ИКТ- компетенции на уроках математики в условиях реализации ФГОС
статья по математике

Велижанина Светлана Дмитриевна

Как использование компьютера помогает лучше понять  математику. И как математика становиться интересным предметом с помощью пк.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИКТ- компетенции на уроках математики в условиях реализации ФГОС

Автор: Велижанина Светлана Дмитриевна

 Учитель математики и информатики

БОУ города Омска «СОШ №14 с УИОП»

Меняется мир непрерывно, неспешно,

Меняется все – от концепций до слов.

И тот лишь сумеет остаться успешным,

кто сам вместе с миром меняться готов!

П. Калита

На современном этапе немаловажная роль отводится информационным и телекоммуникационным технологиям, так как в настоящее время эти технологии стали неотъемлемой частью современного образования. Ведь перед школой встала непростая задача: подготовить новых граждан к жизни в новом информационном обществе, подготовить их к продуктивной деятельности в новых экономических условиях.

В своей деятельности каждый современный учитель  стремится к тому, чтобы дети умели вступать в диалог и были понятыми, свободно владели информационными технологиями, были способны к самоопределению и самообразованию.

Оснащение школ современной техникой, позволяет в полной мере реализовывать информационно-коммуникационные технологии обучения. Использование их в образовательном процессе позволяет повысить наглядность обучения и мотивацию к нему. Поэтому школьников необходимо не только знакомить с информационно-коммуникационными технологиями, но и учить применять их в своей деятельности, способствуя тем самым формированию ИКТ-компетентности.

Одним из основных положений Федерального образовательного стандарта является формирование универсальных учебных действий (УУД), как важнейшего результата реализации Стандарта. Использование ИКТ принципиальным образом увеличивает возможности для такого формирования. Можно сказать, что без применения ИКТ формирование УУД в объемах и измерениях, очерченных Стандартом, невозможно. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе.

Среди технических новинок, приходящих сегодня в школу, особое место занимают интерактивные доски.

 На практике я использовала презентационный пакет Smart Notebook для работы с интерактивной доской, что помогло мне разнообразить уроки.

Работа с интерактивными заданиями на каждом уроке занимала не более 5-10 минут.

В своей педагогической деятельности я использую различные информационно-коммуникационные технологии.

  • Возможности компьютера применяю в следующих вариантах: фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала; использование диагностических и контролирующих материалов; использование презентаций; выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий; использование компьютера для вычислений, построения графиков, сечений многогранников; формирование информационной компетентности учащихся (умения получать информацию из различных источников).
  • Для подготовки и проведения уроков, дополнительных и факультативных занятий, обращаюсь к опыту коллег, который размещен на страницах в сети Интернет, в частности пользуюсь следующими сайтами:
  • http://pedsovet.su (сообщество учителей математики на сайте Педсовет.су);
  • http://www.etudes.ru/ (математические этюды) и др.
  • Создаю собственные программные продукты – презентации к уроку и тесты для проверки знаний учащихся. Презентации к уроку готовлю при помощи программы PowerРoint. Создаю личный банк презентаций по разделам «Поурочные планы», «Классное руководство», «Внеклассная работа по предмету». К урокам обобщения и систематизации знаний предлагаю учащимся выполнить творческие работы – создание презентаций. Такой вид работы развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность, способствует приобретению навыков, которые могут оказаться весьма полезными в жизни. Информационные технологии создают условия для самовыражения учащихся: плоды их творчества могут оказаться востребованными, полезными для других.
  • Для подготовки к ОГЭ по математике использую ресурсы интернета (http://ege.yandex.ru/mathematics/),( Решу ОГЭ) выполнение тестов в режиме on-line на сайте Незнайка.ru позволяет учащимся проверить свои знания. Материалы данных сайтов использую на уроках, элективных и факультативных курсах, предлагаю учащимся для самостоятельной подготовки к ОГЭ ; - тестирование по всем школьным предметам.)

Для 5-11 классов имеются в электронном виде рабочие программы, включающие в себя:

  • демонстрационный материал, который использую при объяснении нового материала;
  • упражнения для устного счета;
  • тематические тесты;
  • самостоятельные работы;
  • контрольные работы.

Применяя информационные технологии, мне удалось:

  • Индивидуализировать учебный процесс, за счет предоставления возможности учащимся как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения. Создать условия для развития самостоятельности учащихся.
  • Повысить качество наглядности в учебном процессе (презентации, построение сечений многогранников, построение сложных графиков т.д.)
  • Использовать компьютер для освобождения учащихся от рутинных вычислений.
  • Снизить трудоемкость процесса контроля и консультирования.

Таким образом, используя инновационные технологии, я получила возможность по-новому организовать деятельность своих учеников. Вовлекать учеников в поиск новых идей, материалов, актуальных фактов по заданной им теме. Разнообразить формы работы. В сочетании с демонстрацией видеоряда и мультимедиа материалов, создавать у учащихся эмоциональный подъём, повышать интерес к предмету за счет новизны его подачи, снижать утомляемость детей.

Информационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность.

Итогом внедренения ИКТ в образовательный процесс является позитивная динамика изменения мотивации учащихся.    

Результативность:

  • Дети используют знания, умения и навыки, полученные на уроках математики, в практической деятельности.
  • Дети осваивают коммуникативный, аналитический, проектировочный, творческий типы деятельности.
  • Учащиеся овладевают математическими знаниями, умениями и навыками разного уровня сложности.
  • У учащихся формируется представление о математике как о предмете, где каждому есть возможность выразиться.
  • Приобретается навык работы со справочной литературой, проводятся необходимые измерения, подбираются доступные приборы, анализируются полученные результаты.
  • Учащиеся адекватно оценивают деятельность одноклассников (с помощью консультантов).
  • Изменяется поведение детей в коллективе: они начинают прислушиваться к мнению других, без боязни высказывают свое собственное мнение.

Выводы.

Мною рассмотрены некоторые моменты реализации ИКТ - компетенций на уроках математики.

На личном опыте я убедилась, что использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе позволяет:

  • повысить наглядность;
  • разнообразить источники информации;
  • вводить дополнительную информацию;
  • организовать дифференцированное обучение;
  • организовать многоуровневое закрепление изученного материала;
  • учащимся выбрать собственную траекторию изучения материала.

Применение информационных, компьютерных технологий на уроках математики не только облегчает усвоение учебного материала, но и предоставляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся.

Использование компьютера на уроках - это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, повысить мотивацию ученика и увеличить эффективность урока.

Таким образом, формирование ИКТ - компетенций обучающихся создает в школе условия, стимулирующие учебный процесс, способствует углублению и расширению сферы познавательной деятельности учащихся.

Инновационные уроки с применением ИКТ учащиеся воспринимают с большим интересом. Свое отношение к ним они выражают в рефлексии, которая является обязательным этапом такого урока:

«…гораздо понятнее материал урока, когда схемы, таблицы и графики высвечиваются на слайдах»;

«…сегодняшний урок я запомню на всю жизнь»;

«…побольше бы таких необычных уроков»;

В конечном итоге всё зависит от готовности учителя и ученика работать в направлении компетентностного подхода в обучении и воспитании.

Библиографический список

  • Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие / И.В. Роберт, С.В. Панюкова, А.А. Кузнецова, А.Ю. Кравцова; под ред. И.В. Роберт. – М.: Дрофа, 2008. – 312 с.
  • Формирование ИКТ-компетентности школьников: пособие для учителей общеобразовательной учреждений / Е.И. Булин-Соколова, Т.А. Рудченко, А.Л. Семенов, Е.Н. Хохлова. – М.: Просвещение, 2012. – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Современные подходы на уроках математики в условиях реализации ФГОС"

Доклад "Современные подходы на уроках математики в условиях реализации ФГОС"...

Организация современного урока математики в условиях реализации ФГОС

    Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях творчески мыслящих, любознательных, активных, умеющих принимать нестанд...

Расширение зоны использования ИКТ в образовательной деятельности на уроках математики в условиях реализации ФГОС ООО, ФГОС для обучающихся с ОВЗ

Расширение зоны использования ИКТ в образовательной деятельности на уроках математики в условиях реализации ФГОС  ООО, ФГОС для обучающихся с ОВЗ....