние на карте меньше соответствующего расстояния на местности.
(На экране) Пример 1. Масштаб на карте 1 : 20 000. Расстояние между двумя селами на карте 25 см. Каково расстояние между этими селами на местности?
На карте – 25 см
На местности – ? (км или см) км
Масштаб – 1 : 20 000
Решение.
Расстояние на местности будет больше или меньше, чем на местности? А во сколько раз больше?
25 см ⋅ 20 000 = 500 000 см = 5 км – расстояние на местности.
1 км = 100 000 см Ответ: 5 км.
Пример 2. Расстояние между двумя городами 200 км. Каково расстояние между этими городами на карте, масштаб которой 1 : 5 000 000?
На карте – ? (км или см) см
На местности – 200 км
Масштаб – 1 : 5 000 000
Решение.
Расстояние на карте будет больше или меньше, чем на местности? А во сколько раз меньше?
Т.к. масштаб 1 : 5 000 000 это означает, что расстояние на карте в 5 000 000 раз меньше, чем на местности.
200 км : 5 000 000 = 20 000 000 см : 5 000 000 = 4 см – расстояние на карте.
1 км = 100 000 см Ответ: 4 см.
Пример 3. Расстояние между городами А и В равно 45 км. Расстояние между городами А и В на карте равно 15 см. Определите масштаб карты.
На карте – 15 см
На местности – 45 км
Масштаб – 1 : ?
Решение.
По определению: Отношение длины отрезка на плане к его настоящей длине называется масштабом.
– масштаб. Ответ: .
- Решение упражнений.
1. Масштаб на карте 1 : 125 000. Расстояние между двумя селами на карте 12 см. Каково расстояние между этими селами на местности?
На карте – 12 см
На местности – ? (км или см) км
Масштаб – 1 : 125 000
Решение.
Расстояние на местности будет больше или меньше, чем на местности? А во сколько раз больше?
12 см ⋅ 125 000 = 1 500 000 см = 15 км – расстояние на местности.
1 км = 100 000 см
Ответ: 15 км.
№ 827 Расстояние между двумя городами на карте 8,5 см км. Каково расстояние между этими городами на местности, масштаб карты
1 : 1 000 000?
На карте – 8,5 см
На местности – ? км
Масштаб – 1 : 1 000 000
Решение.
Расстояние на карте будет больше или меньше, чем на местности? А во сколько раз меньше?
8,5 см ●1000 000 = 8500 000 см = 85 км – расстояние на местности.
1 км = 100 000 см
Ответ: 85 км.
№2
На карте – 9 см
На местности – 360 км
Масштаб – 1 : ?
Решение.
По определению: Отношение длины отрезка на плане к его настоящей длине называется масштабом.
– масштаб.
Ответ: .
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание. § 23(выучить теорию). № 846,847,849Эл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.
Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...
КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень» КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень
Интегрированное занятие "Поздняя осень". Использовался как открытое занятие в ДОУ со старшее группой....
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...