Контрольно-оценочная деятельность в основной школе
статья по математике

Метлякова Надежда Владимировна

Проверка и оценка знаний, умений и навыков обучающихся по математике всегда имела и имеет место в практике работы школы. Контроль и оценка в учебной деятельности позволяет учителю и обучающемуся определить уровень усвоения учебного материала и выявить проблемы, а затем наметить индивидуальную и групповую коррекционную работу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Контрольно-оценочная деятельность в основной школе

Оценивание как действие (педагогическое или ученическое) в образовательном процессе необходимо рассматривать как неотъемлемый элемент образования, целью которого – улучшать образовательные результаты, а не только их измерять, следовательно, оценивание необходимо планировать как составляющую деятельности учителя и ученика. Оценивание – это не тест на определенном отрезке обучения и не тест завершающий процесс обучения и учения. Отсюда следует, что оценивание это непрерывный процесс, так как его приоритетной целью является улучшение учебной деятельности ученика, и учителю необходимо тщательно продумывать эффективное использование методик оценивания в своей ежедневной работе для улучшения учебной деятельности.

Принятый новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования предлагает внедрить в отечественную практику новую систему оценивания, построенную на следующих основаниях:

  1. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику.
  2. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.
  3. Прозрачность и открытость оценивания, где критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
  4. Приоритет самооценки учащихся над оценкой учителя для чего система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к этой самооценке.

Основными направлениями и целями оценочной деятельности, в соответствии с требованиями Стандарта, являются:

  • оценивание достигаемых образовательных результатов (итоговое, промежуточное оценивание);
  • оценивание процесса их формирования (формирующее оценивание, направленное исключительно на диагностику и коррекцию деятельности учащихся);
  • оценивание учащихся относительно самого себя (индивидуальный прогресс в обучении);
  • особенности развития его собственного процесса обучения.

Проверка и оценка знаний, умений и навыков обучающихся по математике всегда имела и имеет место в практике работы школы. Контроль и оценка в учебной деятельности позволяет учителю и обучающемуся определить уровень усвоения учебного материала и выявить проблемы, а затем наметить индивидуальную и групповую коррекционную работу.

Основной целью контроля и оценки качества знаний обучающегося учителем является определение качества усвоения школьниками программного материала – уровня овладения ими знаниями, умениями, навыками, предусмотренными стандартом по математике. На уроках лучше применять разнообразные формы контроля и оценки знаний обучающихся.

Для более прочного усвоения знаний, навыков использую различные карточки – консультации, опорные конспекты, таблицы, схемы, образцы решений. Условно контроль знаний обучающихся можно подразделить на следующие виды: текущий контроль, тематический контроль, итоговый контроль.

Текущий контроль – это контроль за усвоением знаний, умений и навыков школьниками на каждом уроке, на отдельных этапах урока. Это самостоятельные работы, тесты, устные, кроссворды и ребусы; задания «Найди ошибку», «Истинно – ложно» с использованием сигнальных карточек, система плюсов-минусов, проверка самоподготовки. Оценивание при текущем контроле оказывает огромное воспитательное воздействие. Объективная оценка может поддержать, подбодрить обучающегося. Оценку правильнее ставить за работу в течение всего урока, а не за единичный ответ.

Обучение математике, как известно, сопровождается записями в тетрадях, поэтому проверка тетрадей школьников является необходимым элементом текущего контроля и учитываются при оценке успеваемости. Оценки за письменные работы играют ведущую роль в определении итоговой оценки.

Как бы не осуществлялась оценочная деятельность учителя, педагогическая оценка должна быть: объективной, стимулирующей, дифференцированной, заинтересованной, понятной. Также распространенной формой текущего контроля являются кратковременные контрольные работы, математические диктанты, тесты, контрольный устный счет, уплотненный фронтальный опрос и так далее. Все отметки за эти виды работ выставляются учителем в журнал.

Математические диктанты – хорошо известная форма контроля знаний. Проверку знаний и умений обучающихся можно провести и в виде математического диктанта. Хорошо применять математические диктанты для проверки формул, основных понятий и правил на разных темах, также диктанты, позволяют судить об уровне навыков решения несложных задач. Например, при изучении формул приведения после того, как дан алгоритм на составление формул, можно предложить самостоятельную работу в виде диктанта. Читаем начало формулы, школьники дописывают формулу целиком. Затем проводим самопроверку или взаимопроверку (дети меняются тетрадями). Читаем формулу, обучающиеся отмечают «+» или «–» соответственно правильный или неправильный ответ и говорят результаты. И сразу по количеству «+» и «–» ставиться отметка. Диктант можно проводить при закреплении изученного материала. Однако, не по любой теме можно провести диктант, не все дети способны хорошо воспринимать задания на слух, если это не презентация. Но наряду с недостатками можно отметить и достоинство таких диктантов. Ответы на вопросы диктанта показывают, усвоено ли основное содержание изложенного материала.

Кроме математических диктантов на уроках геометрии хорошо применять принцип разрезанные теоремы и вставь пропущенное.

 В последнее время широкое распространение получили тесты. Все тесты можно подразделить на две группы: проверяющие логические способности обучающихся, и проверяющие основные знания и умения школьников.

Однако тесты имеют главное преимущество перед обычной контрольной работой – оперативность: его можно провести и проверить быстрее, а оценки можно объявить сразу по окончании. Разнообразие тестов, их большое количество позволяет учителю проводить их так часто, как ему это необходимо в зависимости от цели урока, наличия учебного времени, уровня подготовки обучающихся.

Однако система тестов не может полностью заменить традиционную форму контроля – самостоятельную работу. Очень важно, чтобы содержание самостоятельной работы, форма и время её выполнения отвечали основным целям обучения данной темы на данном этапе. В зависимости от целей, которые ставятся перед самостоятельной работой, самостоятельная работа может быть: Во время объяснения нового материала или сразу после объяснения можно провести обучающую самостоятельную работу. Цель такой работы состоит в том, чтобы в процессе самостоятельной деятельности обучающихся довести до сознания школьника содержание нового понятия, раскрыть его необходимые признаки, показать связь с раннее известными понятиями, чтобы новые знания стали не только понятны, но и прочно закреплены в сознании и памяти.

Например, самостоятельную работы, которую можно провести при изучении темы: «Определение квадратного уравнения, неполные квадратные уравнения». Цель работы: обучающиеся должны уметь выделить квадратные уравнения среди других, уметь приводить уравнение к виду ах2 + вх + с = 0.

1. Является ли квадратным уравнение?

а) 5х2 - 7х + 8 =0, б) 3х - 5 =0, е) х2 - 2х = 0?

в) 12х – 10 = 2х, г) х(х – 5) =3

2. По коэффициентам а, в и с составить квадратное уравнение:

а) а = 1, в = -2, с = 4;

б) а = 6, в = 3, с = 0;

в) а =3, в = 0, с = 9;

г) а = 1, в = 0, с = 0;

Тренировочные самостоятельные работы состоят из однотипных заданий, такая работа мало способствует умственному развитию детей, но она необходима, так как позволяет выработать основные умения и навыки и создать базу для дальнейшего изучения математики. При выполнении тренировочных самостоятельных работ детям необходима помощь учителя, поэтому можно разрешать пользоваться учебником и тетрадью, справочными таблицами и т.д.

Всё это создает благоприятный климат для «слабых» обучающихся. В таких условиях они легко включаются в работу и, как правило, успешно справляются с ней.

К тренировочным самостоятельным работам можно отнести выполнение заданий по разноуровневым карточкам. Дети сами выбирают задания в зависимости от уровня знаний. Некоторые школьники, выполнив свое задание, хотят попробовать решить задание более высокого уровня. Постепенно обучающиеся привыкают не бояться трудностей и стремятся к более высокой самооценке.

Закрепляющие самостоятельные работы показывают насколько прочно, осмысленно усвоен учебный материал. По результатам проверки заданий данного вида учитель определяет, нужно ли ещё заниматься данной темой. Такие самостоятельные работы способствуют развитию логического мышления и требуют комбинированного применения различных правил и теорем.

При обучении математики самостоятельные работы на повторение изученного материала очень важны. Ведь перед изучением новой темы учитель должен знать, подготовлены ли дети, есть ли у них необходимые знания, чтобы изучение нового прошло без затруднений.

Творческая самостоятельная работа вызывает у обучающихся большой интерес. Здесь ребята открывают для себя новые стороны уже имеющихся у них знаний, учатся применять эти знания в новых, неожиданных ситуациях. Это задания на поиск второго, третьего и т.д. способов решения известной задачи.

Контрольная самостоятельная работа. Такие самостоятельные работы являются необходимым условием достижения планируемых результатов обучения. Они должны быть равноценными по содержанию и направлены на отработку основных навыков. Пройдена некоторая тема, у учителя возникает вопрос: а как она усвоена обучающимися?

Этой цели отвечает тематический контроль знаний – это письменная контрольная работа. Частота и содержание контрольных работ определяются программой и примерным тематическим планированием учебного материала. Итоговый контроль позволяет судить об общих достижениях обучающихся. При подготовке к нему происходит более углубленное обобщение и систематизация усвоенного материала. Под итоговым контролем обычно понимается подведение итогов обучения за год. Он слагается из системы тематического контроля и носит более обобщенный характер.

Основой формирующего оценивания является обратная связь, т.е. информирование учителем обучающегося о результатах оценивания и, наоборот, получение им от обучающихся информации об учебном процессе. Важно иметь в виду основной принцип такой обратной связи: оценивание, которое поддерживает учение, укрепляет мотивацию, направляя на прогресс и достижения, а не неудачи.

Методика «недельные отчеты» позволяет обеспечивать быструю обратную связь и помочь тем, кто сообщает, чему они за неделю научились и какие трудности у них возникли. «Недельные отчеты» – это опорные листы, которые дети заполняют раз в неделю, отвечая на вопросы: Чему я научился за неделю? Какие вопросы остались для меня неясными? Какие вопросы я задал бы обучающимся, если я был учителем, чтобы проверить поняли ли они материал?

Анализируя отчеты, можно узнать об основных затруднениях и ошибочных понятиях, сформированных у обучающихся.

Интересна рейтинговая система оценивания. Обычно под рейтингом понимается «накопленная отметка» как по отдельным предметам, так и по циклу дисциплин за определенный период обучения. Из всех систем оценивания знаний рейтинговая система позволяет более объективно оценивать знания обучающихся, стимулирует их к самостоятельному поиску материалов, началу самостоятельной научно-исследовательской работы, что позволяет развивать интерес к изучаемому предмету. Рейтинговая система обеспечивает систематическую, максимально мотивированную работу не только детей, но и учителя. Цель внедрения рейтинговой системы контроля и оценки знаний состоит в том, чтобы создать условия для мотивации самостоятельности школьников средствами современной систематической оценке результатов их работы.

Основными целями контрольно-оценочной деятельности являются следующие: активизация учебно-познавательной деятельности каждого ребенка, и самооценка уровня усвоения материала. Однако учителю необходимо заботиться об увеличении количества отметок, о необходимости оценивать знания, умения и навыки обучающихся, добиваться активного включения детей в учебно-познавательную деятельность. Перечисленные формы учета и контроля знаний школьников помогают решать основные цели урока.

Систематический контроль и оценивание знаний и умений обучающихся – одно из основных условий повышения качества образования.

Умелое владение учителем различными формами контроля знаний и умений способствует повышению заинтересованности в изучении предмета, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого.

Контроль для обучающихся должен быть обучающим.

Контроль должен раскрывать индивидуальные особенности детей.

Контроль повышает уровень подготовки к уроку, позволяет своевременно устранять недостатки и пробелы в знаниях.

Контроль на уроках математики – это неотъемлемый процесс обучения. Работа эта систематическая, разнообразная и многоплановая. Виды контроля зависят от возраста обучающихся, состава класса, изучаемой темы и многого другого. Но все виды контроля в совокупности позволяют многим обучающимся достигнуть обязательных результатов обучения и успешно сдать переводные и выпускные экзамены.[1]


Литература

  1. Логвина И., Рождественская Л. Инструменты формирующего оценивания в деятельности учителя-предметника. Нарва - 2009 год. [1]
  2. Пинская М.А. Инновационные формы и методы контроля планируемых результатов [2]
  3. Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе: учеб. пособие / М.А. Пинская. – М.: Логос, 2010. – 264 с. [3]
  4. Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание для обучения. Практическое руководство для учителей. [4]
  5. Фишман И.С., Голуб Г.Б. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся. 2007 год [5]
  6. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя: учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 128 с.
  7. Работаем по новым стандартам. Планируемые результаты. Система заданий. Математика 5-6 классы. Пособие для учителя общеобразовательных учреждений. Под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – М.: Просвещение, 2013.
  8.  Стандарты нового поколения. Примерные программы по учебным предметам. Математика 5-9 классы. – М.: «Просвещение», 2018.
  9. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников: экспериментально-педагогическое исследование. – М.: Педагогика, 1984. – 296 с. (С. 12).
  10. Шамова Т.И., Белова С.Н. и др. Современные средства оценивания результатов обучения в школе: учеб. пособие. – М. Педагогическое общество, 2014.


[1] Хохлова И. В., Крамчанинова Н. Е. Контрольно-оценочная деятельность на уроках математики // Социально-гуманитарные проблемы современности : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 24 апреля 2020г. : Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020.  С. 121-126. URL: https://apni.ru/article/639-kontrolno-otsenochnaya-deyatelnost-na-urokakh


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проектного и исследовательского обучения на уроках и во внеурочной деятельности (ФГОС основная школа)

Ведущее место среди методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня   методу проектов. В основу метода проектов положена идея о...

Организация внеурочной деятельности в основной школе по ФГОС

В этом материале мы попытались отразить туристко-краеведческую деятельность в МОУ "Гимназия №58" г. Саратова...

Технология В.Н.Зайцева как способ формирования метапредметных результатов деятельности учащихся основной школы средствами предмета английский язык.

Статья написана учителем английского языка МБОУ СОШ № 5 г.Киржач,  Владимирской области Брусничкиной Мариной Леонидовной...

«Научно-исследовательская деятельность учащихся основной школы по историческому краеведению как средство воспитания патриотизма и любви к малой родине»

В работе изложены основные принципы организации научно-исследовательской деятельности учащихся, опыт работы в ГБОУ ООШ с.Абашево....

Организация внеурочной деятельности учащихся основной школы.

В данной работе описывается внеурочная деятельность в аспекте физического и спортивного развития...

Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности в основной школе, как один из путей повышения мотивации и эффективности в учебном процессе.

В статье рассказывается как организация поректной деятельности в школе позволяет повысить мотивацию учащихся...

Пути повышения познавательной деятельности учащихся основной школы на уроках физики посредством организации экспериментально-исследовательской деятельности

Практическая направленность физического образования заключается в умении:•выявлять•классифицировать•наблюдать• описывать• оценивать•делать выводы из анализа мышления...