Открытый урок
план-конспект урока по математике (5 класс)
Предварительный просмотр:
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ
в 5 классе по ФГОС
«Уравнение»
(урок открытия новых знаний).
Разработала учитель математики
Кеденова Эльвира Владимировна
2019 г
Тема урока: « Уравнение».
Тип урока: урок открытия новых знаний
Класс: 5
Цели по содержанию:
- Обучающие: формировать навыки нахождения неизвестного в уравнении, тренировать способность к его практическому использованию.
- Развивающие: развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, проводить аналогию, делать выводы, развивать внимание.
- Воспитывающие: воспитание культуры устной и письменной речи, внимательности, аккуратности, культуры своего родного края, воспитание профессионального интереса
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные: построить алгоритм нахождения неизвестного в уравнении, тренировать способность к его практическому применению, объяснять содержательный смысл уравнения, что значит решить уравнение.
Метапредметные:
- Регулятивные: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
- Коммуникативные: воспитывать любовь к математике, родному краю, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.
- Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания, уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание, строить логическую цепочку рассуждений.
Личностные: формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний.
Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, дифференцируемый подход в обучении.
Ход урока:
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП:
Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке математики.
Урок хочу начать со стихотворения
Встречай гостей, к тебе мы едем
Вновь нам захотелось, посмотреть твою степную красоту
Посмотреть долину, где стоишь ты ,ее мы не проедем
И дома твои, озера, речки, водопады на горах, тайгу
Кош-Агач в стране все знают, он известен,
Расположен в Чуйской он степи, в средине гор!
Виталий Букач
На сегодняшнем уроке мы с вами немного освежим знания о родном крае.
И приступим все к работе.
- ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА. МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Тему урока сейчас вы сформулируете сами, для этого прослушайте математическую сказку:
- Жил в избушке на лесной опушке дед по прозвищу Равняло. Любил он с числами подшучивать. Возьмёт дед, выстроит по обе стороны от себя числа, соединит их знаками, а самые резвые в скобки возьмёт, но следит, чтобы одна часть равнялась другой. А потом какое-нибудь число спрячет под маской «икс» и попросит своего внучка, маленького Равнялку, найти его. Равнялка хоть и мал, но дело своё знает: быстро перегонит числа, кроме «икса», в другую сторону. А числа слушаются его, выполняют все действия по приказу, и вот уже известен «икс». Дед смотрит на внучка и радуется: хорошая смена ему растёт.
- Ребята, о чём шла речь в этой сказке?
-Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Уравнения.)
-Ребята, почему и для чего нужно изучать эту тему?
- Запишите тему урока в тетрадь.
-Посмотрите на доску и скажите в каких заданиях записано то, что сегодня мы будем изучать.
Задания на доске | |||||
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 |
2 + х | 33-х=15 | х +27=43 | 35-8=27 | х -39=45 | 45 - х |
-Как называются эти выражения?(Уравнения)
-Что неизвестно в этих уравнениях?(В №2 - вычитаемое, в №3 - первое слагаемое, в №5 – уменьшаемое)
-Что нужно сделать для нахождения неизвестного?(В №2 – для нахождения вычитаемого нужно из уменьшаемого вычесть разность, в №3 – для нахождения первого слагаемого нужно из суммы вычесть второе слагаемое, в №5 для нахождения уменьшаемого нужно к разности прибавить вычитаемое).
-Какова основная учебная задача на этом уроке?(Узнать, что называется уравнением и корнем уравнения. Вывести алгоритм нахождения неизвестного и научиться его применять при решении уравнений).
Обучающиеся пробуют поставить цель урока и обсуждают пути её достижения, определяют средства достижения цели. Учитель(если нужно) корректирует и обобщает высказывания обучающихся, а затем формулирует что такое уравнение, корень уравнения и алгоритм нахождения неизвестного.
-Для того, чтобы успешно изучать новую темы, что мы с вами должны хорошо уметь?(Правильно складывать и вычитать).
-Поэтому, что сейчас мы должны провести?(Устный счёт).
На интерактивной доске показать примеры устного счёта:
Но под каждым примером записаны буквы. Нужно составить 2 слова
36+45 | 66-48 | 77+66 | 213-55 | 37+48 | 52-38 | 55+84 | 121-46 | 34+67 | 84-37 | 39+66 | 134-55 |
С | я | а | к | т | й | Е | у | С | п | ь | ч |
1.Найди значение выражения
Правильно Чуйская степь.
Чуйская степь – крупнейшая на Алтае межгорная котловина занимает немалую территорию Кош-Агачского района. Это место одно из самых сухих и холодных в России.
2.Найдите неизвестные
а)457 - у =237; б) 123+ к =444; в) о - 456 = 121; г) к +234=500;
Плоскогорье Укок, расположенное на высоте около 2,5 тыс.м над уровнем моря на юге Горного Алтая, лежит на стыке четырех государств: России, Казахстана, Монголии и Китая. Уникальное сочетание факторов природного значения позволило придать плоскогорью Укок статус объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО.
3.Найдите ошибку:
А)34 +45 = 79 | В)38 +67 =106 | Г) 91- 54 =47 | 73 -47 =26 |
3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ФИКСАЦИЯ ЗАТРУДНЕНИЯ В ПРОБНОМ ДЕЙСТВИИ:
- Молодцы! Вы хорошо поработали устно.
-А зачем мы выполнили эти задания?
-Каким действием проверяется правильность их выполнения?
-Зачем они нужны при изучении темы сегодняшнего урока?(Мы повторили действия сложения и вычитания, повторили нахождение неизвестного, выяснили правильно ли решены примеры. Показали умения считать устно, быстро и правильно. Эти знаниянам будут необходимы сегодня на уроке.
Класс разбивается на три группы.
Задание для работы в группе. Обучающимся предлагается решить три уравнения за пять минут, при этом должно быть проведено обсуждение решения в группах. Корни уравнения связаны с некоторыми данными природными объектами Кош-Агачского района:
1)х+56=376; 2)345-х=113; 3)х-190=678.
1)х=320(р. Чуя)
2)х=232(р. Аргут)
3)х=868(Красная горка)
В конце работы предоставляется возможность одному из групп показать своё решение всему классу и рассказать о реках Чуя,Аргут и о Красной горке. Остальные внимательно слушают, при необходимости поправляют и дополняют ответ выступающих.
4. ВЫЯВЛЕНИЕ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ:
- Почему у всех вас не получились одинаковые ответы?
- Что вызвало затруднение? (Некоторые не знают алгоритм нахождения неизвестного.)
-Почему некоторые допустили ошибки при решении первого уравнения?(Незнание правила нахождения неизвестного слагаемого).
-Какая ошибка была допущена при решении второго уравнения?(Незнание правила вычитаемого).
-В третьем уравнении какое правило было не правильно использовано?(Правило нахождения вычитаемого)
5. ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ:
- Тогда какова цель вашей деятельности?( - Узнать алгоритм решений уравнений для нахождения неизвестного слагаемого, вычитаемого и уменьшаемого).
- Скажите, а смысл какого действия поможет нам вывести алгоритм нахождения неизвестного слагаемого?
(По смыслу вычитания, неизвестное слагаемое равно разности суммы и другого слагаемого).
- Как вы будете им пользоваться? (Для того, чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое.
-А теперь выведите алгоритм решения 2 уравнения, опираясь на только что полученные знания
-Попытайтесь сформулировать правило решения 2 уравнения, используя названия компонентов действия вычитания.(Чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность).
-Теперь выведите алгоритм решения 3 уравнения, опираясь на своё решение
-Сформулируйте правило решения 3 уравнения(Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо сложить вычитаемое и разность).
6. РЕАЛИЗАЦИЯ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА:
Задание парам:
- Дополнить известный алгоритм для нахождения неизвестного в уравнении со скобками: ( 45 – х) + 56 =100 .
Обучающиеся работают в парах 5 минут, обсуждаются итоги работы пар. Обучающиеся пытаются сформулировать алгоритмнахождения неизвестного в уравнении со скобками. Учитель может организовать подводящий диалог.
- Вернемся к нашему уравнению и найдем его корень, используя полученный алгоритм.
- Будьте внимательны при оформлении задания!
Кто-то из детей проговаривает и записывает у доски (учитель помогает правильно оформить задание).
- Сравните полученный алгоритм с эталоном в учебнике. Обратите внимание на оформление решения в учебнике двумя способами.
Дети читают решение про себя, затем один ученик вслух.
- Справились с затруднением? – Молодцы!
- Какие задания вы теперь можете выполнять? (Мы теперь можем решать уравнения на нахождение неизвестного).
.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
Дружно с вами мы решали и про числа рассуждали,
А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.
На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем.
На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам
Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись
Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем.
На счет шесть прошу всех сесть.
Числа, я и вы, друзья, вместе дружная семья.
8. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ:
- Что теперь необходимо сделать? (Надо научиться применять эталон для решения уравнений на нахождение неизвестного слагаемого, вычитаемого, уменьшаемого.)
- Решите уравнения, записанные на доске, проговаривая свои действия по алгоритму. (По одному ученику комментируют решение по алгоритму.)
Задания на доске.
Вычислите:
а)х +456 =747 (х = 291)
б)683 – х=352 (х =331)
в)х – 512 =123 (х =635)
- – Предлагаю теперь поработать самостоятельно
Самостоятельная работа на закрепление для обучающихся с низким уровнем знаний
Карточка | ||
Х+ 435=567 | Х – 234 =34 | 569 – Х =123 |
Самостоятельная работа на закрепление для обучающихся со среднем уровнем знаний
Карточка | ||
Х+ 435=567 | Х – 234 =34 | (569 – Х) + 245=353 |
Самостоятельная работа на закрепление для обучающихся с высоким уровнем знаний
Карточка | ||
Х+ 435=567 | (Х – 234) + 111 =534 | (569 – Х) + 245=353 |
Работа проверяется по образцу.
- Повторите еще раз алгоритм нахождения неизвестного в уравнении.
9. САМОКОНТРОЛЬ С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ:
- Выполните задание самостоятельно.
Обучающиеся выполняют задание, после чего учитель открывает на доске или раздаёт эталон для самопроверки.
- Пожалуйста сверьтесь с эталоном.
- Кто действовал так же и получил тот же результат – поставьте «+». – Вы, молодцы!
- У кого получился другой ответ – поставьте «-», найдите по шагам место, где допущена ошибка, обведите её. – Обратите внимание на это место. Ещё раз проговорите алгоритм нахождения неизвестного про себя.
– Молодцы в том, что сумели найти место, в котором допущена ошибка. – Поставьте рядом «+».
10. РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ:
- Что нового узнали на уроке?
- Были удачи на уроке? Какие? (Справились с затруднением, узнали, что называется уравнением, корнем уравнения.Научились находить неизвестное в уравнении.)
- Что нам помогло справиться с затруднением?
- Достигли цели урока? (..)
Вспомнили о некоторых достопримечательностей Кош-Агачского района
Фамилия, имя | Нужное обвести |
Я знаю, что называется уравнением | Да нет не уверен |
Я знаю, что такое корень уравнения | Да нет не уверен |
Я разобрался с правилом, нахождения неизвестного слагаемого в уравнении. | Да нет не уверен |
Я разобрался с правилом, нахождения вычитаемого в уравнении. | Да нет не уверен |
Я разобрался с правилом, нахождения уменьшаемого в уравнении. | Да нет не уверен |
Тема урока мне показалась интересной. | Да нет не уверен |
Я выполнил правильно …. уравнения в самостоятельной работе | 1 2 3 |
11 . ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Учить алгоритм нахождения неизвестного,
Решить карточки на оценку «3», «4», «5».
Спасибо всем за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытыйурок
Открытый урок физики в 8классе.Тема: «Электрический ток. Источники электрического тока»....