Задачи на проценты
методическая разработка по математике (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Аттар Лариса Борисовна

Данна презентация представляет из себя как материал который  частично используется на уроках математики, начиная с 5 класса при изучении темы "Проценты", затем в 6 классе и 9  и 11 классах, при повторении и подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Отдельное внимание уделено использованию процентов при решении задач повышенной трудности на сплавы и смеси. В наличии подборка задач на проценты различных видов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_rabota_attar_l.b.pptx2.76 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Задачи на проценты. Аттар Лариса Борисовна, учитель математики ГБОУ школы 588

Слайд 2

Содержание Процент . Сокращенные процентные соотношения. Разминка. Основные задачи на проценты: Нахождение процентов числа. Нахождение числа по его процентам Нахождение процентного отношения двух чисел 4. Задачи на смеси.

Слайд 3

Процент Проце́нт ( нем. Prozent , от новолат . per centum «на сотню; сотая») — сотая часть; обозначается знаком « % »; используется для обозначения доли чего-либо по отношению к целому https://ru.wikipedia.org /

Слайд 4

100% = 1 10% = 1/10 50% = ½ 5% = 1/20 25% = 1/4 200% = 2 1% = 1/100 Сокращенные процентные соотношения

Слайд 5

Задание 1. Какие из утверждений означают одно и то же: величины относятся как 1:2 А) одна величина вдвое меньше другой; Б) вторая величина на 300% больше первой ; В) вторая величина на 100% больше первой; Г) одна величина составет от другой 50%;

Слайд 6

50% от 200р =…….. 150р. 250р. 100р. Задание 2 . Молодцы!

Слайд 7

Задание 3 . Установите соответствие 7 % 16% 113% 0,4% 25% 0,04 0,25 0,07 0,16 1,13

Слайд 8

Основные задачи на проценты р % = 0,01р = р /100 1. Нахождение процентов данного числа. Чтобы найти р % от а , надо а·0,01р 2 . Нахождение числа по его процентам. Если известно, что р% числа равно b , то а = b : 0,01р 3 . Нахождение процентного отношения чисел. Чтобы найти процентное отношение чисел, надо отношение этих чисел умножить на 100% а/ b · 100

Слайд 9

Задание 4 . Произвести расчеты 1. Найти 25% от 56 14 2. Сколько % составит 30 от 75? 40 Какое число, увеличенное на 13% составит 339? 300 3.Найдите число, 20% которого равны 12 60 5. В избирательном округе нашего посёлка 1005 человек. В голосовании приняло 40%.Сколько человек голосовало? 402 Банк начисляет на вклад ежегодно 8% от вложенной суммы. Сколько рублей будет начислено через год на вклад в 5000 р .? 400 р.

Слайд 10

Задание 5 Выполните тест :

Слайд 11

Физкультминутка

Слайд 12

Задачи на проценты экономического содержания

Слайд 13

При оплате услуг через платежный терминал взимается комиссия 5%. Терминал принимает суммы кратные 10 рублям. Аня хочет положить на счет своего мобильного телефона не менее 300 рублей. Какую минимальную сумму она должна положить в приёмное устройство данного терминала? Решение: 300 · 0,05= 15 (р) – комиссия 300+15 = 315 (р) – можно положить 320 р. надо положить на счёт Ответ:320р. ЗАДАЧА 1.

Слайд 14

ЗАДАЧА 2. На покупку планшета взяли кредит 20000 р. на 1 год под 20 % годовых . Вычислите, сколько денег необходимо вернуть банку? Какова ежемесячная сумма выплат? Решение : 20000 · 0,20 = 4000(р ) составляют проценты 20000 + 4000 = 24000 (р) вся сумма выплат 24000:12 = 2000(р )- за 1 месяц Ответ:24000р., по 2000р.в месяц.

Слайд 15

ЗАДАЧА 3. Мобильный телефон стоил 5000 рублей. Через некоторое время цену на эту модель снизили до 3000 рублей. На сколько процентов была снижена цена? Решение : 5000 – 3000 = 2000(р) – на столько снижена цена на телефон (2000: 5000) · 100% = (2:5) · 100% = 0,4 · 100 = =40 % на столько снижена цена Ответ: на 40 %.

Слайд 16

Задачи для дополнительного решения: 1.В магазине цены были сначала повышены на 10%, а потом снижены на 10%. Как изменились цены? 2.На сколько процентов новая цена меньше старой и на сколько процентов старая цена больше новой, если: Цена снижена наполовину; Цена повышена наполовину; Цена увеличена в 4 раза; Цена уменьшена в 3 раза? 3.Фирма платит рекламным агентам 5% от стоимости заказа. На какую сумму надо найти заказ, чтобы заработать 1000р.? 4.Предприниматель покупает кондитерские изделия по оптовой цене 96 р. и продает их в розницу с надбавкой в 30%. Какова розничная цена ?

Слайд 17

5.Владелец дискотеки имел стабильный доход. В погоне за прибылью он увеличил цену на билеты на 25%. Количество посетителей резко уменьшилось, и он стал нести убытки. Тогда он вернулся к первоначальной цене билетов. На сколько процентов владелец дискотеки снизил новую цену билетов, чтобы она стала первоначальной? 6.После уплаты всех налогов, которые в сумме составили 30% от дохода, предприниматель оставил себе на законном основании 35000р.Какова была величина чистого дохода предпринимателя? 7.В Санкт-Петербурге месячный проездной билет для студентов стоит 350р. Сколько процентов составляет от стипендии цена проездного билета, если стипендия -900р.?

Слайд 18

8.Владелец дискотеки имел стабильный доход. В погоне за прибылью он увеличил цену на билеты на 25%. Количество посетителей резко уменьшилось, и он стал нести убытки. Тогда он вернулся к первоначальной цене билетов. На сколько процентов владелец дискотеки снизил новую цену билетов, чтобы она стала первоначальной? 9.После уплаты всех налогов, которые в сумме составили 30% от дохода, предприниматель оставил себе на законном основании 35000р.Какова была величина чистого дохода предпринимателя? 10.В Санкт-Петербурге месячный проездной билет для студентов стоит 350р. Сколько процентов составляет от стипендии цена проездного билета, если стипендия -900р.?

Слайд 19

11.В одном магазине на товар установили цену 200р., а в другом аналогичный товар стоит 180р. а) На сколько процентов в первом магазине цена на товар выше, чем в первом? б)На сколько процентов во втором магазине цена ниже, чем в первом? 12.Первоначально цена на аналогичный товар в двух магазинах была одинакова. В первом магазине цену сначала снизили на 20%, а потом еще на 20%, а во втором магазине ее сразу снизили на 40%. Одинаковы ли стали цены в магазинах? 13.Цена на бензин в первом квартале увеличилась на 20%, а во втором- на 30%. На сколько процентов увеличилась цена на бензин за два квартала? 14.Зарплату рабочему повысили на 10%, а через год еще на 20%. На сколько процентов повысилась зарплата по сравнению с первоначальной? 15.Определите первоначальную стоимость продукта, если после подорожания на 120%,200%,100% его конечная стоимость составила 264р.?

Слайд 20

Задачи по теме « Проценты» по банковским операциям 1.Банк выплачивает вкладчикам каждый год 8% от внесенной суммы. Клиент сделал вклад в размере 200000р. Какая сумма будет на его счете через 5 лет. Через 10 лет? 2.При какой процентной ставке вклад на сумму 55р. Возрастет за 6 месяцев до 650р. 3.Каким должен быть начальный вклад, чтобы при ставке 4% в месяц он увеличился за 8 месяцев до 33000р. 4.Вкладчик открыл счет в банке, внеся 200р. На вклад, годовой доход по которому составляет 12%, и и решил в течение 6 лет не брать процентные начисления. Какая сумма будет лежать на его счете через 6 лет? 5.Каким должен быть первоначальный капитал, чтобы при начислении 5% в месяц получить через полгода 10000р.? Какой должна быть процентная ставка в банке, чтобы каждые три года капитал увеличивался в 4 раза?

Слайд 21

Задачи по теме «Проценты» геометрического содержания. 1.Каждую сторону квадрата увеличили на 20%. На сколько процентов увеличилась площадь квадрата? 2.На сколько процентов увеличится объем куба, если его ребро увеличили на 10%. 3.Длину прямоугольника уменьшили на 20%. На сколько процентов надо увеличить ширину прямоугольника, чтобы его площадь не изменилась?

Слайд 22

Задачи по теме «Проценты » произвольного содержания. 1.Произведение двух чисел равно 10, а их сумма составляет 70% от произведения. Найдите эти числа. 2.В одном из городов часть жителей умеет говорить только по-грузински, часть только по-русски. По-грузински говорят 85% всех жителей, а по-русски-75%. Сколько процентов всех жителей говорят на обоих языках? 3.Ученик прочитал в первый день 15% всей книги, что составило 60 страниц, во второй день прочитал 200страниц. Сколько страниц ему осталось прочитать? 4.Сравните числа а и в, если 3% числа а равны 27, а 5% числа в равны 45. Определите, какую массу картофеля (сырья) нужно взять для получения 120кг полуфабриката, если потери при холодной обработке составляют 20% массы сырья. 5.В двух бочках было воды поровну. Количество воды в первой бочке сначала уменьшили на 10%, а затем увеличили на 10%. Количество воды во второй бочке сначала увеличили на 10%, а затем уменьшили на 10%. В какой бочке стало больше воды? 6.За три года население города увеличилось с 2000000 до 2315250 человек. Найдите годовой прирост населения в процентах. 7.Производительность труда на заводе снизилась на 20%. На сколько процентов ее надо повысить, чтобы достигнуть первоначальной?

Слайд 23

Задачи по теме «Проценты » с историческими сюжетами. 1. Завещание Бенджамина Франклина: «Препоручаю 1000 фунтов стерлингов бостонским жителям. Если они примут эту тысячу фунтов, то должны поручить ее отборнейшим гражданам, а они будут давать ее с процентами по 5 на 100 в год в заем молодым ремесленникам. Сумма эта через 100 лет возвысится до 131000 фунтов. Я желаю, чтобы тогда 100000 фунтов употреблены были на постройку общественных зданий, а остальные 31000 фунтов отданы были в проценты на 100 лет. По истечении второго столетия сумма возрастет до 4061000 фунтов, из коих 1061000 фунтов оставляю в распоряжение бостонских жителей, а 3000000 фунтов правлению Массачусетской общины. Далее не осмеливаюсь простирать своих видов».мы видим, что завещав всего 1000 фунтов, Б.Франклин распоряжается миллионами. Проверьте, не ошибся ли он в своих расчетах.

Слайд 24

Задачи на смеси и сплавы

Слайд 25

Наименова-ние веществ, растворов, смесей, сплавов % содержание вещества (доля содержания вещества) Масса раствора (смеси, сплава) Масса вещества Алгоритм оформления задачи:

Слайд 26

Задача 4 . Смешали 8 литров 15-процентного водного раствора некоторого вещества с 12 литрами 25-процентного водного раствора этого же вещества. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора? % сод-ние вещества Масса раствора Масса вещества 1 раствор 15% = 0,15 8 л. 8 ∙ 0,15 =1,2л. 2 раствор 25% = 0,25 12 л. 12 ∙ 0,25 =3л. смесь 20 л. 4,2л.

Слайд 27

С =( m вещества ‏ : m раствора) ·100% где, С-концентрация раствора Решение. С=( 4,2 : 20)·100%= 21% Ответ: 21%.

Слайд 28

% сод-ние вещества Масса раствора Масса вещества 1 раствор 20%=0,2 х гр. 0,2х гр. 2 раствор 70%=0,7 у гр. 0,7у гр. смесь 50%=0,5 100 гр.. 0,2х+0,7у гр.. Задача 5 . Один раствор содержит 20 % соли, а второй – 70 %. Сколько граммов первого и второго раствора нужно взять, чтобы получить 100 г 50% раствора. .

Слайд 29

Решение. 50% от 100гр = 50 гр. Система уравнений: х + у = 100 0,2х + 0,7 у = 50 {

Слайд 30

Задача 6 . Первый сплав содержит 10 % меди, второй - 25 % меди. Из этих двух сплавов получили третий сплав массой 3 кг, содержащий 20 % меди. Какое количество каждого сплава было использовано?

Слайд 31

% содержания вещества Масса сплава Масса меди 1 сплав 10% = 0,1 Х кг. 0,1 х кг. 2 сплав 25% = 0,25 У кг. 0,25 у кг. сплав 20 % = 0,2 3 кг. 3 ∙ 0, 2=0,6 кг. 0 , 1х + 0,25 у = 3 ∙ 0 ,2 х + у = 30 ( 3 – у ) ∙ 0,1 + у ∙ 0,25 = 0,6 0,15 у = 0,3 у = 2 , значит х = 1. Ответ : 1 сплав – 1 кг, 2 сплав – 2 кг . ( 3 – у ) ∙ 0,1 + у ∙ 0,25 = 0,6 х = 3 - у 1способ

Слайд 32

% содержания вещества Масса сплава Масса меди 1 сплав 10% = 0,1 х кг 0,1 х 2 сплав 25% = 0,25 ( 3 - х ) кг ( 3 – х) ∙ 0,25 сплав 20 % = 0,2 3 кг 3 ∙ 0, 2 х ∙ 0,1 + ( 3 - х ) ∙ 0,25 = 3 ∙ 0,2 х ∙ 0,1 + 0,75 - х ∙ 0,25 = 0,6 - 0,15 х = - 0,15 х = 1 , значит 3 – 1 = 2. Ответ : 1 сплав – 1 кг, 2 сплав – 2 кг 2 способ

Слайд 33

По формуле m1·p1 +m2·p2 + …+ · =p(m1+ m2 + … + ) , где m 1 , m2 , - массы растворов, Р –процентное содержание нового раствора, p1 и p 2, - процентное содержание растворов. 3 способ Решение: Пусть масса первого раствора Х кг, масса второго раствора у кг. Используя формулу составим систему уравнений. 10х +25у =20·3 Х + у =3 10х +25у =60 Х =3-у 10(3-х)+25у=60 15у=30 У=2 Х=3-2=1 Ответ:1 сплав – 1 кг, 2 сплав – 2 кг.

Слайд 34

При смешивании первого раствора кислоты, концентрация которого 20%, и второго раствора этой же кислоты, концентрация которого 50%, получился раствор, содержащий 30% кислоты. В каком отношении были взяты первый и второй растворы? Решение. 20%=1/5 30%=3/10 50%=1/2 Составим уравнение: 1/5 · х + 1/2 · у = 3/10 · ( х + у) х у х + у получили Задача 7

Слайд 35

Решаем уравнение: 1/5 · х + 1/2 · у = 3/10 · ( х + у) 1/5 · х + 1/2 · у = 3/10 · х + 3/10 · у 1/5 · х - 3/10 · х = 3/10 · у - 1/2 · у х (1/5 - 3/10) = у (3/10 - 1/2 ) Надо найти отношение первого и второго растворов, т.е. как х : у, поэтому уравнение делим на у : Получаем: х /у · (-1/10) = -1/5 х /у = ( -1/5 ) : (-1/10 ) = -1/5 · (-10/1 ) = + 2 Значит х : у = 2:1 Ответ: 2:1

Слайд 36

Задачи по теме «Проценты » на растворы, сплавы, смеси. 1. Сколько граммов воды можно выпарить из 80г 6%- го раствора соли, чтобы получить раствор, содержащий 10% соли? 2. Имеется два кислотных раствора: один 20%, другой 30%.Взяли 0,5л первого и 1,5л второго и образовали новый раствор. Какова концентрация кислоты в новом растворе? 3. Смешали 300г 50% и 100г 30% раствора кислоты. Определите процентное содержание кислоты в полученной смеси. 4. Сколько чистой воды надо добавить к 300г морской воды, содержащей 4% соли, чтобы получить воду, содержащую 3% соли? 5. Имеется два сосуда, содержащие 4кг и 6кг раствора кислоты различной концентрации. Если их слить вместе, то получим раствор, содержащий 35% кислоты. Если же слить равные массы этих растворов, то получим раствор, содержащий 36% кислоты. Сколько килограммов кислоты содержится в каждом растворе?

Слайд 37

6. имеется два раствора серной кислоты в воде, первый 40%, второй 60%. Эти растворы смешали, после чего добавили5 кг чистой воды и получили 20% раствор кислоты. Если бы вместо 5кг воды добавили 5кг 80% раствора, то получили бы 70% раствор. Определите количество 40% и 60% раствора. 7. Имеются две смеси апельсинового и ананасового соков. Первая смесь содержит 40% апельсинового сока, а вторая -80%. Сливаются р литров первой смеси и g литров второй, в результате получается 20л смеси, содержащей 70% апельсинового сока. Определите р и g. 8. Имеется раствор№1 и раствор №2 некоторой кислоты в воде. При смешивании 5л раствора №1, 6л раствора №2 и 3л чистой воды получается раствор с концентрацией кислоты, равной 30%. При смешивании 10л раствора№1, 3л расивора№2 и 2л чистой воды получается раствор с концентрацией кислоты равной 33 %. Определите α- и β- концентрации раствора№1 и раствора № 2 соответственно. 9. Сколько граммов воды надо добавить к 50г раствора, содержащего 8% соли, чтобы получить 5% раствор?

Слайд 38

10. Сколько граммов 30%- го раствора надо добавить к 80г 12%- го раствора этой же соли, чтобы получить 20% раствор соли? 11. Кусок сплава меди и цинка массой 36кг содержит 45% меди. Сколько килограммов меди нужно добавить к этому куску, чтобы получить новый сплав. Который будет содержать 60% меди? 12. Два слитка, один из которых содержит 35% серебра, а другой 65%, сплавляют и получают слиток массой 30г, содержащий 47% серебра. Какова масса каждого из слитков? 13. В 500кг руды содержится некоторое количество железа. После удаления из руды 200кг примесей, содержащих в среднем 12,5%железа, содержание железа в оставшейся руде повысилось на 20% Определите, какое количество железа осталось еще в руде?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку "Задачи на проценты"

Урок математики в 5 классе "Задачи на проценты" с элементами здоровьесбережения...

Проценты. Задачи на проценты

Это презентация для самостоятельного изучения или повторения данной темы. Применима для учащихся 5-6 классов. Содержит в себе примеры и задания для самостоятельного выполнения....

Урок математики в 5 классе по теме "Проценты. Решение задач на проценты"

Обобщающий урок математики в 5 классе по теме "Проценты. Решение задач на проценты"...

разработка урока "Проценты. Основные задачи на проценты"

Краткое изучение темы «Проценты» в 5 классе не дает больших результатов. Учащиеся в силу возрастных особенностей еще не могут полноценное представления о процентах, об их роли в повседневной жизни. На...

ПРОЕКТ «Методика подготовки выпускников решению задач по теме «Задачи на проценты» , включенных в ОГЭ по математике. Разработка системы индивидуальных заданий»

Авторы проекта Майоров Петр Ивановичучитель математики МБОУ «Тоншерминская СОШ» Тетюшского муниципального района РТЕфремова Наталья Валерьевна, учитель математики МБОУ «Гимназия №1» г.Лаишев...

Проценты. Решение задач на проценты

Проценты. Решение задач на проценты...