Современные информационные технологии в образовательном процессе
статья по математике
...Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен заботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств — глаз, ухо, голос, чувство мускульных движений и даже, если это возможно, обоняние и вкус, приняли участие в акте запоминания…
Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-либо впечатления, или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче потом вспоминаются.
К.Д. Ушинский
Учитель должен иметь в виду, что, несмотря на ценнейшие достоинства наглядности, неумелое ее использование может увести учеников от решения главной задачи, подменить учебную цель ярким средством, стать препятствием на пути к глубокому овладению знаниями, к познанию существенных связей и закономерностей.
Наглядность — универсальное средство обучения и воспитания, которое одинаково ценно для учащихся разных возрастных групп: Чем моложе ученики и воспитанники, тем необходимее и важнее использование наглядности. В старших классах ее роль столь же значительна, но ее виды и пути использования меняются.
Применение символических видов наглядности обогащает познание, способствует развитию абстракции, обобщения, теоретического мышления.
Но не всегда следует прибегать к применению наглядных средств или их большому количеству и разнообразию для создания живых и ярких образов. Кроме того, нередко трудно найти необходимое наглядное средство. В таких случаях надо использовать явление апперцепции, т.е. зависимости восприятия от прошлого опыта, опоры на впечатления, которые уже были в опыте учащихся. Апперцепция в обучении необходима. Нецелесообразно приносить на урок предметы, известные учащимся, достаточно вызвать о них представления, чтобы опираться на столь же живые впечатления, которые нужны для активного восприятия и сознательного усвоения знаний.
Принципиально важным в наглядном обучении является правильное использование слова, помогающего анализу наблюдаемого, уточняющего и организующего восприятие, прокладывающего путь к образованию отвлеченных понятий. Исследованиями установлено несколько возможных форм сочетания слова и наглядности.
Таким образом, наглядность неоднородна. В зависимости от учебной или воспитательной задачи, от уровня познавательной деятельности учащихся и характера их деятельности избирается тот или иной целесообразный вид наглядности.
В педагогической практике кроме наглядных средств обучения и воспитания широко применяются технические средства и современные информационные технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
effektivnie_sredstva.docx | 36.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные информационные технологии в образовательном процессе
Введение
...Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен заботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств — глаз, ухо, голос, чувство мускульных движений и даже, если это возможно, обоняние и вкус, приняли участие в акте запоминания…
Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-либо впечатления, или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче потом вспоминаются.
К.Д. Ушинский
Учитель должен иметь в виду, что, несмотря на ценнейшие достоинства наглядности, неумелое ее использование может увести учеников от решения главной задачи, подменить учебную цель ярким средством, стать препятствием на пути к глубокому овладению знаниями, к познанию существенных связей и закономерностей.
Наглядность — универсальное средство обучения и воспитания, которое одинаково ценно для учащихся разных возрастных групп: Чем моложе ученики и воспитанники, тем необходимее и важнее использование наглядности. В старших классах ее роль столь же значительна, но ее виды и пути использования меняются.
Применение символических видов наглядности обогащает познание, способствует развитию абстракции, обобщения, теоретического мышления.
Но не всегда следует прибегать к применению наглядных средств или их большому количеству и разнообразию для создания живых и ярких образов. Кроме того, нередко трудно найти необходимое наглядное средство. В таких случаях надо использовать явление апперцепции, т.е. зависимости восприятия от прошлого опыта, опоры на впечатления, которые уже были в опыте учащихся. Апперцепция в обучении необходима. Нецелесообразно приносить на урок предметы, известные учащимся, достаточно вызвать о них представления, чтобы опираться на столь же живые впечатления, которые нужны для активного восприятия и сознательного усвоения знаний.
Принципиально важным в наглядном обучении является правильное использование слова, помогающего анализу наблюдаемого, уточняющего и организующего восприятие, прокладывающего путь к образованию отвлеченных понятий. Исследованиями установлено несколько возможных форм сочетания слова и наглядности.
Таким образом, наглядность неоднородна. В зависимости от учебной или воспитательной задачи, от уровня познавательной деятельности учащихся и характера их деятельности избирается тот или иной целесообразный вид наглядности.
В педагогической практике кроме наглядных средств обучения и воспитания широко применяются технические средства и современные информационные технологии.
- Технические средства обучения и воспитания и их классификация
- Технические средства обучения и воспитания
Технические средства обучения — совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе с целью его оптимизации для предъявления и обработки информации. Технические средства обучения объединяют два понятия: технические устройства (аппаратура) и дидактические средства обучения (носители информации), которые с помощью этих устройств воспроизводятся.
Без соответствующей технической поддержки образовательных стандартов невозможно достигнуть необходимого уровня современною образования, создать условия для разностороннего развития личности.
Дидактические возможности технических средств обучения:
— являются источником информации;
— рационализируют формы преподнесения учебной информации;
— повышают степень наглядности, конкретизируют понятия, явления, события;
— организуют и направляют восприятие;
— обогащают круг представлений учащихся, удовлетворяют их любознательность;
— наиболее полно отвечают научным и культурным интересам и запросам учащихся;
— создают эмоциональное отношение к учебной информации;
— усиливают интерес к учебе путем применения оригинальных, новых конструкций, технологий, машин, приборов;
— делают доступным для учащихся такой материал, который без них недоступен;
— активизируют познавательную деятельность, способствуют сознательному усвоению материала, развитию мышления, пространственного воображения, наблюдательности;
— являются средством повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний;
— иллюстрируют связь теории с практикой;
— создают условия для использования наиболее эффективных форм и методов обучения, реализации основных принципов целостного педагогического процесса и правил обучения (от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному);
— экономят учебное время, энергию преподавателя и учащихся за счет, уплотнения учебной информации и ускорения темпа путем переложения на технику тех функций, которые она выполняет качественнее, чем учитель.
Экспериментально доказано, что даже простой фильмоскоп экономит 25 минут двухчасового занятия, кодоскоп (графопроектор) — до 30— 40% времени, отведенного на объяснение нового материала, а технические операции по воспроизведению графиков, таблиц, формул — 15—20% учебного времени.
Выделим основные дидактические особенности технических средств обучения:
— информационная насыщенность;
— возможность преодолевать существующие временные и пространственные границы;
— возможность глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений и процессов;
— показ изучаемых явлений в развитии, динамике;
— реальность отображения действительности;
— выразительность, богатство изобразительных приемов, эмоциональная насыщенность.
В англоязычных источниках технические средства обучения называют аудиовизуальными средствами, которые делятся на жесткие (hardware) и мягкие (software). К жестким относятся магнитофоны, проекторы, телевизоры, компьютеры, к мягким — носители информации: грампластинки, магнитная лента, магнитные и оптические диски, слайды, кинофильмы.
- Классификация технических средств обучения
В силу разнообразия их устройства, функциональных возможностей, способов предъявления информации классифицировать технические средства обучения довольно сложно.
Перечислим основные классификации:
1) по функциональному назначению (характеру решаемых учебно-воспитательных задач);
2) принципу устройства и работы;
3) роду обучения;
4) логике работы;
5) характеру воздействия на органы чувств;
6) характеру предъявления информации.
По функциональному назначению их подразделяют на технические средства передачи учебной информации, контроля знаний, тренажерные, обучения и самообучения, вспомогательные. Кроме того, существуют комбинированные технические средства, совмещающие функции различного назначения.
Технические средства передачи информации: диапроекторы, графопроекторы (оверхеды), эпипроекторы, магнитофоны, радиоустановки, музыкальные центры (аудиосистемы), проигрыватели, радиоузлы, кинопроекторы и киноустановки, телевизоры, видеомагнитофоны, компьютеры и т.п. Отличительной особенностью всех этих устройств является преобразование информации, записанной на том или ином носителе, в удобную для восприятия форму.
Технические средства контроля объединяют всевозможные технические устройства и комплексы, позволяющие по определенной программе и заданным критериям с той или иной степенью достоверности оценивать степень усвоения учебного материала. Контролирующие средства бывают индивидуальными и групповыми. Они отличаются типом обучающих программ и методом ввода ответа учащихся. По степени сложности контроля знаний они варьируются от простых карт, кассет и билетов автоматизированного контроля до специальных компьютерных программ. Однако применение этих устройств, как показала практика, целесообразно лишь в узких пределах и не может заменить непосредственные контакты учителя с учащимися во время анализа и оценки результатов их работы.
Технические средства обучения и самообучения обеспечивают предъявление учебной информации обучаемым по определенным программам, заложенным в технические устройства, и самоконтроль усвоения знаний. Такие программы подают учебный материал небольшими дозами, после каждой следует контрольный вопрос. Скорость усвоения материала устанавливается в зависимости от индивидуальных возможностей, потребностей и способностей обучаемого. Обучающие программы бывают линейные, разветвленные и комбинированные. Линейные программы не зависят от правильности ответа по каждой порции материала. Разветвленные программы дают возможность продвигаться по ним только при условии правильного ответа. Если ответ ошибочный, обучаемый возвращается программой к предыдущему материалу до тех пор, пока не будут ликвидированы возникшие пробелы в знаниях и не получены правильные ответы при каждом проверяющем вопросе. Комбинированные программы, как ясно из их названия, сочетают оба варианта.
Тренажерные технические средства — специализированные учебно-тренировочные устройства, которые предназначены для формирования первоначальных умений и навыков. Тренажеры применяются на основе специально разработанных программ действий, составленных с учетом процесса моделирования осваиваемой деятельности. Они особенно широко используются в процессе обучения техническим специальностям.
Вспомогательные технические средства объединяют средства малой автоматизации (механизации) и аппараты для вспомогательных целей: движущиеся ленточные классные доски, устройства для перемещения карт, плакатов; для дистанционного управления комплексами технических средств и затемнения предметных кабинетов; радиомикрофоны, микрофонная проводная техника, усилители, полиэкраны, плазменные панели, электронные доски, световые и электронные таблицы, устройства для переплета и ламинирования, видеокамеры, диктофоны, копировальные аппараты и т.п.
К комбинированным техническим средствам (универсальным), выполняющим несколько функций, относятся лингафонные устройства, замкнутые учебные телевизионные и компьютерные системы.
По принципу устройства и работы они бывают механическими, электромеханическими, оптическими, звукотехническими, электронными и комбинированными.
По логике работы они могут быть с линейной программой работы, т.е. не зависеть от обратной связи, и с разветвленной программой, обеспечивающей различные режимы работы в зависимости от качества и объема обратной связи.
По характеру воздействия на органы чувств их разделяют на визуальные, аудиосредства и аудиовизуальные технические средства.
По характеру предъявления информации технические средства обучения делятся на экранные, звуковые и экранно-звуковые.
К техническим средствам обучения предъявляют разносторонние требования: функциональные, педагогические, эргономические, эстетические, экономические.
Функциональные — способность аппаратуры обеспечивать необходимые режимы работы (громкость и качество звучания; вместимость кассет аудиовизуальных средств, достаточная для проведения занятия с минимумом перезарядок; универсальность прибора).
Педагогические — соответствие возможностей технического средства тем формам и методам учебно-воспитательного процесса, которые согласуются с современными требованиями.
Эргономические — удобство и безопасность эксплуатации; минимальное количество операций при подготовке и работе с аппаратом; уровень шума; удобство осмотра, ремонта, транспортирования.
Эстетические — гармония формы (наглядное выражение назначения, масштаб, соразмерность); целостность композиции, товарный вид.
Экономические — относительно невысокая стоимость при высоком качестве и долговечности технических средств.
Таким образом, можно сделать вывод, что технические средства обучения могут использоваться с любой дидактической целью на любом этапе процесса усвоения знаний. На этапе восприятия сигналы, воспринимаемые через органы чувств, подвергаются логической обработке, попадают в сферу абстрактного мышления. В итоге чувственные образы включаются в суждения и умозаключения. Более полное использование зрительных и слуховых анализаторов создает в этом случае основу для успешного протекания следующего этапа процесса познания — осмысления. Кроме того, в этом случае применение технических средств оказывает воздействие на формирование и усвоение понятий, доказательность и обоснованность суждений и умозаключений, установление причинно-следственных связей и т.д. Объясняется это тем, что аудиовизуальные пособия влияют на создание условий, необходимых для процесса мышления, лежащего в основе осмысливания.
В запоминании как логическом завершении процесса усвоения технические средства также играют большую роль. Они способствуют закреплению полученных знаний, создавая яркие опорные моменты, помогают запечатлеть логическую нить материала, систематизировать изученный материал.
Велико значение технических средств и на этапе применения знаний. Уже говорилось, что существуют специальные тренажеры, компьютерные программы, направленные на выработку умений и навыков, специальное использование для этих целей статических и звуковых средств.
Каждым учителем должно учитываться эмоциональное воздействие технических средств. Если ему важно сконцентрировать внимание учащихся на содержании предлагаемого материала, то сила эмоционального воздействия вызывает интерес и положительный эмоциональный настрой на восприятие, но избыток эмоциональности затруднит усвоение и осмысление основного материала. Если используемый материал должен вызвать определенные чувства и переживания (на уроках чтения и литературы, истории, на воспитательных занятиях и др.), решающим оказывается именно эмоциональный потенциал используемого средства. Цвет, умеренное музыкальное сопровождение, четкий и продуманный дикторский или учительский комментарий имеют большое значение при восприятии любых технических средств и новых информационных технологий обучения, что не исключает использования только наглядной или только звуковой передачи информации в зависимости от задач урока, содержания материала, возраста, имеющегося у детей опыта и т. п.
Одной из актуальнейших и сложнейших проблем в учебно-воспитательном взаимодействии воспитателя и воспитанника является привлечение и сохранение детского внимания на протяжении всего урока или воспитательного занятия. К.Д. Ушинский считал внимание ученика чрезвычайно важным фактором, способствующим успешности воспитания и обучения. По его мнению, каждый воспитатель должен быть в состоянии обратить внимание ученика на желаемый предмет. Технические средства обучения обладают значительными возможностями для привлечения и удержания детского внимания.
Используя их, необходимо учитывать психологические особенности внимания. Сосредоточенность — удержание внимания на одном объекте. Устойчивость внимания, которая даже при активной работе с изучаемым объектом может сохраняться у детей 15—20 минут, а потом требуются его переключение, краткий отдых. Объем внимания — количество объектов, символов, воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью, что в норме составляет 7±2. Распределение внимания — одновременное внимание к нескольким объектам и одновременное полное их восприятие. У детей оно как раз не очень развито, поэтому часто в подготовке экранных пособий используют принцип «фон и фигура», когда изучаемый объект выделяется крупнее всего, что изображено на экране, чтобы усилить внимание именно к нему, так как на общем фоне ученик не охватывает многие его необходимые характеристики. Переключение — перемещение внимания с одного объекта на другой. При демонстрации наглядных пособий в виде карт, плакатов и т.п. управлять направленностью внимания всех учеников класса сложно. Технические средства позволяют давать информацию в нужной последовательности и в нужных пропорциях, акцентируя внимание на тех частях объекта, которые в данный момент являются предметом обсуждения. Такое организованное управление вниманием школьников способствует формированию у них важнейшего общеучебного умения — умения наблюдать.
Технические средства обучения помогают развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать, делать выводы, поскольку различные формы наглядности позволяют дать разные ракурсы изучаемых объектов, довести до логического конца неправильные рассуждения ученика, что является чрезвычайно убедительным, но не всегда достигается словом учителя. Практически и традиционные, и современные технические средства обучения и воспитания обладают возможностями развития творческих способностей учащихся и усвоения ими знаний на высоком уровне осмысления и интерпретации. Они позволяют широко использовать различные пособия, в которых школьники в процессе усвоения информации или ее закрепления и обобщения могут что-либо дописывать, дорисовывать, заполнять, а также составлять учебные пособия самостоятельно и защищать их на уроках. Учащиеся с помощью технических средств способны формулировать свои вопросы, запросить у компьютера помощь, определять оптимальный для себя темп изучения материала и возвращаться к пройденному столько раз и в таком объеме, сколько им нужно.
Типичные педагогические ошибки, снижающие эффективность применения технических средств, в основном, сводятся к следующим характеристикам:
— недостаточная методическая подготовленность учителя;
— неправильное определение дидактической роли и места аудиовизуальных пособий на уроках, несоответствие выразительных возможностей аудиовизуальных средств их дидактической значимости;
— бесплановость, случайность применения;
— перегруженность урока или воспитательного занятия техническими средствами, превращение их в зрительно-звуковую, литературно-музыкальную композицию.
Средства наглядности, демонстрируемые с помощью технических устройств, могут служить основой для самостоятельной работы учащихся, что позволяет:
— научить работать с различными источниками информации;
— разнообразить формы самостоятельной работы;
— научить самоконтролю и самокорректированию познавательной деятельности.
Из вышесказанного вытекает, что технические средства обучения имеют четкое целевое назначение в учебно-воспитательном процессе, определяемое прежде всего их содержанием (литературным, историческим, биологическим, географическим и т.д.), характером и сложностью материала, которые определяют возрастные рамки их применения, местом в процессе обучения или воспитания (подготовить к восприятию нового, передать новую информацию, проиллюстрировать, способствовать выработке общих представлений или системы понятий и суждений, закрепить, обобщить или проверить уровень усвоения полученных знаний или вырабатываемых умений и навыков).
- Компьютерные технологии в процессе обучения и воспитания
Персональный компьютер — это универсальное обучающее средство. Он с успехом может быть использован на самых различных по содержанию и организации учебных и внеклассных занятиях. При этом он хорошо вписывается в рамки традиционного обучения с широким использованием всего арсенала средств обучения. Компьютер может способствовать активному включению учащегося в учебный процесс, поддерживать интерес, помогать пониманию и запоминанию учебного материала. Кроме того, вся современная проекционная аппаратура является мультимедийной (многофункциональной). Многие ее модели сопряжены с компьютерами, которые тоже представляют собой мультимедийное устройство. Термин «медиа» происходит от латинского слова media, переводимого как «среда, или носитель информации». Мультимедиа означает возможность работы с информацией в различных видах, а не только в цифровом, как у обычных компьютеров. Прежде всего, здесь имеется в виду звуковая и видеоинформация. Мультимедиа компьютеры — компьютеры с совокупностью программных и аппаратных средств, позволяющие воспроизводить звуковую (музыка, речь и др.), а также видеоинформацию (видеоролики, анимационные фильмы и др.).
На экране компьютера можно создать любой несложный учебный материал и тут же размножить его на принтере и раздать детям, например, для индивидуальной работы в классе или как индивидуализированные домашние задания. Видеокамеру можно направить на любой объект: предметы, иллюстрации, даже некрупные живые объекты. Например, школьная тетрадь с выполненной работой тут же появится на экране демонстрационного телевизора, и учитель может показать любые ошибки, образцы выполнения тех или иных заданий и т.п. Все, что видят на экране своего телевизора учащиеся, одновременно видит и учитель. Это позволяет использовать всю аппаратуру не сходя с места. Аппаратура должна быть установлена таким образом, чтобы, работая с ней, учитель имел возможность видеть весь класс. К системе имеющихся аппаратов можно подсоединять любые мультимедийные средства, что делает возможности их использования неограниченными.
Во многих школах создаются медиатеки — информационные центры, содержащие помимо печатной продукции аудио- и видеокниги (альбомы с оптическими дисками), компьютерные программы на флоппи- и минидисках..
Возможности применения компьютера очень широки: от справочной системы до средства моделирования ситуаций и деятельности в виртуальном мире.
Выделим основные задачи применения компьютера в обучении:
— обеспечение обратной связи в процессе обучения;
— обеспечение индивидуализации учебного процесса;
— повышение наглядности учебного процесса;
— поиск информации из самых широких источников;
— моделирование изучаемых процессов или явлений;
— организация коллективной и групповой работы.
Приведем основные аспекты, о которых надо помнить при анализе обучающей компьютерной программы и ее применении:
психологический — как повлияет данная программа на мотивацию учения, отношение к предмету, повысит или снизит интерес к нему» не возникнет ли у учащихся неверие в свои силы из-за трудных, непонятно сформулированных или нетрадиционных требований, предъявляемых машиной;
педагогический — насколько программа отвечает общей направленности школьного курса и способствует выработке у учащихся правильных представлений об окружающем мире;
методический — способствует ли программа лучшему усвоению материала, оправдан ли выбор предлагаемых ученику заданий, правильно ли методически подается материал;
организационный — рационально ли спланированы уроки с применением компьютера и новых информационных технологий, достаточно ли предоставляется ученикам машинного времени для выполнения самостоятельных работ.
Следует помнить, что компьютеры в обучении надо использовать только тогда, когда они обеспечивают получение знаний, которые невозможно или достаточно сложно получить при бескомпьютерных технологиях. Очень важно построить обучение таким образом, чтобы ученик понимал, что задачу решает он, а не машина, что только он несет ответственность за последствия принятого решения. Школьники теряют интерес к работе, если в конце урока уничтожаются плоды их труда, поэтому необходимо использовать выполненную ими работу на уроках при создании программных продуктов или разработке методических материалов.
Очень важны в учебном процессе программные средства без однозначной логики действий, жестких предписаний, предоставляющие ученику свободу выбора того или иного способа изучения материала, рационального уровня сложности, самостоятельного определения формы помощи при возникновении затруднений.
Из различных видов технических средств обучения, применяемых до настоящего времени, только компьютер решает такие задачи, как:
— адаптивность учебного материала (в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся);
— многотерминальность (одновременная работа группы пользователей);
— интерактивность (взаимодействие технических средств обучения (ТСО) и учащегося, имитирующее в известной степени естественное общение);
— подконтрольность индивидуальной работы учащихся во внеаудиторное время.
Компьютеры способны решать те же методические задачи, что и Традиционные технические средства обучения. Но в условиях компьютерного обучения задействована более мощная, совершенная и быстродействующая техника. Компьютер осуществляет обучение в диалоговом (техническое средство — учащийся) режиме. Его учебные материалы (учебные компьютерные программы) способны полнее и глубже адаптироваться к индивидуальным особенностям учащихся.
Выбор способа использования компьютера прямо зависит от дидактической задачи.
Обучающие компьютерные программы по целям и задачам делятся на иллюстрирующие, консультирующие, программы-тренажеры, программы обучающего контроля, операционные среды.
Одни из них предназначены для закрепления знаний и умений, другие ориентированы на усвоение новых понятий. Есть обучающие программы, которые позволяют учащимся стать непосредственными участниками открытий, композиторами или художниками.
Программы проблемного обучения обладают большими возможностями. В трудовом и профессиональном обучении особенно полезны программы, моделирующие и анализирующие конкретные ситуации, так как они способствуют развитию умения принимать решения в различных обстоятельствах.
Учебные игровые программы помогают формированию мотивации учения, стимулируют инициативу и творческое мышление, развивают умение совместно действовать, подчинять свои интересы общим целям. Игра позволяет выйти за рамки определенного учебного предмета, побуждая учащихся к приобретению знаний в смежных областях и практической деятельности.
В одной программе может соединяться несколько режимов (обучения, тренировки, контроля). В режиме обучения программа выводит на экран дисплея учебную информацию, задает вопрос на понимание предложенной информации. Если ответ неверен, компьютер или подсказывает, как найти правильный ответ, или дает ответ и задает новый вопрос.
В режиме тренажера выводятся только тексты вопросов, при ошибочном ответе дается комментарий — результаты ответов не запоминаются, время их обдумывания не ограничивается.
В режиме контроля варианты заданий подбираются компьютером, время обдумывания ограничивается, результаты ответов фиксируются, при ошибке дается правильный ответ и комментарий. По окончании выводится список тем, по которым была допущена ошибка и которые стоит повторить, ставится отметка.
Компьютер в учебном процессе выполняет несколько функций: является средством общения, создания проблемных ситуаций, партнером, инструментом, источником информации, контролирует действия ученика и предоставляет ему новые познавательные возможности.
Способы использования компьютера в качестве средства обучения различны: это работа всем классом, группами и индивидуальная работа. Это обусловлено не только наличием или нехваткой достаточного количества аппаратных средств, но и дидактическими целями. Если в классе имеется только компьютер учителя или если учитель ставит перед собой задачу организации коллективной работы по поиску решения задач, постановки проблемы и т.д., он работает с классом на основе своего компьютера. Такой подход в ряде случаев оказывается даже более продуктивным, чем индивидуальное общение учащихся с компьютером.
Графические возможности компьютера находят широкое применение в процессе обучения и воспитания. Компьютерные изображения и мультипликация используются в кинофильмах, телешоу, рекламе, играх. Машинная графика не ограничена в своих возможностях: объекты графики могут появляться и исчезать, менять цвета, направление движения, превращаться в другие объекты и т.п. На экране легко смоделировать любой объект и подвергнуть испытаниям на реальное функционирование. С помощью графических программ вычерчиваются таблицы, графики, диаграммы и др. С появлением возможности транслировать через компьютер видеоинформацию программно-методические средства стали включать фрагменты документальных и художественных фильмов, музыкальные фрагменты. Существуют разнообразные моделирующие программы. На уроках и во внеурочное время на компьютерах можно создавать разнообразные познавательные игры. Возможно слежение за событиями через международные серверы.
Однако эти потрясающие воображение возможности компьютерных технологий не снижают роли учителя. Все программы разработаны с обязательным активным участием педагогов, что предопределяет их опосредованное влияние даже в случае самостоятельной работы учащегося с компьютером. При работе школьника с компьютером участие учителя необходимо и непосредственно. Именно он решает, исходя из индивидуальных особенностей ученика, какого характера программы более целесообразно использовать на том или ином этапе обучения, определяет педагогические и психолого-методические аспекты взаимодействия ученика с компьютером.
Телепроекты, телеконференции, дистанционное обучение — виды компьютерных телекоммуникаций, получающие широкое распространение в учебно-воспитательном процессе. Самой известной и наиболее емкой телекоммуникационной сетью является Интернет — Всемирная паутина.
Учебный телекоммуникационный проект — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности (Е.С, Полат).
Телеконференция — обмен мнениями с помощью электронных писем по поводу тех или иных тем, проводимый с привлечением одного или нескольких средств телекоммуникации (телефона, телевидения, видеотелефона, компьютерной телекоммуникации и т.п.).
Дистанционная форма обучения — получение образования без посещения учебного заведения с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникации. Дистанционное обучение — это заочное образование, самообразование и самообучение, заочное повышение квалификации и переподготовка, общедоступное «открытое» обучение.
Компьютер, мультимедийная и вспомогательная техническая аппаратура могут быть использованы для организации в школе своего издательства, создания электронной библиотеки, культурно-информационного центра. Формами внеклассной работы на основе техники могут стать кружки или клубные объединения по информатике и информационным технологиям, фото- и кинокружки. Современная мультимедийная аппаратура может широко использоваться при проведении любых массовых мероприятий в школе — от лекций с демонстрациями до театральных зрелищ и фестивалей, кинопоказов и дискотек.
Компьютер как техническое средство может использоваться на занятиях по всем учебным предметам и во всех возрастных группах обучаемых.
Заключение
Современные информационные технологии в используемых технических средствах и наглядных пособиях выполняют целый ряд условий, которые целесообразно учитывать в образовательном процессе:
— организация восприятия наглядного пособия, способствующая максимальному восприятию учащимся заложенной в нем информации;
— создание условий для перехода мысли ученика от наглядного пособия, технических средств и современных информационных технологий к оригиналу, умелого управления мыслительной деятельностью учащихся;
— умение связывать формируемые чувственные образы с выполнением учебной задачи.
Одной из актуальнейших и сложнейших проблем в учебно-воспитательном взаимодействии воспитателя (учитель) и воспитанника (ученика) является привлечение и сохранение детского внимания на протяжении всего урока или воспитательного занятия. Каждый воспитатель (учитель) должен быть в состоянии обратить внимание ученика на желаемый предмет. Технические средства обучения обладают значительными возможностями для привлечения и удержания детского внимания.
Используя их, необходимо учитывать психологические особенности внимания.
Поэтому, ко всем наглядным и техническим средствам и их использованию в учебно-воспитательном процессе предъявляются определенные требования:
— точное соответствие реальному объекту или явлению;
— ясное осознание учителем цели, времени и места введения наглядности;
— эстетическое оформление наглядного средства;
— адекватность объекта или его изображения стоящей учебной задаче;
— мера в использовании на одном уроке (занятии);
— при использовании нескольких наглядных средств на одном занятии они должны предъявляться по мере необходимости, будучи закрытыми для восприятия до момента использования;
— наглядный объект не должен содержать ничего лишнего, чтобы не создавать побочных ассоциаций у учащихся;
— учет возраста, уровня развития и обученности учащихся.
Из вышесказанного вытекает, что технические средства обучения имеют четкое целевое назначение в учебно-воспитательном процессе, определяемое прежде всего их содержанием (литературным, историческим, биологическим, географическим и т.д.), характером и сложностью материала, которые определяют возрастные рамки их применения, местом в процессе обучения или воспитания (подготовить к восприятию нового, передать новую информацию, проиллюстрировать, способствовать выработке общих представлений или системы понятий и суждений, закрепить, обобщить или проверить уровень усвоения полученных знаний или вырабатываемых умений и навыков).
Следует помнить, что современные информационные технологии в образовательном процессе надо использовать только тогда, когда они обеспечивают получение знаний, которые невозможно или достаточно сложно получить при бескомпьютерных технологиях. Очень важно построить обучение таким образом, чтобы ученик понимал, что задачу решает он, а не машина, что только он несет ответственность за последствия принятого решения. Школьники теряют интерес к работе, если в конце урока уничтожаются плоды их труда, поэтому необходимо использовать выполненную ими работу на уроках при создании программных продуктов или разработке методических материалов.
Очень важны в учебном процессе программные средства без однозначной логики действий, жестких предписаний, предоставляющие ученику свободу выбора того или иного способа изучения материала, рационального уровня сложности, самостоятельного определения формы помощи при возникновении затруднений.
Таким образом, техническое средство как компьютер на базе современных информационных технологий может и должен использоваться на занятиях по всем учебным предметам и во всех возрастных группах обучаемых.
Процесс информатизации современного общества обусловил необходимость разработки новой модели системы образования, основанной на применении современных информационно-коммуникационных технологий.
Существует множество программ, электронных учебников, сайтов, публикаций, написанных и разработанных для учителей и учителями. Огромное количество всевозможных курсов по информационным технологиям предлагают свои услуги педагогам. В школу поставляется новое оборудование (компьютеры, проекторы, интерактивные доски). Но, к сожалению, приходится признать, что не все учителя могут и работают на этом оборудовании. Поэтому существуют готовые программы, с которыми может работать любой учитель, не зависимо от уровня его компьютерной грамотности. На уроках математики я использую следующие электронные ресурсы:
- Программа «Живая математика»
- «Открытая математика», издательство ФИЗИКОН
- «Математика. 5 класс» тренажер к учебнику Виленкина, Жохова, Чеснокова, Шварцбурга, издательство Букасофт
- «Я умею строить графики». Интерактивный тренажер. 1С – образовательная коллекция.
- «Я изучаю дроби». Интерактивный тренажер. 1С – образовательная коллекция.
- «Вероятность и статистика», издательство Дрофа.
- «Алгебра – 9». Электронное приложение к учебнику Алимова, Колягина, Сидорова, издательство Просвещение.
- Виртуальный наставник «Алгебра», «Геометрия» издательство Букасофт
- Уроки геометрии, виртуальная школа Кирилла и Мефодия.
Используемая литература
- История педагогики и образования: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / по ред. З.И. Васильева/. – М.: ИЦ «Академия», 2011 г. – 432 с.
- Материалы научно-практических конференций. Санкт-Петербург. (Информатика и ИТ в образовании)
Электронные книги и обучение в Интернет
Автор:Владимир Ткаченко Источник: http://www.lessons-tva.info/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение информационных технологий в образовательном процессе как инновационная деятельность учителя специальных (коррекционных) классов
Работа посвящена проблеме современной педагогической инновационной деятельности учителя. Она содержит возможности использования информационных технологий на уроках в специальных (коррекционных) класса...
Использование современных педагогических и информационных технологий в образовательном процессе для активизации творческого потенциала учащихся
В педагогике неизбежно возникают вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как учить результативно?”.Обучение превращается в подобие некоего техноло...
Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе. Информационно-коммуникационные технологии.
Представлен опыт проведения занятия по теме "Лоскутное шитье" с использованием сквозной презентации....
Использование современных педагогических и информационных технологий в образовательном процессе для активизации творческого потенциала учащихся.
Из выступления на педагогическом совете от 17 ноября 2014 года.В педагогике неизбежно возникают вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как учить ...
Современные информационные технологии в образовательном процессе. Достоинства, недостатки и возможности применять их.
Применение информационных технологий на различных этапах урока. Достоиства и недостатки информационных технологий....
«Использование современных инновационных технологий в образовательном процессе с детьми с ОВЗ: личностно – ориентированное обучение; здоровьесберегающие технологии»
Выступление на методическом объединении воспитателей....
Доклад на конференции Эффективное использование современных информационных технологий, электронно-образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы в современной школе.
Методика преподавания русского языка и литературы с использованием компьютера как технического средства обучения позволяет интенсифицировать процесс обучения. А именно:- повысить темп урока;- увеличит...