Методическая разработка нестандартного урока
методическая разработка по математике (5 класс)

Санджиева Валентина Шуркаевна

Данная  методическая разработка посвящена нестандартной форме проведения урока в 5 классе. Нестандартной урок – одно из важных средств обучения, так как формирует у учащихся устойчивый интерес к учению, снимает напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, благодаря чему у них формируется более прочные, глубокие знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Санджиева  Валентина Шуркаевна

Муниципальное  казённое общеобразовательное    учреждение                                «Ульдючинская  сельская  национальная гимназия»

 

                   

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Предмет

математика

Класс

5

Тема  урока

Решение нестандартных задач

(с привлечением фактов  из  истории Отечественной войны 1812 года)

Базовый учебник

            Математика  5 класс

       Н.Я. Виленкин,В.И.Жохов,А.С.Чесноков

            Цель  урока:

Образовательные

  • Систематизация знаний по темам «Натуральные числа», «Уравнение»
  • Повторение и закрепление приобретённых знаний.
  • Умение применять математические знания к решению нестандартных практических задач.
  • Демонстрация тесной связи предметов истории и математики.

Развивающие        

  • Расширение кругозора учащихся.
  • Развитие приёмов умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы.
  • Повышение информационной культуры учащихся, интереса к предмету.
  • Развитие познавательной активности, положительной мотивации к предмету.
  • Развивать потребности к самообразованию.

Воспитательные

  • Воспитание любви к родной стране, её истории.
  • Воспитание ответственности, самостоятельности, умения работать в коллективе.
  • Показать математику как интересную науку, превратить занятие в необычный урок, где может проявить себя каждый ученик.
  • Воспитание уважения друг к другу, к старшему поколению.

Тип урока               комбинированный  с использованием национально-регионального   компонента

Формы работы           урок - поиск

Оборудование       медиапроектор,  компьютер,  презентации

СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1

2

3

4

5

1

Организационный этап.

Организация начала урока. Приветствие. Создание эмоционального настроя. Проверка готовности к уроку.

Готовность  класса, включение  учащихся  в деловой ритм

1

2

Актуализация знаний  учащихся

Установление  правильности  и осознанности выполнения дом. задания, выявление  пробелов  и  их коррекции. Организовать отработку опорных знаний для дальнейшего изучения темы.

Слайды № 1-4

Проверить свои знания,  умения и навыки;

коррекция  пробелов

10

3

Этап по совершенствованию и закреплению знаний и умений

Координировать  работу  учащихся, указать типичные ошибки, обсудить их устранения,

Слайды № 5-8

Решают поставленные учителем задания, делают записи в тетрадях

10

4

Физминутка

Развитие двигательной активности.

3

5

Этап контроля и оценки

Установление   правильности  и осознанности усвоения  нового материала; выявление  пробелов и неверных представлений  и  их коррекция

Тест

Получают информацию о достижении  планируемых   результатов обучения,

Ликвидируют типичные  ошибки  и неверные представления

15

6

Подведение  итогов  занятий

Дать  анализ и оценку  успешности  достижения  цели  наметить перспективу  последующей  работы

Получение   учащимися  информации  о  реальных  результатах учения

2

7

Рефлексия.

Мобилизирует  учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения)

Заполняют оценочный лист

   Сегодня я узнал новое…

   На уроке мне пригодились  знания…

   Для меня было сложно…

   На уроке мне понравилось….

3

8

Заключительный этап.

Наметить перспективу  последующей  работы

Получение информации о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

1

Ход урока

I. Организационный  момент.  Приветствие

Учитель:

Посмотрите, всё ль в порядке:

Книжка, ручки и тетрадки.

Прозвенел сейчас звонок.

Начинается урок.

         Сегодня мы с вами продолжим разговор о натуральных числах, вспомним свойства арифметических действий с натуральными числами, правила решения уравнений и задач. А, главное, мы научимся применять эти знания при решении необычных задач. Посвятим наш  урок знаменательной  дате  200-летию Отечественной войны 1812 года.   Мы с помощью простых математических действий пройдем  по  страницам исторических    событий  тех  лет. Но сначала проверим, все ли готовы  к уроку.

II. Актуализация знаний

1) Проверка  домашнего  задания  №522, № 525

2).  Устная работа

Задание 1 (слайд №1)

Прочти  и правильно  произнеси  цифровые значения

1. Отечественная война 1812 года до 1917 года лидировала среди прочих исторических событий по количеству исследований, ей посвящённых. Об этой войне написано более 15 тыс. статей и книг.

2. В 1912 году, в 100-летний юбилей Отечественной войны 1812 года, правительство Российской империи приняло решение разыскать живых участников и очевидцев войны. В  Тобольской области отыскали Павла Яковлевича Толстогузова, участника Бородинского сражения, которому на тот момент было 117 лет.

3. На начало 1813 года количество французских военнопленных в России составляло 200 тыс. человек, и большая их часть осталась жить в России.

4.

  • 185 дней армия Наполеона Бонапарта находилась на территории России;
  • 117  дней продолжалось наступление французской армии;
  • 68  дней французы бежали с нашей русской земли.

 Задание2  ( слайд №2)

Как называлась село, где произошла  переломная битва Отечественной войны 1812 года?

Для этого  разгадайте  кроссворд .Выполнив  задания, ответы  переведите  и  запишите  на  калмыцком  языке и впишите  в  кроссворд.

1.  Сто  тысяч                                

2.  2х-14=0

3.  96 – (93 + у)=0

4. (15*3+5 – 10) : 20 =

5 . Найдите   сумму  чисел  18,27 и 25

6.  Тысяча

7. 102 – а = 86 : 43

8. Число

Задание  №3 ( слайд№3)

Бородинская  битва  было величайшим  сражением, каких еще не знала Европа. Это сражение продолжалось …….часов.  Обе стороны сражались отчаянно, стояли насмерть.

Вычислите  пропущенные  числа ( найди число, которое  будет в  прямоугольнике)

Задание 4  (слайд№4)

В самый ответственный момент, когда Наполеон был на подступах к Москве, главнокомандующим русской армии был назначен фельдмаршал...

Реши  примеры  и по  ответам  собери  слово

1)  208:208=                     5)   15*4=

2)   890:1=                        6) 40000:4 =                            

3)   0:60=                          

4)   129:1 +0*0=               7)   26 - 7=

В

Б

О

З

У

К

А

У

Т

19

27

10000

60

890

1

1000

129

0

 III. Работа по совершенствованию и закреплению знаний и умений

Задача 1 (Слайд №5)

Вторгшемуся  неприятелю  противостояло  220-240  тысяч  русских  солдат  при  942   орудиях это  было в 3 раза   меньше, чем  у  противника. Сколько  было  солдат  и орудий  у  противника?

Задание.№2

Верно ли выполнено равенство

А)   896 – 269=227

Б)   67*45 =2873

В)   32* 40=7040

Г)   100:13=100 – 23

Д)   ( 17*14 – 32) :0=5

Задание№3 (Слайд№6-8)

1.     Калмыцкий народ и его славные сыны внесли достойный вклад в общее дело разгрома наполеоновской армии и империи, посягнувшей  на честь и независимость нашей Родины.  Назовите  командиров  Калмыцких  полков, решив  эти  уравнения

        Игра  « Восхождение к  вершине». Разделим класс на  две группы. От каждой  группы  поочередно выходят  4  участника и решают  уравнения. Только  четвертый , сложив  ответы трех  уравнений, найдет  последний  ответ, который и будет  на  карточке, где  написаны имена  командиров Калмыцких  полков.

2. В  ознаменование подвигов калмыцких воинов в войне 1812 года и  в честь их  командиров на левом берегу Волги в конце десятых годов 19 века был воздвигнут храм. Как назывался этот храм? ( Cлайд №9)

IV. Физкультминутка.

Буратино  суняна,

Нааран, цааран  хәләнә

Барун  талагшан,

Зун   талагшан

Өмәрән, ардагшан.

V .   Самостоятельная  работа ( по  вариантам)

Вариант 1

1. Найдите произведение чисел 906 и 302.

а) 273612;              в) 604;

б) 3000;                  г) 1202.

2. Дано выражение: 152 + (532-16∙5):4.

 Какое действие выполняется третьим?

а) умножение;              в) сложение;

б) деление;                    г) вычитание.

3. За 7 часов автомобиль проехал 385 км. Какой путь он проедет за 11 часов, двигаясь с той же скоростью?

а) 389 км;                в) другой ответ;

б) 66 км;                  г) 605 км.

4. Сколько натуральных чисел расположено на координатной прямой между числами 48 и 89?

а) 39;                в) 41;

б) 40;                г) 38.

5. Решите уравнение: 452 - х = 238.

а) 224;                в) 690;

б) 214;                г) 670.

Вариант 2

1. Найдите частное чисел 3857 и 19.

а) 3876;                  в) 73283;

б) 3838;                  г) 203.

2. Дано выражение: 5328:4-17∙29+36. Какое действие выполняется вторым?

а) сложение;   в) умножение;

б) вычитание;                    г) деление.

3. Мотоциклист ехал 8 часов со скоростью 56 км/ч. С какой скоростью он должен ехать, чтобы на то же расстояние потребовалось 7 часов?

а) 57 км/ч;                  в) другой ответ;

б) 64 км/ч;                  г) 55 км/ч.

4. Сколько натуральных чисел расположено на координатной прямой между числами 44 и 79?

а) 34;                в) 36;

б) 35;                г) 37.

5. Решите уравнение: у - 389 = 517.

а) 118;                в) 128;

б) 906;                г) 896.

 VI.   Контроль и самопроверка знаний

VI I.     Рефлексия:

Заполняют оценочный лист

Сегодня я узнал новое…

На уроке мне пригодились знания…

Для меня было сложно…

                          На уроке мне   понравилось…….

VIII. Итоги урока.  

 Домашнее  задание   п.  12  №523, № 528

                       

Список  литературы

1. Автор – сост. Н.А.Курдюмова   Нестандартные  уроки по  математики ( V – IX классы)  - М: Школьная Пресса, 2004,  - 96с.( Библиотека журнала «Математика  в школе»)

2. Н.Я. Виленкин,  В.И. Жохов,  А.С. Чесноков,  С.И. Шварцбурд  Математика 5 класс  Учебное  пособие  для  общеобразовательных учреждений   – М: Мнемозина, 2009, - 280с.

3.П. М. Эрдниев Математика: учебное пособие для  5-6 классов, М. Просвещение, 1993г.

4. За страницами учебника  математики: Пособие  для учащихся 5-6 классов  средних  школ- М:Просвещение,1989-287с.

5.  Интернет - ресурсы