Конспект урока "Смешанные числа"
план-конспект урока по математике (5 класс)

Голубева Эльвира Сериковна

Конспект урока "Смешанные числа"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по математике

Тема урока: Смешанные числа. Выделение целой части из неправильной дроби

Класс: 5

Цели:

обучающие: ввести определение смешанных чисел и выявить правило перевода из неправильной дроби в смешанное число, сформировать  умение выделения      неправильной дроби в смешанные числа;

развивающие:развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание

воспитательные:развивать познавательный интерес через игровые моменты взаимоконтроля, взаимопроверки, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы:

По источникам знаний:словесные, наглядные;

По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;

Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;

Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

Учебник:Математика. 5 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений / Е.А Бунимович, Г.В. Дорофеев .- 9-е изд., стер. – М.:Просвещение, 2012. – 160-161 с.

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты обучения

1. Мотивация

Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте своего соседа по парте дружеским рукопожатием, посмотрите друг другу в глаза и пожелайте себе  и своему товарищу хорошего настроения, я тоже желаю вам хорошего настроения и активной деятельности на уроке.

Учащиеся приветствуют учителя, соседа по парте, готовят к уроку рабочее место.

-самоопределение (Л);

- смыслообразование (Л);

- целеполагание (П);

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

Ребята, приглашаю вас
К задаче.
Решив ее, познаешь ты
Успех и вкус удачи

Включаются в деловой ритм урока

2. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии

Цель этапа: актуализация знаний, повторение раннее изученного материала, обсуждение незнакомой ситуации

Актуализация опорных знаний и способов действий

 - Давайте вспомним какие дроби называют правильными?

-Какие дроби называют неправильными?

- Открываем тетради записываем число

Разбейте их на 2 группы

I –натуральные числа;

II –дробные числа

Первый вариант выписывает натуральные числа

Второй вариант выписывает дробные числа:

-Проверяем. Один ученик зачитывает правильный ответ.

Кто согласен с ответом поднимаем красный цветок, кто не согласен синий цветок.

-Дроби, у которых числитель меньше знаменателя называют, правильными.

- Дроби, у которых числитель больше или равен знаменателю называют, неправильными.

В тетрадях разбивают числа по группам.

Поднимаются по очереди( сначала I-вариант, затем II-варианты).

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

- осознание и произвольное построение речевого высказывания (П);

- выполнение пробного учебного действия (Р);

- фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

- аргументация своего мнения и позиции коммуникации (К).

3. Выявление места и причины затруднения

Цель этапа: осознание учащимися того, в чем состоит недостаточность их знаний и умений

Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока

Проблемная ситуация

Какой группе можно отнести  число ?

Но только ли это дробь?

Что заметили интересного?

Подумайте какая это дробь?

А можно назвать её смешанной?

Какая цель нашего урока?

Не подходит не к первой не ко второй группе.

Состоит из целой части и дробной части

Узнать название дроби состоящей из целой и дробной части.

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);

- постановка и формулирование проблемы (П);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К).

4. Построение проекта выхода из затруднения и реализация

Цель этапа: постановка целей урока, выбор способа и средства их реализации

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания  детьми изучаемой темы: определения смешанного числа

Определение смешанных чисел

Как называются данные дроби, если есть целая и дробная часть?

Тогда как называется тема нашего урока?

 Записываем в тетрадь тему урока  

У меня на тарелке 5 яблок я приглашаю 2 девочек и 2 мальчиков. Нужно разделить яблоки поровну. Как мы это сделаем?

Сколько яблок досталось каждому?

Каким действием мы это сделали?

 Запишем результат в наши тетради

Запись смешанных дробей

(дробная черта по середине целой части)

1 – целая часть

- дробная часть

Пример:    (принято записывать короче)

2) Приведите свои примеры по одному  смешанному числу прочитайте соседу и пусть он их запишет.

Перевод из неправильной дроби в смешанное число

А встречались ли нам с вами неправильные дроби в начале урока?

А как вы думаете, что с ними можно сделать?

Чему мы должны научиться?

А можно ли другим по другомуразделить яблоки между 5 учащимися?

Представим неправильную дробь в виде смешанного числа

Что предлагаете?

Делить столбиком. А как? К чему мы можем обратиться для уточнения своих предположений?

 На стр. 160   показан способ выделения целой части из неправильной дроби, рассмотрите и расскажите всем.

Алгоритм на слайде

Физкультминутка

Смешанное

Тема урока “Смешанные дроби”.

Смешанными числами называются числа, состоящие из целой и дробной части

Запись числа, содержащую целую и дробную части называют смешанной.

Приводят примеры, работая в парах.

Записывают в тетрадях.

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.

Да

Выделять целую часть

Научиться записывать неправильную дробь в виде смешанного числа

Записать дробь в виде частного и найти ответ

К тексту учебника

Показывают способ деления

самоопределение (Л);

- смыслообразование (Л);

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);

- планирование (П);

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- волеваясаморегуляция в ситуации затруднения (Р)

- выражение своих мыслей с достаточной точностью и полнотой (К)

- учет разных мнений (К)

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель этапа: усвоение учащимися нового способа действий

стр. 162 №559  (а,б,в,) – 1в, (г,д,е) – 2 в.,  №560

           №563 (б)по 2 числа с каждого ряда

Работа с учебником

- выполнение действий по алгоритму (П);

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

- осознание ответственности за общее дело.

6.Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Цель этапа: обеспечение усвоения правил выделение целой части из неправильной дроби

Организует самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия с самопроверкой

Учатся самостоятельно применять правило выделение целой части из неправильной дроби, выполнять самопроверку

Слайд

- выполнение действий по алгоритму (П);

- контроль (Р);

- коррекция (Р);

- оценка (Р);

- выражение своих мыслей с достаточной точностью и полнотой (К)

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей деятельности

Организует беседу с учащимися, связывая результаты урока с его целями

Формулируют основные позиции нового материала и как они их усвоили; соотносят цель и результаты своей учебной деятельности

Приклеивают цветы на вазу

- рефлексия способов и условий действия (П);

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

- формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ребята, приглашаю вас К решению задач. Решив их, познаешь ты Успех и вкус удачи

Слайд 2

1. В наборе 40 листов цветной бумаги. Среди них 7 листов черного цвета. Какую часть набора составляют листы черного цвета?

Слайд 3

В зрительном зале 500 мест. Зрителями занято всего количества. Сколько было свободных мест ?

Слайд 4

Какие цифры можно поставить вместо звездочек, чтобы дробь была правильной (неправильной)?

Слайд 5

Разбейте числа на 2 группы: I - натуральные числа; II - дробные числа 12, 2 3 11 2 3 1 1 4 3 5 29 7 7 4 __ __ __ __ __ , , , , , , ,

Слайд 6

I - натуральные числа 12, 3 , 29 , 7 2 3 11 2 __ __ , , 1 1 4 __ 3 5 __ , 7 4 __ II - дробные числа

Слайд 7

– дробная часть – целая часть 1 1 4 __ 1 4 __ 1 Сумму принято записывать короче 1+ 1

Слайд 8

Запись числа, содержащую целую и дробную части называют смешанной дробью Читают смешанную дробь так: одна целая одна четвертая

Слайд 9

12, 2 3 11 2 3 1 1 4 3 5 29 7 7 4 __ __ __ __ __ , , , , , , ,

Слайд 11

Разделить с остатком числитель на знаменатель Неполное частное будет целой частью Остаток – числитель Делитель- знаменатель дробной части Выделение целой части из неправильной дроби (представить дробь в виде смешанного дроби)

Слайд 12

- 5 4 знаменатель 4 1 целая часть 1 числитель

Слайд 13

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Слайд 14

Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали , А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли . На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем . На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем. На счет шесть прошу всех сесть.

Слайд 15

с тр. 162 №559 №560 №563

Слайд 16

№ 559 Прочитайте смешанную дробь, запишите её в виде суммы целой и дробной частей: а ) 1 г ) 4 б ) 3 д) 2 в ) 5 е) 4

Слайд 17

№560 запишите сумму в виде смешанной дроби а ) 3+ б) 7 + в) 12 + Г) 1+

Слайд 18

№563 Запишите неправильную дробь в виде смешанной дроби: 1 ряд 2 ряд 3 ряд , , , 1 ряд 2 ряд 3 ряд

Слайд 19

Самостоятельная работа Вариант I Представьте дробь в виде смешанной дроби: Трое друзей: Коля, Саша и Петя купили 32 апельсина и решили разделить поровну. Сколько апельсинов каждый мальчик получит? Вариант II Представьте дробь в виде смешанной дроби: Трое подружек: Катя, Маша и Света купили 29 мандарин и решили разделить поровну. Сколько мандарин будет у подруг?

Слайд 20

Проверь себя: 1) = 1) = 2) Задача 2) Задача 32 : 3 = = 29 : 3 = = Ответ: апельсин. Ответ: мандарин.

Слайд 21

Итоги работы: Я приобрёл знания о… Я научился… Мне еще нужно учиться… Я понял, что… Было трудно… Было интересно… Хочу сказать “спасибо”…

Слайд 22

«Букет настроения». На доске изображена ваза. « Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что - то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, - голубой ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики "Правило умножения смешанного числа на натуральное число"

Данный ресурс содержит краткий конспект и презентацию к уроку математики в 6 классе. ...

План-конспект урока "Число е. Показательная функция с основанием е, её свойства и график"

Урок открытия особенной показательной функции, основание которой - новое число....

Конспект урока математики в 7 классе коррекционой школы 8 вида Тема: « Письменное умножение многозначного числа на однозначное число»

Цели урока:формировать умение решать задачи учить устанавливать связи между величинами;способствовать созданию ситуаций, обеспечивающих развитие мыслительной деятельности.Задачи урока:1. обеспечение у...

Конспект урока "Число и цифра 3"

Конспект урока в 6 классе с детьми со сложными дефектами....

Конспект занятия"Число и кодирование информации. Код из двух знаков."

Конспект занятия"Число и кодирование информации. Код из двух знаков."...