Рабочая программа
рабочая программа по математике (5 класс)

Хайруллина Лэйсан Айратовна
Рабочая программа по математике составлена на основе  федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
 
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5-6_klass.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО МАТЕМАТИКЕ МОУ «СОШ №6»

Пояснительная записка

Статус документа.

Программа по математике для 5-го и 6-го классов составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего  образования, учрежденного приказом МО РФ от 05.03.2004г. № 1089.

Программа раскрывает содержание стандарта, определяет стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с условиями изучения предмета и с целями изучения математики, которые определены стандартом. Она является основой для составления тематического планирования учителем и определяет обязательную часть учебного курса.  

Программа выполняет  две  основные  функции.

Информационно-методическая  функция  позволяет  всем участникам  образовательного  процесса  получить  представление о  целях,  содержании  обучения,  воспитании  и  развитии  учащихся средствами  данного  учебного  процесса  на  указанном этапе  обучения.

Организационно-планирующая  функция  содействует  сохранению  единого  образовательного  пространства,  не сковывает  творческой  инициативы  учителя,  позволяет  использовать  учебники  различных  авторских  коллективов,  представляет широкие  возможности  для  реализации  различных  подходов к  построению  учебного  курса.    

Структура документа.

Образовательная программа по математике включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки учащихся.

Общая характеристика учебного предмета.

Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов: арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики.

Математика 5-го и 6-го класса призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами. Элементы логики и комбинаторики усиливают прикладное и практическое значение школьного образования.

Место предмета в базисном учебном плане.

Согласно  федеральному  базисному  учебному  плану  для образовательных  учреждений  Российской  Федерации  на изучение  математики  в  5-х и 6-х классах  отводится  не  менее  172  часов в  год.  При  этом  предусмотрен  резерв  свободного  времени в  объеме 35  часов в год  для  использования  разнообразных  форм организации  учебного  процесса,  внедрения  современных  методов  обучения  и  педагогических  технологий.  

Цели.

Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  •  овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  •  интеллектуальное развитие, формирования качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  •  воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры.

Методы обучения.

В математике очень редко какой-либо один метод обучения используется в чистом виде. Обычно преподаватель сочетает различные методы обучения, где прослеживаются навыки самостоятельной индивидуальной, парной и групповой работы.

Индивидуальное освоение ключевых способов деятельности происходит на основе алгоритмических предписаний в обучающих самостоятельных работах.

Наряду с индивидуальной применяется парная и групповая работа, преимущественно при закреплении умений предложенной темы.

Новое содержание образования порождает новые методы в обучении математике. Отбор методов обучения обусловлен необходимостью формирования информационной, коммуникативной и ценностно-ориентационной  компетентностей учащихся. Решение этой задачи обеспечено наличием в программе элементов указанных компетенций, таких как:

  • социально- практическая значимость компетенции;
  • личностная значимость компетенции;
  • минимально необходимый опыт деятельности ученика в сфере указанных компетенций.

Формы организации учебных занятий.

Общеклассные формы: урок ознакомления с новым материалом, урок закрепления изученного, урок применения знаний и умений, урок проверки и коррекции знаний и умений, комбинированный урок, урок – практикум, урок-соревнование, урок с дидактической игрой, зачетный урок. Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум. Индивидуальные задания: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения.

Контроль качества знаний.

Педагогический контроль позволяет осуществить проверку результатов учебно-познавательной деятельности школьников, педагогического мастерства преподавателя и качества созданной обучающей системы. По времени педагогический контроль делится на текущий, тематический, рубежный, итоговый и заключительный. По формам систему контроля образуют зачеты, устный опрос (собеседование), письменные контрольные, рефераты, проектные работы.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Математика» в основной школе

являются: умение планировать и осуществлять алгоритмическую деятельность; умение решать разнообразные задачи, в том числе задач  требующих поиска и способов решения; ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей; поиска и систематизации информации, использования разнообразных информационных источников, включая современные технологии.

Результаты обучения.

Результаты обучения представлены в «Требованиях к уровню подготовки учащихся», которые полностью соответствует стандарту и задают систему результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/помнить», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».

  • рубрика «знать/помнить» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися;
  • рубрика  «уметь», включает требования, основанные на более сложных видах деятельности;
  • в рубрике «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Способы оценивания уровня достижений учащихся.

Формы контроля:

  • Текущий контроль
  • Промежуточная аттестация
  • Обязательная итоговая аттестация

Итоговая и промежуточная аттестация проводится в соответствии с нормативными документами Министерства образования Российской Федерации.

Предметом контроля в курсе математики является выполненная учеником самостоятельная или контрольная работа или тест. Для оценивания результатов  контрольных  работ учащихся используется традиционная отметка по пятибалльной шкале.

«5» , если все задания выполнены верно  или один, два недочета;

«4», если допущена одна ошибка или одна ошибка и один недочет;

«3», если допущены две ошибки или две ошибки и один недочет;

«2», если выполнено меньше двух третьих работы.

При оценивании тестов материал можно считать усвоенным, если учащийся правильно выполнил не менее 70% предложенных заданий.

Поскольку ученик является полноправным субъектом оценивания, то учитель должен обучать школьников навыкам самооценки. Для этого выделяются и поясняются критерии оценки.

Состав учебно-методического комплекта.

 Н.Я. Виленкин   Учебник  « Математика  5» МНЕМОЗИНА,М.2008

 Н.Я. Виленкин   Учебник  « Математика  6» МНЕМОЗИНА, М.2006

 А.П. Ершов  Сборник « Самостоятельные и контрольные работы»,5 класс, ИЛЕКСА, М.2007

 А.П. Ершов  Сборник « Самостоятельные и контрольные работы»,6 класс ИЛЕКСА, М.2004

 А.Г. Мерзляк    Сборник « Задачи и контрольные работы»,5 класс, ИЛЕКСА, М. 2006

 А.Г. Мерзляк    Сборник « Задачи и контрольные работы»,6 класс, ИЛЕКСА, М. 2006    

 Математический  тренажер, 5 класс, РОСМЭН-РЕСС, М.2004

 Математический  тренажер, 6 класс, РОСМЭН-РЕСС, М.2004

 В.И. Жохов       Контрольные работы по математике, 5 класс, Просвещение, 2005

 В.И. Жохов       Контрольные работы по математике, 6класс, Просвещение, 2005

 А.С. Чесноков Дидактические материалы по математике, 5 класс, М. 2008

 А.С. Чесноков Дидактические материалы по математике, 6 класс,  М. 2008


ОСНОВНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ  МАТЕМАТИКИ  6-ГО  КЛАССА

(172 часа).

Обыкновенные дроби.

Знать/понимать: делимость натуральных чисел, делители и кратные, признаки делимости, простые и составные числа, наибольший делитель, наименьшее общее кратное, основное свойство дроби, сокращение дробей, общий знаменатель, дополнительные множители, смешанные числа, арифметические действия с обыкновенными дробями, распределительное свойство умножения, взаимно обратные числа, дробные выражения,  отношение, пропорция, масштаб, длина окружности и площадь круга, шар.

Уметь: раскладывать на простые множители, находить наибольший  делитель и  наименьшее общее  кратное, сравнивать, складывать и вычитать дроби с разными знаменателями и смешанные числа, находить дробь от числа, находить число по его дроби, применять распределительное свойство умножения,  находить неизвестный член пропорции, решать задачи на прямую и обратную пропорциональную зависимость, находить процент от величины и величины по его проценту.

Рациональные числа.

Знать/понимать: положительные и отрицательные числа, противоположные числа, модуль числа, координатная прямая, положительные и отрицательные числа, арифметические действия с обыкновенными дробями, умножение, деление, рациональные числа, раскрытие скобок, коэффициент, подобные слагаемые.

Координаты на плоскости.

Знать/понимать: координатная  плоскость, перпендикулярные и параллельные прямые, диаграммы, графики.

Уметь: наносить координаты на  плоскость, строить графики и диаграммы.

 Статистические данные.

Знать/понимать: таблица, график диаграмма, статистика.

Уметь: решать комбинаторные задачи, оформлять статистические данные в виде таблиц и диаграмм.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.

В результате изучения математики учащиеся 5 - 6 класса должны знать/ понимать:

  • существо понятия алгоритма, приводить примеры алгоритмов;
  • как использовать математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов.

Уметь:

  • выполнять арифметические действия с десятичными, обыкновенными дробями;
  • выполнять арифметические действия с рациональными числами;
  • решать уравнения;
  • решать задачи с помощью уравнения;
  • решать задачи на проценты;
  • работать с таблицами и диаграммами;
  • использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  практической деятельности  и  повседневной  жизни

 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
  • устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;

Тематическое планирование учебного материала по математике в 6 классе.

п/п

Тема

Кол-во часов

1.

Делимость чисел

16

2

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

25

3.

Умножение и деление обыкновенных дробей

33

4.

Отношения и пропорции

17

5.

Положительные и отрицательные числа

13

6.

Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел

12

7.

Умножение и деление положительных и отрицательных чисел

9

8.

Решение уравнений

18

9.

Координаты на плоскости

11

10.

Статистические данные

6

11.

Повторение

12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...