Урок по теме "Вычитание" 6 класс
учебно-методический материал по математике (6 класс)

Громова Тамара Михайловна

По тематическому планированию урок №120, находится в теме "Сложение и вычитание чисел с разными знаками". На  вычитание чисел это третий урок, на котором рассматривается решение уравнений с помощью действия вычитания, отрабатывается правило вычитания чисел с разными знаками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учитель математики Громова Тамара Михайловна МБОУ СОШ Ягодненского сельского поселения Комсомольского района Хабаровского края

Название предмета: математика     Класс   6 Б_       Урок № 120            

Тема урока.  «Вычитание отрицательных чисел и чисел с разными знаками»

Цель деятельности учителя: формировать навыки вычитания рациональных чисел, решения уравнений; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, мышления.

Цель деятельности ученика: ученик научится оперировать на базовом уровне понятиями: натуральное число, целое число, обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанное число; использовать свойства чисел и правила действий с рациональными числами при выполнении вычислений;

выполнять сравнение чисел в реальных ситуациях;

Ученик получит возможность научиться: 

  • Оперировать понятиями: натуральное число, множество натуральных чисел, целое число, множество целых чисел, обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанное число, геометрическая интерпретация натуральных, целых чисел.
  • выполнять вычисления, в том числе с использованием приёмов рациональных вычислений, обосновывать алгоритмы выполнения действий;

Прогнозируемые результаты учебного занятия

Предметные

Метапредметные (УУД: регулятивные, коммуникативные, познавательные)

Личностные

Умение выполнять вычитание рациональных чисел;.

формирование умений применять полученное знание на практике

Познавательные – уметь ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания;

Регулятивные - определять цель, проговаривать последовательность действий; оценивать результаты работы, анализировать собственную работу.

Коммуникативные - планировать учебное сотрудничество, грамотно выражать свои мысли и выслушивать мнение команды, не перебивая, принимать коллективное решение.

Уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; проявлять интерес к учебному материалу; осознавать ответственность за общее дело

Тип урока: Урок комбинированный

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Используемое оборудование: ИКТ; лист самооценки; сигнальные карточки.

Основные этапы организации учебной деятельности

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

регулятивная

1.Мотивация к обучению.

Цель учителя: создать условия для формирования внутренней потребности учащихся во включении в учебную деятельность.

Слайд №1. Изменение величин.

Утром температура была -50, а днем стала равной+30. На сколько изменилась температура воздуха за день?

Как вы решили эту задачу?

C помощью какого действия вы решили эту задачу?

Изучают слайд №1.

Отвечают на вопросы учителя.

  • На 80
  • Составили уравнение:

-5+x=3

Х=3-(-5)

X=-8

  • С помощью вычитания.

Приветствуют учителя

Проговаривают последовательность действий

2.Определение темы урока.

Цель учителя: подвести учащихся к осознанию целей и задач урока

Сформулируйте тему урока. 

Слайд №2

Запишите её.

Вы знаете, что такое вычитание, вы умеете вычитать, но этого мало. Что вы еще должны уметь делать?

Слайд №3

Я хочу привести слова древнегреческого философа Аристотеля: «… Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле…»

Итак, давайте поставим перед собой цель урока.

Сегодня на уроке вы приложите свои знания на практике и сможете оценить себя с помощью листа самооценки.

Вычитание.

Записывают в тетрадях тему урока.

Применять свои знания на практике.

Знакомятся с высказыванием Аристотеля.

Знакомятся с листом самооценки.

Слушают учителя и одноклассников

Формулируют тему урока.

Определяют цель урока: учиться решать уравнения с помощью правила вычитания

3.Актуализация

Цель: создать условия для обобщения знаний;

Организовать закрепление правила вычитания

-Что такое вычитание? 

Слайд №4. Правило вычитания

Работа в группах «Карусель»

Объясняет правила работы в группах и при проведении «Карусели»

Вопросы: Слайд №5

  • Модулем числа а называется расстояние в единичных отрезках от…
  • Правило вычитания в общем виде (формулу)
  • Сравните числа: │-80│и │-40│
  • Запишите число противоположное вычитаемому в данном примере и найдите разность:5,2-(-1,2)

Фронтальная работа «Цепочка» (Слайды 6-9)

Посчитаем устно. Решаем примеры на вычитание в уме. Отвечает кто-то один. Класс оценивает ответ с помощью сигнальных карточек: зеленая-верно, красная-неверно. За каждый правильный ответ начисляйте баллы.

Отвечают устно. Знакомятся со слайдом №4

Работают в группах.

Отвечают письменно на вопросы учителя на листах и передают по кругу.

Работают устно.

Выполняют вычитание чисел.

Применяют правило вычитания при решении примеров

Повторяют правило вычитания.

Слушают учителя, осмысливают правила работы в группах и правила игры «Карусель».

Помогают друг другу

Обосновывают свой ответ, учатся выражать свои мысли

Старшие в группах проверяют правильность выполнения, приходят к общему решению и докладывают учителю.

Оценивают ответ товарища сигнальными карточками. Оценивают себя по эталону.

4.Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; выявление места и причины затруднения.

Цели: создать условия для выполнения учащимися пробного учебного действия.

Слайд №10.

Давайте вернемся к цели урока. Разберем решение уравнения:

-2+x=4,3

У доски решить №1092(в, д)

-Научиться решать уравнения с помощью вычитания.

Знакомятся со слайдом№10.

Записывают решение в тетрадь.

 2 ученика решают у доски с комментированием, остальные в тетрадях.

Слушают учителя. Понимают речь других.

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: организовать усвоение учениками нового способа действий.

Организует работу в паре.

Решить №1092(б, г, е)

Слайд №11

Решают уравнения в парах.

Помогают друг другу, консультируют, учат.

Приходят к одному решению, согласовывают действия друг с другом.

Проверяют себя по эталону, исправляют ошибки и оценивают.

6.Физминутка.

Цель: организовать физические упражнения

А теперь давайте разомнемся:

Встаньте, пожалуйста, и делайте следующие упражнения:

Я называю число. Если это число положительное, тянем руки вверх. Если отрицательное, наклоняемся вперед. Если равно нулю, шагаем на месте.

23;-34;0;12;-2,5; долг, выигрыш, пусто,-125; отдал; взял;-0,8;зарплата, налоги, успех

Выполняют упражнения.

Слушают учителя

Определяют числа, выбирают действие

7.Закрепление новых знаний.

Цель: организует закрепление учениками выполнения действия вычитания

Ребята, перед изучением темы «Сложение и вычитание чисел с разными знаками» мы с вами составили лист обратной связи, где определили все знания и умения по этой теме и оценили каждое действие.

Продолжаем работать с этим листом. Заполните его по теме «Вычитание». Фрагмент листа на экране. 

Слайд №12

Время на выполнение 3минуты.

Работают с листом обратной связи.

Слушают учителя, выполняют задание

Оценивают себя по листу обратной связи.

8.Самостоятельная работа.

Цель: создать условия для выполнения учащимися самостоятельной работы

Слайды №13-14

-А теперь выполним самостоятельную работу на сложение и вычитание чисел.

Сверяйтесь с ответами на экране, оценивайте себя.

Выполняют самостоятельную работу

Проверяют себя с помощью эталона, исправляют ошибки. Оценивают свою работу

9.Рефлексия учебной деятельности

Цель: организовать рефлексию учебной деятельности

Наш урок подходит к концу. Давайте запишем домашнее задание на следующий урок:

Слайд №15.

  • Выучить правило, №1111, №1112
  • Составить и решить  4 уравнения на вычитание.

Слайд №16

-Какую цель мы ставили на уроке?

-Достигли ли мы ее?

-Кто доволен своей работой на уроке?

-Оцените себя с помощью листа самооценки:

От 13 до15 б       «5»

От 9 до 12 б        «4»

  От 6 до   8 б      «3»

Слайд№17.

Оцените свой уровень усвоения материала с помощью лесенки успеха. Выберите свою ступеньку.

И в заключении хочу привести слова Яна Амоса Каменского: «Считать несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового, ничего не прибавил к своему образованию»

Благодарю за урок!!!

Выбирают свой уровень усвоения и записывают домашнее задание.

Отвечают на вопросы учителя.

Слушают учителя.

Оценивают свою работу на уроке с помощью листа самооценки.

Определяют свою ступеньку на лесенке успеха



Предварительный просмотр:

Лист самооценки по теме «Вычитание отрицательных чисел и чисел с разными знаками». 6класс

Фамилия имя ______________________________            

Этап

Правило

вычитания

«Карусель»

Работа в группе.

«Цепочка»

Устный счет

Решение уравнений.

Работа в паре

Лист обратной связи.

Самостоятельная  работа.

Всего, оценка

Количество

баллов

0-1б

0-4б

1б за каждый правильный ответ

От 0 до 16б

0-3б

0-6б

0-10б

от13до15б-«5»

от 9до12-«4»

от 6 до8-«3»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

-5+x=3 x =3-(-5) X=8

Слайд 2

вычитание

Слайд 3

Аристотель : «… Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле …»

Слайд 4

Вычитание Правило: Чтобы из данного числа вычесть другое, надо к уменьшаемому прибавить число, противоположное вычитаемому. Запишите правило в общем виде: а – в = а + (-в)

Слайд 5

«Карусель» Продолжите предложение: «Модулем числа а называют расстояние в единичных отрезках от начала координат до точки А» Правило вычитания в общем виде: Сравните: │-80│и │-40│ Запишите число противоположное вычитаемому в данном примере и найдите разность: 5,2-(-1,2)

Слайд 6

Вычислите: 1. -4 + (-9) = -13 2. -4 –(-9) = -4 + 9 = 5 3. -4 + 9 = 5 4. -4 – (-9) = -4 + 9 = 5

Слайд 7

Вычислите: 5. – (-4) – (-9) = 4 + 9 = 13 6.- (-4) + 9 = 4 + 9 = 13 7. – (-4) + (-9) = 4 + (-9) = -5 8. – (-4) – 9 = 4 – 9 = -5

Слайд 8

Вычислите: 9. 4 – 9 = 4 + (-9) = -5 10. 4 + 9 = 5 11. 4 – (-9) = 4 + 9 = 13 12. 4 + (-9) = -5

Слайд 9

Вычислите: 13. – 9 – 4 = -9 + (-4) = -13 14. -9 – (-4) = -9 + 4 = -5

Слайд 10

Решите уравнение: - 2 + х = 4,3 Как найти неизвестное слагаемое? Из суммы вычесть известное слагаемое. х = 4,3 – (-2) х = 4,3 + 2 х = 6,3 Проверка: -2 + 6,3 = ( 6,3 – 2) = 4,3

Слайд 11

Работа в паре №1092( б,г,е ) б) 8,1+ y=-6 г) 4- y=-2 е) z+0,4=-1 y=-6-8,1 y=4-(-2 ) z=-1 - 0,4 y=-6+(-8,1) y=6 z=-1 + (- ) y=-14,1 ______ z=-1 + (- ) ______________ 4-6 =-2 z=-2 8,1+(-14,1)=-6 __________

Слайд 12

Лист обратной связи Уровень усвоения Учебные действия Задания Само-оценка Оценка Применение 4б Умею решать уравнения 87 + х=-131 х -3,43=-7.9 -6,8-х=19 а +23,8=9,15 │ x-3│=6 ,3 Понимание 2б Умею вычитать отрицатель- ные числа Вычислить: - 12-34= 126-(-344)= 12,3-21,3 = 1,5- (-2⅗)= -12,5-(-5,6)= Воспроизведение 1б Знаю правило вычитания Вставь пропущенные слова: «Чтобы из данного числа вычесть другое, надо …

Слайд 13

Самостоятельная работа Вариант 1 Вариант 2 1. -1 + (-8) = 1 . - 6 – 8 = 2. - 8 – 6 = 2. - 8 – (-6) = 3. - 6 + 8 = 3. - 8 + 6 = 4. - 6 – ( - 8) = 4. - 8 + (-6) = 5. - (-6) – (- 8) = 5. 8 – 6 = 6. - ( -6) + 8 = 6. 8 – (-6) = 7. - (-6) – 8 = 7. 8 + (-6) = 8. 6 – 8 = 8. - (-8) – 6 = 9. 6 – (-8) = 9. - (-8) + 6 = 10. 6 + (-8) = 10. - (-8) – (-6) =

Слайд 14

Самостоятель ная работа Вариант 1 Вариант 2 1. -1 + (-8) = -9 1 . - 6 – 8 = -14 2. - 8 – 6 = -14 2. - 8 – (-6) = -2 3. - 6 + 8 = 2 3. - 8 + 6 = -2 4. - 6 – ( - 8) = 2 4. - 8 + (-6) = -14 5. - (-6) – (- 8) = 14 5. 8 – 6 = 2 6. - ( -6) + 8 = 14 6. 8 – (-6) = 14 7. - (-6) – 8 = -2 7. 8 + (-6) = 2 8. 6 – 8 = -2 8. - (-8) – 6 = 2 9. 6 – (-8) = 14 9. - (-8) + 6 = 14 10. 6 + (-8) = -2 10. - (-8) – (-6) = 14

Слайд 15

Домашнее задание: выучить правило, № 1111, 1112 Составить и решить 4 уравнения на вычитание

Слайд 16

Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ли мы ее? Кто доволен своей работой на уроке? Оцените себя с помощью листа самооценки: От 13 до15 б « 5» От 9 до 12 б « 4» От 6 до 8 б «3»

Слайд 18

« Считать несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового, ничего не прибавил к своему образованию» Ян Амос Каменский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»

урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII  вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы» (по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы»(по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна Цель урока: Познакомить учащихся с различными ст...

Урок-презентация для уч-ся 10-11 классов для любого УМК Рождество для всех, Материалы к уроку в 8 классе о творчестве Р.Дала "Разыскивается", Мониторинг знаний уч-ся 9 класса ( Листы контроля ) в рейтинговой системе оценки

Уроки разработаны  к УМК Миллениум , пособия помогают учителям разнообразить материал для чтения младших школьников и подготовиться к урокам-тестам...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок может быть использован как для класса коррекции, так и для общеобразовательного класса.Урок проходит в виде соревнования по рядам, при этом дети сидят на своих местах, как они привыкли. Формы раб...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок проходит в игровой форме, в виде соревнования по рядам. Урок состоит из 10 этапов. В процессе урока учащиеся участвуют в 7 конкурсах....