Анализ работы ШМО точных наук
материал по математике
Предварительный просмотр:
Анализ работы школьного методического объединения
учителей точных наук МБОУ СОШ №23
за 2016-2017 учебный год
Деятельность методического объединения учителей математики, физики и информатики в 2016 – 2017 учебном году строилась в соответствии с Положениями о методической работе ШМО, планом методической работы школы. Работа была направлена на решение проблемы «Системно-деятельностного подхода в образовательном процессе как основа для введения стандартов второго поколения и для подготовки учащихся к успешной сдаче ЕГЭ и ОГЭ».
Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа. Роль методической работы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые технологии, методики, приемы и формы обучения и воспитания. Обновление содержания образования в настоящее время требует от учителя широкого кругозора, понимания философии образования, знания и владения современными педагогическими технологиями, рефлексивных и прогностических умений. Методическая работа в МО – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий. Она направлена на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в итоге на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития конкретных школьников.
В состав методического объединения Точных наук в 2016-2017 учебном году входило 4 педагога: Шибанова Н.Н., Зуева Л.Ф., Самсонова А.С., Табунчик Т.Е.
Качественный показатель состава М.О. определяет следующее:
- все педагоги имеют высшее образование (двое – высшее педагогическое);
-высшую категорию имеет 1 педагог;
- 1 категорию имеют 2 педагога;
- соответствие занимаемой должности –1 педагог.
Со стажем работы: до 5 лет – 0 учителей;
от 5 до 10 лет – 0 учитель;
от 10 до 15 лет – 0 педагогов;
от 15 до 20 лет – 3 педагога;
старше 20 лет –1 учитель.
В 2016-2017 учебном году коллектив МО продолжал работать над темой «Развитие профессиональной компетентности педагога, как фактор повышения качества образования в условиях подготовки к введению ФГОС». По данной теме ШМО работало второй год, поэтому основным условием реализации темы по-прежнему являлось расширение информационной компетентности учителя как базовой профессиональной компетентности независимо от преподаваемого предмета и как определяющей уровень образованности человека.
Цель работы:
Непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, реализация современных технологий обучения на уроке через инновационные процессы обучения и создание условий для перехода на новые ФГОС.
В этом году расширился список учителей, которые работали в рамках внедрения ФГОС, это – учителя: Зуева Л.Ф., Самсонова А.С., Шибанова Н.Н.и Табунчик Т.Е. Члены МО вместе с другими педагогами школы активно работали над данной темой, сосредоточив свое внимание в основном на вопросах, связанных с внедрением ФГОС в образовательный процесс. В соответствии с направлением работы школы педагоги МО ставили перед собой следующие задачи:
Задача №1: Продолжать актуализировать работу ШМО по повышению качества образования школьников в условиях перехода на ФГОС ООО.
Задача №2. Приступить к созданию единой модели мониторинга развития УУД обучающихся на каждом образовательном этапе, включающей согласованные виды и процедуры мониторинга, критерии и индикаторы, ставшие основой единых требований к оценке эффективности деятельности образовательных учреждений в этом направлении.
Задача №3. Для укрепления результатов и повышения уровня знаний учащихся выпускных классов усилить и систематизировать зачѐтную форму работы, проводить поэлементный анализ школьного пробного ЕГЭ, с учѐтом результатов которого строить дальнейшую учебную работу, усилить индивидуальную работу со слабоуспевающими учениками. На уроках проводить контрольные работы по материалам и в форме ЕГЭ. Начиная с 5-х классов проводить контроль в форме тестов.
Задача №4. Расширять возможности для повышения квалификации, роста профессионального мастерства и распространения передового опыта педагогических кадров, применение технологий дистанционного обучения.
Задача №5. Уделять особое внимание развитию природных способностей, коммуникативных, научно-исследовательских компетентностей в ходе подготовки учащихся к предметным олимпиадам, конкурсам.
Задача №6. Формировать основы самостоятельности у учащихся 5-8 классов, вовлекать их в посильное участие в интеллектуальных марафонах, играх, предметных конкурсах, олимпиадах по предметам точных наук.
Реализация поставленных задач:
Задача №1: Продолжать актуализировать работу ШМО по повышению качества образования школьников в условиях перехода на ФГОС ООО.
В этом учебном году четыре члена ШМО Самсонова А.С., Зуева Л.Ф. и Шибанова Н.Н. и Табунчик Т.Е. преподавая математику, ИВТ и физику в 5, 6 и 7 классах, внедряя в свою деятельность новые государственные стандарты образования. Данные педагоги работали по учебному плану, который определён примерной программой полного и общего образования по математике (базовый уровень), ИВТ и физике. На августовском заседании ШМО членами объединения было представлено планирование по новой, утвержденной на заседании членов методсовета школы, форме.
В учебном процессе использовались следующие УМК:
Математика:
Виленкин Н.Я., Жохов В.И. «Математика 5 класс»,
Виленкин Н.Я., Жохов В.И. «Математика 6 класс».
Алгебра: Макарычев «Алгебра », 7,8 и 9 классы;
Алгебра и начала анализа: Мордкович А.Г. «Алгебра и начала математического анализа (базовый уровень) 10-11 класс»,
Колмогоров «Алгебра и начала математического анализа 10-11 класс»,
Геометрия: Атанасян Л.С. , Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. «Геометрия 7-9 классы»,
Атанасян Л.С. , Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. «Геометрия 10-11 классы»
Информатика: Угринович Н.Г. «Информатика и информационные технологии 8 класс»;
Угринович Н.Г. «Информатика и информационные технологии 9 класс».
Угринович Н.Г. «Информатика и информационные технологии 10–11». Физика: Громцева О.И. "Физика" 7-11 классы.
Все перечисленные учебники рекомендованы Министерством образования РФ до 2017-2018 учебного года. Также учителями МО использовались дидактические, сборники тестовых заданий, сборники дополнительных задач для 5 – 11 классов по математике, методические рекомендации для учителя, рабочие тетради, Интернет - ресурсы.
Учебные программы за 2016-2017 учебный год по предметам «математика», «физика» и «информатика» выполнены.
В течение всего учебного года учителя математики, физики и ИВТ проводили индивидуальную работу с отстающими учениками, как на уроке, так и во внеурочное время. Проводилась работа по отработке вычислительных навыков учащихся, проводилась регулярная работа над ошибками во всех видах работ по дополнительным сборникам, тестам, индивидуальным карточкам, оказывалась помощь в выполнении домашних заданий. Особое внимание в работе МО было уделено подготовке учащихся к сдаче экзаменов. Учителями Зуевой Л.Ф. и Самсоновой А.С. осуществлялась индивидуальная работа по подготовке учащихся 9, 11 классов к государственной итоговой аттестации в ходе проведения учебных занятий, дополнительных консультаций. Учителями математики проводилась работа с родителями по организации учебной деятельности учащихся.
Анализ качества знаний на конец года показал, что качество обучения учащихся 6 классов по сравнению с прошлым годом упал на 11%, что связано с резким падением успеваемости 6б класса. Причину падения можно объяснить прибытием в класс детей из приюта (5 человек), а также западением некоторых навыков, которые должны отрабатываться в начальной школе: знание таблицы умножения, навыки устного счета. В 6а классе качество знаний остается на высоком уровне: 90% . Учащиеся 5 классов прошли адаптационный период, показав средний процент качества знаний учащихся. Вырос процент качества знаний в 7а и 7 б классах по математике, учителя Зуева Л.Ф. (на 4%) и Самсонова А.С. (на 11%). Качество знаний в 7 классах по физике чуть ниже среднего, что вероятно связано с ведением этого предмета первый год в обучении. Высокий 100% показатель качества знаний у учащихся 7 классов по предмету ИВТ, учитель Самсонова А.С.
Качество знаний учащихся 5,6 и 7 классов по математике, ИВТ и физике:
Класс | Качество знаний 2015-2016 | Качество знаний 2016-2017 | Учитель |
7а, математика | 55% | 66% | Самсонова А.С. |
7б | 38% | 42% | Зуева л.Ф. |
итого | 46% | 54% | |
7а,б ИВТ | - | 100% | Самсонова А.С. |
7а,б физика | - | 48% | Табунчик т.Е. |
6а | 94% | 90% | Шибанова Н.Н. |
6б | 54% | 31% | Шибанова Н.Н. |
итого | 72% | 61% | |
5а | 62% | Зуева Л.Ф. | |
5б | 43% | Зуева Л.Ф. | |
итого | 53% |
Вывод: Качество знаний учащихся 5 классов по математике (ФГОС) за 2016-2017 год составил 53%, т.е. программный материал освоен на среднем уровне. В 6-ых классах по математике (ФГОС) выше среднего 61%, в 7-ых классах по математике (ФГОС) на среднем уровне 54%, по физике (ФГОС) на среднем уровне 48%, по ИВТ в 7-ых классах на высшем уровне 100%.
Участие МО в работе по повышению качества образования школьников в условиях перехода на ФГОС ООО показало свои положительные стороны, но и выявило ряд проблем:
- отсутствие внешних рецензий на рабочие программы педагогов;
- недостаточность современных УМК, включающих учебные пособия нового поколения, которые бы отвечали всем требованиям стандарта;
- недостаточность оснащения современными техническими средствами в каждом отдельном классе.
Задача №1 на новый учебный год: Продолжать актуализировать работу ШМО по повышению качества образования школьников в условиях перехода на ФГОС ООО.
Задача №2. Организация преемственности обучения в реализации современных педагогических технологий и создание единой модели мониторинга развития УУД обучающихся на каждом образовательном этапе, включающей согласованные виды и процедуры мониторинга, критерии и индикаторы, ставшие основой единых требований к оценке эффективности деятельности образовательных учреждений в этом направлении.
Преемственность начального общего и основного общего образования – важнейшая составляющая в образовательной действительности, смысл которой состоит в создании системы отношений между начальной и средней школой в реализации ФГОС, направленной для выявления, согласования и реализации интересов всех участников отношений, деятельность которых направлена на формирование способностей обучающихся к саморазвитию, личностному самоопределению.
В период перехода образования от Стандарта НОО к Стандарту ООО преемственность начального общего и основного общего образования как условие формирования личности обучающихся, способной к саморазвитию и личностному самоопределению, должна способствовать оптимизации организационно-педагогических условий в школе, направленных на успешную реализацию требований ФГОС.
При этом ожидаемыми результатами работы должны являться следующие показатели:
- рост качества знаний обучающихся;
-овладение учителями МО системой преподавания предметов в соответствии с новым ФГОС;
-создание условий в процессе обучения для формирования у обучающихся ключевых компетентностей, УУД.
В нашем образовательном учреждении преемственность НОО и ООО при реализации ФГОС соблюдается, но не в полном объёме. Существует проблема создания единой модели мониторинга развития УУД обучающихся на каждом образовательном этапе, включающей согласованные виды и процедуры мониторинга, критерии и индикаторы, ставшие основой единых требований к оценке эффективности деятельности образовательных учреждений в этом направлении. Основные проблемы при реализации задачи №2:
- нет инструментария для оценки УУД учащихся (отсутствие четкого механизма оценивания УУД);
- нет общих подходов к оцениванию результатов учащихся.
Задача №2 на новый учебный год. Создания единой модели мониторинга развития УУД обучающихся на каждом образовательном этапе, включающей согласованные виды и процедуры мониторинга, критерии и индикаторы, ставшие основой единых требований к оценке эффективности деятельности образовательных учреждений в этом направлении.
Задача №3. Для укрепления результатов и повышения уровня знаний учащихся выпускных классов усилить и систематизировать зачѐтную форму работы, проводить поэлементный анализ школьного пробного ЕГЭ, с учѐтом результатов которого строить дальнейшую учебную работу, усилить индивидуальную работу со слабоуспевающими учениками. На уроках проводить контрольные работы по материалам и в форме ЕГЭ. Начиная с 5-х классов проводить контроль в форме тестов.
В 2016-2017 учебном году при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по системе СтатГрад в 9 классах проведено 5 диагностических работ и пробный экзамен по математике, в 11 классе 5 диагностических работ. Учителя Зуева Л.Ф., Самсонова А.С. систематически проводили анализ данных работ, разбирали с учащимися задания, вызвавшие у ребят большие затруднения в решении. В работе с учащимися при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ использовались специальные сборники для подготовки к экзаменам, а также демоверсии, выложенные на сайте ФИПИ.
В этом учебном году учащиеся 11классов успешно сдали экзамен по математике как базового, так и профильного уровня, учитель Самсонова А.С.
Хуже справились с экзаменом учащиеся 9 классов. Несмотря на то, что уровень обученности по сравнению с пробным экзаменом увеличился, не все учащиеся сдали экзамен. Учитель ЗуеваЛ.Ф.
Итоги ОГЭ выпускников 9 классов по математике
Класс | Кол-во уч - ся | Получили оценку | Качество знаний | Успевае-мость | Учитель
| |||||
«5» | «4» | «3» | «2» | ОГЭ | Год | ОГЭ | Год | |||
9А | Зуева Л.Ф. | |||||||||
9Б | Зуева Л.Ф. | |||||||||
Итого |
Результаты ЕГЭ по математике
Класс 11А | Средний балл по школе | Средний балл по району | Средний балл по области | Средний балл по России |
Кол-во уч-ся |
Задача №3 на новый учебный год. Совершенствовать систему индивидуальной учебной помощи обучающимся по предметам физико-математического цикла, используя мониторинг качества образования, систему по подготовке выпускников 9 классов к ОГЭ и 11 классов к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Задача №4. Совершенствование педагогического мастерства и профессиональной компетентности учителей математики, информатики, физики и совершенствование работы учителя по изучению инновационного опыта других педагогов.
Для повышения педагогического мастерства и профессиональной компетенции каждый учитель работал над самообразованием, выбрав интересующую его тему.
Летом 2016 года дистанционные курсы повышения квалификации в Московском технологическом институте прошли три педагога: Табунчик Т.Е., Самсонова А.С. и Шибанова Н.Н. Учитель Зуева Л.Ф. прошла курсы переподготовки.
Учитель физики Табунчик Т.Е. участвовала в районном конкурсе методических разработок с использованием средств ИКТ, посвящённого 445-летию со дня рождения И.Кеплера, заняв в нем 3 место и в конкурсе педагогического мастерства «Лучшая презентация». В течении года все члены ШМО участвовали в заседаниях ШМО (8 заседаний).
Все это способствовало повышению уровня профессионального мастерства учителей, их ориентации на решение современных задач образования, что, в конечном счете, направленно на повышение качества образовательного процесса.
Однако методическому объединению следует активизировать работу по созданию условий для повышения результативности работы учителей, их активного участия в различных конкурсах, что может служить основанием для выдвижения на награждение и повышения категории.
Задача №4 на новый учебный год. Расширение возможностей для повышения квалификации, роста профессионального мастерства и распространения передового опыта педагогических кадров, применение технологий дистанционного обучения.
Задача №5. Совершенствование системы раннего выявления и поддержки одаренных детей через индивидуализацию обучения, как на уроках, так и во внеурочное время.
В первом полугодии прошли школьные и районные олимпиады по всем предметам физико-математического цикла. В этом учебном году среди участников районных олимпиад победителей и призеров школа не имеет. Что объясняется совпадением даты проведения олимпиад со вспышкой вирусных заболеваний и не попаданием многих победителей школьного уровня на уровень муниципальный.
Из всего следует, что ШМО точных наук необходимо продолжить работу по совершенствованию системы раннего выявления и поддержки способных и одаренных детей, создавая им режим особого благоприятствования, так как высоких результатов на олимпиадах районного и международного уровня школа не имеет.
Задача №5 на новый учебный год. Уделить особое внимание развитию природных способностей, коммуникативных, научно-исследовательских компетентностей в ходе подготовки учащихся к предметным олимпиадам, конкурсам.
Задача№6. Формирование основ самостоятельности у учащихся 5-8 классов, вовлечение их в посильное участие в интеллектуальных марафонах, играх, предметных конкурсах, олимпиадах по предметам точных наук.
Во втором полугодии прошла «Неделя точных наук», все намеченные мероприятия которой проводились в хорошем темпе, укладывались в отведённое время, поддерживалась хорошая дисциплина за счёт интересного содержания конкурсов и контроля со стороны учителей-организаторов. Наблюдалась слаженная работа всех членов методического объединения, своевременная координация действий, взаимопомощь и поддержка. Основные цели и задачи предметной недели достигнуты благодаря чёткому и своевременному планированию.
Активное участи в этом учебном году школа приняла в конкурсах районного и муниципального уровней. Среди участников есть один победитель в муниципальном конкурсе по ИВТ -- Ножова Анна (учитель Самсонова А.С.). А также большое количество призеров по физике (учитель Табучик Т.Е.) и ИВТ( учитель Самсонова А.С.).
КОНКУРСЫ
№№п/п | Предмет | Уровень (муниципальный,региональный, российский) | Результативность (1-3 место) | |||
Место | Класс | Ф.И. уч-ся | Ф.И.О. учителя | |||
Физика | региональный | 2 | 8 | Малоземова П | Табунчик ТЕ | |
Физика | региональный | 3 | 8 | Атакишиева А | Табунчик ТЕ | |
Физика | муниципальный | 2 | 8 | МалоземоваАтакишиеваПаксимадий | Табунчик ТЕ | |
ИВТ | муниципальный | 2 | 7 | Чернецов Егор | Самсонова АС | |
ИВТ | муниципальный | 2 | 10 | Вощечкова София | Самсонова АС | |
ИВТ | муниципальный | 2 | 11 | Ягупова Настя | Самсонова АС | |
ИВТ | муниципальный | 1 | 7 | Ножова Анна | Самсонова АС | |
ИВТ | муниципальный | 2 | 8 | Белоусов Илья | Самсонова АС |
Задача №6 на новый учебный год. Повышать качество образования и развивать интерес к дисциплинам, используя деятельностный подход в обучении, организацию проектной деятельности учащихся.
Проблемы, возникшие при реализации задач ШМО:
- недостаточно современных УМК, включающих учебные пособия нового поколения, которые бы отвечали всем требованиям стандарта;
- нет инструментария для оценки УУД учащихся (отсутствие четкого механизма оценивания УУД);
- нет общих подходов к оцениванию результатов учащихся;
- недостаточность оснащения современными техническими средствами в каждом отдельном классе;
- отсутствие внешних рецензий на рабочие программы педагогов.
Руководитель ШМО учителей
точных наук
МБОУ СОШ №23
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы школьного методического объединения учителей точных наук
План работы школьного методического объединения учителей точных наук...
Внеурочная работа. Мероприятия Декады точных наук (физика)
С 18 по 28 января 2016 года в СП №1 прошла «Декада точных наук».На уроках физики учащиеся 8-х классов приняли участие в «Физическом марафоне». 9-е классы на уроке-проекте увлеченно погрузились в творч...
План работы МО точных наук на 2017 - 2018 учебный год
Раздел математика. План работы МО учителей точных наук на учебный год...
Анализ работы ШМО учителей точных наук за 2018-2019 уч. год
В материале предоставлен полный анализ работы учителей школьного методического обьединения точных наук за 2018-2019 учебный год....
Анализ работы кафедры точных наук.
В 2017 -2018 учебном году наша кафедра работала по теме: «Внедрение современных образовательных технологий в преподавании математики, информатики, физики как условие обеспечения качества образования...
План работы школьного методического объединения учителей кафедры Точных наук
План работы школьного методического объединения учителей кафедры Точных наук...