«Динамика рефлексии в онтогенезе»
методическая разработка по математике (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Сергеева Ирина Альбертовна

Рефлексия - удел каждого, и хотя её истоки, содержание, характер не одинаковы и зависят не только от возраста и опыта, психологических особенностей человека, всё-таки есть и типичные черты, присущие определённому возрасту.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sergeeva_i.a._esse_.docx45.54 КБ

Предварительный просмотр:

  

  

  

  

АВТОРСКОЕ ЭССЕ (ИТОГОВАЯ РАБОТА

ПО КУРСУ «ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ РАЗНЫХ ВОЗРАСТОВ»

  

«Динамика рефлексии в онтогенезе»

  

 

 

 

 

 

 

Сергеева Ирина Альбертовна

  

  

  

  

  

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                   Москва 2021

Оглавление

1. Введение. позиционность автора и ее обоснование……………………        3

2. Описание результатов и хода программы (ситуации, модуля, темы)..4-7

3. Трудности…………………………………………………………………8-9

4. Выводы….....................................................................................................10

5.  Новый замысел……………………………………………………………11

6.  Литература…………………………………………………… …………..13

7.  Антиплагиат…………………………………………………………………………14


1.Введение: позиционность автора и ее обоснование

                            «Тот, кто сумел отрефлексировать действительность,
                                 тот и получает преимущества в движении вперед».
                                                                                                   Евгений Доманский

1. «Рефлексия - удел каждого, и хотя её истоки, содержание, характер не одинаковы и зависят не только от возраста и опыта, психологических особенностей человека, всё-таки есть и типичные черты, присущие определённому возрасту.»

Почему рефлексия? Размышляя о своей педагогической деятельности в последние годы мое внимание приковано к изучению различных мыслительных процессов. Одним из самых важных и значимых я считаю-рефлексию. В своей работе стараюсь создавать условия для рефлексии. Посещая занятия курса «Психология обучения разных возрастов», я еще больше убедилась в важность и значимости рефлексии. Я много размышляла, что способствует лучшему усвоению новых знаний, тем более, что предмет мною преподаваемый, один из самых сложных в преподавании и восприятии (математика). Курс «Психология обучения разных возрастов» убедил меня в важности рефлексии для каждого человека. Ведь получение новых знаний, знаний о самом себе и других к нам не приходят извне, а только через себя, через постоянную рефлексию всего того, что происходит с тобой ежесекундно, «здесь и сейчас».                  

 В словаре Ожегова, дано понятие что же такое рефлексия?                                                            Итак, рефлексия это...

В переводе с латинского – «обращение назад».

Если обратиться к словарю иностранных слов, то в нем рефлексия- это самопознание, размышление о своем внутреннем состоянии.

Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ (по Ожегову) или как склонность к анализу своих переживаний, размышлению о своем внутреннем состоянии (по Ефремовой).

Из современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ         деятельности и её результатов.

И когда начинаешь задумываться над важностью и значимостью понятия рефлексия, встает вопрос как помочь учащимся учиться, повысить их познавательный интерес в основе, которого лежит позитивное отношение к жизни и учебе. Я стала убеждаться, что в этом помогает рефлексия. Если человек способен к самооценке, то он активно ищет ответы на вопросы, которые сам себе задает.

В математике особенно важно осознанная деятельность учащихся, поскольку основным методом математической деятельности школьников является решение задач. Я заметила, что уроки с применением рефлексии имеют преимущество перед традиционными, так как рефлексия, развивает логическое мышление ребенка, побуждает его к активной деятельности, самостоятельному поиску новых знаний, повышает мотивацию в обучении, осознание учеником собственной деятельности, осознание своего состояния и сосредоточенности. Курс «Психология обучения разных возрастов» мне помог понять, что ученик владеющий рефлексией сможет лучше себя понять, контролировать и регулировать свои действия, развивать свой внутренний мир. Ведь рефлексия включает в себя самонаблюдение и самоанализ. Отсюда сразу вытекает вопрос как в учебном занятии эффективно применять рефлексию? Какие виды рефлексии подходят разным возрастам обучающихся? На каких этапах урока рефлексия наиболее продуктивна для участника образовательного процесса?

На эти и другие вопросы мне помогает отвечать курс «Психология обучения разных возрастов».

 2. Описание результатов и хода программы (ситуации, модуля, темы).  

Роль и место рефлексии на моем учебном занятии

Прежде чем говорить об рефлексии на уроках, с разными возрастными группами хочется остановиться на видах рефлексии, данный термин широко используется в педагогике, теперь изучив курс «Психология обучения разных возрастов», я еще больше убедилась, что рефлексия позволяет повысить эффективность обучения за счет лучшего усвоения знаний. Данный курс показал, что информация лучше и глубже усваивается в сознании ребенка, если у него есть время и возможность обдумать учебный материал, а не просто прослушать, или прочитать. Поэтому вместе с подачей учебного материала, я применяю приемы рефлексии в разных возрастных группах и на различных этапах урока, учитывая возрастные особенности обучающихся. Да и с требованиями ФГОС в структуре урока рефлексия является очень важным и обязательным этапом урока.

Рефлексия направлена на исследовательские процессы деятельности с целью повышения ее результатов и дальнейшей эффективности. На стадии рефлексии информация интерпретируется, анализируется, творчески перерабатывается. Я убедилась, что очень важно, а даже может быть и самое главное в обучении заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперед, как происходит его развитие и поддержать его успех. Если учитель смог организовать рефлексивное восприятие материала, то деятельность учащихся состоит в том, что они сопоставляют информацию «новую» со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.

К современному уроку в школе предъявляется разнообразные требования. И учитель, как проводник обязан стремиться к сохранение физического, эмоционального, психического здоровья учащихся. Для этого я обязательно дозирую учебную нагрузку, и применяю различные приемы рефлексии. Я считаю, что на уроках, рефлексия помогает достигать различные цели: улучшать не только эмоциональную сферу, настроение ребёнка, но и на учебную деятельность. Особенностью новых государственных стандартов образования является их ориентация на универсальные учебные действия, одними из которых являются универсальные рефлексивные умения. Обучающиеся овладевают ключевыми компетентностями, составляющими основу умения учиться. Важное требование – формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Таким образом, рефлексия-одно из основных средств формирования умения учиться.  В зависимости от целей она может проводиться на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала, для любого возраста учащихся. Я рассмотрю разные виды рефлексии с различными возрастными группами в учебном процессе.

Например, эмоциональная рефлексия. Эту рефлексию, я применяю в разных возрастных группах с 5 по 11 класс. Эмоциональная рефлексия способствует улучшению настроя на рабочую атмосферу, поэтому я ее практикую в начале урока. Например, в 5-6 классах-это картинки, интересные и красочные видеоизображения, разноцветные карточки, содержащие игровые элементы, так в этом возрасте информация в игровой форме наиболее предпочтительна,7-8 классах- условные знаки, стихотворения, проза, картины, в силу своих возрастных особенностей у данной группы учащихся пик эмоциональной неуравновешенности, подростки легко возбуждаются, а 9-11классах-музыка, проза, деловые игры с учетом взросления и переоценивания учебного процесса. Инструменты при эмоциональной рефлексии могут меняться, изучая свои классные коллективы, их возрастные особенности я стремлюсь установить с классом эмоциональный контакт. Эмоциональная рефлексия для меня очень важна, так от того как начнется урок, какой контакт я смогу установить с классом зависит эффективность и продуктивность урока.                                              

 Еще один важный вид — рефлексии-это рефлексия содержания учебного материала. Наиболее успешно и продуктивно у меня получатся ее проводить в 10-11 классах, так как осознание учебного материала более грамотно и результативно могут оценивать и проводить подростки, с учетом их возрастных особенностей, когда они самоопределяются и начинают строить жизненные планы. Провожу такую рефлексию с целью выявления уровня осознания содержания пройденного. Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.

 Данную рефлексию практикую по-разному: устно, письменно, символично в зависимости от объема, изученного материала на уроке. Актуально проводить анкетирование: где предлагаются вопросы, такие, например, как: Доволен ли ты тем, как прошел урок? Было ли тебе интересно? Сумел ли ты получить новые знания? Очень интересно и эффективно проходит прием незаконченного предложения, подбора афоризма, тезиса. Можно предложить учащимся по кругу высказываться одним предложением.                                                                            И еще один вид рефлексии, который я считаю важным и значимым, это в конце урока. Рефлексия в конце урока важна и помогает отследить как усвоен учебный материал. В 5-6 классах я рефлексирую их активность, ведь для детей 11-12 лет важно активное участие в уроке, и оценка этой активности.7-8 класс провожу в виде приема незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма. Например, ребята по кругу высказываются одним предложением: я приобрел, сегодня узнал, было интересно, было трудно, теперь я могу и т.д. В силу того, что в этом возрасте обучающиеся не воспринимают большие объемы информации, которую учитель предоставляет, не очень настроены на обучение, тезисное восприятие проходит благополучно. В 10-11классах рефлексия в конце урока важна для закрепления полученного материала, так учащиеся этого возраста нацелены на результат. Я предлагаю обучающимся проанализировать проведенное время, пользу от учебного материала. Стараюсь, заострить внимание на те положительные моменты, которые выделили учащиеся, что их воодушевило, что им понравилось, было интересным.

Одним из самых любимых приемов рефлексии я считаю оценки «приращения» знаний и достижения целей. Например, я не знал…а теперь я знаю; я не умел, а теперь умею, я не понимал, теперь понимаю…и т.д. Этот прием можно проводить в любой возрастной категории, меняя формулировки вопросов.

Приемов рефлексии очень много, главное, что рефлексия помогает учащимся учиться, а учителю улучшать учебный процесс, создавать для каждого ученика индивидуальную учебную траекторию. 

Я систематически использую различные виды рефлексии на занятиях, которая помогает контролировать класс так, что уже в ходе урока становится понятно, что вызывает затруднения. Рефлексия на уроке по ФГОС помогает учащимся более осознанно относиться к полученным знаниям, а также систематизировать опыт, адекватно сравнивать результаты своего труда на уроке с другими ребятами и оценивать их. Всё, что я делаю на уроках по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

3. Трудности

Какие трудности на пути реализации замысла возникли? Как вы их можете описать? Почему и чем именно это было трудно? Как вы попытались разрешить (но не получилось) или как вы решили (и получилось) практические трудности? В чем оказался «секрет успеха» или «секрет неуспеха»? 

Меняется функция учителя нужно быть и проектировщиком, и разработчиком: он должен в полной мере осознавать и четко формулировать цели своей работы, планировать необходимые действия для их достижения, оценивать результаты и, исходя из этого, корректировать свою дальнейшую деятельность. В настоящее время меняется сама педагогическая профессия – на сегодняшний день уже не существует единой специальности с квалификацией «учитель». Более того, школа как образовательный институт теряет свою монополию на место профессиональной жизни учителя.

Сложная математическая деятельность, недостаточная квалификация педагогов, психолого-физиологические особенности современных учащихся – все это прямым образом влияет на неуспеваемость по математике в школе и по математическим дисциплинам в высшем образовании. 

Во-первых, снижение активности когнитивных функции учащихся, неразвитость такой способности как обучаемости. Изучая курс «Психология обучения разных возрастов» я убедилась, что у многих учащихся недостаточно развиты функции памяти, воображения, мышления, внимания.

Во-вторых, несформированность «обобщённого» умения решать задачи. При преподавании математики важно определять глубину усвоения учащимися учебного материала, а выполнять это не всегда можно. Например, чтобы определить, как учащиеся решают задачи, которые является одним из основных показателей уровня их математического развития, видишь, что часто дети при встрече с новой задачей не видят аналогий, закономерностей, не могут устанавливать связь между теорией и условием задачи, единого подхода к методам решений.

В-третьих, несовершенство применяемых методик и технологий обучения математике. Сложности в организации индивидуально-дифференцированного подхода к обучению математике приводят к тому, что у учащихся недостаточно формируются основные математические понятия, умения и навыки. В образовательном процессе не обеспечивается индивидуальная траектория обучения математике, что приводит к неуспеваемости учащихся и возникновению математической тревожности.

В-четвертых, слабая включенность рефлексивных стратегий в образовательную деятельность. В силу возрастных особенностей учащиеся не знают, что они знают, что умеют, каким опытом владеют, не могут определить свои наличные интеллектуальные ресурсы. Не умеют полученный опыт запечатлевать в памяти, эмоциях, мышлении. Не всегда могут при решении математических задач применить знания, каждая задача им кажется новой, непонятной, неизвестной и трудной.

Критическая, оценочная деятельность крайне слабо развита у учащихся. Крайне низок уровень сформированной самооценки при изучении математического аппарата: очень часто в своих негативных результатах учащиеся обвиняют учителя и внешние обстоятельства, и практически никогда не видят своих просчетов и недоработок собственных ошибок.

Таким образом, одной из основных причин неуспеваемости по математике является слабая включенность психологических механизмов в регуляцию математической деятельности учащегося.

4. Выводы

Какие выводы вы сделали? В чем можно сделать программу (ситуацию, модуль, тему) лучше? Почему вы так считаете? 

Современный школьный урок – это часть жизни ребенка и учителя. Это сама жизнь, полная проблем и радости открытий. Участники образовательного процесса учатся осмысливать окружающую действительность, оценивать свои мысли и поступки с позиции требований современного общества, любить мир и людей в нем, формировать ответственность за самого себя, свою жизнь настоящую и будущую.

Каждый из нас с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. Путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче, у рефлексивных людей.

 В нашей профессии нет предела совершенству. И очень быстро устаревают вчерашние новшества, поэтому мобильность и учет возрастных особенностей, а также рефлексивный подход в обучении, выглядит сегодня важным в моей профессии.

 Появляются новые идеи и желание что-то изменить. И любой творчески работающий учитель находится в постоянном поиске.

Я стараюсь рассмотрим рефлексивные вопросы и зададим их себе:

 - Что я делаю?

 - С какой целью?

 - Каковы результаты моей деятельности?

 - Как я этого достиг?

 - Можно ли сделать лучше?

 - Что я буду делать дальше?

 Пока учитель задаёт себе эти вопросы, он развивается. Профессиональный рост учителя прекращается, как только он начинает довольствоваться достигнутым. Естественно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя. Если учитель применяет рефлексивные методики, то он вооружен: диагностической функцией (может выявлять уровни взаимодействия между участниками педагогического процесса); проектировочной (предполагает моделирование предстоящей деятельности); организаторской, коммуникативной и многими другими видами педагогической деятельности.

Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека: самостоятельность, конкурентоспособность, предприимчивость.

5. Новый замысел

        Программа рефлексии в учебном процессе должна учитывать педагогические условия, обеспечивающие преемственность в формировании математической грамотности, культуры учащихся младшего и среднего и старшего школьного возраста. Большинство учителей способны разработать свою рефлексивную методику.

При разработке рефлексивной методики учителю необходимо учитывать:

состав класса, возрастные особенности учащихся, особенности предмета, тему и тип урока.

           Уроки любого цикла будут более насыщенными и продуктивными, а главное результативными с рефлексией. Я всегда считала, что учитель творец на  своем уроке.                                

                                               6. Литература

1.Мир словарей: философский словарь [Электронный ресурс]. URL: http://mirslovarei.com (дата обращения: 10.12.2011).

2.Краткий психологический словарь. М., 1985. 430 с. Общая психодиагностика / под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: Издво Моск. ун-та, 1987. 304 с.

3.Особенности обучения и психического развития школьников 13–17 лет. Педагогическая наука – реформе школы / под ред. И.В. Дубровиной, Б.С. Круглова; М.: Педагогика, 1988. 192 с.

4.Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. и общая редакция Л.В. Куликова. СПб.: Питер, 2002. 480 с. Становление самосознания в ранней юности [Электронный ресурс]. URL: http://www.portalus.ru (дата обращения: 13.09.2010).

5.Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту / под ред. И.В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1

6.Бизяева А.А. Психология думающего учителя: Педагогическая рефлексия. Псков: ПГПИ им.С.М.Кирова, 2004. 216 стр.

7.Боженькина С.П. Рефлексия в изучении математики как компонент формирования исследовательских умений: материалы конференции «Чтения Ушинского» / С.П. Боженькина, Е.И. Смирнов. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2006. 176 с. – С. 130-137.

8.Далингер В.А. Рефлексивные задачи как средство, обеспечивающее понимание учебного материала по математике // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2012. № 8. С. 118-121.

2002. 272 с.

7.Антиплагиат

https://rustxt.ru/antiplagiat


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОНТОГЕНЕЗ ГОЛОСОВОГО РАЗВИТИЯ

Онтогенез голосового развития...

"Онтогенез- индивидуальное развитие организмов"

готовая презентация применяется в курсе биологии 9 и 10 классов по теме "Индивидуальное развитие организмов"....

оплодотворение, онтогенез, типы онтогенеза

презентации к урокам оплодотворние, онтогнез...