Рабочая программа по математике для 5 класса
рабочая программа по математике (5 класс)
Учебник. Авторы: А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_matematike_5a_klass.doc | 116 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по математике
Рабочая программа по математике для 5 А класса МБОУ Лицей № 25 составлена в соответствии со следующими документами:
- Закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;
- Основная общеобразовательная программа основного общего образования МБОУ Лицей № 25 на 2015-2020 г.г.;
- Приказ МБОУ Лицей № 25 от 08.02.2016 № 53 «О внесении изменений в Основные общеобразовательные программы начального общего и основного общего образования МБОУ Лицей № 25 на 2015 – 2020 год»
и на основе авторской программы по предмету
- Математика: рабочие программы : 5-11 классы /. А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко.- М.: Вентана-Граф, 2017
Рабочая программа ориентирована на УМК:
- Математика : 5 класс : учебник / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – 4-е изд., пересмотр. – М. : Вентана-Граф, 2019.
- Математика : дидактические материалы : 5 класс : пособие для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2019.
Рабочая программа рассчитана на 170 часов в год, из расчета 5 часов в неделю, что соответствует Учебному плану МБОУ Лицей № 25. Все темы, предложенные авторами программ для обязательного изучения, включены в рабочую программу. В рабочую программу введен раздел «Повторение курса начальной школы» и введены часы для проведения тематических тестов (за счет уроков повторения).
В случае карантина, низкой температуры воздуха, других чрезвычайных ситуациях техногенного характера часы учебной программы будут реализованы дистанционно.
Планируемые результаты изучения учебного курса
Регулятивные УУД
- Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
- находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
- устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
- обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
- фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
- ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
- демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- выделять явление из общего ряда других явлений;
- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
- вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
- выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
- создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
- создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
- преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
- строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
- анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
- Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
- резюмировать главную идею текста;
- преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
- критически оценивать содержание и форму текста.
- Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
- определять свое отношение к природной среде;
- анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
- проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
- прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
- распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
- выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
- формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
- устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
- создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
- использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
- использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
- делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
- выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
- выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
- использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
- создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ п/п. | Разделы | Распределение часов | Контрольные работы | |
Программа | Рабочая программа | |||
1 | Повторение курса математики начальной школы | - | 10 | 1 (входная) |
2 | Натуральные числа | 20 | 16 | 1 |
3 | Сложение и вычитание натуральных чисел. | 33 | 34 | 2+1 (промежуточная) |
4 | Умножение и деление натуральных чисел | 37 | 37 | 2 |
5 | Обыкновенные дроби | 18 | 18 | 1 |
6 | Десятичные дроби | 48 | 48 | 3 |
7 | Повторение и систематизация учебного материала | 19 | 7 | 1 (итоговая) |
Итого | 175 | 170 | 12 |
Раздел 1. Повторение 10 часов. Сложение и вычитание чисел. Алгоритм вычисления столбиком. Умножение и деление чисел. Уравнения. Корень уравнения. Периметр и площадь. Геометрические фигуры и их свойства. Действия с величинами. Решение задач.
Раздел 2. Натуральные числа 16ч. Ряд натуральных чисел. Десятичная запись натуральных чисел. Округление натуральных чисел. Координатный луч. Сравнение натуральных чисел.
Раздел 3. Сложение и вычитание натуральных чисел 34ч. Сложение и вычитание натуральных чисел. Свойства сложения. Числовые и буквенные выражения. Формулы. Уравнения. Корень уравнения. Угол. Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира. Многоугольники. Равные фигуры. Ось симметрии фигуры.
Раздел 4. Умножение и деление натуральных чисел 37ч. Умножение и деление натуральных чисел. Свойства умножения. Деление с остатком. Степень числа с натуральным показателем. Понятие и свойства площади. Площадь прямоугольника и квадрата. Прямоугольный параллелепипед. Пирамида. Понятие и свойства объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда и куба.
Раздел 5. Обыкновенные дроби 18ч. Обыкновенные дроби. Основное свойство дроби. Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа. Сравнение обыкновенных дробей и смешанных чисел. Арифметические действия с обыкновенными дробями и смешанными числами.
Раздел 6. Десятичные дроби 48ч. Десятичные дроби. Сравнение и округление десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Прикидки результатов вычислений. Проценты. Нахождение процентов от числа. Нахождение числа по его процентам.
Раздел 7. Повторение и систематизация учебного материала 7ч. Действия с натуральными числами. Обыкновенные дроби. Десятичные дроби. Действия с дробями.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
№ п/п | Название раздела/ темы | Количество часов |
Повторение курса математики начальной школы | 10ч | |
1 | Уравнение. Корень уравнения | 1 |
2 | Учимся решать задачи с помощью уравнений. | 1 |
3 | Геометрические фигуры и их свойства. | 1 |
4 | Алгоритм вычисления столбиком. | 1 |
5 | Действия с величинами. Как мы научились решать задачи на производительность труда. | 1 |
6 | Как мы научились решать задачи на нахождение цены, количества, стоимости | 1 |
7 | Повторение темы «Буквенные выражения и уравнения» | 1 |
8 | Повторение темы «Учимся находить последвательность» | 1 |
9 | Повторение темы «Обыкновенные дроби» | 1 |
10 | Входная контрольная работа | 1 |
Натуральные числа | 16ч | |
11,12 | Ряд натуральных чисел | 2 |
13-15 | Цифры. Десятичная запись натуральных чисел | 3 |
16-18 | Отрезок. | 3 |
19-20 | Плоскость. Прямая. Луч | 2 |
21-22 | Шкала. Координатный луч | 2 |
23-24 | Сравнение натуральных чисел | 2 |
25 | Повторение и систематизация учебного материала | 1 |
26 | Контрольная работа № 1 «Натуральные числа» | 1 |
Сложение и вычитание натуральных чисел | 34ч | |
27-30 | Сложение натуральных чисел. Свойства сложения | 4 |
31-35 | Вычитание натуральных чисел | 5 |
36-38 | Числовые и буквенные выражения. Формулы | 3 |
39 | Контрольная работа № 2 «Сложение и вычитание натуральных чисел» | 1 |
40-42 | Уравнение | 3 |
43-44 | Угол. Обозначение углов | 2 |
45-49 | Виды углов. Измерение углов | 5 |
50-51 | Многоугольники. Равные фигуры | 2 |
52-54 | Треугольник и его виды | 3 |
55-57 | Прямоугольник. Ось симметрии фигуры | 3 |
58 | Повторение и систематизация учебного материала | 1 |
59 | Контрольная работа № 3 «Уравнения. Угол. Многоугольники» | 1 |
60 | Промежуточная контрольная работа | 1 |
Умножение и деление натуральных чисел | 37ч | |
61-64 | Умножение. Переместительное свойство умножения | 4 |
65-67 | Сочетательное и распределительное свойства умножения | 3 |
68-74 | Деление | 7 |
75-77 | Деление с остатком | 3 |
78-79 | Степень числа | 2 |
80 | Контрольная работа № 4 «Умножение и деление натуральных чисел» | 1 |
81-84 | Площадь. Площадь прямоугольника | 4 |
85-87 | Прямоугольный параллелепипед. Пирамида | 3 |
88-91 | Объём прямоугольного параллелепипеда | 4 |
92-94 | Комбинаторные задачи | 3 |
95-96 | Повторение и систематизация учебного материала | 2 |
97 | Контрольная работа № 5 «Деление с остатком. Площадь прямоугольника. Прямоугольный параллелепипед» | 1 |
Обыкновенные дроби | 18ч | |
98-102 | Понятие обыкновенной дроби | 5 |
103-105 | Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей | 3 |
106-107 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | 2 |
108 | Дроби и деление натуральных чисел | 1 |
109-113 | Смешанные числа | 5 |
114 | Повторение и систематизация учебного материала | 1 |
115 | Контрольная работа № 6 «Обыкновенные дроби» | 1 |
Десятичные дроби | 48ч | |
116-119 | Представление о десятичных дробях | 4 |
120-122 | Сравнение десятичных дробей | 3 |
123-125 | Округление чисел. Прикидки | 3 |
126-131 | Сложение и вычитание десятичных дробей | 6 |
132 | Контрольная работа № 7 «Сравнение, округление, сложение и вычитание десятичных дробей» | 1 |
133-139 | Умножение десятичных дробей | 7 |
140-148 | Деление десятичных дробей | 9 |
149 | Контрольная работа № 8 «Умножение и деление десятичных дробей.» | 1 |
150-152 | Среднее арифметическое. Среднее значение величины | 3 |
153-156 | Проценты. Нахождение процентов от числа | 4 |
157-160 | Нахождение числа по его процентам | 4 |
161-162 | Повторение и систематизация учебного материала | 2 |
163 | Контрольная работа № 9 «Среднее арифметическое. Проценты.» | 1 |
Повторение и систематизация учебного материала | 7ч | |
164-169 | Упражнения для повторения курса 5 класса | 6 |
170 | Контрольная работа № 10 «Итоговая» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Академия математики» 5 класс. Платное дополнительное образование. Математика
Курс «Академия математики» рассчитан на обучающихся 5 классов. Задачи, рассматриваемые в данной программе, играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры учащихся....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Академия математики» 6 класс. Платное дополнительное образование. Математика
Курс «Академия математики» рассчитан на обучающихся 6 классов. Задачи, рассматриваемые в данной программе, играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры учащихся...
Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 2000г.
Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 20...
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...
Рабочая программа по математике 5 класс к учебнику Математика. 5 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – М. : Мнемозина, 2014.
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по математике 5 класс к учебнику Математика. 5 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – М. : Мнемозина, 2014.
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по математике 5 класс (повышенный уровень, 245 часов) по учебнику Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика 5 класс
Рабочая программа учебного курса по математике для 5М класса разработана ИОСО РАО, реком. МО РФ.Сб. «Программы для общеобразовательных школ, школ (классов) с углубленным изучением ма...