Методическая разработка нестандартного урока
методическая разработка по математике (5 класс)
Данная методическая разработка посвящена нестандартной форме проведения урока в 5 классе. Нестандартной урок – одно из важных средств обучения, так как формирует у учащихся устойчивый интерес к учению, снимает напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, благодаря чему у них формируется более прочные, глубокие знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie_nestandartnyh_zadachs_privlecheniem_faktov_iz_istorii_otech.voyny_1812g.doc | 104.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Санджиева Валентина Шуркаевна
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Ульдючинская сельская национальная гимназия»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет | математика | |
Класс | 5 | |
Тема урока | Решение нестандартных задач (с привлечением фактов из истории Отечественной войны 1812 года) | |
Базовый учебник | Математика 5 класс Н.Я. Виленкин,В.И.Жохов,А.С.Чесноков |
Цель урока:
Образовательные
- Систематизация знаний по темам «Натуральные числа», «Уравнение»
- Повторение и закрепление приобретённых знаний.
- Умение применять математические знания к решению нестандартных практических задач.
- Демонстрация тесной связи предметов истории и математики.
Развивающие
- Расширение кругозора учащихся.
- Развитие приёмов умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы.
- Повышение информационной культуры учащихся, интереса к предмету.
- Развитие познавательной активности, положительной мотивации к предмету.
- Развивать потребности к самообразованию.
Воспитательные
- Воспитание любви к родной стране, её истории.
- Воспитание ответственности, самостоятельности, умения работать в коллективе.
- Показать математику как интересную науку, превратить занятие в необычный урок, где может проявить себя каждый ученик.
- Воспитание уважения друг к другу, к старшему поколению.
Тип урока комбинированный с использованием национально-регионального компонента
Формы работы урок - поиск
Оборудование медиапроектор, компьютер, презентации
СТРУКТУРА УРОКА
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Организационный этап. | Организация начала урока. Приветствие. Создание эмоционального настроя. Проверка готовности к уроку. | Готовность класса, включение учащихся в деловой ритм | 1 |
2 | Актуализация знаний учащихся | Установление правильности и осознанности выполнения дом. задания, выявление пробелов и их коррекции. Организовать отработку опорных знаний для дальнейшего изучения темы. Слайды № 1-4 | Проверить свои знания, умения и навыки; коррекция пробелов | 10 |
3 | Этап по совершенствованию и закреплению знаний и умений | Координировать работу учащихся, указать типичные ошибки, обсудить их устранения, Слайды № 5-8 | Решают поставленные учителем задания, делают записи в тетрадях | 10 |
4 | Физминутка | Развитие двигательной активности. | 3 | |
5 | Этап контроля и оценки | Установление правильности и осознанности усвоения нового материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция Тест | Получают информацию о достижении планируемых результатов обучения, Ликвидируют типичные ошибки и неверные представления | 15 |
6 | Подведение итогов занятий | Дать анализ и оценку успешности достижения цели наметить перспективу последующей работы | Получение учащимися информации о реальных результатах учения | 2 |
7 | Рефлексия. | Мобилизирует учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения) | Заполняют оценочный лист Сегодня я узнал новое… На уроке мне пригодились знания… Для меня было сложно… На уроке мне понравилось…. | 3 |
8 | Заключительный этап. | Наметить перспективу последующей работы | Получение информации о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | 1 |
Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие
Учитель:
Посмотрите, всё ль в порядке:
Книжка, ручки и тетрадки.
Прозвенел сейчас звонок.
Начинается урок.
Сегодня мы с вами продолжим разговор о натуральных числах, вспомним свойства арифметических действий с натуральными числами, правила решения уравнений и задач. А, главное, мы научимся применять эти знания при решении необычных задач. Посвятим наш урок знаменательной дате 200-летию Отечественной войны 1812 года. Мы с помощью простых математических действий пройдем по страницам исторических событий тех лет. Но сначала проверим, все ли готовы к уроку.
II. Актуализация знаний
1) Проверка домашнего задания №522, № 525
2). Устная работа
Задание 1 (слайд №1)
Прочти и правильно произнеси цифровые значения
1. Отечественная война 1812 года до 1917 года лидировала среди прочих исторических событий по количеству исследований, ей посвящённых. Об этой войне написано более 15 тыс. статей и книг.
2. В 1912 году, в 100-летний юбилей Отечественной войны 1812 года, правительство Российской империи приняло решение разыскать живых участников и очевидцев войны. В Тобольской области отыскали Павла Яковлевича Толстогузова, участника Бородинского сражения, которому на тот момент было 117 лет.
3. На начало 1813 года количество французских военнопленных в России составляло 200 тыс. человек, и большая их часть осталась жить в России.
4.
- 185 дней армия Наполеона Бонапарта находилась на территории России;
- 117 дней продолжалось наступление французской армии;
- 68 дней французы бежали с нашей русской земли.
Задание2 ( слайд №2)
Как называлась село, где произошла переломная битва Отечественной войны 1812 года?
Для этого разгадайте кроссворд .Выполнив задания, ответы переведите и запишите на калмыцком языке и впишите в кроссворд.
1. Сто тысяч
2. 2х-14=0
3. 96 – (93 + у)=0
4. (15*3+5 – 10) : 20 =
5 . Найдите сумму чисел 18,27 и 25
6. Тысяча
7. 102 – а = 86 : 43
8. Число
Задание №3 ( слайд№3)
Бородинская битва было величайшим сражением, каких еще не знала Европа. Это сражение продолжалось …….часов. Обе стороны сражались отчаянно, стояли насмерть.
Вычислите пропущенные числа ( найди число, которое будет в прямоугольнике)
Задание 4 (слайд№4)
В самый ответственный момент, когда Наполеон был на подступах к Москве, главнокомандующим русской армии был назначен фельдмаршал...
Реши примеры и по ответам собери слово
1) 208:208= 5) 15*4=
2) 890:1= 6) 40000:4 =
3) 0:60=
4) 129:1 +0*0= 7) 26 - 7=
В | Б | О | З | У | К | А | У | Т |
19 | 27 | 10000 | 60 | 890 | 1 | 1000 | 129 | 0 |
III. Работа по совершенствованию и закреплению знаний и умений
Задача 1 (Слайд №5)
Вторгшемуся неприятелю противостояло 220-240 тысяч русских солдат при 942 орудиях это было в 3 раза меньше, чем у противника. Сколько было солдат и орудий у противника?
Задание.№2
Верно ли выполнено равенство
А) 896 – 269=227
Б) 67*45 =2873
В) 32* 40=7040
Г) 100:13=100 – 23
Д) ( 17*14 – 32) :0=5
Задание№3 (Слайд№6-8)
1. Калмыцкий народ и его славные сыны внесли достойный вклад в общее дело разгрома наполеоновской армии и империи, посягнувшей на честь и независимость нашей Родины. Назовите командиров Калмыцких полков, решив эти уравнения
Игра « Восхождение к вершине». Разделим класс на две группы. От каждой группы поочередно выходят 4 участника и решают уравнения. Только четвертый , сложив ответы трех уравнений, найдет последний ответ, который и будет на карточке, где написаны имена командиров Калмыцких полков.
2. В ознаменование подвигов калмыцких воинов в войне 1812 года и в честь их командиров на левом берегу Волги в конце десятых годов 19 века был воздвигнут храм. Как назывался этот храм? ( Cлайд №9)
IV. Физкультминутка.
Буратино суняна,
Нааран, цааран хәләнә
Барун талагшан,
Зун талагшан
Өмәрән, ардагшан.
V . Самостоятельная работа ( по вариантам)
Вариант 1 1. Найдите произведение чисел 906 и 302. а) 273612; в) 604; б) 3000; г) 1202. 2. Дано выражение: 152 + (532-16∙5):4. Какое действие выполняется третьим? а) умножение; в) сложение; б) деление; г) вычитание. 3. За 7 часов автомобиль проехал 385 км. Какой путь он проедет за 11 часов, двигаясь с той же скоростью? а) 389 км; в) другой ответ; б) 66 км; г) 605 км. 4. Сколько натуральных чисел расположено на координатной прямой между числами 48 и 89? а) 39; в) 41; б) 40; г) 38. 5. Решите уравнение: 452 - х = 238. а) 224; в) 690; б) 214; г) 670. | Вариант 2 1. Найдите частное чисел 3857 и 19. а) 3876; в) 73283; б) 3838; г) 203. 2. Дано выражение: 5328:4-17∙29+36. Какое действие выполняется вторым? а) сложение; в) умножение; б) вычитание; г) деление. 3. Мотоциклист ехал 8 часов со скоростью 56 км/ч. С какой скоростью он должен ехать, чтобы на то же расстояние потребовалось 7 часов? а) 57 км/ч; в) другой ответ; б) 64 км/ч; г) 55 км/ч. 4. Сколько натуральных чисел расположено на координатной прямой между числами 44 и 79? а) 34; в) 36; б) 35; г) 37. 5. Решите уравнение: у - 389 = 517. а) 118; в) 128; б) 906; г) 896. |
VI. Контроль и самопроверка знаний
VI I. Рефлексия:
Заполняют оценочный лист
Сегодня я узнал новое…
На уроке мне пригодились знания…
Для меня было сложно…
На уроке мне понравилось…….
VIII. Итоги урока.
Домашнее задание п. 12 №523, № 528
Список литературы
1. Автор – сост. Н.А.Курдюмова Нестандартные уроки по математики ( V – IX классы) - М: Школьная Пресса, 2004, - 96с.( Библиотека журнала «Математика в школе»)
2. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд Математика 5 класс Учебное пособие для общеобразовательных учреждений – М: Мнемозина, 2009, - 280с.
3.П. М. Эрдниев Математика: учебное пособие для 5-6 классов, М. Просвещение, 1993г.
4. За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5-6 классов средних школ- М:Просвещение,1989-287с.
5. Интернет - ресурсы