Как появились деньги?
методическая разработка по математике
Методическая разработка внеклассного занятия по «Финансовой грамотности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка внеклассного занятия по «Финансовой грамотности» | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего
образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Казанский межрегиональный методический центр по финансовой грамотности
системы общего и среднего профессионального образования
Методическая разработка внеклассного занятия
по «Финансовой грамотности»
4 класс
Тема проекта:
Как появились деньги?
Авторы:
Абдулхакова Фирдаус Фагимовна,
Шамсутдинова Айгуль Адгамовна,
Яруллина Гульгена Зиннатзяновна,
Шафигуллина Гузель Фаритовна,
Хайруллина Лейсан Назимовна
Апастово, 2021
Технологическая карта
Класс: | 4 |
Тема: | « Как появились деньги?» |
Цель: | удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов, формирование представлений о том, как появились деньги, видах денег, способах распознавания фальшивых банкнот, правил поведения при выявлении фальшивых банкнот, формирования активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения; воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой грамотности. |
Планируемые результаты обучения: | Предметные • владение базовыми предметными понятиями: обмен, бартер, товарные деньги, символические деньги, ликвидность, купюра, монета, покупательная способность, номинал, платежеспособная купюра; • понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли и видах денег; умение объяснять причины возникновения обмена, назначение денег, в том числе историю их возникновения, а также функции Центрального банка Российской Федерации в управлении денежной системой страны; • умение объяснять, какие современные разновидности денег существуют; • использование приёмов работы с простой финансовой информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов (решать задачи на расчет количества денег); • расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин. Личностные: понимание того, что деньги не цель, а средство обмена, умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях, проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение, понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию. Метапредметные: Познавательные • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах;
• построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению); • умение производить расчёты на условных примерах. Регулятивные • проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; • контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий. Коммуникативные • умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи, • работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон; • умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание). |
Основные понятия: | обмен, бартер, товарные деньги, символические деньги, ликвидность, купюра, монета, покупательная способность, номинал |
Компетенции: | • умение объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена; ̧описывать свойства предмета, играющего роль денег; ̧объяснять назначение денег, в том числе историю их возникновения, а также функции Центрального банка Российской Федерации в управлении денежной системой страны; • умение объяснять, какие современные разновидности денег существуют; • решение задач, требующих денежных расчётов. |
Межпредметные связи: | математика, история, география, русский язык, литература, обществознание. |
Оборудование: | компьютер, проектор, доска маркерная, маркеры/доска меловая, мел, дидактический материал, видеофрагменты «Ералаш «Давай меняться», «Дудочка и кувшинчик», материал для учеников Гловели Г. «Финансовая грамотность» 4 класс, ящик/сундук, пластилин, фольга, бумага, фломастеры, карандаши, ножницы. |
Ход занятия
Технология проведения | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |
УУД | |||||
I.Организационный момент Цель: создание благоприятной психологической атмосферы, настрой на работу и сотрудничество. | - Добрый день, юные финансисты! Предлагаю обменяться тем, что у нас всегда с собой – улыбками! | Улыбаются друг другу. | Коммуникативные УУД: - умение слушать собеседника, вести диалог по теме и ориен- тироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Регулятивные УУД - обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Личностные: самоопределяются, настраиваются на занятие | ||
II.Формулировка темы и целей урока Цель: постановка цели урока | - Для того, чтобы понять, что мы сегодня будем изучать, я предлагаю вам посмотреть фрагмент из «Ералаша». - С чем связана тема занятия? -Правильно. - А Вы менялись когда –нибудь? - Как в современном мире называется обмен? - Какие чувства Вы при этом испытывали? Просмотр фрагмента «Дудочка и кувшинчик» - Выгодный ли был обмен? Остались ли обе стороны довольны? Какой можем сделать вывод? | - Обмен -Бартер.(дети не знают) -Обмен не всегда выгоден. | Просмотр видеофрагмента. | Коммуникативные УУД – четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли. Познавательные УУД – высказывать предположения; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Регулятивные УУД - осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата. | |
III.Актуализация опорных знаний и умений Цель: актуализация знаний для успешной работы, формирование умений устанавливать причинно-следственные связи | - Что объединяет эти предметы? - А на что сейчас обменивают товары? (ребус «Деньги») - Как давно появились деньги? - Какими были первые деньги? - Откуда берутся деньги? | Называют предметы. - Их использовали для обмена, когда не было денег. - На деньги. Высказывают предположения. | Решение ребусов | Личностные УУД - ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей; Регулятивные УУД - адекватно воспринимать оценку учителя; постановка учебной задачи. | |
IV.Определение целей и задач занятия Цель: формирование умения самоопределять свою деятельность, логически грамотно устно выражать свои мысли | - Какие цели поставим перед собой на занятие? - Что может нам помочь в получении информации? Фиксация задач на доске маркером/мелом | - Узнать, когда появились деньги, какими были первые деньги, откуда берутся деньги и др. - Из учебников, словарей, статей, Интернета, спросить у взрослых, одноклассниках. | |||
V.Открытие новых знаний Цель: формирование умений анализировать информацию, выделять главное, аргументировать свою точку зрения, логически грамотно устно выражать свои мысли, работать с источниками информации. | - Первые деньги появились очень давно. А когда и где нам расскажет …. (ученик сообщает материал) - Когда появились первые деньги? Кто официально ввел монеты? - Вернемся к поставленным задачам: узнали, когда появились первые деньги? (фиксация на доске возле задачи). - Из каких металлов изготавливал монеты? А почему именно из этих металлов? - Составьте фразу из предложенных частей. Работаете в парах. Вспомним правила работы в парах! - Эту фразу произнес очень давно, в 4 веке до нашей эры Аристотель – философ из Древней Греции. Начнем с долговечности. Вы видели на фотографии монеты из древности. Они сохранились наших дней. Как вы думаете, золото и серебро – долговечные металлы? - Как вы думаете, чеканят ли сейчас золотые монеты? И используют ли их до сих пор? - На эти вопросы точно ответит …(сообщение ученика). - Чеканят ли сейчас золотые монеты? В каких странах? Пользуются ли ими при покупке товаров? Удобство. Именно из-за неудобства мы не используем в качестве денег такие металлы, как свинец. Монеты из свинца, для того чтобы иметь достаточную ценность, должны были быть слишком большие и тяжелые. А золото и серебро – ценные металлы. Внутренняя ценность. Отсутствие именно внутренней ценности – главная причина, почему люди не должны использовать бумагу в качестве денег. Деньги должно быть невозможно создавать из воздуха (или из бумаги). - А сейчас есть бумажные деньги? - Как вы думаете, в какой стране впервые появились бумажные деньги? Сообщение ученика. - А кто знает, как называются деньги в Китае сейчас? (китайский юань) - Пользуетесь ли вы деньгами самостоятельно? Давайте проверим, поработаем в группах. Тест «Расположи по порядку действия при приобретении товара» - Можете ли вы оплатить покупку на 100 рублей купюрой в 50 рублей? Почему? - Деньги бывают разного номинала. (на слайде примеры) -Наши бабушки на монету номиналом 1 рубль могли приобрести килограмм сахара, 20 раз совершить поездку на общественном транспорте, купить 5 булок хлеба. Можете ли вы совершить те же операции сейчас, используя монету номиналом 1 рубль? - Как называются металлические деньги? А бумажные? (Монета, банкнота). На слайде номинал и др. | Прослушивают сообщение одноклассника. Отвечают на вопросы учителя. Да, узнали. - Золото и серебро. Предполагают. Составляют фразу из слов. Хорошие деньги должны быть: долговечными, удобными, и иметь внутреннюю ценность. Высказывают свои предположения. Высказывают свои предположения. Отвечают на вопросы учителя. - Есть. Отвечают на вопросы учителя. Выполняют тест. | Задание на карточках (работа в паре) | Познавательные УУД: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы. Регулятивные: Осуществляемые действия:- контролируют правильность ответов учащихся взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность | |
VI.Закрепление пройденного материала Цель: развивать умение работать в группе, сотрудничать, развивать творческий потенциал и творческое мышление | - Я предлагаю вам в группах придумать свою собственную денежку и сделать ее из предложенных материалов: пластилин, фольга, бумага. Придумайте форму, дизайн, название и номинал. | Работают в группе, представляют изготовленную денежку. | Изготовление собственных(придуманных) денег | Коммуникативные УУД: -умение признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свое мнение; -излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку финансовых действий. Личностные УУД: развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных игровых финансовых ситуациях. Познавательные УУД: владение элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера | |
VII.Подведение итогов. Рефлексия Цель: развитие умения соотносить план действий и полученный результат, производить анализ и корректировку | - Вернемся к поставленным вначале занятия задачам, прочтите их. Какую задачу мы не решили? - Какой можно сделать вывод? - А чтобы узнать еще больше и закрепить полученные знания, рекомендую ознакомиться с материалом на страницах 11-17 материалов для учащихся. | - Не узнали, откуда берутся деньги (и другие, если запланировали, но не решили). -Надо еще поработать по этой теме. Мы сегодня узнали много нового, но недостаточно. | Вопросы по учебнику . | Личностные УУД: -уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности Познавательные УУД: рефлексия своей деятельности на уроке, самокритичность. |
Выводы
История развития денег - процесс очень длинный и он продолжается и по сей день. У людей было стремление сделать удобнее товарный оборот, и они добились этого. Теперь каждый может приобрести на них товар или положить в банк, тем самым увеличить свое состояние.
Пройдут тысячелетия, а вопрос о том, деньги ли правят миром, или они являются выражением наших стремлений, исканий достижений, так и останется актуальным, и ответы на него уже будут искать новые поколения.
В результате проделанной работы мы продолжили формирование у обучающихся основ экономических знаний о деньгах и истории их появления.
Познакомили с историей развития денег, с монетами. Выяснили, что такое бартер, деньги, монета, банкнота; определили функции денег.
Выявили причины возникновения денег. Таким образом, считаем, что поставленные задачи решены, цель нашего проекта достигнута.
Приложение
Сообщение: «Самыми древними, специально выпущенными деньгами считают Милетскую денежную систему /по названию города Милет. (показать на карте – слайд). А в V в. дo н. э. персидский царь Дарий официально ввел единые металлические монеты – они изготавливались из золота и серебра». (на слайде монеты)
Сообщение ученика: «Памятные и юбилейные монеты из золота чеканят во многих странах — в основном для коллекционеров. Но не всегда. В Южнофриканской Республике и Канаде они еще используются иногда как средство платежа. В 1967 году в Южноафриканской Республике начали чеканить золотые монеты — крюгерранды, названные по имени основателя и первого президента Пауля Крюгера. Монета "Канадский кленовый лист" впервые была отчеканена в 1979 году, в начале 80-х продажа этих монет даже превзошла продажу крюгерранда, с тех пор она очень популярна на международном уровне. Сегодня в мире хорошо известны и золотые австралийские монеты кенгуру, китайские “панды”; в 1986-ом году большим тиражом были отчеканены в Японии золотые монеты - однако эти монеты реального хождения не имеют. Их можно только коллекционировать».
Сообщение для ученика: «Первые деньги, явившиеся прообразом бумажных денег, появились в Китае. Называли их казначейские билеты. Сначала такие билеты изготавливались из очень ценного материала — шкуры белого оленя, животного исключительно редкого. Они имели форму квадрата со специальным рисунком. Прошло почти 900 лет, и китайцы снова выпустили казначейские билеты, на этот раз уже бумажные. Но они получили широкое распространение только через 150 лет».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как появился Петербург
Эта разработка была создана для открытого урока, на котором присутсовали гости из Сербии, изучающие русский язык. Цель - ознакомить учащихся с процессом формирования и ранней застройки Птербурга, с тв...
Как появилась музыка?
В данной работе исследуются общие аспекты и истоки появления музыки. Наряду с мифами и догадками людей изучаются предположения ученых и философов.работы может быть интересна обучающимся, учителя...
Как появились доспехи
Презентация, посвящённая возникновению доспехов...
Как человек появился на Земле:От дриопитека к человеку прямоходящему
Учёные считают, что: I.Человек никогда не жил рядом с динозаврамиII.Человек появился 2 миллиона лет назад в АфрикеIII.Человек произошёл от обезьяны, но не от обычной, а от древней.IV.Соврем...
что появилось в России благодаря Петру Великому.
исследовательская работа учащейся 7 класса, проводимая под руководством учителя...
презентация "Как появилось книгопечатание на Руси"
История книгопечатания на Руси. Первые книги. Первый русский букварь. Букварь Ивана Федорова. Острожская библия....
сэндвич - что же это такое и как это слово появилось?
Мы часто слышим слово сэндвич - что же это такое и как это слово появилось?...