Создание благоприятного климата на уроках математики в 8 классах.
статья по математике (8 класс)

Кузнецова-Брусникина Ирина Валерьевна

В данной статье рассматриваются методы диагностики математической тревожности, предлагается метод экспертной оценки для диагностирования математической тревожности у учащихся средних классов, где экспертом является учитель математики данного класса. По прохождению опросника учитель сможет не только оценить математическую тревожность, но и изменять на основе полученных результатов структуру своей работы в пользу уменьшения математической тревожности в классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кузнецова-Брусникина Ирина Валерьевна

Создание благоприятного климата на уроках математики в 8 классах

Аннотация. В данной статье рассматриваются методы диагностики тревожности на уроках математики, автором статьи предлагается метод экспертной оценки для диагностирования тревожности на данном уроке у учащихся средних классов, где экспертом является учитель математики данного класса. По прохождению опросника учитель сможет не только оценить математическую тревожность, но и изменять на основе полученных результатов структуру своей работы для создания благоприятного климата на уроках математики.

Ключевые слова: математическая тревожность, метод диагностики, учащиеся средних классов, метод экспертной оценки, учитель математики, опросник.

Method of diagnosing mathematical anxiety among middle school students

Abstract. This article explores methods used to diagnose mathematical anxiety. A method of expert assessment is put forward, it is aimed at diagnosing mathematical anxiety among middle school students, and the teacher of the class in question assumes the expert’s role in this regard. Upon completion of the questionnaire, the teacher may not only assess mathematical anxiety, but also change the structure of their work so as to reduce mathematical anxiety in the class.

Key words: mathematical anxiety, method of diagnosis, middle school students, method of expert assessment, questionnaire.

Нередко у школьников возникают стрессовые ситуации, связанные с образовательной деятельностью. Многие из них испытывают тревогу, потому что считают, что ситуация для них содержит некую угрозу. В свою очередь тревога способствует началу работы психологической защиты, базисом которой является тревожное состояние.  В психологии существуют такой термин, как математическая тревожность. Н. Бетц обнаружил, что уровень математической тревожности взаимосвязан с личностной и тестовой тревожностью [Betz, 1978, p. 441-448]. С. Луттенбергер и другие авторы отметили, что воздействие математической тревожности распространяется на людей всех возрастных категорий в их академической деятельности [Luttenberger, Wimmer, Paechter, 2018, p. 311-322]. Актуальность данной работы заключается в том, что математическая тревожность существует как явление, но игнорируется в общеобразовательных учреждениях.

В своей работе 1972 года Ричардсон и Суин предложили Шкалу Оценок Математической Тревожности (Mathematics Anxiety Rating Scale), которая состояла из 98 пунктов [Richardson & Suinn, 1972, p. 551-554]. Каждый пункт содержит в себе описание различных ситуаций, с которыми может столкнуться любой человек в жизни. Например, выполнение операции сложения трехзначных чисел, когда кто-то находится за вашей спиной и смотрит на то, как вы выполняете данное действие. Уровень математической тревожности рассчитывается следующим образом: сначала участнику опроса предлагается ознакомиться с ситуацией и выбрать значение от 1 до 5, где 1 означает полное отсутствие тревожного состояния, а 5 — это очень тревожное состояние, а далее исследователь суммирует все выбранные участником значения и анализирует полученный результат [Richardson & Suinn, 1972, p. 551-554].

Позднее в 1989 году Александр и Мартрей предложили опросник [Alexander & Martray, 1989, p. 143-159], состоящий из 25 пунктов и являющийся сокращенной версией шкалы Ричардсона и Суина. Данный метод диагностики ориентирован на измерение числовой тревожности, возникающей, например, при решении дробно-рациональных уравнений на самостоятельных работах, тестовой тревожностью, связанной с математикой (например, мысли об итоговой контрольной работе за четверть), и тревожностью, связанной с математическими курсами (например, понимание того, что до конца четверти необходимо изучить на уроках математики 10 тем по геометрии).

В данной работе рассматривается метод экспертной оценки для измерения уровня математической тревожности у учащихся средних классов. Экспертом является учитель математики, который ведет соответствующий предмет в экспериментальном классе, в отличие от методов, представленных выше.

Преподавателю предлагается оценить уровень математической тревожности каждого обучающегося по предложенным исследователем критериям, а именно: тревожность при ожидании устных форм контроля, тревожность при выполнении заданий на оценку, страх при осуществлении устных форм контроля обучающимся, неуверенность при ответе у доски, боязнь публичных выступлений, тревожность при ожидании письменных форм контроля, тревожность перед выполнением запланированной проверочной работы, страх при осуществлении письменных форм контроля обучающимся, неуверенность в сделанной работе, тревожность при ожидании результатов работы (таблица).

Критерии оценки уровня математической тревожности

Переживает, когда учитель говорит, что хочет проверить знания учеников.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Спокоен, когда учитель говорит, что хочет проверить знания учеников.

Спокоен перед выполнением заданий самостоятельно в классе на оценку.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Волнуется перед выполнением заданий самостоятельно в классе на оценку.

Ученик растерян при устном опросе.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Ученик собран при устном опросе.

Робкий, когда отвечает у доски.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Решительный, когда отвечает у доски.

Безбоязненный при высказывании своего мнения на уроке.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Боязливый при высказывании своего мнения на уроке.

Испуганный, когда учитель говорит, что в ближайшее время будет или самостоятельная, или контрольная работа.


 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Уверенный в себе, когда учитель говорит, что в ближайшее время будет или самостоятельная, или контрольная работа.

Перед началом проверочной работы выглядит собранным.


 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Перед началом проверочной работы выглядит растерянным.

При выполнении проверочной работы испуган.


1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

При выполнении проверочной работы уверен в себе.

Продолжение

После сдачи работы спокоен.


 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

После сдачи работы взволнован.

Перед получением работы с результатами спокоен.


 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Перед получением работы с результатами волнуется.

Каждый критерий состоит из двух противоположных высказываний, которые содержат описание эмоции ученика и ситуации. Совокупность критериев можно разделить на две группы: осуществление форм контроля знаний и умений и работа на уроке.

Общий уровень математической тревожности рассчитывается следующим образом:

  1. В строках под номером 1, 3, 4, 6, 8 выбранному баллу эксперта будет соответствовать значение симметричное относительно середины шкалы;
  2. В строках под номером 2, 5, 7, 9, 10 баллы, выбранные экспертом, являются значениями неизменными;
  3. Суммируются все значения, указанные в пунктах 1 и 2.

Минимальное значение баллов равно 10. Максимальное значение баллов равно 100. Чем больше значение суммы, тем выше уровень математической тревожности. При интерпретации полученных значений можно ориентироваться на следующие оценки математической тревожности:

  1. До 25 баллов — низкая;  
  2. 25-50 балла — умеренная;
  3. 50 и более — высокая.

При помощи данного метода учитель сможет оценивать уровень математической тревожности, определять ситуации, в которых ученик испытывает негативные эмоции при помощи критериев, предложенных автором, анализировать педагогический процесс, рефлексировать и разрабатывать стратегии обучения математике в общеобразовательных учреждениях с учетом личностных особенностей учащихся. В отличие от других методов диагностики, этот метод отличается меньшим объемом, а также он нацелен на выявление математической тревожности именно у школьников средних классов, учитывая учебно-познавательную деятельность обучающегося.

В данном исследовании был разработан метод диагностирования уровня математической тревожность у учащихся средних классов, который был реализован на базе Физико-математического лицея №239, применительно к 8 классу. В дальнейшем необходимы исследования, связанные с методами снижения уровня математической тревожности у школьников в рамках общеобразовательного процесса.

Литература

Alexander L. & Martray C. The development of an abbreviated version of the Mathematics Anxiety Rating Scale. Measurement and Evaluation in Counseling and Development. 1989. Vol. 22(3). P. 143-150.

Betz N. E. Prevalence, distribution, and correlations of math anxiety in college students. Journal of Counseling Psychology. 1978. Vol. 25(5). P. 441-448.

Luttenberger S., Wimmer S., Paechter M. Spotlight on math anxiety. Psychol. Res. Behav. Manag. 2018. Vol. 11. P. 311-322.

Richardson F. C., & Suinn R. M. The Mathematics Anxiety Rating Scale: Psychometric data. Journal of Counseling Psychology. 1972. Vol. 19(6). P. 551-554.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

создание психологического климата на уроке

материад по созданию психологического климата учителем на уроках...

"ИКТ для создания благоприятной атмосферы на уроке"

"Создание на уроке среды взаимодействия - залог успешного развития ученика"    В нвстоящее время мы являемтя свидетелями того. как информационные технологии влияют на общество. как оно меня...

О некоторых приемах создания благоприятного климата при обучении английскому языку в средней школе

Очень часто после каникул или длительных праздников учителя сталкиваются с проблемой отчужденности обучающихся, их невосприятию учебного процесса. Особенно это касается уроков английского языка, так к...

Создание ситуации успеха на уроках математики в классах КРО.

Происходящие в обществе процессы (негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации) особенно болезненно сказываются на детях. В последнее время психологи, педагоги и медицинские р...

Советы педагогам по созданию благоприятного климата в классе

Методические рекомендации для педагогов по решению проблемы насилия в процессе образовательной деятельности...

Формирование благоприятного климата на уроке

В статье рассматривается формирование благоприятного климата   в школе. Понятие «климат» психология позаимствовала из метеорологии и географии. Сейчас это научное понятие, которо...