Уравнения и неравенства с двумя переменными и их геометрическое решение
методическая разработка по математике (11 класс)
Разработка комплекса уроков содержит задания, аналитическое и графическое решения.Предназначена для подготовки к ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uravneniya_i_neravenstva_s_dvumya_peremennymi_i_graficheskoe_predstavlenie.doc | 329 КБ |
Предварительный просмотр:
Уравнения и неравенства с двумя переменными
и их геометрическое решение
Оглавление
- Введение.
2. Уравнения с двумя переменными, их геометрическое решение и применение.
2.1 Системы уравнений.
2.2 Примеры решения уравнений с двумя переменными.
2.3. Примеры решения систем уравнений с двумя переменными.
3. Неравенства и их геометрическое решение.
3.1. Примеры решения неравенств с двумя переменными
3.2. Примеры решения систем неравенств.
4. Графический метод решения задач с параметрами.
5.Список использованной литературы.
1.Введение
Изучение поведения функций и построение их графиков является важным разделом математики, и свободное владение техникой построения графиков часто помогает решать многие задачи, и порой является единственным средством их решения. Также графический метод решения уравнений позволяет определить число корней уравнения, значения корня, найти приближенные, а иногда точные значения корней.
В технике и физике часто используются именно графическим способом задания функций. Ученый- сейсмолог, анализируя сейсмограмму, узнает, когда было землетрясение, где оно произошло, определяет силу и характер толчков. Врач, исследовавший больного, может по кардиограмме судить о нарушениях сердечной деятельности: изучение кардиограммы помогает правильно поставить диагноз заболевания. Инженер – радиоэлектроник по характеристике полупроводникового элемента выбирает наиболее подходящий режим его работы. Количество таких примеров легко увеличить. Более того, по мере развития математики растет проникновение графического метода в самые различные области жизни человека. В частности, использование функциональных зависимостей и построение графиков широко применяется в экономике. Значит, растет и важность изучения рассматриваемого раздела математики в школе, в вузе, и особенно- важность самостоятельной работы над ним.
С развитием вычислительной техники, с ее прекрасными графическими средствами и высокими скоростями выполнения операций, работа с графиками функций стала значительно интересней, наглядней, увлекательней. Имея аналитическое представление некоторой зависимости, можно построить график быстро, в нужном масштабе и цвете, используя для этого различные программные средства.
- Уравнения с двумя переменными и их геометрическое решение.
Уравнение вида f(x;y)=0 называется уравнением с двумя переменными.
Решением уравнения с двумя переменными называется упорядоченная пара чисел (α, β), при подстановке которой (α – вместо х, β – вместо у) в уравнении имеет смысл выражение f(α; β)=0
Например, для уравнения ((х+1))2+ у2=0 упорядоченная пара чисел (0;0) есть его решение, так как выражение ((0+1))2+02 имеет смысл и равно нулю, но упорядоченная пара чисел (-1;0) не является решением, так как не определен и поэтому выражение ((-1+1))2+02 не имеет смысла.
Решить уравнение – значит найти множество всех его решений.
Уравнения с двумя переменными может:
а) иметь одно решение. Например, уравнение х2+у2=0 имеет одно решение (0;0);
б) иметь несколько решений. Например, данное уравнение (│х│- 1)2+(│у│- 2)2 имеет четыре решения: (1;2),(-1;2),(1;-2),(-1;-2);
в) не иметь решений. Например уравнение х2+у2+1=0 не имеет решений;
г) иметь бесконечно много решений. Например, такое уравнение, как х-у+1=0 имеет бесконечно много решений
Иногда бывает полезной геометрическая интерпретация уравнения f(x;y)=g(x;y). На координатной плоскости хОу множество всех решений – некоторое множество точек. В ряде случаев это множество точек есть некоторая линия, и в этом случае говорят, что уравнение f(x;y)=g(x;y) есть уравнение этой линии, например:
- уравнение Ах+Ву+С=0 (А2+В2 0) есть уравнение прямой (рис.1);
- уравнение х2+у2=R2 (R 0) есть уравнение окружности ( рис.2);
- уравнение ху=а (а0) есть уравнение гиперболы (рис.3,4);
- уравнение у=ах2+bх+с (а0) есть уравнение параболы (рис.5);
- уравнение х2+у2=0 задает одну точку (0;0) (рис.6)
рис.1 рис.2 рис.3
рис.4 рис.5 рис.6
2.1 Системы уравнений
Пусть заданы два уравнения с неизвестными х и у
F1(x; y)=0 и F2 (x; y)=0
Будем считать, что первое из этих уравнений задаёт на плоскости переменных х и у линию Г1, а второе - линию Г2. Чтобы найти точки пересечения этих линий, надо найти все пары чисел (α, β), такие, что при замене в данных уравнениях неизвестной х на число α и неизвестной у на число β, получаются верные числовые равенства. Если поставлена задача об отыскании всех таких пар чисел, то говорят, что требуется решить систему уравнений и записывают эту систему с помощью фигурной скобки в следующем виде
Решением системы называется такая пара чисел (α, β), которая является решением как первого, так и второго уравнений данной системы.
Решить систему – значить найти множество всех ее решений, или доказать, что решений нет.
В ряде случаев геометрическая интерпретация каждого уравнения системы, ибо решения системы соответствуют точкам пересечения линий, задаваемых каждым уравнением системы. Часто геометрическая интерпретация позволяет лишь догадаться о числе решений.
Например, выясним, сколько решений имеет система уравнений
Первое из уравнений системы задает окружность радиусом R= c центром (0;0), а второе – параболу, вершина которой находится в той же точке. Теперь ясно, что имеются две точки пересечения этих линий. Следовательно, система имеет два решения – это (1;1) и (-1;1)
- Примеры решения уравнений с двумя переменными
Изобразите все точки с координатами (х;у), для которых выполняется равенство.
1. (х-1)(2у-3)=0
Данное уравнение равносильно совокупности двух уравнений
Каждое из полученных уравнений определяет на координатной плоскости прямую.
2. (х-у)(х2-4)=0
Решением данного уравнения является множество точек плоскости, координаты, которых удовлетворяют совокупности уравнений
На координатной плоскости решение будет выглядеть так
3. =х2
Решение: Воспользуемся определением абсолютной величины и заменим данное уравнение равносильной совокупностью двух систем
у=х2+2х у = -х2+2х
х2+2х=0 хв=1 ув=1
х(х+2)=0
хв=-1 ув=1-2=-1
- Примеры решения систем.
Решить систему графическим способом:
1)
В каждом уравнении выразим переменную у через х и построим графики соответствующих функций:
у =+1
а) построим график функции у=
График функции у =+1 получается из графика у= путем сдвига на две единицы вправо и на одну единицу вверх :
у = - 0,5х+2 - это линейная функция, графиком которой является прямая
Решением данной системы являются координаты точки пересечения графиков функций.
Ответ (2;1)
3.Неравенства и их геометрическое решение.
Неравенство с двумя неизвестными можно представить так: f(x;y)>0, где Z = f(x;y) – функция двух аргументов х и у. Если мы рассмотрим уравнение f(x;y) = 0, то можно построить его геометрическое изображение, т.е. множество точек М(х;у), координаты которых удовлетворяют этому уравнению. В каждой из областей функция f сохраняет знак, остается выбрать те из них, в которых f(x;у ) >0.
Рассмотрим линейное неравенство ax+by+c>0. Если один из коэффициентов a или b отличен от нуля, то уравнение ax+by+c=0 задает прямую, разбивающую плоскость на две полуплоскости. В каждой из них будет сохраняться знак функции z = ax+by+c. Для определения знака можно взять любую точку полуплоскости и вычислить значение функции z в этой точке.
Например:
3х – 2у +6>0.
f(x;у ) = 3х- 2у +6,
f(-3;0) = -3 <0,
f(0;0) = 6>0.
Решением неравенства является множество точек правой полуплоскости (закрашенной на рисунке 1)
Рис. 1
Неравенству │y│+0,5 ≤ удовлетворяет множество точек плоскости (х;у), заштрихованной на рисунке 2. Для построения данной области воспользуемся определением абсолютной величины и способами построения графика функции с помощью параллельного переноса графика функции по оси ОХ или ОУ
Рис.2
f(x;y) =
f (0;0) = -1,5<0
f(2;2)= 2,1>0
3.1. Примеры решения неравенств с двумя переменными.
Изобразите множество решений неравенства
а)
Рис. 3
б)
3.2. Примеры решения систем неравенств.
Изобразите множество решений системы неравенств на координатной плоскости
4. Графический метод решения задач с параметрами
Задачами с параметрами называют задачи, в которых участвуют фактически функции нескольких переменных, из которых одна переменная х выбрана в качестве независимой переменной, а оставшиеся играют роль параметров. При решении таких задач особенно эффективны графические методы. Приведем примеры
- Определите, при каком значении а уравнение имеет ровно три различных действительных корня. Решение: построим график функции у=. Уравнение у=а определяет семейство прямых, параллельных оси абсцисс.
По рисунку видно, что прямая у=4 пересекает график функции у= в трех точках. Значит, исходное уравнение имеет три решения при а=4.
- Найти все значения параметра а, при которых уравнение х2-6|х|+5=а имеет ровно три различных корня.
Решение: Построим график функции у=х2-6х+5 для х≥0 и отражаем его зеркально относительно оси ординат. Семейство прямых, параллельных оси абсцисс у=а , пересекает график в трех точках при а=5
3. Найти все значения а, при которых неравенство имеет хотя бы одно положительное решение.
- При каких значения параметра а, система имеет четыре решения
Ответ: а=2
5. Список использованной литературы
- Справочник «Математика», Москва «АСТ- ПРЕСС» 1997 г.
- Р.Б. Райхмист «Графики функций».Задачи и упражнения»,Москва «Школа – пресс» 1997г.
- «Математика» 2001г. №11,12
- И.Ф. Шарыгин «Факультативный курс по математике. Решение задач». Москва «Просвещение» 1989 г.
- О.Черкасов, А.Якушев «Математика. Интенсивный курс подготовки к экзамену» Москва «Айрис Пресс Рольф» 1999г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме "Решение неравенств с двумя переменными"
Данная презентация наглядно показывает графический способ решения неравенств с двумя переменными....
Решение неравенств и систем неравенств с двумя переменными
Алгебра.Повторение. Подготовка к ГИА. 9 класс....
Контрольная работа по математике в 9 классе "Система уравнений и неравенств с двумя переменными"
Данная контрольная работа в виде теста....
Тест по алгебре для 9 класса с углубленным изучением математики по теме «СИСТЕМЫ УРАВНЕНИЙ И СИСТЕМЫ НЕРАВЕНСТВ С ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ» .
Тест по алгебре для 9 класса с углубленным изучением математики по теме «СИСТЕМЫ УРАВНЕНИЙ И СИСТЕМЫ НЕРАВЕНСТВ С ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ» .Задания теста соответствуют содержанию учебника «Алгебра. 9 ...
Метод интервалов. Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем
Метод интервалов. Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем...
Технологическая карта урока алгебры в 9 классе по теме: "Решение систем уравнений второй степени с двумя переменными. Графический способ решения систем уравнений"
1. Разработка технологической карты урока алгебры в 9 классе по теме: "Решение систем уравнений второй степени с двумя переменными. Графический способ решения систем уравнений.2. Технологическая ...
Контрольная работа "Решение систем уравнений и неравенств с двумя переменными"
Контрольная работа по алгебре 9 класс...