"Конфликты и пути их решения."
консультация (6 класс)

Кулдышева Елена Ивановна

Рассматриваются пути решения конфликтов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konflikty_i_puti_ih_resheniya.docx21.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конфликты и пути их решения. Виды поведения в конфликтах.

Разгневан - потерпи, немного охладев,

Рассудку уступи, смени на милость гнев.

Разбить любой рубин недолго и несложно,

Но вновь соединить осколки невозможно.

(Саади, великий персидский писатель и мыслитель)

Конфликт - взаимные враждебные действия. Мягче - враждебное отношение. Враждебные действия не обязательно должны быть намеренными - конфликты нередко начинают с конфликтогенов, которые люди допускают без всякого злого умысла. Разрастаясь, от случайных ударов конфликт нередко разрастается в протест, ссору, вражду, отсутствие контактов, а в более серьезных случаях и в войну...

Конфликты и конфликтные ситуации изучает конфликтология.

Не торопитесь видеть конфликт там, где его еще нет. Конфликтное поведение одного человека - еще не конфликт. Объективно конфликтная ситуация - сильная предпосылка конфликта, но конфликт в этой ситуации может и не состояться.

Межличностные конфликты часто провоцируются чувствами и эмоциями, но пока не было враждебных действий, конфликта еще нет.

Есть ситуации, провоцирующие людей на конфликт; тем не менее, возникновение (или не возникновение) конфликта во многом зависит от человеческого фактора. Есть люди, которые как будто притягивают к себе конфликты, а есть такие, вокруг которых конфликты редкость. Чтобы реже попадать в конфликт, обходите ненужные вам конфликтные ситуации, не связывайтесь с ненадежными или конфликтными людьми, учитывайте эмоциональное состояние свое и окружающих, заботьтесь о том, чтобы не провоцировать конфликты своим собственным поведением и стилем общения.

Конфликты - естественная часть человеческой жизни: люди конфликтовать любят, в конфликтах люди крепчают, без конфликтов просто мало кто умеет жить. С другой стороны, цивилизованные люди хотят жить без ненужных конфликтов и имеют на это право. Там, где можно договориться, лучше договориться, а не конфликтовать. Мудрые люди учатся ненужные конфликты предупреждать, а начавшиеся - гасить.

Виды конфликтов

Есть конфликты, в которых участвуем мы сами, и есть конфликты людей вокруг нас. Основные типы конфликтов:

  • конфликт опасности
  • конфликт препятствия
  • конфликт власти
  • конфликт статуса

По причинам, вызывающим конфликты, выделяют:

  • конфликты интересов
  • конфликты по недоразумению
  • конфликты из-за конфликтного поведения сторон
  • конфликт из-за конфликтной личности

По областям выделяют конфликты:

  • межличностные
  • внутриличностные
  • хозяйственные
  • межгосударственные

По способу протекания различают конфликты:

  • дикие
  • цивилизованные

Всегда ли плохи конфликты? Распространено мнение, что конфликты - это всегда плохо. В целом это скорее так, но жизнь всегда сложнее простых ответов. В конфликтах есть не только очевидные минусы, но и иногда нужные плюсы. Конфликт вреден тем, кто не умеет вести себя в конфликте, и бывает полезен в руках подготовленных людей.

Как себя вести в этой ситуации разумному и порядочному человеку? Обычная схема поведения, решающего конфликт цивилизованным образом, состоит из следующих друг за другом этапов: реагируем по-доброму, переходим к предупреждению, проводим управляемый конфликт. При правильном поведении конфликт удается погасить еще на начальных стадиях, тогда ни предупреждение, ни управляемый конфликт оказываются не нужны.

Ввязываться ли в конфликты вокруг нас? Иногда это наша обязанность: например, защитить слабого или остановить наглого. Можешь прекратить ссору или драку - прекрати. Если ты мудрый и сильный, тем более если дело происходит на твоей территории - наведи порядок, научи и приучи людей жить по-доброму, по-человечески. Однако если дело происходит на чужой территории, то мудрые люди помнят, что конфликт провоцируется чаще двумя сторонами, и лишний раз в чужой конфликт стараются не влезать.

Если вы хотите (или обязаны) разрешить происшедший между кем-то конфликт, нужно устранить его причины и создать условия для мирного и конструктивного взаимодействия. Разрешение конфликта может идти по достаточно разным направлениям, учитывающим разнообразие причин конфликта.

Если можно устранить предмет конфликта, снять объективный раздражитель, порождающий конфликт - устраните. Не надо заниматься психологией там, где можно решить вопрос деловым образом.

По возможности выведите из ситуации конфликтных людей, провентилируйте эмоции, снимите конфликтное поведение и конфликтное общение участников. Если нужно - сделайте это административным образом.

Если причина в конфликте интересов, либо в тех или иных разногласиях - переводите конфликт в оперативные переговоры. Как конфликт перевести в переговоры и если дело в недоразумении либо негативном восприятии происходящего, попробуйте изменить видение конфликтной ситуации.

Виды и способы поведения в конфликте

Психолог К. Томас классифицировал все способы поведения в конфликте по двум критериям: стремление человека отстаивать собственные интересы (напористость) и стремление человека учитывать интересы другого человека (кооперация).

На основании этих критериев К. Томас выделил пять основных способов поведения в конфликтной ситуации:

  • Соревнование
  • Приспособление
  • Компромисс
  • Избегание
  • Сотрудничество

Каждый из этих способов поведения имеет свои плюсы и минусы, может соответствовать одной жизненной ситуации, но быть абсолютно неподходящим для других. Рассмотрим эти способы подробнее.

Соревнование – такой вид поведения в конфликте, в котором человек стремиться добиться удовлетворения своих интересов в ущерб интересам другого. Человек, который следует этой стратегии, уверен, что выйти победителем из конфликта может только один участник и победа одного участника неизбежно означает поражение второго. Такой человек будет настаивать на своем во, чтобы то ни стало, а позицию другого человека не будет принимать во внимания. В длительных отношениях возможны лишь элементы соревнования, при условии, что оно проводится честно и по заранее определенным правилам и его результаты не окажут сильного влияния на отношения между его участниками. В этом случае соревнование, может помочь оживить обстановку и заставить людей более активно добиваться своих целей.

Приспособление – это такой способ поведения участника конфликта, при котором он готов поступиться своими интересами и уступить другому человеку ради того, чтобы избежать противостояния. Такую позицию могут занимать люди с низкой самооценкой, которые считают, что их цели и интересы не должны приниматься во внимание.

Избегание. Часто люди стараются избежать обсуждения конфликтных вопросов и отложить принятие сложного решения «на потом». В этом случае человек не отстаивает собственные интересы, но при этом не учитывает и интересы других. Но в долгосрочных отношениях важно открыто обсуждать все спорные вопросы, а избегание существующих трудностей приводит только к накоплению неудовлетворенности и напряжения.

Компромисс - это частичное удовлетворение интересов обеих сторон конфликта.

Сотрудничество. При выборе этой стратегии участник стремиться разрешить конфликт таким образом, чтобы в выигрыше оказались все. Он не просто учитывает позицию другого участника, но и стремиться добиться, чтобы другая сторона тоже была бы удовлетворена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час в 5 классе « Конфликт и пути его решения»

Цель: 1.      Развитие коммуникативных способностей школьников, умение общаться в группах, коллективе.2.      Формирование благоприятной психоло...

Комбинированный урок по теме "Конфликты и пути их решения"

Комбинированный урок "Конфликты и пути их решения" предназначен для учащихся 8-х классов....

Конфликты и пути их решения.

Статья "Конфликты и пути их решения" "...

Классный час "Конфликт и пути его решения"

Подробный сценарий (с презентацией) классного часа для учащихся 8-10 классов....

Классный час "Конфликт и пути его решения"

Подробный сценарий (с презентацией) классного часа для учащихся 8-10 классов....

«Конфликты и пути их решения».

Цель: формирование бесконфликтных отношений в классе через воспитание уважительного отношения друг к другу.Задачи:1.      Создание условий для формирования у учащихся чув...