Рабочая программа по математике для 5 класса
рабочая программа по математике (5 класс)

Драк Наталия Дмитриевна

Учебник. Авторы: А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_matematike_5a_klass.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по математике

Рабочая  программа по математике для 5 А класса МБОУ Лицей № 25 составлена в соответствии со  следующими документами:

  • Закон  Российской Федерации от 29.12.2012 №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  основного  общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»  декабря  2010 г. № 1897;
  • Основная общеобразовательная программа основного  общего образования МБОУ Лицей № 25 на 2015-2020 г.г.;
  • Приказ МБОУ Лицей № 25 от 08.02.2016 № 53 «О внесении изменений в Основные общеобразовательные программы начального общего и основного общего образования МБОУ Лицей № 25 на 2015 – 2020 год»

и на основе авторской программы по предмету

  •  Математика: рабочие программы : 5-11 классы /. А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко.- М.: Вентана-Граф, 2017

Рабочая программа ориентирована на УМК:

  • Математика : 5 класс : учебник / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – 4-е изд., пересмотр. – М. : Вентана-Граф, 2019.
  • Математика :  дидактические материалы : 5 класс : пособие для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2019.

          Рабочая программа рассчитана на 170 часов в год, из расчета 5 часов в неделю, что соответствует Учебному плану МБОУ Лицей № 25. Все темы, предложенные авторами программ для обязательного изучения, включены в рабочую программу. В рабочую программу введен раздел «Повторение курса начальной школы» и введены часы для проведения тематических тестов (за счет уроков повторения).

В случае карантина, низкой температуры воздуха, других чрезвычайных ситуациях техногенного характера часы учебной программы будут реализованы дистанционно.    

Планируемые результаты изучения учебного курса

  Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
  • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • выделять явление из общего ряда других явлений;
  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
  1. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
  • резюмировать главную идею текста;
  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
  • критически оценивать содержание и форму текста.
  1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
  • определять свое отношение к природной среде;
  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
  • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
  • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
  • определять возможные роли в совместной деятельности;
  • играть определенную роль в совместной деятельности;
  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
  • выделять общую точку зрения в дискуссии;
  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

п/п.

Разделы

Распределение часов

Контрольные работы

Программа

Рабочая программа

1

Повторение курса математики начальной школы

-

10

1

(входная)

2

Натуральные числа

20

16

1

3

Сложение и вычитание натуральных чисел.

33

34

2+1

(промежуточная)

4

Умножение и деление натуральных чисел

37

37

2

5

Обыкновенные дроби

18

18

1

6

Десятичные дроби

48

48

3

7

Повторение и систематизация учебного материала

19

7

1

(итоговая)

Итого

175

170

12

Раздел 1. Повторение 10 часов. Сложение и вычитание чисел. Алгоритм вычисления столбиком. Умножение и деление чисел. Уравнения. Корень уравнения. Периметр и площадь. Геометрические фигуры и их свойства. Действия с величинами. Решение задач.

            Раздел 2. Натуральные числа 16ч. Ряд натуральных чисел. Десятичная запись натуральных чисел. Округление натуральных чисел. Координатный луч. Сравнение натуральных чисел.

            Раздел 3. Сложение и вычитание натуральных чисел 34ч. Сложение и вычитание натуральных чисел. Свойства сложения. Числовые и буквенные выражения. Формулы. Уравнения. Корень уравнения. Угол. Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира. Многоугольники. Равные фигуры. Ось симметрии фигуры.

             Раздел 4. Умножение и деление натуральных чисел 37ч. Умножение и деление натуральных чисел. Свойства умножения. Деление с остатком. Степень числа с натуральным показателем. Понятие и свойства площади. Площадь прямоугольника и квадрата. Прямоугольный параллелепипед. Пирамида. Понятие и свойства объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда и куба.

              Раздел 5. Обыкновенные дроби 18ч. Обыкновенные дроби. Основное свойство дроби. Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа. Сравнение обыкновенных дробей и смешанных чисел. Арифметические действия с обыкновенными дробями и смешанными числами.

              Раздел 6. Десятичные дроби 48ч. Десятичные дроби. Сравнение и округление десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Прикидки результатов вычислений. Проценты. Нахождение процентов от числа. Нахождение числа по его процентам.

Раздел 7. Повторение и систематизация учебного материала 7ч. Действия с натуральными числами. Обыкновенные дроби. Десятичные дроби. Действия с дробями.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ

№ п/п

Название раздела/ темы

Количество часов

Повторение курса математики начальной школы

10ч

1

Уравнение. Корень уравнения

1

2

Учимся решать задачи с помощью уравнений.

1

3

Геометрические фигуры и их свойства.

1

4

Алгоритм вычисления столбиком.

1

5

Действия с величинами. Как мы научились решать задачи на производительность труда.

1

6

Как мы научились решать задачи на нахождение цены, количества, стоимости

1

7

Повторение темы «Буквенные выражения и уравнения»

1

8

Повторение темы «Учимся находить последвательность»

1

9

Повторение темы «Обыкновенные дроби»

1

10

Входная контрольная работа

1

Натуральные числа

16ч

11,12

Ряд натуральных чисел

2

13-15

Цифры. Десятичная запись натуральных чисел

3

16-18

Отрезок.

3

19-20

Плоскость. Прямая. Луч

2

21-22

Шкала. Координатный луч

2

23-24

Сравнение натуральных чисел

2

25

Повторение и систематизация учебного материала

1

26

Контрольная работа № 1

 «Натуральные числа»

1

Сложение и вычитание натуральных чисел

34ч

27-30

Сложение натуральных чисел. Свойства сложения

4

31-35

Вычитание натуральных чисел

5

36-38

Числовые и буквенные выражения. Формулы

3

39

Контрольная работа № 2

«Сложение и вычитание натуральных чисел»

1

40-42

Уравнение

3

43-44

Угол. Обозначение углов

2

45-49

Виды углов. Измерение углов

5

50-51

Многоугольники. Равные фигуры

2

52-54

Треугольник и его виды

3

55-57

Прямоугольник. Ось симметрии фигуры

3

58

Повторение и систематизация учебного материала

1

59

Контрольная работа № 3  

«Уравнения. Угол. Многоугольники»

1

60

Промежуточная контрольная работа

1

Умножение и деление натуральных чисел

37ч

61-64

Умножение. Переместительное свойство умножения

4

65-67

Сочетательное и распределительное свойства умножения

3

68-74

Деление

7

75-77

Деление с остатком

3

78-79

Степень числа

2

80

Контрольная работа № 4

«Умножение и деление натуральных чисел»

1

81-84

Площадь. Площадь прямоугольника

4

85-87

Прямоугольный параллелепипед. Пирамида

3

88-91

Объём прямоугольного параллелепипеда

4

92-94

Комбинаторные  задачи

3

95-96

Повторение и систематизация учебного материала

2

97

Контрольная работа № 5

«Деление с остатком. Площадь прямоугольника. Прямоугольный параллелепипед»

1

Обыкновенные дроби

18ч

98-102

Понятие обыкновенной дроби

5

103-105

Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей

3

106-107

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

2

108

Дроби и деление натуральных чисел

1

109-113

Смешанные числа

5

114

Повторение и систематизация учебного материала

1

115

Контрольная работа № 6  

«Обыкновенные дроби»

1

Десятичные дроби

48ч

116-119

Представление о десятичных дробях

4

120-122

Сравнение десятичных дробей

3

123-125

Округление чисел. Прикидки

3

126-131

Сложение и вычитание десятичных дробей

6

132

Контрольная работа № 7

«Сравнение, округление, сложение и вычитание десятичных дробей»

1

133-139

Умножение десятичных дробей

7

140-148

Деление десятичных дробей

9

149

Контрольная работа № 8

«Умножение и деление десятичных дробей.»

1

150-152

Среднее арифметическое. Среднее значение величины

3

153-156

Проценты. Нахождение процентов от числа

4

157-160

Нахождение числа по его процентам

4

161-162

Повторение и систематизация учебного материала

2

163

Контрольная работа № 9  

«Среднее арифметическое. Проценты.»

1

Повторение и систематизация учебного материала

164-169

Упражнения для повторения курса 5 класса

6

170

Контрольная работа № 10

«Итоговая»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Академия математики» 5 класс. Платное дополнительное образование. Математика

Курс «Академия математики» рассчитан на обучающихся 5 классов.  Задачи, рассматриваемые  в данной программе, играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры  учащихся....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Академия математики» 6 класс. Платное дополнительное образование. Математика

 Курс «Академия математики» рассчитан на обучающихся 6 классов.  Задачи, рассматриваемые  в данной программе, играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры  учащихся...

Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 2000г.

Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1)   В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 20...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по математике 5 класс (повышенный уровень, 245 часов) по учебнику Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика 5 класс

Рабочая программа учебного курса по  математике для 5М класса разработана ИОСО РАО, реком. МО РФ.Сб. «Программы для общеобразовательных школ, школ (классов) с углубленным изучением ма...