Рабочая программа по математике для 5 класса
рабочая программа по математике (5 класс)

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лямбирская средняя общеобразовательная школа №1»

Лямбирского муниципального района Республики Мордовия

Рассмотрено

на заседании кафедры учителей математики и физики

Протокол №1 от «___» августа 2021г.

Руководитель кафедры:__________Фетхуллова Э.А.

Утверждено

приказом по МОУ «Лямбирская СОШ №1» №___от «___» августа 2021 г

Директор школы:_________Базеев О.В.

Рабочая программа

 по предмету

«Математика»

5 класс

Рабочая программа учебного предмета "Математика" для учащихся 5 класса разработана на основе примерной программы по математике для 5 класса по учебнику Н.Я.Виленкина, В.И.Жохова и др. / В.И.Жохов, М.: Мнемозина, 2014.

Программа разработана:

Биктяковой А.Ф., учителем математики.

2021-2022 учебный год

На изучение предмета отводится 5 ч в неделю, итого 170 часов за учебный год. В конце года предусмотрен резервные уроки, которые используется для решения практико- ориентированных задач, нестандартных задач по теме или для различного рода презентаций, докладов дискуссий. Предусмотрены 13 тематических контрольных работ и 1 входная и 1итоговая.

Результаты изучения учебного предмета

Изучение математики в 5 классе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития.

Личностными результатами обучения математике в 5 классе являются:

1) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

2) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

3) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;

4) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;

5) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

6) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

Метапредметными результатами обучения математике в 5 классе являются:

1) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

2) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

3) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

4) умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

5) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

6) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

7) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

8) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

9) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.

Общими предметными результатами обучения математике в 5 классе являются:

1) овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;

2) умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;

3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками  устных, письменных, инструментальных вычислений;

4) овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;

5) овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;

6) умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;

7) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Выпускник научится:

1.        Понимать особенности десятичной системы счисления;

2.        Оперировать  понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел;

3.        Выражать числа в эквивалентных формах записи числа, выбирая наиболее подходящую в зависимости от ситуации;

4.        Сравнивать и упорядочивать натуральные числа и дроби с одинаковыми знаменателями и числителями;

5.        Выполнять вычисления, сочетая устные и письменные приемы вычислений, применение калькулятора;

6.        Использовать понятия и умения, связанные с процентами в ходе решения задач;

7.        Решать задачи, содержащие буквенные данные, работать с формулами;

8.        Распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире отрезки, треугольники, прямые, лучи, плоскости, прямоугольники, прямоугольные параллелепипеды;

9.        Вычислять объём прямоугольного параллелепипеда;

10.        Находить значения длин линейных элементов фигур, градусную меру углов от 0 до 180°;

11.        использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, градусной меры угла;

12.        вычислять площадь прямоугольников.

Выпускник получит возможность:

1.        Познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями , отличными от 10;

2.        Углубить и развить представление о натуральных числах  как способе образования других чисел;

3.        Научиться использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий  для ситуации способ ;

4.        Научиться вычислять объёмы геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;

5.        Вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников.

Содержание учебного предмета (170 часа)

1.Повторение курса начальной школы (6 часов)

2. Натуральные числа и шкалы(10 часов)

Натуральные числа и их сравнение. Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, треугольник. Измерение и построение отрезков. Координатный луч.

Основная цель— систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков.                                                                                                            

3.Сложение и вычитание натуральных чисел (18 часа)

Сложение и вычитание натуральных чисел, свойства сложения. Решение текстовых задач. Числовое выражение. Буквенное выражение и его числовое значение. Решение линейных уравнений.

Основная цель— закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел. 

4.Умножение и деление натуральных чисел (25 часов)

Умножение и деление натуральных чисел, свойства умножения. Квадрат и куб числа. Решение текстовых задач .

Основная цель — закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами.  

5.Площади и объемы  (19 часов)

Вычисления по формулам. Прямоугольник. Площадь прямоугольника. Единицы площадей.    

Основная цель— расширить представления учащихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов и систематизировать известные им сведения о единицах измерения.

6. Обыкновенные дроби (28 часов)

Окружность и круг. Обыкновенная дробь. Основные задачи на дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Основная цель — познакомить учащихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей.  

7.Десятичные дроби.  Сложение и вычитание десятичных дробей  (19 часов)

Десятичная дробь. Сравнение, округление, сложение и вычитание десятичных дробей. Решение текстовых задач.

Основная цель— выработать умения читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей

8.Умножение и деление десятичных дробей (28 часа)

Умножение и деление десятичных дробей. Среднее арифметическое нескольких чисел. Решение текстовых задач.

Основная цель— выработать умения умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями.

9.  Инструменты для вычислений и измерений (11 часов)

Начальные сведения о вычислениях на калькуляторе. Проценты. Основные задачи на проценты. Примеры таблиц и диаграмм. Угол, треугольник. Величина (градусная мера) угла. Единицы измерения углов. Измерение углов. Построение угла заданной величины.  

Основная цель— сформировать умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов.  

10.Повторение. Решение задач.(6 часов)

Тематическое планирование

Раздел

Тема

Количество часов

В том числе, контр.раб.

I

Повторение курса математики начальной школы

5

1

II

Натуральные числа и шкалы

9

1

III

Сложение и вычитание натуральных чисел

16

2

IV

Умножение и деление натуральных чисел

23

2

V

Площади и объемы

18

1

VI

Обыкновенные дроби

26

2

VII

Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей

18

1

VIII

Умножение и деление десятичных дробей

26

2

IX

Инструменты для вычислений и измерений

9

2

X

Итоговое повторение, демонстрация личных достижений учащихся

5

1

Итого

170 часов

155

15

Промежуточная аттестация

Календарно-тематическое планирование

№ урока п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Примечания

5 «А»

5 «А»

5 «Б»

5 «Б»

План

Факт

План

Факт

Повторение курса начальной школы(6 ч)

1.

Числа и величины. Арифметические действия. Проведен инструктаж по технике безопасности.

1

2.

Числа и величины. Арифметические действия. Проведен инструктаж по технике безопасности.

1

3.

Решение текстовых задач.

1

4.

Геометрические фигуры и величины. Пространственные отношения.

1

5.

Уравнения.

1

6.

Контрольная работа № 1. Входной контроль

1

§ 1. Натуральные числа и шкалы (10 ч)

7.

Натуральные числа.

1

8.

Отрезок. Длина отрезка. Треугольник.

1

9.

Отрезок. Длина отрезка. Треугольник.

1

10.

Плоскость, прямая, луч.

1

11.

Плоскость, прямая, луч.

1

12.

Шкалы и координаты.

1

13.

Шкалы и координаты.

1

14.

Меньше или больше.

1

15.

Меньше или больше.

1

16.

Контрольная работа №2  по теме «Натуральные числа и шкалы».

1

§ 2. Сложение и вычитание натуральных чисел (18 ч)

17.

Сложение натуральных чисел и его свойства.

1

18.

Сложение натуральных чисел и его свойства.

1

19.

Сложение натуральных чисел и его свойства.

1

20.

Сложение натуральных чисел и его свойства.

1

21.

Вычитание.

1

22.

Вычитание.

1

23.

Вычитание.

1

24.

Вычитание.

1

25.

Контрольная работа № 3 по теме «Свойства сложения и вычитания.

1

26.

Числовые и буквенные выражения.

1

27.

Числовые и буквенные выражения.

1

28.

Буквенная запись свойств сложения и вычитания.

1

29.

Буквенная запись свойств сложения и вычитания.

1

30.

Уравнения.

1

31.

Уравнения.

1

32.

Уравнения.

1

33.

Уравнения.

1

34.

Контрольная работа № 4 по теме «Выражения и уравнения».

1

§ 3. Умножение и деление натуральных чисел (25 ч)

35.

Умножение натуральных чисел и его свойства.

1

36.

Умножение натуральных чисел и его свойства.

1

37.

Умножение натуральных чисел и его свойства.

1

38.

Умножение натуральных чисел и его свойства.

1

39.

Деление.

1

40.

Деление.

1

41.

Деление

1

42.

Деление

1

43.

Деление

1

44.

Деление

1

45.

Деление

1

46.

Деление с остатком

1

47.

Деление с остатком

1

48.

Деление с остатком

1

49.

Контрольная работа № 5 по теме «Умножение и деление натуральных чисел»

1

50.

Упрощение выражений

1

51.

Упрощение выражений

1

52.

Упрощение выражений

1

53.

Упрощение выражений

1

54.

Упрощение выражений

1

55.

Порядок выполнения действий

1

56.

Порядок выполнения действий

1

57.

Квадрат и куб числа

1

58.

Квадрат и куб числа

1

59.

Контрольная работа № 6 по теме «Арифметика натуральных чисел»

1

§ 4. Площади и объемы (19 ч)

60.

Формулы

1

61.

Формулы

1

62.

Формулы

1

63.

Площадь. Формула площади прямоугольника

1

64.

Площадь. Формула площади прямоугольника

1

65.

Площадь. Формула площади прямоугольника

1

66.

Самостоятельная работа  по теме «Площади»

1

67.

Единицы измерения площадей

1

68.

Единицы измерения площадей

1

69.

Единицы измерения площадей

1

70.

Единицы измерения площадей

1

71.

Прямоугольный параллелепипед

1

72.

Прямоугольный параллелепипед

1

73.

Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда

1

74.

Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда

1

75.

Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда

1

76.

Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда

1

77.

Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда

1

78.

Контрольная работа № 7 по теме «Площади о объемы»

1

§ 5. Обыкновенные дроби (28 ч)

79.

Окружность и круг

1

80.

Доли. Обыкновенные дроби

1

81.

Доли. Обыкновенные дроби

1

82.

Доли. Обыкновенные дроби

1

83.

Доли. Обыкновенные дроби

1

84.

Доли. Обыкновенные дроби

1

85.

Сравнение дробей

1

86.

Сравнение дробей

1

87.

Сравнение дробей

1

88.

Правильные и неправильные дроби

1

89.

Правильные и неправильные дроби

1

90.

Правильные и неправильные дроби

1

91.

Контрольная работа № 8 по теме «Обыкновенные дроби»

1

92.

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

1

93.

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

1

94.

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

1

95.

Деление и дроби

1

96.

Деление и дроби

1

97.

Деление и дроби

1

98.

Деление и дроби

1

99.

Смешанные числа

1

100.

Смешанные числа

1

101.

Смешанные числа

1

102.

Сложение и вычитание смешанных чисел

1

103.

Сложение и вычитание смешанных чисел

1

104.

Сложение и вычитание смешанных чисел

1

105.

Сложение и вычитание смешанных чисел

1

106.

Контрольная работа № 9 по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел»

1

§6. Сложение и вычитание десятичных дробей (19 ч)

107.

Десятичная запись дробных чисел

1

108.

Десятичная запись дробных чисел

1

109.

Десятичная запись дробных чисел

1

110.

Десятичная запись дробных чисел

1

111.

Сравнение десятичных дробей

1

112.

Сравнение десятичных дробей

1

113.

Сравнение десятичных дробей

1

114.

Сложение и вычитание десятичных дробей

1

115.

Сложение и вычитание десятичных дробей

1

116.

Сложение и вычитание десятичных дробей

1

117.

Сложение и вычитание десятичных дробей

1

118.

Сложение и вычитание десятичных дробей

1

119.

Сложение и вычитание десятичных дробей

1

120.

Сложение и вычитание десятичных дробей

1

121.

Приближенные значения чисел. Округление чисел

1

122.

Приближенные значения чисел. Округление чисел

1

123.

Приближенные значения чисел. Округление чисел

1

124.

Приближенные значения чисел. Округление чисел

1

125.

Контрольная работа №10  по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»

1

§ 7. Умножение и деление десятичных дробей (28 ч)

126.

Умножение десятичных дробей на натуральные числа

1

127.

Умножение десятичных дробей на натуральные числа

1

128.

Умножение десятичных дробей на натуральные числа

1

129.

Деление десятичных дробей на натуральные числа

1

130.

Деление десятичных дробей на натуральные числа

1

131.

Деление десятичных дробей на натуральные числа

1

132.

Деление десятичных дробей на натуральные числа

1

133.

Деление десятичных дробей на натуральные числа

1

134.

Деление десятичных дробей на натуральные числа

1

135.

Контрольная работа № 11 по теме «Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа»

1

136.

Умножение десятичных дробей

1

137.

Умножение десятичных дробей

1

138.

Умножение десятичных дробей

1

139.

Умножение десятичных дробей

1

140.

Умножение десятичных дробей

1

141.

Умножение десятичных дробей

1

142.

Деление десятичных дробей

1

143.

Деление десятичных дробей

1

144.

Деление десятичных дробей

1

145.

Деление десятичных дробей

1

146.

Деление десятичных дробей

1

147.

Деление десятичных дробей

1

148.

Деление десятичных дробей

1

149.

Среднее арифметическое

1

150.

Среднее арифметическое

1

151.

Среднее арифметическое

1

152.

Среднее арифметическое

1

153.

Контрольная работа № 12 по теме «Умножение и деление десятичных дробей»

1

§ 8. Инструменты для вычислений и измерений (11 ч)

154.

Микрокалькулятор. Проценты

1

155.

Проценты

1

156.

Проценты

1

157.

Проценты

1

158.

Контрольная работа № 13  по теме «Проценты»

1

159.

Угол. Прямой и развернутый углы. Чертежный треугольник

1

160.

Угол. Прямой и развернутый углы. Чертежный треугольник

1

161.

Измерение углов. Транспортир

1

162.

Измерение углов. Транспортир

1

163.

Круговые диаграммы

1

164.

Контрольная работа № 14  по теме «Углы и диаграммы»

1

ПОВТОРЕНИЕ (6ч)

165

Арифметические действия с натуральными числами

1

166.

Решение арифметических задач. Буквенные выражения

1

167.

Упрощение выражений

1

168.

Уравнение. Решение задач с помощью уравнения

1

169.

Проценты. Решение задач на проценты

1

170.

Итоговая контрольная работа №15

1

Лист корректировки рабочей программы.

Название раздела темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту

Название раздела темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Академия математики» 5 класс. Платное дополнительное образование. Математика

Курс «Академия математики» рассчитан на обучающихся 5 классов.  Задачи, рассматриваемые  в данной программе, играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры  учащихся....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Академия математики» 6 класс. Платное дополнительное образование. Математика

 Курс «Академия математики» рассчитан на обучающихся 6 классов.  Задачи, рассматриваемые  в данной программе, играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры  учащихся...

Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 2000г.

Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1)   В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 20...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по математике 5 класс (повышенный уровень, 245 часов) по учебнику Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика 5 класс

Рабочая программа учебного курса по  математике для 5М класса разработана ИОСО РАО, реком. МО РФ.Сб. «Программы для общеобразовательных школ, школ (классов) с углубленным изучением ма...