Рабочая программа по математике в 5 классе
рабочая программа по математике (5 класс)

Улаханова Марина Родионовна

Рабочая  программа по математике на 2019-2020 учебный год в 5 классе. 

Для реализации программного содержания используется Математика. 5 класс: учебник / Н.  Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. – М. : Мнемозина, 2019.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_matematike-5kl_.doc442 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация

 «Заводская средняя общеобразовательная школа»

«Согласовано»

Председатель ШМО

_____________

Протокол №1 от

«27» августа 2019г

«Согласовано»

Зам.директора по УВР

МБОО «Заводская СОШ»

___________

«28» августа 2019г

«Утверждаю»

Директор МБОО «Заводская СОШ» __________

Приказ № 1

 от «28» августа 2019г

М.п.

                         

Рабочая программа

     по    математике в 5 классе______________________________________

     учителя математики    Улахановой Марины Родионовны__________

     педагогический стаж     39 лет_________________________________

     квалификационная категория    высшая_________________________

     срок реализации РП:____2019-2020 учебный год__________________

Рассмотрена на заседании

педагогического совета

протокол № 1

 от «28» августа 2019г

                                           

п. Николаевский

2019г

1.Пояснительная записка

Рабочая  программа по математике на 2019-2020 учебный год в 5 классе МБОО «Заводская СОШ»  составлена на основе:

  • Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г, №273-ФЗ;
  • Закона «Об образовании  в РБ» от13.12.2013г, №240-V.
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования", зарегистрированным в Минюсте России 01 февраля 2011 г., регистрационный номер 19644 (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015г №1577);
  • СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1067, зарегистрированным в Минюсте России 30 января 2013 г., регистрационный номер 26755);
  • Распоряжения Правительства России от 24.12.2013г №2506-р «О концепции развития математического образования в РФ»;
  • Методических рекомендаций по организации образовательной деятельности при реализации основных общеобразовательных программ общего образования в общеобразовательных организациях РБ в 2019-2020 учебном году от 07.08.2019 №02-11/3218.
  • Примерных основных образовательных программ  основного общего образования.
  • ООП ООО  МБОО «Заводская СОШ»;
  • Учебного плана МБОО «Заводская СОШ» на 2019-2020 учебный год.

Для реализации программного содержания используется  

Виленкин, Н. Я. Математика. 5 класс: учебник / Н.  Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. – М. : Мнемозина, 2019.

    Цели:

  • формирование представлений о математике как универсальном языке;
  • развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры;
  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни и для изучения школьных естественных дисциплин на базовом уровне;
  • воспитание средствами математики культуры личности;
  • понимание значимости математики для научно-технического прогресса;                            
  • отношение к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей её развития.

Задачи:

  • сохранить теоретические и  методические подходы, оправдавшие себя в практике преподавания в начальной школе;
  • предусмотреть возможность компенсации пробелов в подготовке школьников и недостатков в их математическом развитии, развитии внимания и памяти;
  • обеспечить уровневую дифференциацию в ходе обучения;
  • обеспечить базу математических знаний, достаточную для изучения алгебры и геометрии, а также для продолжения образования;
  • сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету;
  • выявить и развить математические и творческие способности;
  •    развивать навыки вычислений с натуральными числами;
  • учить выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, действия с десятичными дробями;
  • дать начальные представления об использование букв для записи выражений и свойств;
  • учить составлять по условию текстовой задачи, несложные линейные уравнения;
  • продолжить знакомство с геометрическими понятиями;
  • развивать навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.

2.Планируемые результаты освоения математики за курс 5 класса

Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

Личностные результаты

  • Дают адекватную самооценку результатам своей учебной деятельности; проявляют познавательный интерес к изучению предмета.
  • Проявляют мотивы учебной деятельности; дают оценку результатам; применяют правила делового сотрудничества.
  • Объясняют самому себе свои отдельные ближайшие цели саморазвития, проявляют познавательный интерес к изучению предмета, дают адекватную оценку своей учебной деятельности;
  • Проявляют положительное отношение к урокам математики, понимают причины успеха в своей учебной деятельности.
  • Объясняют себе свои наиболее заметные достижения.
  • Выражают положительное отношение к процессу познания; применяют правила делового сотрудничества; оценивают свою учебную деятельность.
  • Осваивают роль обучающегося, объясняют отличия в оценках ситуации разными людьми.
  •  Дают позитивную самооценку на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
  • Объясняют самому себе свои отдельные ближайшие цели саморазвития; проявляют устойчивый интерес к способам решения задач.

Метапредметные результаты

Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.

Регулятивные УУД:

•  самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

•  выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

•  составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;

• работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

•  в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • давать определения понятиям.
  • передать содержание в сжатом или развернутом виде.
  • строить предположения об информации, необходимой для решения предметной задачи.
  • уметь осуществлять анализ объектов, делать выводы «если …то…».

 Коммуникативные УУД:

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д);

•  в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

•  учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

•  понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории).

  • уметь принимать точку зрения другого.
  • уметь оформлять мысли в устной и письменной форме.
  • уметь слушать других и уважительно относиться к мнению других.

Предметные результаты

 Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:

Предметная область «Арифметика»

• выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками; умножение однозначных чисел, однозначного на двузначное число; деление на однозначное число, десятичной дроби с двумя знаками на однозначное число;

 • переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную — в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь – в виде процентов;

•  находить значения числовых выражений, содержащих целые числа и десятичные дроби;

• округлять целые и десятичные дроби, выполнять оценку числовых выражений;

•  пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; переводить одни единицы измерения в другие;

  •  решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с дробями и процентами.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора;

• устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;

• интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.

Предметная область «Алгебра»

• переводить условия задачи на математический   язык;

•  использовать методы работы с простейшими математическими моделями;

• осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;

•  изображать числа точками на координатном луче;

• определять координаты точки на координатном луче;

• составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;

• решать текстовые задачи алгебраическим методом.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами.

Предметная область «Геометрия»

•  пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;

•  распознавать и изображать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

• распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела;

•  в простейших случаях строить развертки пространственных тел;

•  вычислять площади, периметры, объемы простейших геометрических фигур (тел) по формулам.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

решения несложных геометрических задач, связанных с нахождением изученных геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

•  построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

3.Содержание учебного предмета

Общая характеристика учебного предмета

Курс математики 5 класса включает основные содержательные линии:

  •        Арифметика;
  •        Элементы алгебры;
  •        Элементы геометрии;
  • Вероятность и статистика;
  • Множества;
  • Математика в историческом развитии.

«Арифметика» служит фундаментом для дальнейшего изучения математики и смежных дисциплин, способствует развитию вычислительных навыков, логического мышления, умения планировать и осуществлять практическую деятельность, необходимую в повседневной жизни.

«Элементы алгебры» показывают применение букв для обозначения чисел, для нахождения неизвестных компонентов арифметических действий, свойств арифметических действий, систематизируют знания о математическом языке.

«Элементы геометрии» способствуют формированию у учащихся первичных о геометрических абстракциях реального мира, закладывают основы формирования правильной геометрической речи.

«Вероятность и статистика» способствуют формированию у учащихся функциональной грамотности, умения воспринимать и критически анализировать информацию, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, обогащается представление о современной картине мира.

«Множества» способствуют овладению учащимися некоторыми элементами универсального математического языка.

«Математика в историческом развитии» способствует созданию общекультурного, гуманитарного фона изучения математики.

Вероятность и статистика, «Математика в историческом развитии» изучаются сквозным курсом, отдельно на их  изучение уроки не выделяются.

Повторение курса математики начальной школы –  3  часа.

Цель – восстановить, систематизировать, обобщить знания по математике, полученные в начальной школе; облегчить адаптацию учащихся к новому учителю и системе обучения.

Натуральные числа и шкалы (18 ч).

Обозначение натуральных чисел. Отрезок, длина отрезка. Треугольник.  Плоскость, прямая, луч. Шкалы и координаты. Меньше или больше.

Цель – систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков.

Задачи – восстановить у учащихся навыки чтения и записи многозначных чисел, сравнения натуральных чисел, а также навыки измерения и построения отрезков. Ввести понятие координатного луча, единичного отрезка и координаты точки, понятия шкалы и делений, координатного луча

Знать и понимать:

  • Понятия натурального числа, цифры, десятичной записи числа, классов и разрядов.
  • Таблицу классов и разрядов. Обозначение разрядов.
  • Общепринятые сокращения в записи больших чисел, четные и нечетные числа, свойства натурального ряда чисел, однозначные, двузначные и многозначные числа.
  • Понятия отрезка и его концов, равных отрезков, середины отрезка, длины отрезка, значение отрезков.
  • Единицы измерения длины (массы) и соотношения между ними. Общепринятые сокращения в записи единиц длины (массы).
  • Измерительные инструменты.
  • Понятия треугольника, многоугольника, их вершин и сторон, их обозначение.
  • Понятия плоскости, прямой, луча, дополнительного луча, их обозначение.
  • Понятия шкалы и делений, координатного луча, единичного отрезка, координаты точки.
  • Понятия большего и меньшего натурального числа. Неравенство, знаки неравенств, двойное неравенство.

Уметь: 

  • Читать и записывать натуральные числа, в том числе и многозначные.
  • Составлять числа из различных единиц.
  • Строить, обозначать и называть геометрические фигуры: отрезки, плоскости, прямые, находить координаты точек и строить точки по координатам.
  • Выражать длину (массу) в различных единицах.
  • Показывать предметы, дающие представление о плоскости.
  • Определять цену деления, проводить измерения с помощью приборов, строить шкалы с помощью выбранных единичных отрезков.
  • Чертить координатный луч, находить координаты точек и строить точки по координатам.
  • Сравнивать натуральные числа, в том числе и с помощью координатного луча.
  • Читать и записывать неравенства, двойные неравенства.  

(Владеть способами познавательной деятельности).

Сложение и вычитание натуральных чисел (24 ч).

Сложение натуральных чисел и его свойства.  Вычитание. Решение текстовых задач. Числовые и буквенные выражения. Буквенная запись свойств сложения и вычитания.  Уравнение.

Цель – закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел.

Задачи – уделить внимание закреплению алгоритмов арифметических действий над многозначными числами, т.к. они не только имеют самостоятельное значение, но и являются базой для формирования умений проводить вычисления с десятичными дробями. Составлять буквенные выражения по условию задач, решать уравнения на основе зависимости между компонентами действий (сложение и вычитание).

Знать:

  • Понятия действий сложения и вычитания.
  • Компоненты сложения и вычитания.
  • Свойства сложения и вычитания натуральных чисел.
  • Понятие периметра многоугольника.
  • Алгоритм арифметических действий над  многозначными числами.

Уметь: 

  • Складывать и вычитать многозначные числа столбиком и при помощи координатного луча.
  • Находить неизвестные компоненты сложения и вычитания.
  • Использовать свойства сложения и вычитания для упрощения вычислений.
  • Решать текстовые задачи, используя действия сложения и вычитания.
  • Раскладывать число по разрядам и наоборот.

Умножение и деление натуральных чисел (30 ч).

Умножение натуральных чисел и его свойства.  Деление. Деление с остатком. Упрощение выражений. Порядок выполнения действий.   Степень числа. Квадрат и куб числа.

 Цель – закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами.

Задачи – целенаправленное развитие и закрепление навыков умножения и деления многозначных чисел. Вводится понятие квадрата и куба числа. Продолжается работа по формированию навыков решения уравнений на основе зависимости между компонентами действий.

Знать и понимать:

  • Порядок выполнения действий (в том числе, когда в выражении есть квадраты и кубы чисел).
  • Понятия программы вычислений и команды.
  • Таблицу умножения.
  • Понятия действий умножения и деления.
  • Компоненты умножения и деления.
  • Свойства умножения и деления натуральных чисел.
  • Порядок выполнения действий (в том числе, когда в выражении есть квадраты и кубы чисел).
  • Разложение числа на множители, приведение подобных слагаемых.
  • Деление с остатком, неполное частное, остаток.
  • Понятия квадрата и куба числа.
  • Таблицу квадратов и кубов первых десяти натуральных чисел.

Уметь: 

  • Заменять действие умножения сложением и наоборот.
  • Находить неизвестные компоненты умножения и деления.
  • Умножать и делить многозначные числа столбиком.
  • Выполнять деление с остатком.
  • Упрощать выражения с помощью вынесения общего множителя за скобки, приведения подобных членов выражения, используя свойства умножения.
  • Решать уравнения, которые сначала надо упростить.
  • Решать текстовые задачи арифметическим способом на отношения «больше (меньше) на … (в…); на известные зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием; ценой, количеством и стоимостью товара и др.).
  • Решать текстовые задачи с помощью составления уравнения (в том числе задачи на части).
  • Изменять порядок действий для упрощения вычислений, осуществляя равносильные преобразования.
  • Составлять программу и схему программы вычислений на основании ее команд, находить значение выражений, используя программу вычислений.
  • Вычислять квадраты и кубы чисел.

Решать уравнения на основе зависимости между компонентами действий (умножение и деление).

 Площади и объемы (15 ч).

 Формулы. Площадь. Формула площади  прямоугольника. Единицы измерения  площадей. Прямоугольный параллелепипед. Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда.

Цель – расширить представление учащихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов, систематизировать известные им сведения об единице измерения.

Задачи – отработать навыки решения задач по формулам. Уделить внимание формированию знаний основных единиц измерения и умению перейти от одних единиц к другим в соответствии с условием задачи.

Знать и понимать:

  • Понятие формулы.
  • Формулу пути, скорости, времени.
  • Понятия прямоугольника, квадрата, прямоугольного параллелепипеда, куба.
  • Измерения прямоугольного параллелепипеда.
  • Формулу площади прямоугольника, квадрата, треугольника.
  • Формулу объема прямоугольного параллелепипеда, куба.
  • Равные фигуры. Свойства равных фигур.
  • Единицы измерения площадей и объемов.

Уметь: 

  • Читать и записывать формулы.
  • Вычислять по формулам путь (скорость, время), периметр, площадь прямоугольника, квадрата, треугольника, объем прямоугольного параллелепипеда, куба.
  • Вычислять площадь фигуры по количеству квадратных сантиметров, уложенных в ней.
  • Вычислять объем фигуры по количеству кубических сантиметров, уложенных в ней.
  • Решать задачи, используя свойства равных фигур.
  • Переходить от одних единиц площадей (объемов) к другим.

Обыкновенные дроби (26 ч).

Окружность и круг. Доли. Обыкновенные  дроби. Сравнение дробей. Правильные и неправильные дроби. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями .Деление и дроби. Смешанные числа. Сложение и вычитание смешанных чисел.

Цель – познакомить учащихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей.

Задачи – изучить сведения о дробных числах, необходимые для введения десятичных дробей. Уметь сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями, выделять целые части дроби.

Знать и понимать:

  • Понятия окружности, круга и их элементов.
  • Понятия доли, обыкновенной дроби, числителя и знаменателя дроби.
  • Основные виды задач на дроби. Правило сравнения дробей.

Уметь: 

  • Понятия равных дробей, большей и меньшей дробей.
  • Понятия правильной и неправильной дроби.
  • Правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.
  • Изображать окружность и круг с помощью циркуля, обозначать и называть их элементы.
  • Читать и записывать обыкновенные дроби.
  • Называть числитель и знаменатель дроби и объяснять, что они показывают.
  • Изображать дроби, в том числе равные на координатном луче.
  • Распознавать и решать три основные задачи на дроби.
  • Сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями.
  • Сравнивать правильные и неправильные дроби с единицей и друг с другом.
  • Складывать и вычитать дроби с одинаковым знаменателем.
  • Записывать результат деления двух любых натуральных чисел с помощью обыкновенных
  • дробей.
  • Записывать любое натуральное число в виде обыкновенной дроби.
  • Выделять целую часть из неправильной дроби.
  • Представлять смешанное число в виде неправильной дроби.
  • Складывать и вычитать смешанные числа

Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (16 ч).

Десятичная запись  дробных чисел. Сравнение десятичных дробей. Сложение и вычитание десятичных дробей. Приближённые значения чисел. Округление чисел.

Цель – выработать умение читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей.

Задачи – четко представлять разряды рассматриваемого числа, уметь читать, записывать, сравнивать десятичные дроби.

 Знать и понимать:

  • Понятие десятичной дроби, его целой и дробной части.
  • Правило сравнения десятичных дробей.
  • Правило сравнения десятичных дробей по разрядам.
  • Понятия равных, меньшей и большей десятичных дробей.
  • Правило сложения и вычитания десятичных дробей.
  • Свойства сложения и вычитания десятичных дробей.
  • Понятия приближенного значения числа, приближенного значения числа с недостатком
  • (с избытком).
  • Понятие округления числа.
  • Правило округления чисел, десятичных дробей до заданных разрядов.

Уметь:

  • Иметь представление о десятичных разрядах.
  • Читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби.
  • Выражать данные значения длины, массы, площади, объема в виде десятичных дробей.
  • Изображать десятичные дроби
  • на координатном луче.
  • Складывать и вычитать десятичные дроби.
  • Раскладывать десятичные дроби по разрядам.
  • Решать текстовые задачи на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями.
  • Округлять десятичные дроби до заданного десятичного разряда.

Умножение и деление десятичных дробей (29 ч).

Умножение десятичных дробей на натуральные числа. Деление десятичных дробей на натуральные числа. Умножение десятичных дробей. Деление на десятичную дробь. Среднее арифметическое.

Цель – выработать умение умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями.

Задачи – основное внимание привлекается к алгоритмической стороне рассматриваемых вопросов. На примерах отрабатывается правило постановки запятой в результате действия. Вводится понятие среднего арифметического нескольких чисел.

Знать и понимать:

  • Правило умножения двух десятичных дробей (правило постановки запятой в результате действия).
  • Правило деления числа на десятичную дробь (правило постановки запятой в результате действия).
  • Правило деления на 10, 100, 1000 и т.д.
  • Правило деления на 0,1; 0,01; 0,001;и т.д.
  • Свойства умножения и деления десятичных дробей.
  • Понятие среднего арифметического нескольких чисел.
  • Понятие средней скорости движения, средней урожайности, средней производительности.

Уметь: 

  • Умножать и делить десятичную дробь на натуральное число, на десятичную дробь.
  • Выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями.
  • Применять свойства умножения и деления десятичных дробей при упрощении числовых и буквенных выражений и нахождении их значений.
  • Вычислять квадрат и куб заданной десятичной дроби.
  • Решать текстовые задачи на умножение и деление, а также на все действия, данные в которых выражены десятичными дробями.
  • Находить среднее арифметическое нескольких чисел.
  • Находить среднюю скорость движения, среднюю урожайность, среднюю производительность и т.д.

 Инструменты для вычислений и измерений (17 ч).

Микрокалькулятор. Проценты. Угол.  Прямой и развернутый угол. Чертёжный треугольник. Измерение углов. Транспортир. Круговые диаграммы.

Цель – сформировать умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов.

Задачи – понимать смысл термина «проценты». Учиться решать задачи на проценты; находить проценты от какой-либо величины; находить число, если известно несколько его процентов; находить, сколько процентов одно число составляет от другого. Формировать умения проводить измерения и строить углы. Учиться строить круговые диаграммы. Учить пользоваться калькулятором при вычислениях.

Знать и понимать:

  • Понятие процента. Знак, обозначающий «процент».
  • Правило перевода десятичной дроби в проценты и наоборот.
  • Основные виды задач на проценты.
  • Понятие угла и его элементов, обозначение углов, виды углов. Знак, обозначающий «угол».
  • Свойство углов треугольника.
  • Измерительные инструменты.
  • Понятие биссектрисы угла.
  • Алгоритм построения круговых диаграмм.

Уметь: 

  • Пользоваться калькуляторами при выполнении отдельных арифметических действий с     натуральными числами и десятичными дробями.
  • Обращать десятичную дробь в проценты и наоборот.
  • Вычислять проценты с помощью калькулятора.
  • Распознавать и решать три вида задач на проценты: находить несколько процентов, от какой-либо величины.

Множества (6ч)

Множество. Виды множеств. Общая часть множеств. Объединение множеств. Высказывание. Верное или неверное высказывание.

Повторение (20 ч)

        Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс математики 5 класса.

Рабочая программа рассчитана на 204 часа, 6 часов в неделю, 34 учебных недели. Согласно Концепции развития математического образования решено добавить на преподавание математики по одному часу в 5-10 классах.

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

К/р

1

Повторение курса математики 4 класса

3

1

Натуральные числа и шкалы.

18

1

2

 Сложение и вычитание натуральных чисел.

24

2

3

Умножение и деление натуральных чисел.

30

2

4

Площади и объемы.

15

1

5

Обыкновенные дроби.

26

2

6

Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей.

16

1

7

Умножение и деление десятичных дробей.

29

2

8

Инструменты для вычислений и измерений.

17

2

9

Множества

6

10

Итоговое повторение за курс математики 5 класса.

20

1

Итого

204

14

Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные.

Основные типы учебных занятий:

  • урок изучения нового учебного материала;
  • урок закрепления и  применения знаний;
  • урок обобщающего повторения и систематизации знаний;
  • урок контроля знаний и умений.

Основным типом урока является комбинированный.

Используемые технологии:

1. игровые технологии

2. элементы проблемного обучения

3. технологии уровневой дифференциации

4. здоровьесберегающие технологии

5. ИКТ

Контроль за результатами обучения осуществляется через использование следующих видов: входной, текущий, тематический, итоговый.  Проводится в форме контрольных работ, рассчитанных на 45 минут, тестов и самостоятельных работ на 15 – 20 минут с дифференцированным оцениванием.

Текущий контроль проводится с целью проверки усвоения изучаемого и проверяемого программного материала;  содержание  определяется учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся  класса. Итоговые контрольные работы проводятся:    

-  после изучения наиболее значимых тем программы,                                                                              - в конце учебной четверти.              

Критерии и нормы оценки знаний,  умений и навыков, обучающихся по математике

  1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.

Ответ оценивается отметкой «5», если:

  • работа выполнена полностью;
  • в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится в следующих случаях:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
  • допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

  • допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.

 2.       Оценка устных ответов обучающихся по математике

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
  • изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
  • показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
  • продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем,  сформированность  и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
  • отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
  • возможны одна – две  неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
  • допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
  • допущены ошибка или более двух недочетов  при освещении второстепенных вопросов или в выкладках,  легко исправленные после замечания учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
  • при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;
  • обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

3.  Общая классификация ошибок.

При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.

3.1. Грубыми считаются ошибки:

  • незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
  • незнание наименований единиц измерения;
  • неумение выделить в ответе главное;
  • неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
  • неумение делать выводы и обобщения;
  • неумение читать и строить графики;
  • неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
  • потеря корня или сохранение постороннего корня;
  • отбрасывание без объяснений одного из них;
  • равнозначные им ошибки;
  • вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
  • логические ошибки.

3.2. К негрубым ошибкам следует отнести:

  • неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
  • неточность графика;
  • нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
  • нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
  • неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

3.3. Недочетами являются:

  • нерациональные приемы вычислений и преобразований;
  • небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Кол-во часов

Дата проведения

Тема урока

Примечание

по плану

по факту

1

1

3.09

Повторение курса математики начальной школы.

2

1

4.09

Обобщающее повторение «Натуральные числа»

3

1

4.09

Контрольная работа за курс начальной школы.

Глава I. Натуральные числа

§ 1. Натуральные числа и шкалы (18 ч.)

4

1

5.09

Обозначение натуральных чисел

5

1

6.09

Обозначение натуральных чисел. Решение задач.

6

1

9.09

Отрезок. Длина отрезка. Треугольник.

7

1

10.09

Отрезок. Длина отрезка. Треугольник. Решение задач.

8

1

11.09

Обобщающий урок «Отрезок. Длина отрезка. Треугольник»

9

1

11.09

Плоскость. Прямая. Луч.

10

2

12.09, 13.09

Плоскость. Прямая. Луч. Решение задач.

11

1

16.09

Шкалы и координаты

12

2

17.09, 18.09

Координатный луч. Координаты.

13

1

18.09

Обобщающий урок «Шкалы и координаты». Решение задач.

14

1

19.09

Меньше или больше

15

1

20.09

Меньше или больше. Решение задач.

16

1

23.09

Обобщающее повторение «Меньше или больше»

17

2

24.09,25.09

Решение задач

18

1

25.09

Контрольная работа №1 «Натуральные числа и шкалы»

§2. Сложение и вычитание натуральных чисел (24 ч)

19

  1

26.09

Сложение натуральных чисел и его свойства

20

  3

27.09,30.09,1.10

Сложение натуральных чисел и его свойства. Решение задач.

21

   1

2.10

Обобщающий урок. Сложение натуральных чисел и его свойства. Самостоятельная работа

22

   1

2.10

Вычитание.

23

  1

2.10

Вычитание. Свойства вычитания.

24

   2

3.10, 4.10

Вычитание. Решение задач.

25

   1

7.10

Обобщающий урок. Вычитание. Самостоятельная работа

26

   1

8.10

Контрольная работа №2 по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел»

27

1

9.10

Анализ контрольной работы.

Числовые и буквенные выражения

28

1

9.10

Буквенные выражения.

Решение задач.

29

1

10.10

Обобщающий урок. Числовые и буквенные выражения. Решение задач.

30

  1

11.10

Буквенная запись свойств сложения и вычитания

31

1

14.10

Буквенная запись свойств сложения и вычитания. Решение задач.

32

1

15.10

Обобщающий урок. Буквенная запись свойств сложения и вычитания. Самостоятельная работа

33

1

16.10

Уравнение

34

2

16.10,17.10

Решение задач на тему «Уравнение»

35

1

18.10

 Решение задач.

Самостоятельная работа

36

2

21.10, 22.10

Решение задач по теме «Уравнение».

37

1

23.10

Контрольная работа №3 по теме «Числовые и буквенные выражения. Уравнения»

§3. Умножение и деление натуральных чисел (27 ч.)

38

1

23.10

Умножение натуральных чисел и его свойства

39

1

24.10

Свойства умножения натуральных чисел.

40

1

25.10

Умножение натуральных чисел и его свойства. Решение задач.

41

   1

Обобщающий урок по теме «Умножение натуральных чисел и его свойства».

42

1

Умножение натуральных чисел и его свойства. Самостоятельная работа

43

1

Деление

44

1

Деление. Решение задач.

45

1

Деление. Решение задач.

46

4

 «Деление»

Решение задач

47

1

Деление с остатком

48

1

Деление с остатком. Решение задач.

49

1

Обобщающий урок. Деление с остатком

50

   1

Контрольная работа по теме №4 по теме «Умножение и деление натуральных чисел»

51

1

Анализ контрольной работы. Упрощение выражений

52

1

Решение задач по теме «Упрощение выражений»

53

1

Упрощение выражений. Решение задач.

54

1

Упрощение выражений. Решение задач.

55

   1

Обобщающий урок. Упрощение выражений 

56

4

Порядок выполнения действий

57

1

Степень числа. Квадрат и куб числа

58

1

Степень числа. Квадрат и куб числа. Решение задач.

59

2

Решение задач

60

1

Контрольная работа №5 по теме «Упрощение выражений»

§ 4. Площади и объемы  (15 ч)

61

1

Формулы

62

2

Формулы. Решение упражнений.

63

1

Площадь. Формулы площади прямоугольника

64

1

Решение задач по теме «Площадь»

65

1

Единицы измерения площадей

66

1

Единицы измерения площадей. Решение задач.

67

1

Единицы измерения площадей

Самостоятельная работа

68

2

Прямоугольный параллелепипед

69

1

Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда.

70

1

Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда. Решение упражнений.

71

1

Обобщающий урок. Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда.

72

1

Решение задач.

73

1

Контрольная работа  № 6 по теме «Площади и объемы»

§ 5. Обыкновенные дроби  ( 26 ч )

74

1

Анализ контрольной работы. Окружность и круг

75

   1

Окружность и круг. Решение задач.

76

   1

Доли. Обыкновенные дроби

77

1

Решение задач по теме «Доли. Обыкновенные дроби»

78

1

Решение задач по теме «Доли. Обыкновенные дроби»

79

1

Обобщающий урок по теме «Доли. Обыкновенные дроби».

80

1

Доли. Обыкновенные дроби. Самостоятельная работа.

81

 1

Сравнение дробей

82

2

Решение задач по теме «Сравнение дробей».

83

1

Правильные и неправильные дроби

84

1

Решение задач по теме «Правильные и неправильные дроби».

85

1

Обобщающее повторение «Правильные и неправильные дроби». Самостоятельная работа.

86

1

Контрольная работа №7 по теме «Доли. Обыкновенные дроби»

87

1

Анализ контрольной работы. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

88

2

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Самостоятельная работа

89

1

Деление и дроби

90

1

Деление и дроби. Решение задач.

91

1

Смешанные числа

92

1

Смешанные числа. Решение задач.

93

1

Сложение и вычитание смешанных чисел

94

1

Сложение и вычитание смешанных чисел. Решение примеров.

95

2

Сложение и вычитание смешанных чисел. Самостоятельная работа.

96

1

Контрольная работа №8 по теме «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями и смешанных чисел»

§6 Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (16 ч)

97

1

Анализ контрольной работы. Десятичная запись дробных чисел.

98

1

Десятичная запись дробных чисел. Решение задач.

99

1

Сравнение десятичных дробей

100

1

Сравнение десятичных дробей. Решение примеров.

101

1

Сравнение десятичных дробей. Решение примеров.

102

1

Сложение и вычитание десятичных дробей.

103

    1

Сложение и вычитание десятичных дробей. Решение примеров.

104

1

Сложение и вычитание десятичных дробей. Решение задач.

105

1

Обобщающий урок. Сложение и вычитание десятичных дробей

106

1

Сложение и вычитание десятичных дробей

Тест

107

1

Приближенные значения чисел, округление чисел.

108

2

Приближенные значения чисел, округление чисел.

2

Решение задач.

109

1

Контрольная работа № 9 по теме «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей»

§7. Умножение и деление десятичных дробей (29   ч)

110

     1

Анализ контрольной работы. Умножение десятичных дробей на натуральные числа

111

1

Умножение десятичных дробей на натуральные числа. Решение задач.

112

1

Обобщающий урок. Умножение десятичных дробей на натуральные числа.

113

   1  

Деление десятичных дробей на натуральные числа

114

1

Деление десятичных дробей на натуральные числа. Решение задач.

115

1

Деление десятичных дробей на натуральные числа. Решение задач.

116

1

Деление десятичных дробей на натуральные числа.

Самостоятельная работа

117

   1

Обобщающий урок. Деление десятичных дробей на натуральные числа

118

1

Контрольная работа №10 по теме «Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа»

119

1

Анализ контрольной работы. Умножение десятичных дробей

120

1

Умножение десятичных дробей. Решение примеров.

121

1

Умножение десятичных дробей. Решение примеров.

122

2

Умножение десятичных дробей. Решение задач.

123

1

Обобщающий урок. Умножение десятичных дробей

Тест

124

1

Деление на десятичную дробь

125

   1

Деление на десятичную дробь. Решение примеров.

126

    1

Деление на десятичную дробь. Решение задач.

127

1

Деление на десятичную дробь. Решение задач.

128

1

Деление на десятичную дробь. Решение задач.

129

1

Деление на десятичную дробь

130

1

Обобщающий урок. Деление на десятичную дробь. Решение задач. 

131

1

Среднее арифметическое

132

1

Среднее арифметическое. Решение задач.

133

1

Среднее арифметическое. Решение задач.

134

1

Обобщающий урок. Среднее арифметическое

135

2

Решение задач.

136

1

Контрольная работа №11 по теме «Умножение и деление десятичных дробей»

§8. Инструменты для вычислений и измерений (17 ч)

137

1

Анализ контрольной работы. Микрокалькулятор

138

1

Микрокалькулятор. Решение примеров.

139

    1

Проценты

140

1

Проценты. Решение задач.

141

1

Проценты. Решение задач.

142

1

Проценты. Самостоятельная работа.

143

    1

Обобщающий урок. Проценты.  

144

1

Контрольная работа №12 по теме «Проценты»

145

1

Анализ контрольной работы. Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник.

146

1

Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник. Решение задач.

147

1

Обобщающий урок. Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник

148

1

Измерение углов. Транспортир.

149

1

Измерение углов. Транспортир.

Самостоятельная работа.

150

1

Обобщающий урок. Измерение углов. Транспортир.

151

1

Круговые диаграммы

152

1

Круговые диаграммы. Решение задач.

153

1

Контрольная работа №13 по теме «Измерение углов. Транспортир»

Итоговое повторение курса математики 5 класса (20 ч)

154

1

Натуральные числа. Действия с натуральными числами.

155

1

Числовые и буквенные выражения

156

1

Буквенные выражения. Преобразование буквенных выражений.

157

1

Упрощение выражений

158

1

Упрощение выражений. Решение задач.

159

1

Уравнение.

160

2

Уравнение. Решение задач.

161

1

Проценты

162

1

Проценты. Решение задач.

163

1

Формулы.  Площадь прямоугольника

164

1

Объем прямоугольного параллелепипеда

165

1

Сложение и вычитание смешанных чисел

167

2

Сложение и вычитание смешанных чисел. Решение задач.

168

1

 Действия с  десятичными дробями. Решение задач.

169

1

 Действия с десятичными дробями

170

1

Множества

171

2

Итоговая контрольная работа

Материально-техническое обеспечение

№ п/п

Наименование раздела, наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Иллюстрации (плакаты)

1.

Комплект таблиц «Натуральные числа»

1х10

Средства ИКТ

ЦОР (инструменты специализированные)

7

Диск «Математика. Демонстрационный материал»

1

8

Мультимедийное приложение к методическому пособию  «Уроки математики, 5-6 классы»

1

Информационные источники

( специализированные)

9

http://urokimatematiki.ru

10

http://intergu.ru/ 

11

http://karmanform.ucoz.ru

12

http://polyakova.ucoz.ru/ 

13

http://le-savchen.ucoz.ru/ 

14

http://www.it-n.ru /

15

http://www.openclass.ru/ 

16

www.festival. 1september.ru  - Я иду на урок математики (методические разработки).

17

www.pedsovet.r u = Уроки, конспекты.

Учебно-лабораторное оборудование

18

Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник (300, 600), угольник (450, 450), циркуль

1

Учебно-методическое обеспечение.

Основная литература:

  1. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И., С.И. Шварцбурд,  Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций. Москва,  Мнемозина,  2019, в 2 частях.

Дополнительная литература:

       1. А.А.Кузнецов, М.В.Рыжаков. Примерная программа  по учебным предметам «Стандарты второго поколения. Математика 5 – 9 класс»  –3-е изд.-  М.: Просвещение,  2011 г.- 64 с.

  1. В.Н. Рудницкая. Тесты по математике. 5кл.М. Изд-во «Экзамен», 2018.
  2. М.А.Попов . Дидактические материалы., изд-во «Экзамен», 2017г.- 143с.
  3. С. С. Минаева.  20 тестов по математике 5-6 классы. Издательство   «Экзамен» 2017
  4. С.С.Минаева. Вычисляем без ошибок. Работы с самопроверкой для учаащихся 5-6 классов.М.Издательство «Экзамен», 2018.
  5. Т. А. Бурмистрова. «Математика. Сборник рабочих программ 5 – 6 классы», 3-е изд. - М.Просвещение, 2014 – 80с.
  6. В. И. Жохов. Математический тренажер. 5 класс. – Москва, 2016г. – 80с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Академия математики» 5 класс. Платное дополнительное образование. Математика

Курс «Академия математики» рассчитан на обучающихся 5 классов.  Задачи, рассматриваемые  в данной программе, играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры  учащихся....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Академия математики» 6 класс. Платное дополнительное образование. Математика

 Курс «Академия математики» рассчитан на обучающихся 6 классов.  Задачи, рассматриваемые  в данной программе, играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры  учащихся...

Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 2000г.

Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1)   В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 20...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по математике 5 класс (повышенный уровень, 245 часов) по учебнику Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика 5 класс

Рабочая программа учебного курса по  математике для 5М класса разработана ИОСО РАО, реком. МО РФ.Сб. «Программы для общеобразовательных школ, школ (классов) с углубленным изучением ма...