Старинные меры длины и их применение в современной школе
творческая работа учащихся по математике (5 класс)
Развитие интереса у школьников к истории
математики, к истории своей страны важнейшая задача
Современного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_dokumentovoy_v.docx | 83.09 КБ |
Предварительный просмотр:
IX городская научно-практическая конференция учащихся 5-8 классов по математике, физике, информатике «Обыкновенное чудо»
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №37» г. Улан-Удэ
Секция: Математика
Тема: «Старинные меры длины и их применение в современном мире»
Автор: Документова Валерия Александровна, ученица 5 «г» класса
Руководитель: Малыгина Елена Викторовна,учитель математики МАОУ СОШ №37
телефон:8-983-5385392
г.Улан-Удэ
2021г
Содержание.
1.Введение…………………………………………………………….... 3 стр.
2.Старинные русские меры длины.Основная часть …...……..…....................................................... 3-5стр.
2.1. Пословицы и поговорки с использованием старинных русских мер длины ………...…………… 6 стр.
2.2. Старинные меры длины в литературных произведениях……………………………… 7 стрю
- Таблица перевода мер длины в разных единицах… 8 стр.
3..Таблица роста одноклассников в различных единицах длины......................................................... 9 стр.
4....Выводы. 9 стр.
5. Заключение 10стр.
6. Список используемых источников.
Цель исследования: познакомиться со старинными русскими мерами длины.
Задачи:
- изучить старинные русские меры длины;
- исследовать пословицы, поговорки с упоминанием старинных мер длины;
- выяснить, когда появилась единая метрическая мера;
- установить наиболее распространённые старинные и современные меры длины, употребляемые жителями р.п. Мухен;
- составить таблицу перевода мер длины в различных единицах;
- подсчитать рост одноклассников в различных единицах длины;
Гипотеза: я предположила, что старинные русские меры длины редко используются в практической жизни современного человека и малоизвестны.
Методы исследования:
- сбор информации из книг, энциклопедий, сети Интернет;
- анкетирование;
- анализ;
- систематизация;
- интервью.
Этапы работы:
- определение темы;
- определение цели и задач;
- выдвижение гипотезы;
- отбор информации из различных источников;
- проведение анкетирования населения;
- измерение роста одноклассников и перевод в различные единицы длины;
- обработка полученного материала;
- систематизация полученной информации ;
- оформление работы;
- создание буклета;
- презентация работы.
Сроки работы над исследованием: сентябрь 2015г-февраль 2016 г.
Продукт проекта: информационный бу
- Введение.
Актуальность исследования.
Математику невозможно представить без подсчетов, вычислений, измерений.
Если до 18 в. людей устраивало измерение длины аршином, саженью, верстой, то уже в конце 19 века такие величины стали неприемлемыми. Это обусловлено временем: развитие экономических отношений, в том числе между странами, во - вторых, для человека стали важны точность, конкретность, четкость в расчетах.
Современным школьникам не понятны название старинных мер длины, которые они могут встретить в русских народных сказках, пословицах и поговорках, а так же в речи людей старшего поколения.
Я решила соотнести старинные единицы измерения длины с современными.
2. Старинные русские меры длины. Основная часть.
С древности, мерой длины и веса всегда был человек: на сколько он протянет руку, сколько сможет поднять на плечи и т.д. Система древнерусских мер длины включала в себя следующие основные меры: версту, сажень, аршин, локоть, пядь и вершок.
АРШИН [5.4] - старинная русская мера длины, равная, в современном исчислении 0,7112м. Аршином, так же, называли мерную линейку, на которую, обычно, наносили деления в вершках.
Есть различные версии происхождения аршинной меры длины. Возможно, первоначально, "аршин" обозначал длину человеческого шага (порядка семидесяти сантиметров, при обычной ходьбе по равнине, в среднем темпе) и являлся базовой величиной для других крупных мер определения длины, расстояний (сажень, верста). Корень "АР" в слове а р ш и н - в древнерусском языке (и в других, у соседних народов) означает "ЗЕМЛЯ", "поверхность земли", "борозда" и указывает на то, что эта мера могла применяться при определении длины пройденного пешком пути. Было и другое название этой меры – ШАГ. Практически, счёт мог производиться парами шагов взрослого человека, нормальной комплекции ("малыми <простыми> саженями"; раз-два – один, раз-два – два, раз-два – три ...), или тройками ("казёнными саженями"; раз-два-три – один, раз-два-три – два ...), а при измерении шагами небольших расстояний, применялся пошаговый счёт. В дальнейшем, стали так же применять, под этим названием, равную величину – длину руки.
Купцы, продавая товар, как правило, мерили его своим аршином (линейкой) или по-быстрому – отмеряя 'от плеча'. Чтобы исключить обмер, властями был введён, в качестве эталона – "казенный аршин", представляющий собой деревянную линейку, на концах которой клепались металлические наконечники с государственным клеймом.
ШАГ[5.4] - средняя длина человеческого шага = 71 см. Одна из древнейших мер длины.
ПЯДЬ[5.4] (пядница) - древняя русская мера длины.
МАЛАЯ ПЯДЬ[4](говорили - "пядь"; с 17-го века она называлась - "четверть" <аршина>) - расстояние между концами расставленных большого и указательного (или среднего) пальцев = 17,78 cm.
БОЛЬШАЯ ПЯДЬ[4] - расстояние между концами большого пальца и мизинца (22-23 см.).
П Я Д Ь С КУВЫРКОМ[5.2]("пядень с кувырком", по Далю - 'п я д ь с кувыркой') - пядь с прибавкой двух суставов указательного палица = 27-31 см
ВЕРСТА[4] - старорусская путевая мера (её раннее название - ''поприще''). Этим словом, первоначально называли расстояние, пройденное от одного поворота плуга до другого во время пахоты. Два названия долгое время употреблялись параллельно, как синонимы. Известны упоминания в письменных источниках 11 века. В рукописях XV в. есть запись: "поприще сажений 7 сот и 50" (длиной в 750 сажень). До царя Алексея Михайловича в 1 версте считали 1000 саженей. При Петре Первом одна верста равнялась 500 саженей, в современном исчислении - 213,36 X 500 = 1066,8 м.
"Верстой" также назывался верстовой столб на дороге.
САЖЕНЬ[5.2] - одна из наиболее распространенных на Руси мер длины. Различных по назначению (и, соответственно, величине) саженей было больше десяти.
"Маховая сажень"[5.2]–расстояние между концами средних пальцев раскинутых в стороны рук =1,76м.
" Косая сажень "[5.2] - самая длинная: расстояние от носка левой ноги до конца среднего пальца поднятой вверх правой руки. (2,48м.) Наименование с а ж е н ь происходит от глагола сягать (досягать) - на сколько можно было дотянуться рукой.. Существовали саженные мерные верёвки и деревянные "складени", имевшие применение при измерении расстояний в строительстве и при межевании земли.
ЛОКОТЬ[5.4] равнялся длине руки от пальцев до локтя (по другим данным - "расстояние по прямой от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца руки"). Величина этой древнейшей меры длины, по разным источникам, составляла от 38 до 47 см.). Локоть широко применяли в торговле — как особенно удобную меру. В розничной торговле холстом, сукном, полотном - л о к о т ь был основной мерой. С 16-го века постепенно вытесняется аршином и в 19 веке почти не употребляется.
ВЕРШОК[5.4]равнялся 1/16 аршина, 1/4 четверти. В современном исчислении - 4,44см. Наименование "Вершок" происходит от слова "верх". В литературе XVII в. встречаются и доли вершка – пол вершки и четверть вершки.
2.1Пословицы и поговорки с использованием старинных русских мер длины
Широкое распространение среди людей старинных мер длины доказывают сложенные русским народом пословицы и поговорки .
- Аршин да кафтан, да два на заплатки — 0,71 м да кафтан, да 1,42 м на заплатки.
- Борода с вершок, а слов с мешок — борода с 44 см, а слов с мешок.
- Врёт семь верст до небес, и все лесом — врёт 7,469 км до небес, и все лесом.
- За семь верст комара искали, а комар — на носу — за 7,469 км комара искали, а комар — на носу.
- На три аршина в землю видит — на 2,13 м в землю видит.
- Охотник за семь верст ходит киселя хлебать — охотник за 7,469 км ходит киселя хлебать.
- Ты от правды на пядень, а она от тебя на сажень — Ты от правды на 19 см, а она от тебя на 2,13 м.
- Тянись верстой, да не будь простой — тянись 1,067 км, да не будь простой.
- Два вершка (или полвершка) от горшка, а уже указчик — 0,888 м (или 0,222 м) от горшка, а уже указчик.
- У нее суббота через пятницу на два вершка вылезла — у нее суббота через пятницу на 0,888 м вылезла.
- Не уступишь не пяди — не уступишь не 27 см.
- Уступишь на пядь, потеряешь сажень — уступишь 27 см, потеряешь 2,13 м.
- Семь пядей во лбу — 189 см во лбу.
- Сам с ноготок, а борода с локоток — сам с локоток, а борода 38—46 см.
- Шагнул и царство покорил — на 71 см шагнул и царство покорил.
- Ни шагу назад! — ни 71 см назад.
- Каждый купец на свой аршин меряет — каждый купец на свои 71 см меряет.
- На аршин борода, да ума на пядь — на 71 см борода, а ума на 27 см.
- Косая сажень в плечах — 2,13 м в плечах.
- Москва верстой далека, а сердцу рядом — Москва на 1,067 км далека, а сердцу рядом.
2.2.Старинные меры длины в литературных произведениях.
Старинные меры длины нередко можно встретить в литературных произведениях, в рассказах и повестях, в книгах по истории.
¨ И.С.Тургенев «Муму»: «Из числа всей её челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершковроста, сложенный богатырём и глухонемой от рождения». «Герасим не мог их слышать, чуткого ночного шушуканья деревьев, мимо которых его проносились сильные ноги, видел в небе несчастные звезды, светившие его пути, выступал сильно и бодро, между Москвой и им легло уже тридцать пять верст...»;
¨ Марк Твен «Приключения Тома Сойера»: «Том вышел из дома с ведром известки с длинною кистью. Он окинул взглядом забор, и в одно мгновение окружающая природа утратила всю весёлость, и в сердце у него водворилась тоска. Тридцать ярдовдеревянного забора в девять футоввышиной!»
¨ Даниэль Дефо «Робинзон Крузо»: «Прежде чем ставить палатку, я взял заострённую палку и описал перед самым углублением полукруг ярдовдесяти в диаметре»;
¨ В.В.Набоков «Аня в стране чудес»: «Действительно: она теперь была не выше десяти дюймовросту…»;
¨ М.М.Пришвин «Ребята и утята»: «Весной это озеро далеко разливалось, и прочное место для гнезда можно было найти только верстыза три, на кочке, в болотном лесу…»;
¨ П.П.Ершов «Конёк-Горбунок»:
«Да игрушечку-конька
Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами,
Да с аршинными ушами»;
¨ А.С.Пушкин «Евгений Онегин» написал про Зарецкого «в туз из пистолета в пяти саженях попадал»;
¨ Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»: «С каждой минутой вода подбиралась к бедным зверкам: уж под ними осталось меньше аршина земли в ширину, меньше сажени в длину»;
2.3.Таблица перевода мер длины в различных единицах
№ | Название старинной русской меры длины | СМ | М | км |
1 | Аршин | 71,12см | 0,7112м | 0,0007112км |
2 | шаг | 71см | 0,71м | 0,00071км |
3 | Малая пядь | 17,78см | 0,1778м | 0,0001778км |
4 | Большая пядь | 22см | 0,22м | 0,00022км |
5 | Пядь с кувырком | 28см | 0,28м | 0,00028км |
6 | верста | 106680см | 1066,8м | 1,0668км |
7 | Межевая верста | 216000см | 2160м | 2,16км |
8 | Маховая сажень | 176см | 1,76м | 0,00176м |
9 | Косая сажень | 248см | 2,48м | 0,00248км |
10 | 1 сотая сажени | 2,134см | 213,4м | 0,00213км |
11 | локоть | 47см | 4,700м | 0,047км |
12 | перст | 2см | 200м | 0,02км |
13 | вершок | 4,44см | 444м | 0,00444км |
14 | 1дюйм | 2,54см | 254м | 0,00254км |
15 | 1 линия | 25,4см | 254м | 0,00254км |
16 | 1 точка | 2,54см | 254м | 0,00254км |
17 | 1 географическая миля | 7,42см | 742м | 7,42км |
18 | 1 морская миля | 18,52см | 1852м | 1,852км |
19 | 1 ярд | 91,44см | 9144м | 0,09144км |
3.Таблица роста одноклассников в различных единицах длины.
Рост учащихся за 5 класс (2021 г.)
№ | Фамилия , имя, учащихся | метр | аршин | маховая сажень | вершок | ярд |
1 | Дамбаев Слава | 1,58м | 2,22 | 0,35 | 0,90 | 0,17 |
2 | Дашадондокова Янжима | 1,51м | 2,12 | 0,86 | 0,34 | 0,16 |
3 | Документова Валерия | 1,54м | 2,17 | 0,87 | 0,35 | 0,17 |
4 | Жамбалов Тамир | 1,61м | 2,26 | 0,91 | 0,36 | 0,18 |
5 | Капустин Артем | 1,52м | 2,14 | 0,86 | 0,34 | 0,17 |
6 | Цыдыпова Алина | 1,60м | 2,25 | 0,90 | 0,36 | 0,17 |
Вычисляя рост одноклассников через различные единицы длины, пришла к выводу, что это трудоемкий и неточный подсчет, что каждая из единиц длины может быть представлена через общепринятую метрическую систему мер, а следовательно, становится понятной для любого человека.
4. Выводы
1. Старинные меры длины утратили свою значимость по причине своей неточности и были заменены на единицы измерения , принятые во всем мире.
2.Большинство старых мер забыто, вышло из употребления, но многие из них и сегодня в литературных произведениях, пословицах и поговорках.
3. Знание старинных мер необходимо для общего развития, знания и понимания истории своей страны.
5.Заключение
1. В результате проделанной работы ,я поняла, как нелегко приходилось людям в прошлые века производить измерения чего-либо.
2. Мною были рассмотрены только меры длины, которые применялись на Руси. Но ещё были единицы площади, объёма, веса. И меня заинтересовали инструменты и приборы, которые использовались для измерения длины. Пожалуй, это и станет моим следующим проектом.
6. Список используемых источников.
- Глейзер, Г.И. История математики в школе./ Г.И. Глейзер. – М.: Просвещение, 1981.
- Марков, С.Н. Курс истории математики: Учеб.пособие./ С.Н. Марков. - Иркутск: Издательство Иркут. Ун-та, 1995.
- Аменицкий, Н.Н. Забавная арифметика [Текст]/ Н.Н. Аменицкий – Москва «Наука», 1991. – 123 с.
- Виленкин, Н.Я., Депман, И.Я. За страницами учебника математики [Текст]/ Н.Я. Виленкин, И.Я. Депман - М., 1981. – 217 с.
- Интернет - ресурсы:
- decoder.ru›list/all/topic_114/
- mer.kakras.ru
- traditio-ru.org>wiki/Русские_меры
- ru.wikipedia.org›Русская система мер
- nsportal.ru›…nauchno…starinnye-russkie-mery-dliny…
- http://blog.kp.ua/users/muhobat/rubric/1407685/page6.html - картинка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Старинные меры длины и веса
Презентация создана учащимися 5 класса. Они познакомились сами, изучили старинные меры длины и веса и рассказали об этом своим одноклассникам. Показали использование в пословицах и по...
Старинные меры длины и массы в произведениях русской литературы
Внеклассное мероприятие по математике для 6 класса...
Урок - путешествие в 6 классе "Путешествие в прошлое. Старинные меры длины"
Интегрированный урок литературы в 6 классе "Путешествие в прошлое. Старинные меры длины". Цель работы: выяснить, какие меры длины существовали на Руси в прошлом и почему не используютс...
Презентация по теме "Старинные меры длины"
Презентацию можно использовать на уроках математики с целью расширения кругозора учащихся....
Фразеологизмы, в которых встречаются старинные меры длины
"Фразеологизмы, в которых встречаются старинные меры длины" - презентация...
"Старинные меры длины"
"Старинные меры длины" - презентация, дополняющая тему "Числительные"...