Рабочая программа элективного курса "«Повторяем и углубляем курс математики»" (11 класс)
рабочая программа по математике (11 класс)
ЕГЭ по математике совмещает два экзамена – выпускной школьный и вступительный в ВУЗ. В связи с этим материал, усвоение которого проверяется при сдаче ЕГЭ, значительно шире материала, проверяемого при сдаче выпускного экзамена. Наряду с вопросами содержания школьного курса алгебры и начал анализа 10-11 классов проверяется усвоение ряда вопросов курсов алгебры 7-9 классов и геометрии 7-11 классов, которые традиционно контролируются на вступительных экзаменах. Таким образом, для подготовки к сдаче ЕГЭ необходимо повторить не только материал курса алгебры и начал анализа, но и некоторых разделов курса математики основной и средней школы: проценты, пропорции, прогрессии, материал курса планиметрии 7-9 классов и курса стереометрии 10-11 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_fakultativ_11.docx | 35.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Советский
Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры Протокол № _______от «__»________ 201 г. | «Согласовано» ______________________ (подпись курирующего заместителя директора) «__»____________201 г. | «Утверждено» приказом директора гимназии от «__»_____201 г. №___ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативного курса
«Повторяем и углубляем курс математики»
(обще интеллектуальное направление)
для 11 класса
(среднее общее образование)
Количество часов: 35
Составитель: учитель математики
Пинаева К.А.
МБОУ гимназии г. Советский
Пояснительная записка
Основная часть
1. Пояснительная записка
ЕГЭ по математике совмещает два экзамена – выпускной школьный и вступительный в ВУЗ. В связи с этим материал, усвоение которого проверяется при сдаче ЕГЭ, значительно шире материала, проверяемого при сдаче выпускного экзамена. Наряду с вопросами содержания школьного курса алгебры и начал анализа 10-11 классов проверяется усвоение ряда вопросов курсов алгебры 7-9 классов и геометрии 7-11 классов, которые традиционно контролируются на вступительных экзаменах. Таким образом, для подготовки к сдаче ЕГЭ необходимо повторить не только материал курса алгебры и начал анализа, но и некоторых разделов курса математики основной и средней школы: проценты, пропорции, прогрессии, материал курса планиметрии 7-9 классов и курса стереометрии 10-11 классов.
Практическая значимость курса.
Данный курс предназначен для учащихся 11 класса и рассчитан на 35 часов. Разработка программы данного курса отвечает как требованиям стандарта математического образования, так и требованиям контрольно-измерительных материалов ЕГЭ. Программа составлена на принципе системного подхода к изучению математики. Она включает полностью содержание курса математики общеобразовательной школы, ряд дополнительных вопросов, непосредственно примыкающих к этому курсу, расширяющих и углубляющих его по основным идейным линиям, а также включены самостоятельные разделы. Такой подход определяет следующие тенденции:
- Создание в совокупности с основными разделами курса для удовлетворения интересов и развития способностей учащихся.
- Восполнение содержательных пробелов основного курса, придающее содержанию расширенного изучения необходимую целостность.
Программа предусматривает возможность изучения содержания курса с различной степенью полноты, обеспечивает прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, достаточных для изучения сложных дисциплин и продолжения образования в высших учебных заведениях.
Цели курса:
- практическая помощь учащимся в подготовке к Единому государственному экзамену по математике через повторение, систематизацию, расширение и углубление знаний;
- создание условий для дифференциации и индивидуализации обучения, выбора учащимися разных категорий индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями;
- интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем.
Задачи курса:
- подготовить к успешной сдаче ЕГЭ по математике;
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- расширить знания и умения в решении различных математических задач, подробно рассмотрев возможные или более приемлемые методы их решения;
- формировать общие умения и навыки по решению задач: анализ содержания, поиск способа решения, составление и осуществление плана, проверка и анализ решения, исследование;
- привить учащимся основы экономической грамотности;
- повышать информационную и коммуникативную компетентность учащихся;
- помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Место курса в базисном учебном плане: курсу отводится 1 часа в неделю. Всего 35 часов.
2. Планируемые результаты.
личностные:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- формирование коммуникативной компетентности и общении, и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
- умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
- умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
- понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
- осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
- умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
- умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;
- умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
предметные:
- сформированность представлений о необходимости доказательств при обосновании математических утверждений и роли аксиоматики в проведении дедуктивных рассуждений;
- сформированность понятийного аппарата по основным разделам курса математики; знаний основных теорем, формул и умения их применять; умения доказывать теоремы и находить нестандартные способы решения задач;
- сформированность умений моделировать реальные ситуации, исследовать построенные модели, интерпретировать полученный результат;
- сформированность представлений об основных понятиях математического анализа и их свойствах, владение умением характеризовать поведение функций, использование полученных знаний для описания и анализа реальных зависимостей;
- владение умениями составления вероятностных моделей по условию задачи и вычисления вероятности наступления событий, в том числе с применением формул комбинаторики и основных теорем теории вероятностей; исследования случайных величин по их распределению.
- умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
- овладение навыками устных письменных, инструментальных вычислений;
- овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
- усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
- умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочные материалы и технические средства.
Познавательные УУД
- использовать математические знания для решения различных задач и оценки полученных результатов;
- преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму);
- осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, справочной литературы и Интернета под руководством учителя;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- анализировать, сравнивать, обобщать и классифицировать данные и факты;
- строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- создавать математические модели.
Личностные УУД
- независимость и критичность мышления, воля и настойчивость в достижении цели, ответственное отношение к учению
- определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»)
- выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учению
- устойчивый познавательный интерес
Регулятивные УУД
- самостоятельно формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
- осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных;
- работать по плану;
- самостоятельно обнаруживать проблему, определять цель, выбирать тему проекта;
- выдвигать версии решения проблемы, искать средства достижения цели;
- составлять (индивидуально, в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки; самостоятельно (корректировать план);
- оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.
Коммуникативные УУД
- самостоятельно взаимодействовать в группе;
- отстаивать свою точку зрения, вести дискуссию;
- понимать позицию другого человека;
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом);
- отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами, в дискуссии выдвигать контраргументы;
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- различать в речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
3. Содержание курса.
Раздел | Содержание раздела | Кол-во часов | Формы учебных занятий | Виды учебной деятельности |
Текстовые задачи | Смеси и сплавы. Движение. Работа. Задачи на анализ практической ситуации. Задачи на сложный процентный рост | 7 часов. | Фронтальная работа. Групповая работа. Индивидуальная работа. Самостоятельная работа. | Регулятивные: различать способ и результат действия. Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. |
Выражения и преобразования | Тождественные преобразования иррациональных и степенных выражений. Тождественные преобразования логарифмических выражений. Тождественные преобразования тригонометрических выражений. | 4 часа. | Фронтальная работа. Групповая работа. Индивидуальная работа. Самостоятельная работа. | Регулятивные: различать способ и результат действия. Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. |
Уравнения, неравенства и их системы | Рациональные уравнения, неравенства и их системы. Иррациональные уравнения и их системы. Тригонометрические уравнения и их системы. Показательные уравнения, неравенства и их системы. Логарифмические уравнения, неравенства и их системы. Комбинированные уравнения и смешанные системы. | 7 часов. | Фронтальная работа. Групповая работа. Индивидуальная работа. Самостоятельная работа. | Регулятивные: различать способ и результат действия. Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности. |
Функции и их свойства | Производная функции, ее геометрический и физический смысл. Исследование функций с помощью производной. | 4 часа. | Фронтальная работа. Групповая работа. Индивидуальная работа. Самостоятельная работа. | Регулятивные: различать способ и результат действия. Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности. |
Планиметрия | Треугольники. Четырехугольники. Окружность. Окружности, вписанные в треугольник и четырехугольник. Окружности, описанные около треугольника и четырехугольника. | 6 часов. | Групповая работа. Индивидуальная работа. Самостоятельная работа. | Регулятивные: различать способ и результат действия. Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. |
Стереометрия | Углы и расстояния. Сечения многогранников плоскостью. Площади поверхностей тел. Объемы тел. Итоговая работа. | 6 часов. | Групповая работа. Индивидуальная работа. Самостоятельная работа. | Регулятивные: различать способ и результат действия. Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности. |
Резерв | Резервное занятие | 1 час. |
4. Тематическое планирование.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | |
план | факт | |||
1 | Задачи практического содержания (дроби, проценты). | 1 | 1 неделя | |
2 | Задачи практического содержания (смеси и сплавы). | 1 | 2 неделя | |
3 | Задачи на движение. | 1 | 3 неделя | |
4 | Задачи на работу. | 1 | 4 неделя | |
5 | Задачи на простой процентный рост. | 1 | 5 неделя | |
6 | Задачи на сложный процентный рост. | 1 | 6 неделя | |
7 | Задачи на анализ практической ситуации. | 1 | 7 неделя | |
8 | Тождественные преобразования иррациональных и степенных выражений | 1 | 8 неделя | |
9 | Тождественные преобразования логарифмических выражений. | 1 | 9 неделя | |
10 | Преобразования выражений. | 1 | 10 неделя | |
11 | Преобразование тригонометрических выражений. | 1 | 11 неделя | |
12 | Решение простейших тригонометрических уравнений. | 1 | 12 неделя | |
13 | Тригонометрические уравнения и их системы. | 1 | 13 неделя | |
14 | Решение систем тригонометрических уравнений. | 1 | 14 неделя | |
15 | Иррациональные уравнения и их системы. | 1 | 15 неделя | |
16 | Рациональные уравнения, неравенства и их системы | 1 | 16 неделя | |
17 | Показательные уравнения, неравенства и их системы. | 1 | 17 неделя | |
18 | Логарифмические уравнения, неравенства и их системы. | 1 | 18 неделя | |
19 | Производная. | 1 | 19 неделя | |
20 | Производная, ее геометрический и физический смысл. | 1 | 20 неделя | |
21 | Исследование функции с помощью производной. | 1 | 21 неделя | |
22 | Нахождение экстремумов функции с помощью производной. | 1 | 22 неделя | |
23 | Треугольники. | 1 | 23 неделя | |
24 | Четырёхугольники. | 1 | 24 неделя | |
25 | Окружность. | 1 | 25 неделя | |
26 | Окружности, вписанные в треугольник и четырехугольник. | 1 | 26 неделя | |
27 | Окружности, описанные около треугольника и четырехугольника. | 1 | 27 неделя | |
28 | Решение разных планиметрических задач. | 1 | 28 неделя | |
29 | Углы и расстояния. | 1 | 29 неделя | |
30 | Сечения многогранников плоскостью. | 1 | 30 неделя | |
31 | Площади поверхностей. | 1 | 31 неделя | |
32 | Объемы тел. | 1 | 32 неделя | |
33 | Решение задач на разные комбинации тел. | 1 | 33 неделя | |
34 | Итоговая работа. | 1 | 34 неделя | |
35 | Резервное занятие. | 1 | 35 неделя |
5. Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения курса
Литература для учителя
- Примерная программа среднего(полного) общего образования
- Математика. Сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях.
- Алгебра и начала анализа 10-11: Учебник для общеобразовательных учреждений. А.Н. Колгомогоров, А.М Абрамов, Ю.П. Дудницын, Б.М Ивлев, С.И. Шварцбурд – М.: «Просвещение», 2018.
- Алгебра и начала анализа 10-11: Учебник для общеобразовательных учреждений. Ш.А Алимов, Ю.М Колягин и др. – М.: «Просвещение», 2014.
- Задачи по алгебре и началам анализа: Пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. С.М. Саакян, А.М. Гольдман, Д.В Денисов – М.: «Просвещение», 2003.
- Геометрия,10-11: Учебник для общеобразовательных учреждений. Л.С Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: «Просвещение», 2010.
- Дидактические материалы по геометрии для 11 класса. Б.Г. Зив. – М.: «Просвещение»,2004.
- Рабочая тетрадь по геометрии для 11 класса. В.Ф Бутузов, Ю.А. Глазков, И.И Юдина. – М.: «Просвещение»,2004.
- Задачи по геометрии для 7-11 класса. Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, А.П. Баханский . – М.: «Просвещение»,2003.
Литература для ученика
- Ященко И.В., Высоцкий И.Р.: ЕГЭ-2019. Математика. Профильный уровень. Типовые экзаменационные варианты. 36 вариантов. 2019г.
- Ященко И.В., Крупецкий С.Л., Забелин А.В.: ЕГЭ-2019. Математика. Базовый уровень. Типовые экзаменационные варианты. 30 вариантов. 2019г.
- Глазков Ю.А., Лаппо Л.Д., Попов М.А. Математика, ЕГЭ. Тематическая рабочая тетрадь. Издательство «Экзамен,Москва»,2010 г.
- Сергеев И.Н., Панферов В.С. ЕГЭ 2017 математика. Уравнения и неравенства.
- Малкова А.Г. Математика. Авторский курс подготовки к ЕГЭ. 2019г.
- Прокофьев А.А., Корянов А.Г. ЕГЭ. Математика. Задачи на целые числа. Профильный уровень. 2018г.
- Семенов А. В. Единый государственный экзамен. Математика. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие. 2017 г.
- Вольфсон Б. И. Геометрия. Подготовка к ЕГЭ и ГИА-9. Учимся решать задачи и повторяем теорию. 2013 год.
Информационные средства
- Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания по основным разделам курса математики.
- Электронная база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы.
Технические средства обучения
- Компьютер.
- Мультимедийный проектор.
- Интерактивная доска.
- Документ – камера.
- Генератор вариантов ЕГЭ 2018 и ЕГЭ 2019 http://alexlarin.net/
- Открытый банк заданий по математике https://ege.sdamgia.ru/
6. Система оценки достижения планируемых результатов
Объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, направленных на анализ и управление своей познавательной деятельностью. Оценивается умение учиться, т.е. совокупность способов действий, которые обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно – познавательные и учебно – практические задачи с использованием средств учебного предмета, в том числе на основе метапредметных действий.
Представленный курс имеет развивающую, деятельностную и практическую направленность, носит метапредметный характер. Учащиеся получат знания, которые будут необходимы при подготовке к экзаменам, расширят кругозор, повысят эрудицию, уверенность в себе.
Учитель математики ___________________ /Пинаева К.А./
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа среднего (полного) общего образования по курсу математики 10-11 классы (базовый уровень)
Рабочая программа среднего (полного) общего образования по курсу математики 10-11 классов (базовый уровень) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общ...
Рабочая программа среднего (полного) общего образования по курсу математики 10-11 классов (профильный уровень)
Рабочая программа среднего (полного) общего образования по курсу математики 10-11 классов профильного уровня (физико-математического) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственно...
Рабочая программа элективного предмета «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию» 10 класс
Рабочая программа по курсу «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию» систематизирует и конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса, рассчитана на 34...
Рабочая программа элективного предмета «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию» 10 класс
Рабочая программа по курсу «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию» систематизирует и конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса, рассчитана на 34...
Рабочая программа элективного предмета « Уравнения и неравенства с параметрами» 10 класс на 2016-2017 учебный год
Элективный предмет «Решение уравнений и неравенств с параметрами» составлен на основе авторской программы Д.Ф.Айвазяна с одноименным названием и является предметно-ориентированным и предназнач...
Рабочая программа элективного предмета "Подготовка к ЕГЭ по математике" 10-11 класс.
Рабочая программа предназначена для организации подготовки к ЕГЭ по математике в 10-11 классах. Расчитана на 1 час в неделю. Всего в 10 классе-35 часов, в 11 классе -34 часа. Может использоваться как ...
Рабочая программа элективного предмета "Подготовка к ЕГЭ по математике" 10-11 класс.
Рабочая программа предназначена для организации подготовки к ЕГЭ по математике в10-11 классе. Расчитана на 1 час в неделю....