Урок "Масштаб"
план-конспект урока по математике (5 класс)
В системе уроков данный урок относится к разделу «Геометрический материал» (математика), «Одежда» (изо), «Лекарственные растения» (природоведение), работа с тканью (технология).
На данном уроке учащиеся отрабатывают понятие «масшитаб», следющий урок «Виды масштаба» интегрированный с природоведением, рассматриваются задачи на применение, работа с картой,.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок "окружность", технологическая карта | 878.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к интегрированному уроку математика-изо в 5 классе
по теме «Масштаб», «Одежда»
Автор: Телешева Людмила Анатольевна
Направление: математико –технологическому
Тема: «Масштаб» «Одежда»
Характеристика класса.
В классе обучается 26 учеников. Микроклимат в классе доброжелательный и комфортный. Уровень учебной мотивации выше среднего Учащиеся класса дружные, с хорошим потенциалом, умеют работать совместно. Класс проявляет высокую заинтересованность в успехе, стойко преодолевает трудности, ученики дорожат честью класса. При решении коллективных задач быстро ориентируются, находят общий язык. В целом учащиеся хорошо знают друг друга, отношения между ними доброжелательные. У учеников обнаружились такие типы мышления как теоретический, наглядно-образный, интуитивный и репродуктивный. Критическое отношение к своим недостаткам проявляется далеко не всегда, но большинство может оценить свою работу. Дети умеют оценивать и деятельность своих товарищей. В классе преобладает спокойный, деловой, доброжелательный настрой. Все дети в дружеских отношениях друг с другом.
. Ребята успешно усваивают материал, достаточно ответственно относятся к поставленной задачи для достижения поставленной цели и высоких результатов в овладении математическими и художественными способностями.
В процессе проведения урока учащихся класса разделили на 6 групп для применения, формирования коммуникативных способностей. Учащиеся активно участвовали в беседе по новой тебе. В работе практического задания была поставлена задача воспроизвести куклу Кубышку Травницу. Эту творческую задачу ребята успешно освоили, умело выполнили все шаги изготовления изделия. Результаты урока радовали ребят своим успехом, так как была достигнута поставленная цель.
В системе уроков данный урок относится к разделу «Геометрический материал» (математика), «Одежда» (изо), «Лекарственные растения» (природоведение), работа с тканью (технология).
На данном уроке учащиеся отрабатывают понятие «масшитаб», следющий урок «Виды масштаба» интегрированный с природоведением, рассматриваются задачи на применение, работа с картой,.
Тип урока: комбинированный.
Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и
способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного
содержания.
Содержательная цель: построение обобщенных деятельностны х норм и выявление х основ развития
формировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему;
о методах организации самой учебной деятельности,
направленной на самоизменение и саморазвитие.
Так, на данных уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации.
Эти уроки являются надпредметными и проводятся как интегрированные уроки или вне
рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках в соответствии со структурой деятельностного подхода.
Технологическая карта
урока математики и изо в 5 классе
с учетом требований ФГОС.
ФИО автора: Телешева Людмила Анатольевна
Место работы: МБОУ Баргузинская СОШ
Должность: учитель математики, учитель изо.
Предмет: математика, изо.
Класс: 5
Тема урока и номер урока в теме: « Масштаб». (урок в разделе «Геометрические фигуры», «Одежда» М.С.Якир. Изобразительное искусство 5 класс. Авторы: Н.А. Горяева, О.В. Островская. .
Цель урока: сформировать представление о масштабе; сформировать понятие о том, как используется план в практической деятельности человека, - продолжить изучение темы Одежда, сформировать представление о назначении одежды, сформировать представление о народных костюмах
- сформировать представление о народной культуре, обычаях
Планируемые результаты:
Личностные: осознание ценностей математического знания.
-Уважительно относиться к культуре народного искусства;
- понимать роли культуры и искусства в жизни человека;
- уметь обсуждать и анализировать собственную творческую деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные
Познавательные УУД:
- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать делать выводы в результате совместной работы всего класс;
- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свою мысль в устной речи, слушать и понимать речь других;
- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;
- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих заданий;
- учиться выполнять различные роли в паре и группе.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, работу в паре и в группе;
- уметь организовать место занятий.
Предметные: называть масштаб ; решать задачи по переводу одного вида масштаба в другой; Учащиеся должны понимать, что такое – кукла (тряпичная кукла, кукла травница, кукла Берегиня), объяснять роль изделия в жизни Славянского народа, различать состав национального костюма. Объяснять отличия современного ДПИ от традиционного народного искусства.Творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов и язык ДПИ.
Универсальные учебные действия:
Личностные: осознать необходимость изучения математики и окружающего мира. - Уважительно относиться к культуре народного искусства;понимать роли культуры и искусства в жизни человека;уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные: делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать
Тип урока: интегрированный(математика, изо, биология, тухнология), комбинированный.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, в парах.
Образовательные ресурсы.: презентация
Оборудование: мультимедиа, линейка,презентация «Кукла Кубышка,кукла как наглядное пособие,наборы (6 шт.): лоскутки ткани 3х разных размеров, ленточка, нить, отрезки кружев
Структура урока
Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Время (в мин) | Формируемые УУД |
| Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. | Включаются в деловой ритм урока .Получают лист успешности ученика (приложение) | 1 | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация учения |
2. Актуализация знаний | Актуализация опорных знаний и способов действий. | Организация устного счета | Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы. | 3 | Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание усваиваемого материала. |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. | Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы. | Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока. | 4 | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
4. Применение знаний и умений в новой ситуации | Вычисление масштаба 1:2 и 1:3 Показать разнообразие применения геометрических фигур при изготовлении куклы - оберега | Организация и контроль за процессом выполнения работ . | Работают в группах над поставленными задачами. | 20 | Познавательные: формирование интереса к данной теме. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. |
5. Физкультминутка | Смена деятельности. | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. | Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. | 2 | |
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых. | Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок. | Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач. | 4 | Личностные: формирование позитивной самооценки Коммуникативные: Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. |
7. Рефлексия (подведение итогов урока) | Дать количественную оценку работы учащихся | Подводит итоги работы групп и класса в целом. | Учащиеся сдают карточки самооценивания. | 3 | Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке |
8. Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания | Дает комментарий к домашнему заданию | Учащиеся записывают в дневники задание. | 3 |
Ход урока
Организационный момент:
Телешева Л.А.
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с листом бумаги ,мы многое узнали о нем.Он помог нам приготовиться к новогодним праздника, показал нам немало фокусов, но по волшебству сегодня он предстанет пред нами в ином качественном виде и раскроет нам новые свои тайны и секреты.
Устный счет:
4848 1 м 5621 1 о 4848 1 к 5621 т
2 3552 а 2 957 д 2 3552 у 2 957 р
3 1224 с 3 422 е 5 3 1224 б 3 4225 а
4 858 ш 4 2323 ж 4 858 ы 4 2323 в
5 3982 т 5 5994 д 5 3982 ш 5 5994 н
6 7221 а 6 385 а 6 7221 к 6 385 и
7 5353 б 7 3993 7 535 а 7 3993 ц
8 3774 8 3636 8 3774 8 3636 а
Получили слова «масштаб», «Одежда» «кубышка», «Травница»
Кострыгина Ж.С.:
Скажите, о чем же может сказать одежда? слайд
Верно: о социальном положении, вкусе, характере и т.д.
Как изменился состав одежды с давних времен по настоящее время?
Раньше на Руси носили рубаху, сарафан, порты, душегрею, юбку, платок, фартук, кокошник и т.д. слайд
Сейчас стиль и мода шагает со временем. Мы носим одежду разнообразных фасонов и расцветок, строгую и свободную, яркую и пеструю. В настоящее время ваша школьная форма подчеркивает статус учеников общеобразовательного учреждения. слайд
И так ...
Сегодня к нам на урок пришла славянская Кукла Кубышка-травница. Слайд
Домашнее задание проекты учеников о кукле кубышке(презентации)
.(историки- о происхождении куклы, биологи – о травах, которые можно использовать дизайнеры- о нарядах куклы, технологи – о материалах для изготовления, математики и фигурах, используемых для изготовления куклы,о размерах)
Это целительная кукла-хозяюшка. Наши предки использовали её для очищения воздуха в доме и профилактики заболеваний. Вешали или ставили куколку «Кубышку-Травницу» в местах, где застаивался воздух или над колыбелью ребенка.. Каждый вечер, перед сном, мешочек обязательно разминали, чтобы в комнате разнесся травяной дух, который благотворно влияет на состояние сна и воздуха в помещении. В основе этой куклы юбка-мешок, наполненный лекарственными травами
Таким образом поступали наши предки, охраняя дом от злых духов, хвори. Куклу «Кубышку-травницу» можно использовать в зависимости от трав, которые заложены в ее мешочек: успокаивающий\е составы (свежие опилки, кора, иголки сосны и гречиха; пустырник, мелисса, ромашка аптечная). Для хорошего сна куколку нужно поместить в спальне, возле кровати. Для профилактики простудных заболеваний – зверобой, ромашка аптечная, бессмертника; шалфей, тысячелистник, полынь. При заболеваниях верхних ж\дыхательных путей полезно набить куклу травой чабреца. Можно куклу «кубышку-ть в кухне, набив ее юбку листочками смородины, базилика, мелиссы. А если добавить гвоздику или корицу благоухание будет ярче. Через два года траву в мешочке надо менять.
Она несет роль оберега дома, хозяйства, призывает светлых духов для того чтобы защищать жилище хозяина от темных сил, дурного глаза и т.п.
Обратите внимание, как она наряжена: на ней белоснежная рубашка, косынка, юбка и фартук, но у нее нет лица. Почему же, ребята?
У такой куклы специально не указывают черт лица, так как безликие. Куклы не позволяют вселится в них злым духам.
Семья Куклы Кубышки большая, есть те, что хранят достаток, те, что оберегают и помогают в различных обрядах. слайд
Вы бы хотели иметь такую куколку с чудесными силами у себя дома?
Даже я не откажусь от такого чуда в доме.
Телешева Л.А.
Размеры куклы слишком большие, потребуется много материалов и времени на изготовление данной куклы. Как же решить нам данную проблему?
(учащиеся предлагают свои варианты)
Как же уменьшить куклу?
(вводится понятие «масштаб», учащиеся рассчитывают размеры заготовок в масштабе, повторяют виды геометрических фигур, таблица в приложение).
Физкультминутка:
Давайте немного отдохнем.
Поднимает руки класс – это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз, вперед смотри – это «три».
Руки в стороны по - шире развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам надо сесть – это «шесть».
Скоро у нас праздник «Масленица». А давайте попробуем изготовить куклу- кубышку в подарок.
Для этого нам понадобиться небольшой набор: слайд
(работа в группах, переел работой инструктаж по ТБ- использование ножниц в работе)
Вот они перед вами. (подаю наборы -6 шт.)
Показываем этапы изготовления куклы (технологические карты, технология изготовления, презентация).
.
Подводим итоги.Рефлексия.
Наш урок подходит к концу. Давайте обсудим: какие задачи вызвали у вас затруднения и почему?
Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.
Итоги по листу успешности ученика.
Рефлексия: смайлики.
Домашнее задание.
Материалы к уроку:
Лист успешности ученика
Критерии самооценки:
Справился, все было понятно – 2 балла
Справился, но были затруднения – 1 балл
Не справился, многое осталось непонятным – 0 баллов
Этапы урока | Задачи этапа | Самооценка |
Устные счет | Вычислительные навыки, быстрота счета | |
Постановка задач урока | Учиться грамотно формулировать цели и задачи урока | |
Проекты | Умение выступать перед аудиторией,умение работать с И | |
Фронтальная беседа | Умение слушать, отвечать на поставленные вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы | |
Задания на карточке | Без ошибок выполнить задания на карточке | |
Физминутка | Грамотно и четко реагировать на верные и неверные утверждения | |
Изготовление куклу кубышки | Умение работать в команде, Умение организовать свое рабочее место | |
Подведем итог (подсчитай общее количество баллов, заработанное тобой за урок) | ||
Критерии успешности:
12- 14 баллов – оценка 5, у меня на уроке все получилось
8 – 11 баллов – оценка 4, я старался, но еще есть над чем работать
0 – 7 баллов – мне нужно еще много работать и я обязательно стану успешнее
Карточки для индивидуальной работы.
Ф.И.____________________________
заготовка | Вид геометрической фигуры | Размеры заготовок | размеры | |
1:2 | ||||
Голова и туловище | 30*30 | |||
Косынка | 45*45(катеты) | |||
Юбка | 60*60 | |||
фартук | 12*24 |
Технологическая карта изготовления куклы «Кубышка-травница
Технология изготовления Кубышки:
1. Берем лоскут светлой ткани в середину кладем синтепон или ветошь.
2. Делаем кукле голову, стараясь чтобы лицо было без складок. Для этого красной ниткой перевязываем на месте предполагаемой шеи четное количество витков.
3. Расправляем ткань по диагонали, наложив половинки лоскута друг на друга. На концах диагонали подгибаем ткань и перевязываем красной ниткой четное количество витков на расстоянии 2-2,5см. от края. Получаем руки.
4. Поднимаем вверх руки и перевязываем красной ниткой в области предполагаемой талии четное количество витков.
5. Берем лоскуты светлой ткани в мелкий рисунок. И таким же образом, как голову, делаем 2 груди. Размер каждой груди чуть меньше головы.
6. Каждую грудь отдельно привязываем к шее.
7. Берем полоску красного цвета и завязываем на ней два узелка на расстоянии 1,5-2см. друг от друга.
8. Привязываем красную полоску на голову и получаем рожки.
9. Прячем рожки, повязывая на голову платок, который завязывается сзади.
10. Берем большой лоскут цветной ткани, раскладываем на столе, загибаем концы к середине.
11. Наметываем по краю большими стежками, для того, чтобы можно было стянуть в мешочек в дальнейшем.
12. Насыпаем на середину немного травы. Сверху на траву накладываем синтепон или ветошь. Потом опять насыпаем траву. Потом опять синтепон. Чередуем слои, пока не наберем достаточного количества.
13. Верхнюю часть куклы вкладываем в сарафан и затягиваем края, равномерно распределяя складочки.
14. Под грудью подвязываем передник навыворот.
15. Сверху подвязываем куклу пояском.
16. Берем маленькие лоскутки цветной ткани, наполняем каждый душистой травой и перевязываем их.
17. Подвешиваем эти мешочки к рукам куклы.
18. После этого куколку нужно немного поладить, помять, убрать неровности, бугорки.
Вот Кубышка-травница и готова.
ФОТОРЕПОРТАЖ С УРОКА,