«Десятичные дроби».
план-конспект урока по математике (5 класс)

Обобщающий урок по теме

«Десятичные дроби» с творческими элементами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-5_klass_neznamova.docx27.71 КБ

Предварительный просмотр:

 

 Обобщающий урок по теме

 «Десятичные дроби».

( Урок в 5 классе, Автор учебника Н.Я Виленкин, В.И.Жохов)

Учитель: Незнамова Н.И

Тип урока: урок обобщения, систематизации и коррекции знаний и умений по теме: “Десятичные дроби”.

Девиз урока: «Знания имей отличные по теме дроби десятичные».

Цели урока

Образовательная

Развивающая

Воспитательная

Повторить и систематизировать знания и умения учащихся по теме «Десятичные дроби», определить уровень усвоения знаний по данной теме, проверить степень усвоения материала путем проведения теста с проверкой на уроке.

Развивать внимание, память, речь, логическое мышление, самостоятельность.

Воспитывать стремление достигать поставленных целей, чувство ответственности, уверенности в себе, умение работать в коллективе.

Задачи урока:

Показать значимость отработки вычислительных навыков по заданной теме.

Стимулировать мотивацию учащихся к изучению математики.

Формы работы :фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: карточки с заданиями по теме урока. Тест по теме                   « Действия с десятичными дробями» . (варианты ответов и нормы оценок, набор сигнальных карточек для каждого ученика ,  которые переводятся в отметки : красная-«3»,  синяя-«4», зеленая-«5» Черных карточек у нас сегодня не будет.

План урока:

1.Организационный момент. Постановка цели.

2.Актуализация опорных знаний. Устный счет.

3.Закрепление полученных знаний. Работа в парах.

4.Физкультминутка

 5.Решение задач.


6. Историческая справка (домашнее задание

7. Тест с самопроверкой

8.Итог урока.

9.Домашнее задание

Ход урока:

I. Организационный момент.

Сообщение темы урока, целей и задач урока.

Сегодня обобщающий урок по теме «Десятичные дроби».

На уроке мы должны вспомнить знаниями по теме «Десятичные дроби», еще раз повторить правила по теме «Сложение, вычитание, умножение и деление десятичных дробей» и закрепить на примерах. 

Психологический  настрой  (дети произносят вслух):

-Математика – нужна.

-Математика - важна.

-Математику - учу.

-Никого не подвожу!

-На уроках работай - старательно

-И успех тебя ждёт - обязательно!

                                     

II. Актуализация опорных знаний. Устная работа.

Сейчас мы с вами поиграем :

1.« Молчанка». Вам надо решить примеры на все действия с десятичными дробями , передавая примеры  по цепочке соседней парте. Ответ первого примера является началом второго и т.д. Работаете в парах. Представитель с последней парты пишет ответ на доске.

 

6,42 + 1,18 = 7,6

7,6 — 2,2 = 5,4

5,4 : 9 = 0,6

0,6 * 0,2 = 0,12

0,12* 100 = 12

Все дети, чей ряд не сделал и одной ошибки ,получает «зеленую» карточку.

С одной ошибкой,  получают « синею-4» и т.д.

2. Прочитать дроби: Один ученик читает ,а сосед по парте называет разряд ,который выделен особым цветом.   В первой дроби назвать единицы; во второй – десятые; в третьей - тысячные; в четвертой – сотые; в пятой – сотые;

в шестой – десятки; в седьмой – десятые доли.

0,11 ;   2,27;    0,136;    5,2349;    0,00134;     97,0255;       563,00672.

 3.Найди  ошибку :

        7,4+03,2=1,06                 7,8 . 0,2 =1,56                18,4 : 2 =92

         9,5-4,3  =5,2                       0,03 : 0,1 =3                12,5 . 0,1= 1,25

4. Между какими натуральными числами лежит число:

2,25;      10,5;     25,353 ;     255,353;       257,453

5 .Устно вычислить:

5,8 +3,2            9 ∙ 0,7                31,2 ∙ 0,01

3,42−0,12         53,2:10               4,56 : 0,1

35,6 ∙ 10           29,65 ∙ 1000       16:1,6

 6 −0,02             2:5                      28,8 – 8

35,6 :10           31,2 :0,01            5,8 +3,2    

    III. Закрепление  знаний.

    Работа в парах. Найти ошибки. Примеры записать в тетрадь.

1.а) 21,8 ∙ 10 = 2180

б) 0,8 ∙ 0,0001 = 0,008

в) 0,0007 ∙ 10 = 0,7

г) 0,84 ∙ 1000 = 84

д) 4,5 ∙ 5 = 2,25

2.Сбежали запятые. Спишите примеры , поставив в нужном месте запятые

а) 48 + 42 = 9

б) 34 ∙ 3 = 102

в) 77 :10 = 77

г) 84 ∙ 0,01 = 0084

д) 67 – 26 = 644

е) 67 – 4 = 27

3. Графический  диктант: 

Внимание, на мои вопросы, вы отвечаете графически. Я  задаю  вопрос, вы даете ответ : если  вы согласны  с ответом, то  ставите  «да » ___, если  не  согласны  «нет» ^.

  1. При  сложении  десятичных дробей  запятую  пишем  под  запятой.
  2. При  вычитании десятичных дробей  поразрядно вычитаем  из  уменьшаемого значение  вычитаемого.
  3. При  нахождении значения  суммы и  разности  десятичных дробей  не  учитываем  разрядные  единицы.
  4. Умножая  десятичные дробь на  натуральное  число , не нужно  отделять  цифры справа запятой на столько , знаков  сколько  их в   десятичных дроби.
  5. Умножая  десятичных дробь  на 10,100,1000 ,нужно  в  дроби  перенести  запятую  вправо на столько  знаков, сколько нулей  в  разрядном  числе.
  6. При умножении  десятичной дроби на десятичную дробь  в  значении произведения  можешь  сколько  угодно  оставлять  знаков  после  запятой.
  7. При  делении десятичной дроби  на  натуральное  число в  значении  частного  ставим  запятую,  когда  закончим  делить  целую часть.
  8. При  делении  десятичных дроби на разрядные  единицы 10,100,1000…  запятую переносим  влево на  столько знаков,  сколько   нулей  в  разрядной  единице.
  9. Выполняя  деление десятичных дробей не  обязательно уравнивать  число  знаков после  запятой  в значении делимого  и  делителя.

  10.  При  выполнении  действий  над  десятичными дробями знания    правил  не  обязательны .

Ключ :__ __ ^. ^. __. ^.__. __.^.^.

IV Физкультминутка.

Много ль надо нам, ребята!

Много ль надо нам, ребята. Для умелых наших рук? Нарисуем два квадрата. А на них огромный круг. А потом еще кружочек. Треугольный колпачок. Вот и вышел очень, очень  Развеселый  чудачек. (Дети рисуют в воздухе геометрические фигуры.)Можно повторить несколько раз.

V. Решение задач. (1задачу решают все вместе с оформлением на доске)

1. В понедельник намолотили 37,6 т зерна, во вторник – на 3,8 т больше, чем понедельник, а в среду – в 1, 5 раза меньше, чем во вторник. Сколько всего тонн зерна намолочено за эти три дня ?

Кто быстрее и правильно!

Вторую задачу каждый решает самостоятельно ( двое за закрытой доской.)

Первым 5 учащимся ставиться оценка «5», если нет ошибок .Следующим 5 учащимся «4» и т.д

2. До реки туристы шли со скоростью 6,6 км/ч, а по берегу реки со скоростью 4,2 км/ч. Всего они прошли 9,06 км. Сколько времени туристы шли по берегу, если до реки они шли 0,8 часов.

VI. Историческая справка (домашнее задание). 

Если есть дополнение, оно также оцениваются. Дополнения должны не повторять материал докладчиков,содержать интересные факты.

Сообщения  об истории  возникновения десятичных дробей учащиеся готовили дома. Самооценка своих выступлений – звёздочка.

        1-й ученик: Десятичные дроби впервые были употреблены замечательным узбекским ученым ал- Каши. В Начале ХVв. в Средней Азии вблизи города Самарканд была создана большая обсерватория. В ней производилась наблюдения за движением звезд, планет и Солнца, вычислялись дни праздников и т.д. В обсерватории работали лучшие ученые того времени. Руководил обсерваторией ученый Джемшид иб– Масуд ал- Каши.

2-й ученик: В 1427 г. ал- Каши закончил книгу «Ключ к арифметике».В этой книге он впервые в мире употребил десятичные дроби, дал правила действия с ними, пояснил эти правила на примерах., подробно описал новую, открытую им систему записи дробей. Для обозначения разрядов он использовал разные варианты: отделял их вертикальной чертой, писал разными чернилами, иногда выписывал название разряда полностью словами.

VII «Проверочный  тест».

 Выполним  работу  на проверку  наших  знаний.

Тест

   1.  81,5+3,6              * з) 85,1           в) 84,11          к) 84,1                  д) 83

   2.  100 – 82,7             а) 182           *н) 17,3            о) 28,7                  л) 173

   3.   18 . 0,01              *а) 0,18           в)1,18              к)0,018                 у) 1,8

   4.  0,034 . 100           *н) 3,4             в) 0,34             с) 304                   д) 0,08

   5.  0,51 :1,7              * и) 0,3             в) 0,03             с) 3                       ф) 30

   6.  78,9:0,01               а) 789              в)7,89            *я) 7890                д)78,9

Тест  с  самопроверкой  по  ключу

Ключ :            1- з         2 - н       3 – а         4 – н           5 – и          6 – я  

Ключевое слово  : Знания.           

 Критерии оценок тестовой  работы:

       6 – « 5»

       5 – « 4»

       5- 3 – «3 »

       2-1 – « 2 »

VIII. Итог урока.

 Проанализировать работу учащихся на уроке и достижения цели. Учитель дает оценку работы класса и отдельных учащихся, комментирует выставленные отметки, благодарит детей за урок.

 А дети , уходя из класса ,оставляют смайлики на доске.

Дополнительно:

1)Найдите закономерность и продолжите ряд:

0,2; 0,3; 0,5; 0,8; 1,2; …

2)Зная, что 72 ∙ 37=2664 найдите:

1) 7,2 ∙ 3,7=

2) 0,72 ∙ 3,7=

3) 7,2 ∙ 0,37=

4) 0,72 ∙ 37=

5) 0,72 ∙ 0,37=

6) 0,072 ∙ 37=

7) 7,2 ∙ 37=

8) 72 ∙ 3,7=

IX.Домашняя  работа: Сочинить  сказку  « Однажды исчезли десятичные дроби….» можно использовать  красочное  оформление. Повторить правила с десятичными дробями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Умножение десятичной дроби на десятичную дробь

"История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь Отечество" - говорил Н.М.Карамзин. Изучать математику также интересно, если в этом помогает наша история....

Презентации " Деление десятичных дробей на натуральное число". "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Презентации к урокам в 5 классе по темам "Слажение и вычитание десятичных дробей" и "Деление десятичных дробей на натуральное  число." Считаю, тему "Десятичные дроби" в курсе 5 класса одной из вы...

ПОНЯТИЕ ДЕСЯТИЧНОЙ ДРОБИ. ЧТЕНИЕ И ЗАПИСЬ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ

Цели: ввести понятие десятичной дроби; формировать умение читать и записывать десятичные дроби.МИНИ-РАЗМИНКА...