Технология проблемного обучения на уроках математики
статья по математике
Я, как и многие другие учителя математики, в своей педагогической деятельности сталкиваюсь с такими проблемами: несоответствие уровня обученности учеников их реальным возможностям, низкий уровень мотивации, снижение интереса к предмету, быстрая утомляемость на уроках, высокий уровень тревожности обучающихся.
Считаю, что одним из путей решения данных проблем является активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках, во внеурочное время. А как активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, во внеурочное время? В последнее время этот вопрос стал вопросом №1 для меня – учителя математики. В 2018-2019 учебном году мною была выдвинута гипотеза, была поставлена цель.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технология проблемного обучения на уроках математики | 28.97 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КЛАССИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ №2»
Г.ТЫНДЫ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Технология проблемного обучения
на уроках математики
Усынина Анна Васильевна,
учитель математики
Г. ТЫНДА
2021 год
Содержание
- Введение
- Проблемное обучение
- Структура проблемного урока
- Проблемная ситуация на уроке
- Примеры создания проблемной ситуации на уроке
- Результаты применения технологии проблемного обучения
- Выводы
- Литература
- Введение.
Знание только тогда знание, когда оно добыто
усилием собственной мысли, а не памятью.
Л.Н. Толстой
Я, как и многие другие учителя математики, в своей педагогической деятельности сталкиваюсь с такими проблемами: несоответствие уровня обученности учеников их реальным возможностям, низкий уровень мотивации, снижение интереса к предмету, быстрая утомляемость на уроках, высокий уровень тревожности обучающихся.
Считаю, что одним из путей решения данных проблем является активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках, во внеурочное время. А как активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, во внеурочное время? В последнее время этот вопрос стал вопросом №1 для меня – учителя математики. В 2018-2019 учебном году мною была выдвинута гипотеза, была поставлена цель.
Гипотеза: если на уроках математики применять технологию проблемного обучения, то это будет способствовать повышению интереса школьников к изучению математики.
Цель: исследовать особенности использования технологии проблемного обучения математике в школе.
Объект исследования: процесс обучения школьников математике.
Предмет исследования: использование проблемных ситуаций на уроках математики.
Задачи: охарактеризовать суть проблемного обучения, суть проблемного урока и сделать выводы.
- Проблемное обучение.
Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.
Цель проблемного обучения состоит не только в усвоении обучающимися результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирование познавательной деятельности ученика и развитие его творческих способностей.
- Структура проблемного урока.
Я выделила такую структура проблемного урока:
- Проблемная ситуация (постановка учебной проблемы, организация проблемной ситуации).
- Формулировка проблемы ( постановка проблемного вопроса, который и будет являться целью урока).
- Выдвижение гипотез.
- Доказательство или опровержение гипотез.
- Проверка правильности решений (рефлексия-самоанализ).
- Воспроизведение нового материала (выражение решения).
- Проблемная ситуация.
Проблемная ситуация – центральное звено в проблемном обучении. Именно от этапа постановки проблемы зависит весь дальнейший ход открытия нового знания и возникновение у учащихся желания усвоить это новое знание. В качестве проблемной ситуации на уроке математики могут быть:
а) проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными;
б) поиск истины (способа, приёма, правила решения);
в) различные точки зрения на один и тот же вопрос;
г) противоречия практической деятельности.
При создании проблемной ситуации на уроке необходимо учитывать компоненты проблемной ситуации:
-необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом неизвестном отношении, способе или условии действия;
-неизвестное, которое должно быть раскрыто в возникшей проблемной ситуации;
-возможности учащихся в выполнении поставленного задания, в анализе условий и открытии неизвестного.
При создании проблемной ситуации на уроке следую правилу: чтобы создать проблемную ситуацию перед учащимися ставлю такое практическое или теоретическое задание, выполнение которого требует открытия новых знаний и овладения новыми умениями, это задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащихся.
Проблемные ситуации можно разделить на 2 типа:
- «с удивлением»: ученики сталкиваются с противоречиями между двумя или более положениями либо между житейским представлением учащихся и научным фактом. У учеников появляется удивление сопровождающееся фразами «Надо же!», «Вот это да!» Удивление и говорит о возникновении проблемной ситуации.
- «с затруднением»: ученики не могут выполнить задание, так как оно не похоже на все предыдущие, они не знают как это делать. А это означает возникновение проблемной ситуации.
Основная цель создания проблемной ситуации заключается в осознании и разрешении этой ситуации в ходе совместной деятельности обучающихся и преподавателя, при оптимальной самостоятельности учащихся под руководством учителя.
Проблемную ситуацию можно создать:
- на основе домашних заданий;
- на основе постановки предварительных заданий на уроке к материалу учебника;
- при решении занимательных задач;
- при решении задач на внимание и сравнение;
- через противоречие нового материала старому, уже известному;
- через различные способы решения одной задачи;
- через решение задач, связанных с жизнью;
- через умышленно допущенные учителем ошибки.
Необходимо правильно сформулировать проблемный вопрос. Он содержит в себе познавательную трудность, вызывает удивление при сопоставлении нового с ранее известным, а также вызывает неудовлетворённость имеющимися знаниями и умениями. Зачастую проблемный вопрос это и есть цель урока.
Обсуждение проблемы, выдвижение гипотез можно осуществлять в паре, в группе. Так ученики чувствуют себя более комфортнее, не остаётся учеников не работающих на уроке. Необходимо выслушивать и принимать во внимание любые мнения.
Как помочь ученикам в разрешении проблемной ситуации на уроке? Это ни в коем случае не подсказка. Вовремя заданный вспомогательный вопрос, переформулировка проблемного задания, обращение к опыту ребят, показ какого-либо объекта на картинке, организация практического действия – вот неполный перечень того, чем владеет учитель, того, что может натолкнуть на мысль. Иногда и это не приносит успеха, тогда учитель делает вывод, что проблема учащимся не доступна (пока) и откладывает её «на потом».
Когда это происходит на уроке впервые, некоторые ученики бывают так заинтригованы, заинтересованы настолько, что упорно ищут ответ, решение в дополнительной литературе, в интернете, у домочадцев, у старшеклассников после уроков. К следующему учебному дню многие в классе уже знают ответ на вопрос. Такая ситуация повторялась у нас не раз, и с каждым разом все больше учащихся активно искали и находили самостоятельно, без задания учителя, нужную информацию. Так, даже из затруднительного положения, учитель извлекает пользу.
- Примеры создания проблемной ситуации на уроке.
Мною были разработаны и опробированы уроки, где реализовывалась технология проблемного обучения. Эти уроки позволили оживить и активизировать учебный процесс, повысить успеваемость учеников.
Приведу несколько примеров создания проблемной ситуации на уроке.
- 11 класс, тема урока «Логарифм числа».
(Создание проблемной ситуации через противоречие нового материала старому, уже известному).
Ученики решают простые показательные уравнения: 2х=4, 2х=8, 2х=1. Все справляются.
Учитель предлагает решить следующее уравнение: 2х=3.
Возникает затруднение, ученики не могут его решить (проблемная ситуация).
Учитель предлагает вспомнить графический способ решения уравнений (помощь учителя). Дети спокойно решают уравнение графическим способом (один ученик у доски) и убеждаются, что корень есть. Некоторые называют приближённое значение корня. Но учитель говорит, что надо записать точное значение корня и показывает как его записывают. Вводится определение логарифма числа.
- 6 класс, тема урока «Сравнение положительных и отрицательных чисел».
(Создание проблемной ситуации через умышленно допущенные учителем ошибки).
На доске записаны неравенства: 1меньше -5, -6 больше3, -6 меньше -7. Учитель даёт задание ученикам: проверьте справедливость данных неравенств. Как это сделать? Как сравнить положительное число с отрицательным, отрицательное с отрицательным? (Проблемная ситуация, проблемный вопрос, который является целью урока). Сильные ученики догадаются привлечь координатную прямую для решения проблемы, все работают с координатной прямой (работа в паре), выходят на правило сравнения.
- 6 класс, тема урока «Что такое процент».
(Создание проблемной ситуации через решение задачи, связанной с жизнью).
Учитель предлагает ученикам задачу: Мама Вани заработала 35000 рублей за месяц. Но всю сумму эту она не получит, бухгалтер вычтет подоходный налог 13%. Какую же сумму получит мама Вани?
Дети говорят, что надо вычесть из 35000 ту сумму, которую составляет налог. Но как посчитать сколько вычтут и что такое 13%? (Проблемная ситуация, проблемный вопрос). Дети говорят, что они не знают, что такое процент. Но некоторые слово «процент» слышали и не раз. Вводится понятие процента и решается задача.
- Результаты применения технологии проблемного обучения.
В ходе решения учебной проблемы ученику приходится проявлять инициативу, отстаивать собственную позицию, прислушиваться к мнению других, строить с ними отношения.
Ученик на «проблемном» уроке занимает активную позицию: думает, анализирует, рассуждает, аргументирует, опровергает. Следовательно активнее развиваются мышление и речь, творческие способности.
Практика показывает, что ученики лучше усваивают не то, что получили готовым и заучили, а то, что открыли сами и выразили по своему. В этом случае у них формируются более прочные знания и умения, они легко применяют полученные знания в новых ситуациях.
Технологию проблемного обучения использую в основном на уроках изучения нового материала и на комбинированных уроках, используя методы обучения: исследовательский, эвристический, метод проблемного изложения.
Результаты применения технологии проблемного обучения математики:
- повысилось качество знаний:
5Б | 5В | 6Б | 6В | |
2019 -2020 уч. год | 61,54% | 72,78% | ||
2020-2021 уч. год | 65,38% | 75% |
- повысилась результативность участия учеников в предметной олимпиаде, предметных играх:
Гимнази ческий этап ВОШ | Муници пальный этап ВОШ | Городская игра по математике | Областная игра «Наука – это интересно!» | Всероссийская онлайн олимпиада | |
2019 – 2020 уч. год | 19 чел. участвовало (5БВ, 7АБ, 9Б) | 1 победитель (8 кл), 1 призёр (9 кл.) | 5 кл. – 2 место | 0 чел. | 2 чел. |
2020 – 2021 уч. год | 29 чел. участвовало (6БВ, 8АБ) | 1 победитель ( 8 кл.), 1 призёр (8 кл.) | 6 кл. – 1 место | 16 чел. участвовали | 14 чел. – BRICSMATH, 10 чел. –«Я люблю математику» |
- Выводы:
Данная технология позволяет:
- активизировать познавательную деятельность обучающихся на уроке;
- сформировать стойкую учебную мотивацию, так как идёт учение с увлечением;
- повысить самооценку учащихся, так как при решении проблемы выслушиваются и принимаются во внимание любые мнения;
- развивать навыки самостоятельной работы для получения новых знаний;
- развивать умение применять полученные знания в практической деятельности.
На уроках с применением технологии проблемного обучения у учащихся формируются такие универсальные учебные действия, как сравнение, сопоставление, обобщение, аналогия. В ходе диалога у учащихся формируются умения выдвигать гипотезы, предлагать доказательства.
Практика показала, что у технологии проблемного обучения есть и недостаток: зачастую на достижение поставленных целей тратится много времени.
Но с помощью технологии проблемного обучения воспитывается активная личность (формируется инициативность, ответственность, способность к сотрудничеству), решается проблема психологического комфорта на уроке.
«Главное в обучении детей состоит не только в том, что им сообщается, а и в том, как им сообщается изучаемое» - Н.И. Пирогов.
- Литература.
- Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками. Пособие для учителя. М., Просвещение, 2002.
2. Кудрявцева В.Т. Проблемное обучение. М., Знание, 1991.
- Лернер И.Я. Проблемное обучение. М., Наука, 1980.
- Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., Просвещение, 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение актуального педагогического опыта по теме "Использование технологии проблемного обучения на уроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся "
Актуальный педогогический опыт расскрывать роль технологии проблемного обучения в современном образовательном процессе....
"Технология проблемного обучения на уроках математики 6-9 классов (из опыта работы учителя)"
В данной статье рассмотрены примеры уроков, разработанных автором с использованием приемов и методов проблемного обучения, а также приведены образцы заполнения технологических карт....
Технология проблемного обучения на уроках математики
доклад из опыта работы...
Обобщение опыта работы по методической теме «Технология проблемного обучения на уроках математики»
Проблема: Внедрение проблемного обучения в образовательный процесс средней школы. Условия возникновения проблемы: Федеральные государственные стандарты предусматривают совершенно иной подхо...
Использование технологии проблемного обучения на уроках математики для развития личности и формирования универсальных учебных действий в образовательной деятельности учащихся
Материалы заочной региональной научно-практической конференции «Образовательные технологии, обеспечивающие достижение требований ФГОС к результатам деятельности общеобразовательной школы», март 2014 ...
Методический семинар "Технология проблемного обучения на уроках математики".
Методический семинар "Технология проблемного обучения на уроках математики" к конкурсу "Учитель года-2017"...