Программа внеурочной деятельности по математике 10 класс
рабочая программа по математике (10 класс)
Программа внеурочной деятельности по математике 10 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_vneurochnoy_deyatelnosti_10_klass.docx | 45.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7» города Когалыма
(МАОУ СОШ № 7)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности по математике
КЛУБ « ИНТЕЛЛЕКТУАЛ»
для обучающихся 10 классов
Вид деятельности: практикум по решению задач
Уровень обучения/класс: 10И (профиль)
Срок реализации: 1 год
Количество часов: 68
Учитель: Рыжова А.А.,
высшая квалификационная категория
Когалым
2022-2023 учебный год
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по математике КЛУБ «Интеллектуал» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
Программа реализуется 1 год, в объеме 68 часов и предназначена для учащихся 10 классов технологического и социально-экономического профиля, изучающих математику на углубленном уровне.
Цель изучения курса - формирование всесторонне развитой личности, умеющей ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать результаты своего труда, применять математические знания в жизни.
Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается знаниями по ранее изученным темам. Предполагаемая методика изучения и структура программы позволяют наиболее эффективно организовать учебный процесс, в том числе и обобщающее повторение учебного материала. В процессе занятий вводятся новые методы решения, но вместе с тем повторяются, углубляются и закрепляются знания, полученные ранее, развиваются умения применять эти знания на практике в процессе самостоятельной работы.
Программа содержит все необходимые разделы и соответствует современным требованиям, предъявляемым к программам внеурочной деятельности.
Изучение данной программы позволит учащимся лучше ориентироваться в различных ситуациях. Данный курс рассчитан на освоение некоторых тем по математике на повышенном уровне, причем содержание задач носит практический характер и связан с применением математики в различных сферах нашей жизни. Курс ориентирован на удовлетворение любознательности старшеклассников, развивает умения и навыки решения задач, необходимые для продолжения образования, повышает математическую культуру, способствует развитию творческого потенциала личности.
Занятия проводится на каникулах. Курс реализуется в виде сессий:
осенняя- 29.10.22-04.11.2022 (24 часа)
зимняя- 26.12.2022-29.12.2022 (20 часов)
весенняя- 27.03.2022- 31.03.2022 (24 часа)
Цель курса:
- формирование всесторонне образованной и инициативной личности;
- обучение деятельности — умение ставить цели, организовать свою деятельность, оценить результаты своего труда;
- формирование личностных качеств: воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности;
- обогащение регуляторного и коммуникативного опыта: рефлексии собственных действий, самоконтроля результатов своего труда.
Задачи:
- создание условий для реализации математических и коммуникативных способностей подростков в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;
- формирование у подростков навыков применения математических знаний для решения различных жизненных задач;
- расширение представления подростков о школе, как о месте реализации собственных замыслов и проектов;
- развитие математической культуры школьников при активном применении математической речи и доказательной риторики.
- создать условия для усвоения обучающимися наиболее общих приемов и способов решения задач;
- создать условия для развития умений самостоятельно анализировать и решать задачи по образцу и в незнакомой ситуации;
- создать условия для формирования и развития у старшеклассников аналитического и логического мышления при проектировании решения задачи;
- продолжить формирование опыта творческой деятельности учащихся через исследовательскую деятельность при решении нестандартных задач;
- создать условия для развития коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы и т.д.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности по математике.
Программа внеурочной деятельности по математике направлена на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов обучения
Личностных:
1)готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений;
2)готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
3)развитие логического мышления, пространственного воображения, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также для последующего обучения в высшей школе;
4)сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми и младшими в образовательной, общественно – полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности.
Метапредметных: освоение способов деятельности
познавательные:
1)овладение навыками познавательной, учебно – исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
2)самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
3)творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказаться от образца, искать оригинальное решение.
Коммуникативные:
1)умение развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
2)адекватное восприятие языка средств массовой информации;
3)владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута);
4)умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять роли и функции участников, общие способы работы;
5)использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создание базы данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Регулятивные:
1)умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
2)понимание ценности образования как средства развития культуры личности;
3)объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности;
4)умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности;
5)конструктивное восприятие иных мнений и идей, учёт индивидуальности партнёров по деятельности;
6)умение ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их последствия;
7)осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Предметных:
Углубленный уровень:
1) сформированность понятийного аппарата по основным курсам математики; знание основных теорем, формул и умения их применять; умения находить нестандартные способы решения задач;
2) сформированность умений моделировать реальные ситуации, исследовать построенные модели, интерпретировать полученный результат;
3 )освоение математики на углубленном уровне, необходимом для применения математики в профессиональной деятельности и на творческом уровне.
Содержание программы внеурочной деятельности.
Формы организации и виды деятельности.
I раздел. История математики.
Математика ХХ века: основные достижения. Осознание роли математики в развитии России и мира.
Основные виды деятельности учащихся (познавательная, информационно-коммуникативная, рефлексивная).
Поиск нужной информации в источниках различного типа.
Воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.
Сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов.
Формы организации внеурочной деятельности: исследовательская и проектная деятельности.
II раздел. Логика и смекалка. Текстовые задачи. Олимпиадные задачи.
Логические задачи. Задачи занимательной арифметики, задачи на последовательности, переливания, взвешивания, движения, работу и другие. Софизмы, ребусы, шифры, головоломки. Задачи практического содержания: физического, экономического, химического, исторического профилей.
Основные виды деятельности учащихся (познавательная, информационно-коммуникативная, рефлексивная).
Поиск нужной информации (формулы) в источниках различного типа. Умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения.
Умение производить аргументированные рассуждения, проводить обобщение. Умение воспринимать устную речь, участие в диалоге.
Выполнение работы по предъявленному алгоритму.
Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритм для решения учебных математических проблем.
Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказаться от образца, искать оригинальное решение.
Воспитание средствами математики культуры личности, развитие логического мышления.
Применение полученных знаний и умений в практической деятельности: умение решать текстовые задачи.
Формы организации внеурочной деятельности: индивидуальные и групповые занятия, консультации; практикумы решения задач; подготовка к олимпиадам, конкурсам, викторинам
III раздел.Уравнения и неравенства.
Рациональные, иррациональные, тригонометрические уравнения и неравенства. Схема Горнера. Уравнения и неравенства со знаком модуля (тригонометрические, иррациональные). Уравнения с параметром.
Основные виды деятельности учащихся (познавательная, информационно-коммуникативная, рефлексивная).
Умение классифицировать уравнения и неравенства по типам и распознавать различные методы решения уравнений и неравенств. Умение приводить примеры, подобрать аргументы, сформулировать выводы. Умение объяснить изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах. Самостоятельное составление алгоритмических предписаний и инструкций по теме.
Использование свойств и графиков функций при решении уравнений и неравенств.
Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем.
Построение и исследование математических моделей для описания и решения задач из смежных дисциплин. Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Составление обобщающих информационных конспектов. Развитие умения производить аргументированные рассуждения, проводить обобщение. Работа с литературой (учебной и справочной). Выполнение работы по предъявленному алгоритму.
Умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения.
Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритм для решения учебных математических проблем.
Сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно – полезной, учебно - исследовательской, творческой и других видах деятельности.
Формы организации внеурочной деятельности: индивидуальные и групповые занятия, консультации; практикумы решения задач, круглый стол.
IV раздел.Числа. Действия с действительными числами.
Простые и составные числа. Делимость чисел. Свойства чисел. Операции над ними. Методы рационального счёта. Степень с действительным показателем. Корень n – ой степени.
Основные виды деятельности учащихся (познавательная, информационно-коммуникативная, рефлексивная).
Умение выполнять действия с действительными числами, делать прикидку и оценку результата вычислений.
Умение выполнять преобразования целых и дробных рациональных выражений; выражений содержащих корни и степени с дробными показателями.
Умение выражать из формулы одну переменную через другие.
Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Работа с литературой (учебной и справочной). Составление обобщающих информационных таблиц (конспектов). Развитие умения производить аргументированные рассуждения, проводить обобщение.
Умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения.
Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритм для решения учебных математических проблем.
Сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно – полезной, учебно - исследовательской, творческой и других видах деятельности. Формирование вычислительной культуры.
Формы организации внеурочной деятельности: индивидуальные и групповые занятия, консультации; практикумы решения задач; урок-презентация, урок – исследования.
V раздел. Планиметрия. Стереометрия
Плоские геометрические фигуры, их основные свойства. Прямые и плоскости в пространстве. Многогранники.Тела и поверхности вращения.
Основные виды деятельности учащихся (познавательная, информационно-коммуникативная, рефлексивная).
Развитие систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, представлений о простейших пространственных телах (призма, параллелепипед, куб, пирамида); развитие умений моделирования реальных ситуаций на языке геометрии, исследования построенной модели с использованием геометрических понятий и теорем.
Применение полученных знаний и умений при решении задач; умение решать задачи на доказательство, построение и вычисление.
Овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений.
Креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении геометрических задач. Развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе.
Применение полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни.
Формы организации внеурочной деятельности: групповые занятия, консультации; практикумы решения задач.
Способы проверки результатов: участие в олимпиадах разных уровней, участие в предметной неделе, участие в ежегодной школьной научно-практической конференции «Познание», результаты ЕГЭ, поступление учащихся в высшие учебные заведения.
Но важнее всего — первоначальная рефлексия: каждый участник может сам себя оценить или это может быть коллективная оценка после каждого занятия.
Распределение учебных часов по разделам программы
Раздел | Количество часов | Тема занятия. |
История математики ХХ века. | 4 ч. | Алгебра и теория чисел. Математическая логика. Методы математической статистики. Теория алгоритмов. Теория графов. Теория игр (повышенный уровень математической подготовки учащихся). |
Логика и смекалка. Текстовые задачи. Олимпиадные задачи. | 16 ч. | Текстовые задачи на проценты. Логические задачи (взвешивание, переливание и т.д.). Текстовые задачи на прогрессии (базовый уровень математической подготовки учащихся). Текстовые задачи на движение (прямолинейное, круговое). Задачи на смеси и сплавы. Текстовые задачи на работу. Задачи практического содержания: физического профиля(повышенный уровень математической подготовки учащихся). Задачи практического содержания: экономического профиля. Задачи с параметрами (высокий уровень математической подготовки учащихся). |
Уравнения. Неравенства. | 20 ч | Понятие равносильности уравнений. Рациональные уравнения. Иррациональные уравнения. Рациональные уравнения и неравенства. Иррациональные уравнения и неравенства. Уравнения и неравенства со знаком модуля. Тригонометрические уравнения (повышенный уровень математической подготовки учащихся). Уравнения с параметром. |
Числа. Действия с действительными числами. Свойства степеней, корней. Тождественные преобразования выражений | 10 ч. | Делимость чисел. Простые и составные числа. Приёмы быстрого счёта. Правила действий над действительными числами. Округление чисел. Степень с действительным показателем. Корень n -ой степени из действительного числа. Преобразования целых и дробных рациональных выражений; выражений содержащих корни и степени с дробными показателями. Преобразование выражений |
Планиметрия. Стереометрия. | 18 ч. | Технология решения геометрических задач по планиметрии - нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей) Технология решения задач по стереометрии - нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей и объёмов). |
Тематическое планирование
№ | Тема | Форма и вид деятельности | Кол-во часов |
Своя игра | Игра | 2 | |
Алгебра и теория чисел | Беседа-лекция. Знакомство с научно-популярной литературой | 1 | |
Математическая логика | Беседа. Практическая работа в группах | 1 | |
Методы математической статистики | Индивидуальная работа | 1 | |
Теория алгоритмов. Теория графов. Теория игр | Мини-лекция Решение задач, работа в группах | 1 | |
Текстовые задачи на проценты | Решение задач, работа в группах | 1 | |
Логические задачи (взвешивание, переливание и т.д.) | Решение задач, работа в группах | 1 | |
Текстовые задачи на движение (прямолинейное, круговое). | Практическая работа в группах | 1 | |
Текстовые задачи на прогрессии | Практическая работа в группах | 1 | |
Задачи на смеси и сплавы. | Решение задач | 1 | |
Текстовые задачи на работу | Групповая работа | 1 | |
Задачи практического содержания: физического, экономического профиля | Решение задач, работа в группах | 2 | |
Задачи с параметром | Практикум по решению задач | 2 | |
Олимпиадные задачи | Практикум по решению задач | 4 | |
Понятие равносильности уравнений. Рациональные уравнения | Мини-лекция. Беседа. Решение задач. Практическая работа в группах | 2 | |
Иррациональные уравнения | Мини-лекция. Практикум по решению задач | 5 | |
Тригонометрические уравнения, неравенства | Практикум по решению задач | 8 | |
Уравнения с параметром | Практикум по решению задач | 5 | |
Делимость чисел | Практическая работа в группах | 2 | |
Рациональные вычисления | Индивидуальная работа Групповая работа | 3 | |
Преобразования целых и дробных рациональных выражений | Практикум по решению задач Групповая работа | 5 | |
Решение геометрических задач | Практикум по решению задач | 18 | |
68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности по математике в 5 классе "В мире математики"
Программа внеурочной деятельности для обучающихся по математике основной ступени образования. Название: "В мире математики". Предназначена для учащихся 5 класса. Программа рассчитана на 1 год об...
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для 5 класса «Математика вокруг нас»
Согласно ФГОС внеурочная деятельностью является, одним из инструментом достижения планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов образования школьников. Рабочая программа ...
Программа внеурочной деятельности по математике 6 класс "Занимательная математика"
Занимательная математика...
Программа внеурочной деятельности по математике «Занимательная математика» для учащихся 7 класса
Программа внеурочной деятельности по математике «Занимательная математика»для учащихся 7 класса...
Программа внеурочной деятельности по математике 7 класс ФГОС "Магия математики"
Пояснительная запискаПрограмма курса внеурочной деятельности «Магия математики» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результата...
Программа внеурочной деятельности для 5 класса по математике «Удивительный мир математики».
Программа внеурочной деятельности для 5 класса по математике «Удивительный мир математики»...
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике «За страницами учебника математики», 8 класс.
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике «За страницами учебника математики» для 8 класса составлена, как продолжение работы по внеурочной деятельности с 5-9 классы. П...